рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия истории в истории философии

Философия истории в истории философии - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ По Существу Философия Истории Начинается В Античности Работа...

По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пытались подходить к историческим событиям объективно. В это же время для них характерна вера в действие в истории рели­гиозно-этических сил и определяющую роль выдающихся личностей в истории. В целом история у древних мыслителей приобретает форму циклического развития как совокупность вечно повторяющихся фаз, в основном форм государст­вен­ного устройства.

В период Средневековья господствуют поиски теорети­ческого обоснования целостности истории на религиозной основе. В христианстве история общества толкуется как не­кий упорядоченный процесс, программу и смысловое содер­жа­ние которого задает Бог. Миром правит Божественное провидение. При этом история якобы движется к некому высшему и конечному состоянию, находя­щемуся пока в будущем. А это есть уже эсхатология, т. е. идея о конце истории. Следует отметить, что в данном толковании истории не отвергается некоторая активность субъектов истории. История толкуется как становящееся бытие. История пред­стает не только как постижение собственной ущербности (грехопадения людей) и взросления человечества, но и как движение к высшему состоянию, обеспечиваемое в какой-то мере укорененной в бытии свободой человека. Однако в основе своей данная концепция истории все-таки является провиденческо-эсхатологической. Основные ее идеи вы­дви­нуты Августином Блаженным и развиты Фомой Аквин­ским. Впоследствии эти взгляды разрабатывались русской религиозной философией XIX – начала XX века (П.Я. Чаа­да­ев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.) и философией неотомизма (Э. Жиль­сон, Ж. Маритен и др.)

В Новое время (в эпоху Возрождения и Просвещения) религиозным концепциям развития общества противопостав­ляют рациональное объяснение исторических фактов. Логи­ка истории представляется присущей самой человеческой дея­тель­ности. Полагается, что общество возникло и разви­вается естест­вен­ным путем, как гражданская история. На место Божествен­ного провидения ставится понятие естест­вен­ного закона исто­рии и понятие прогресса. Так, соглас­но итальян­скому фило­софу Д. Вико, историческое развитие всех народов подчиняется единому закону. Все они проходят одинаковые стадии развития, но на разных уровнях истори­ческого процесса. Развитие идет по спирали, оно прогрес­сив­но и бесконечно. У истории нет конца и вневременного смысла.

Крупным представителем истории философии Нового времени был немецкий философ-просветитель Иоганн Гер­дер. Он рассматривал общественное развитие как непосред­ст­венное продолжение истории природы. Общественное раз­ви­тие, по его мнению, носит естественный характер. По Гердеру, высшая цель и критерий общественного развития есть гуманность. К этой цели человечество поступательно движется от менее совершенного состояния общественной жизни. Основным стимулом общественного развития высту­пает человеческая деятельность, направленная на удовлетво­рение потребностей. Связь, соединяющая людей в органи­ческую систему, - это культура. К ней он относит искусство, религию, семью и государство. В результате история пред­стает как «закономерное развитие культуры».

Идею прогресса в общественном развитии наряду с Вольтером отстаивали французские мыслители Анн Тюрго и Жан Кондорсе. Тюрго большое значение прида­вал росту экономики, науки, техники, указывал на тесную связь развития общества с изменением форм хозяйствен­ной жизни. Этим он подготовил почву для концепций экономи­ческого детерминизма, включая марксизм. Кондорсе критерием об­щест­венного прогресса считал степень развития человечес­кого разума. Исторические эпохи представляют непосредст­венные следствия достижений познающего мышления. В результате исторический прогресс оказывается управляемым.

Немецкое просвещение, прежде всего в лице Георга Гегеля, продолжило и развило идею о поступательном харак­тере исторического процесса, оцениваемого в конечном счете именно как история разума. Поиски этого разума Гегелем привели к обнаружению исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. В целом философия Нового времени, выдвинув отдельные рацио­нальные положения, не смогла преодолеть рамки идеа­листи­ческих и утопических (Т. Мор, Т. Кампанелла) пред­ставлений о развитии общества.

Альтернативой идеалистических и утопических концеп­ций философии является исторический материализм марк­сизма. Согласно ему история образуется практической дея­тельностью людей, удовлетворяющих свои материальные потребности. В основе истории лежит эмпирически наблю­даемое развитие общественных производительных сил. «Ко­неч­ную» цель истории можно не только ожидать, надеяться на нее и верить, но также и философски осмыслять, знать и практически постигать (осуществлять). Этой целью, в соот­ветствии с марксизмом, является такое развитие производи­тельных сил, общества в целом, при котором возможно осу­ществление принципа «от каждого по способностям — каж­до­му по потребностям». Однако в силу косности и инерт­ности биологической природы человека даже производст­венные отношения социализма оказа­лись в настоящее время экономически неэффективными.

Для марксизма характерен формационный подход к исто­рическому процессу. Последний предстает как законо­мер­ная смена так называемых общественно-экономических фор­маций общества. Общественно-экономическая форма­ция — это само­разви­вающаяся система, включающая в себя опре­деленный способ производства (производительные силы и производст­венные отношения) и соответствующую ему над­стройку на определенном историческом этапе развития человечества. В целом К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовла­дель­ческую, феодаль­ную, капиталистическую и коммунис­ти­ческую. Он также указал на особый так называемый «азиат­ский способ производства». Последний был распространен в древних обществах Востока (Египет, Китай, Месопотамия) и близок по своим харак­терис­тикам первобытнообщинному. В соответствии с марксизмом внутренним источником развития истории и перехода от одной общественно-экономической формации к другой выступает, как мы уже упоминали, основное сквозное противоречие исторического процесса, противоречие между производитель­ными силами и производ­ст­венными отношениями. И это трудно отрицать.

