Глобальные проблемы современности

Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и писатели стали высказывать озабо­ченность так назы­ваемыми «глобальными проблемами». Под ними принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос само существование человечества и даже саму жизнь на Земле.

Актуальность и необходимость решения гло­баль­ных проблем подтверждается и определяется рядом факторов и фактов,реалий XX века. К ним относятся интенси­фикация и резкое ускорение темпов общественного развития, усиление взаимозависимости в развитии всех стран мира, воз­мож­ность необратимой деградации природной среды, исчер­паемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения челове­чест­ва, неуклонный рост численности населения в плане­тарном масштабе, кризис природного человека и другое.

Более конкретно говоря, можно указать на следующие реалии, подтверждающие особый, переломный, характер совре­менной эпохи. Так, об интенсификации и ускорении процес­сов общественного развитиясвидетельствуют такие факты. По расчетам экономистов в современном, пост­индустриальном, обществе в добывающей и сельско­хозяйст­венной промышлен­ности валовой продукт на душу населения в 10–20 раз выше, чем в предшествующем, индустриальном. И если переход от письма к печати совершился через 5 тыс. лет, то для перехода от звукозаписи и телевидения к современным компьютерам потре­бовалось всего около 40 лет. «Компьютерная революция» произ­водит настоящий переворот во всех областях жизни людей. Идет компью­теризация производства, образования, печатного дела, сферы управления и сферы услуг. Вообще относительная стабиль­ность современного общества держится на неудержимом росте темпов развития производства. Однако широкое ис­поль­зо­вание различной техники, в том числе информацион­ной, наряду с достоинствами таит для человека массу опас­ностей, начиная от разного рода болезней и кончая возмож­ностью тотального контроля над личной жизнью.

Наряду с интенсификацией и ускорением темпов роста производства происходит неуклонный рост численности насе­ления. Динамика роста народонаселения Земли харак­теризуется такими показателями. К началу нашей эры на Земле насчиты­валось около 200–250 млн человек. Для удвое­ния этого коли­чест­ва потребовалось 13 веков, но следующее удвоение про­изошло уже за 600 лет. В настоящее время на нашей планете проживает примерно 7 млрд человек. Демо­графические прогно­зы предсказывают увеличение населения мира к 2025 году до 8,5 млрд. Ежегодно на свет появляется около 130 млн детей. Каждую секунду число людей на Земле увеличивается на три человека. Естественно, что такие темпы роста народонаселения обостряют проблему питания и здра­во­охранения, а также увеличивают нагрузку на природную среду. К тому же допол­нительным противоречием, связан­ным с народонаселением, является то, что этот рост осущест­вляется разными темпами в различных странах. С одной стороны, основной прирост насе­ления дают Африка, Латин­ская Америка и Юго-Восточная Азия. С другой стороны, в ряде стран мира — в Европе и в России — наблюдается уменьшение численности населения и его значи­тельное старение.

Об увеличении антропогенной нагрузки на природную среду в XX веке, обэкологическом кризисе и его про­яв­лениях мы уже писали в теме «Природа как условие сущест­вования и развития общества». Приведем дополни­тель­ные факты. В процессе современной хозяйственной деятельности лишь 2–3% используемого природного ресурса остается в конечном продук­те, а остальное идет в отходы, загрязняющие окружающую среду. В результате сжигания различных видов топлива и обработки металлов ежегодно в атмосферу вы­брасывается до 20 млрд. т углекислого газа. Это ведет к «парниковому эффекту», к потеплению климата и возможной климатической катастрофе. Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20–40 раз быстрее, чем они могут естественно восстанав­ли­ваться. За последние 400 лет с лица Земли исчезли 24 вида птиц и 63 вида млекопитающих. В настоящее время под угрозой исчезновения находятся 10% растений и 20% животных. Интен­сивность жизни в Мировом океане снизилась на 30%.

Со второй половины XX века резко возросли масштабы и темпы добычи минерального сырья(полезных иско­паемых). К тому же основными источниками энергии до сих пор остаются невозобновимые минеральные ресурсы: нефть, уголь, газ, уран. И они по некоторым оценкам могут быть исчерпаны уже через 80–100 лет.

В настоящее время биосфераутратила способность стаби­ли­зировать окружающую среду. Порог устойчивости континен­тальной части биосферы превышен в 5–7 раз.

В XX столетии обострилась не только экологическая и демографическая проблематика, но и военно-политическая.В XX веке произошли две мировые войны, в которые были вовле­чены десятки стран и народов. В настоящее время растет коли­чест­во локальных войн, в которых гибнет масса людей, в том числе мирного населения. В мире накоплено большое коли­чест­во оружия массового поражения: хими­ческого, биологического, ядерного.

С августа 1945 года, с момента сброса ядерных бомб США на японские города Хиросиму и Нагасаки, началась принци­пиально новая эра в истории человечества. У него появилась реальная возможность самоуничтоженияи соот­ветственно проблемапредотвращения термоядерной войны. С этого же времени страны мира были вовлечены в затяжную гонку ракет­но-ядерных вооружений. К настоящему времени накоплено и хранится в военных арсеналах не­сколько десятков тысяч ядер­ных боеприпасов. Только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 года насчитывалось 25 тысяч ядерных боеголо­вок. И если атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, унесла 240 тысяч челове­ческих жизней, то нынешний потенциал позво­ляет уничто­жить все живое на Земле 30–35 раз. Что же говорить об эко­но­мических расходах, которые несут страны и народы, втя­нутые в гонку современных вооружений. Осенью 1961 года человечество уже побывало на грани применения ядерного вооружения во время Карибского кризиса между США и СССР. Исчезновение военного противостояния дух мощных военно-политических блоков — НАТО и Варшавского договора — не устранило ядерную угрозу для человечества. Количество ядер­ных держав все увеличивается. Некоторые страны упорно стре­мятся к обладанию собственным оружием массового поражения.

