Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о характере социальных изменений, вопрос о направленности изменений и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности и критерияхсоциального прогресса приобрел особую актуальность.В связи с кризисной ситуацией нашей цивилизации вопросы общественного прогресса и перспектив развития человечества имеют не только теоретическое, но и практическое значение.
Современная история все больше стала приобретать всемирный характер. Создается всемирный рынок труда и капитала, быстрыми темпами развивается мировая торговля. Возросла интенсивность политических и культурных контактов на международной арене. Современный мир становится все более связанным, а социально-экономические и культурные процессы все более взаимозависимыми. Глобализация человеческой истории при наличии различных социальных систем, а также различных политических, экономических и национальных устремлений народов мира порождает множество острых противоречий и конфликтов.Поэтому, очевидно, нельзя трактовать исторический прогресс упрощенно — как плавное, непрерывное восхождение по пути к совершенству. Даже отрицание прогресса не является совершенно беспочвенным. Сегодня налицо «расстыкованность» различных осей социального прогресса.
Вопрос о направленности социальных изменений, как мы знаем, рассматривался передовыми мыслителями каждой эпохи. Однако стремления и идеалы, с позиций которых люди оценивают социальные изменения, различны даже в одну и ту же эпоху, не говоря уже о том, что они меняются в ходе истории. И это один из возможных источников многообразия мнений по данной проблеме. Так, уже в античностимы сталкиваемся с противоположными позициями. В частности, Демокрит, Эпикур и Лукреций развивали идею прогресса (восходящего движения общества), а Гесиод и Сенека проповедовали идею регресса, то есть движения общества по нисходящей линии. Как уже отмечалось, Д. Вико признавал циклический характер социального движения, а Г. Гегель — развитие по спирали.
Так существует ли реально общественный прогресс, какова его сущность и признаки? Для начала дадим определение этого понятия. Прогресс—это объективная закономерность восходящей направленности социального движения, выражающаяся в усилении производительных сил, совершенствовании производственных отношений, качественном преобразовании форм человеческой жизни, совершенствовании человека как личности. Реальное наличие прогрессав обществе подтверждаетсяобъективными фактами истории.
Конечно, не надо забывать, что поступательное движение человеческого общества никогда не протекало прямолинейно, чисто эволюционным (постепенным) путем. Историческое движение человеческого общества подчиняется диалектическим закономерностям. Не случайно еще Н.Г. Чернышевский отмечал: «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри».
Общественный прогресс противоречив по своей природе. Как тенденция движения, направленного вперед, общественный прогресснеобходим, неизбежен и неумолим. Но общественное развитие всегда сопровождается элементами регресса. Не существует абсолютного прогресса и абсолютного регресса, онидополняютдруг друга. И тем более прогресс в одном отношении всегда есть регресс в другом отношении. Например, современный научно-технический прогресс сопровождается разрушением (деградацией) окружающей природной среды.
Общественный прогресс как диалектический процесс включает в себя и периоды эволюционныхпостепенных изменений, и периоды скачкообразных, революционных изменений. Материальную основу социальных революций составляют противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Революция же является способом разрешения таких противоречий на основе закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Важнейшее значениедля определения закономерностей общественного прогресса имеет установление его критериев. Известны и почти бесспорны частные критерии прогресса в отдельных областях общественной жизни. Так, показателем прогресса в социальной сфере выступает уровень роста качества жизни населения, уровень его благосостояния. В политической сфере показателем прогресса является степень развития демократии, соблюдение прав и свобод человека. В духовной сфере показателем прогресса выступает развитие науки, просвещения, образования, культуры и нравственности.
Однако для общественного прогресса в целом должен существовать общеисторический критерий. Он должен быть связан с основной детерминирующей силой общественного развития и должен выступать в качестве единого эталона,измеряющего все социальные явления. Точнее говоря, на наш взгляд, такой критерий должен быть, по существу, комплексным, и к этому склоняется большинство отечественных философов. Он должен учитывать и объективно-материальные,и субъективно-гуманитарные факторыобщественного развития. При определении подлинного социального прогресса необходимо учитывать не только уровень развития производительных сил общества, но и социальные возможности и последствия самого производства, определяющие положение человека в обществе, его условия существования и развития в обществе. Мы знаем из истории вообще и отечественной истории в частности, что высокий уровень развития производительных сил еще не гарантирует благополучного существования людей в обществе, а часто даже при этом они могут влачить жалкое существование. Американский публицист и экономист XIX века Генри Джордж писал о прогрессе своего времени: «Пока все увеличивающееся богатство, которое приносит современный прогресс, идет только лишь на создание огромных состояний, увеличение роскоши и обостряет соперничество между Обладанием и Нуждой, прогресс нереален и нестабилен». И, конечно, прав Андрей Вознесенский, когда писал:
Все прогрессы — реакционны,
если рушится человек.
Таким образом, можно принять, что «общим критерием общественного прогресса является уровень производительных сил, включающих самого человека в качестве главной производительной силы и, стало быть, предполагающих наличие в обществе свободы и демократии как условия его всестороннего развития» (Философия: учеб. пособие / под ред. Н.И. Жукова. – Минск, 1996. С. 288).