Достоинством марксистского философского подхода к истории является ее объяснение как закономерного, объек­тивного процесса, строгая систематизация исторического процесса. Ограниченностью данного подхода является недо­статочный учет субъек­тивно-культурных факторов. В част­ности, личной активности людей, национальных и религиоз­ных особенностей субъектов истории.

В противоположность формационному подходу к об­щест­ву и его истории существует так называемый культу­рологи­ческий подход. Он представлен в истории философии немецким философом и культурологом Освальдом Шпенг­лером. Послед­ний отрицает прогресс и целесообразность
в человеческой истории, возможность существования единой общемировой, общечеловеческой культуры. В своей основ­ной работе «Закат Европы» (1918–1922) Шпенглер рассмат­ривал культуру как организм, проходящий периоды юности, зрелости, старения и упадка. История же у него предстает как ряд независимых, неповторимых, замкнутых «культур», но развитие каждой культуры, указанной выше, определяется «исторической логикой судьбы». В истории человечества Шпенглер насчитал следующие культуры: китайскую, вави­лон­скую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западноевропейскую, мексиканскую, культуру майя и нарождающуюся русско-сибирскую культуру. Продолжи­тельность существования каждой культуры — примерно тысяча лет. По мнению Шпенглера, начиная с XIX века, западноевропейская культура вступила в стадию упадка, т.е. стадию цивилизации. Последняя характеризуется им такими признаками, как преобладание рационализма, перенасыщение техники, наличие космополитизма и пацифизма.

Задачу философии истории Шпенглер сводит к постиже­нию «морфологической структуры» каждой культуры. В основе же отдельной культуры лежит ее «душа». Последняя есть суб­стан­циальное начало всех начал, или иррациональная «совокупность возможностей, которые необходимо осущест­вить». Так, в основе античной культуры лежит «аполло­новская» душа, араб­ской — «магическая», западноевро­пей­ской — «фаустовская» и т. д. В пессимистической доктрине Шпенглера история приобретает фаталистический характер, так как человек в ней ставится в очень жесткую зависимость от типа культуры. Тем самым упро­щается проблема несо­гласованности духа и действительности.

Альтернативой формационному подходу к обществу и его истории является и так называемый цивилизационный подход. Идея такого подхода была выдвинута еще русским мыслителем Н.Я. Данилевским. Однако наиболее полно и основательно этот подход был разработан английским исто­риком и социо­логом Арнольдом Тойнби в его 12-томной работе «Исследо­вание истории» (1934–1961). Тойнби при­знает, что обществен­ное развитие носит естественно-исто­рический харак­тер, являясь соединением свободы и необхо­ди­мости. Однако в отличие от формационного подхода он не признает лестнично-поступа­тель­ной формы развития истори­ческого процесса в целом. Скорее он выступает за «веерную» (состоящую из отдельных циклов) форму. Общественная жизнь представляется Тойнби в виде дис­крет­ных единиц социальной организации, которые он называет «цивили­зациями».

Согласно Тойнби цивилизация — это устойчивая общ­ность людей, объединенных духовными традициями, сход­ным образом жизни, географическими и историческими рам­ками. Главный критерий цивилизации — это духовный фак­тор, который он усматривает в религии. Тойнби уподоб­ляет цивили­зации биологическим видам с их биологической эво­лю­цией. В соответствующих терминах он описывает основ­ные фазы исто­ри­ческого существования цивилизации: «воз­никновение», «рост», «надлом», «упадок» и «разло­жение». По мнению Тойн­би, история в целом есть творение Бога, реа­лизующего ее через существование человека и человечества.

К историческим факторам социального развития Тойнби относит прежде всего «закон вызова и ответа». Само воз­никновение цивилизации и ее дальнейшее развитие опре­де­ляются способностью элиты (так называемого «творческого меньшинства») дать адекватный «ответ» на «вызов» истори­ческой ситуации, в конечном счете, на божественное вопро­шание. Эта последняя может быть выражена в форме невы­годного географического положения, отста­вания от других цивилизаций, военной агрессии и т.п. Если же нужный ответ не найден, в цивилизации возникают аномалии, которые, накапливаясь, приводят к «надлому», а затем упадку.

Однако следует отметить, что, по Тойнби, не всем циви­лизациям суждено пройти все фазы развития, как и возможна надежда избежать конца цивилизации или, по крайней мере, отдалить его. Жизнеспособности цивилизации способст­вуют компетентность элиты, рациональность социальных струк­тур, морально-религиозные ценности. Более того, Тойнби считает возможным слияние цивилизаций в будущем на осно­ве религиозной интеграции. В этом он усматривает про­гресс человечества. По утверждению Тойнби, «цивилиза­ции приходят и уходят, а Цивилизация остается».

Достоинством концепции философии А. Тойнби является акцентирование внимания на многообразии и гуманизме исторического процесса, на уникальности и неповторимости жизнедеятельности его субъектов. Но его концепция носит ре­лигиозный характер и слишком антропоцентрична. Лич­нос­ти (прежде всего выдающиеся) со­здают историю, а об­щество есть лишь посредник во взаимо­действии людей между собой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия истории в истории философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9   В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории — теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ч

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги