1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связывая исследованное, заключать о том, что нельзя добыть первым путем».
Как называются в гносеологии способы исследования, на которые указывает автор?
2. «Чтобы писать историю, надо забыть о своей вере, своем отечестве, своей партии» (П. Буаст).
Какой методологический принцип подхода к истории провозглашает данное заявление?
3. «История — самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики» (И. Ганди).
Объясните с философской точки зрения истинность данного суждения.
4. По мнению русского историка М.Н. Покровского, «история — это политика, опрокинутая в прошлое».
О каком характере (особенности) исторического знания свидетельствует это замечание?
5. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский заметил: «История добывает для юности разум стариков».
Как вы понимаете это выражение?
Литература
1. Бердяев Н. Смысл истории / Н. Бердяев. – М., 1990.
2. История и синергетика: методология и исследования. – М., 2005.
3. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Соч. – М., 1994. – Т. 1.
4. Кармин А.С. Философия / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб., 2001.
5. Самсонов В.Ф. С философской точки зрения: Философия в вопросах и тестах / В.Ф. Самсонов. – Челябинск, 2004. Тема 14.
6. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.
7. Философия истории: Антология. – М., 1994.
8. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М., 1993.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.