При рассмотрении возможности ядерной катастрофы не следует забывать о факторе случайности как в отношении ис­пользования соответствующего вооружения, так и использо­вания «мирного» атома. На планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, и их количество увеличивается. Об указанной опасности напоминают катастрофа на Черно­быльской АЭС и авария на химкомбинате «Маяк» в Челя­бинской области в 1957 году. К тому же не исключена опасность террористи­ческих актов против ракетно-ядерных и атомных объектов.

Многие выдающиеся ученые и философы (А. Эйнштейн, К. Ясперс, Б. Рассел, Ф. Жолио-Кюри и др.) еще в середине XX века осознали опасность ядерной войны и призвалилюдей объединиться во имя сохранения мира.

Острейшей глобальной проблемой современности явля­ет­ся преодоление отсталости слаборазвитых стран и уста­новление нового международного экономического и полити­ческого сотрудничества (миропорядка). В настоящее время качество жизни населения промышленно развитых стран и стран слаборазвитых («третий мир») резко различается. В 1992 году 20% наиболее богатых стран получало 83% миро­вого дохода на долю осталь­ных приходилось всего 17%, а на долю их бед­нейшей части — всего лишь 1,4%. Смертность в развивающихся странах в пять с половиной раз выше, чем в развитых. Решение указанной проб­лемы невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества.

Состояние современной цивилизации подвигает челове­чест­во к необходимости более тесного объединения. В силу об­щественного характера производства и разделения труда это касается прежде всего экономики, а в связи с ней и других сфер мирового сообщества. Новые потребности и проблемы челове­чест­ва требуют установления нового, спра­ведливого экономи­чес­кого, социального, политического и информационного по­рядка, перехода ккачественно иной системе управления гло­баль­ными процессами. Возникает прин­ципиально новая модель цивилизации. Конечно, ста­новление нового мирового порядка не проходит гладко, прямолинейно, без противоречий. Тенденции интеграциипротивостоит тенден­ция дифференциации,изоляционизм и национализм отдельных стран и народов. В частности, интегративная трансформация мировой экономики привела к доминированию отдельных стран в мировом сообществе. Это породило новую форму неравенства и противостояния, вы­звало движение антиглобалистов, феномен глобального терроризма и т. п. Однако в современном мире тенденция к интеграции, к целостности преобладаетнад тен­ден­цией к дифференциации и дискретности единого мирового процесса. Человечество — самоорганизующаяся живая система, пре­одолевая раздробленность и разногласия, стремится к своему единству и устойчивости.

Общий кризис современной цивилизации затронул и са­мого человека. И соответственно история XX века показала несо­стоя­тельность старой, просветительской, формы гума­низ­­ма как идеи высшей ценности и совершенства человека. Все проблемы современного сложного и противоречивого ми­ра персонифицируются во внутреннем мире человека, отра­жаются в его мировоззрении и проявляются в его поведе­нии. Современный научно-технический прогресс порождает кризис природного человека. До технической эпохи чело­век чувствовал себя единым с природой. С бурным развитием тех­ни­ки стал разрушаться природный мир человека. Техника осво­бождает человека от его естественных функций: физи­чес­кого труда, активного движения, живого общения и т. п. В со­циаль­ном плане современный человек превратился в «одно­мерное существо», в «винтик» огромной социальной машины. Совре­мен­ный человек сосредоточился на потреб­лении материальных благ и в широком масштабе приобрел многие отрицательные привычки типа наркомании и алко­голизма. Современный чело­век — это «рыночный человек», живущий по принципам: «Своя рубашка ближе к телу», «Бери от жизни все», «После нас хоть потоп». «Человек в себе» превратился в «человека для себя».

Сложности и противоречия глобализации порождают ду­хов­ный кризис человека. Прежние мировоззренческие уста­новки приходят в противоречие с новыми реалиями жизни. Таким образом, можно констатировать, что современная планетарная цивилизация представляет собой динамичное противоречивое образование, находящееся на переломном этапе своего развития. Различные конкретно-исторические причины и противоречия современного мирового сообщества породили многообразные глобальные проблемы, острота которых свидетельствует о гло­баль­ном кризисе современной цивилизации.

Все глобальные проблемы современности могут быть сведены к трем основным группам:

1) проблемы системы «природа — общество» (проблемы окружающей среды, ресурсов, энергетики, продовольствия);

2) интерсоциальные проблемы (проблема войны и мира, ми­ровые экономические проблемы, проблемы отсталости отдель­ных стран и т. п.);

3) проблемы системы «человек — общество» (проблемы научно-технического прогресса, проблемы народонаселения, здравоохранения, образования, культуры).

Непосредственными и общими причинамивозникно­ве­ния глобальных проблем являются преобладание стихий­ности в управлении природными и общественными процес­сами, потре­би­тельское отношение к социоприродным цен­нос­тям, неравно­прав­ные экономические отношения между развитыми и разви­ваю­щимися странами. Однако более глу­бо­кими причинами и противоречиями глобальных проб­лем являются следующие:

– ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития;

– разнонаправленность и неравномерность социальных изменений;

– обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или другого группового характера;

– неуравновешенность сложившейся системы межгосу­дар­ст­венных отношений;

– углубление противоречий между обществом и природой;

– нарастание тенденций к взаимозависимости и единству всего человечества;

– тенденция к деградации человека как личности.