Социальное прогнозирование и научное предвидение

Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания является составной частью учения о про­грессе. Прогно­зи­рованиеесть специальное научное иссле­дование, предметом которого выступают перспективы разви­тия какого-либо явле­ния. Объектом социального прогнози­рования, естественно, является общество. Прогнозирование есть разновидность предвидения,то естьопределения условий и вероятности тех или иных будущих событий.

Современное цивилизационное общество не может разви­ваться без научного прогнозирования и предвидения, ибо от этого зависит судьба грядущих поколений. Значение пред­виде­ния особенно актуально в переломные эпохи истории, в част­ности в современную, когда под вопросом судьба су­щест­во­вания самого человека. Поэтому человек и челове­чество не должны пребывать в ситуации, которую описывает русский поэт и прозаик Вадим Шефнер:

И нет пути темней и безысходней —

Шагать, не зная завтра и вчера,

По лезвию всегдашнего сегодня.

В истории философии вопрос о возможности предви­дения рассматривался неоднократно, но не получил одно­знач­ного решения. Положительнона этот вопрос отвечали такие мыслители, как Платон, Августин Блаженный, Мор, Фурье, Оуэн, Чернышевский, Достоевский, Маркс, Ленин и все совет­ские марксисты. Отрицательный ответна данный вопрос определенно демонстрировали представители неокан­тианства (Коген, Виндельбанд, Кассирер, Риккерт и др.). Отрицает воз­можность познания исторического развития на научной основе и прогноз на будущее и основоположник критического рацио­нализма К. Поппер.

На чем основывается возможностьсоциального предви­де­ния и достоверностьпрогнозирования? В онтологическом плане такая возможность базируется на объективности законов самого бытия, его причинно-следственных связях. В гносео­ло­ги­ческом плане данная возможность вытекает из безгранич­ных возможностей самого познания. В психоло­ги­ческом плане воз­можность социального предвидения бази­руется на способности сознания к опережающему отраже­нию. В формально-логи­ческом плане рассматриваемая воз­можность связана с тем, что законы логики всегда остаются неизменными как в настоящем, так и в будущем.

В аспекте диалектики объективную основу социального про­гно­зирования составляет взаимосвязьнастоящего и бу­ду­щего, старого и нового, действительности и возмож­ности. Будущее содержится в настоящем, новое содержится в старом. При этом будущее заключено в настоящем как возможность, как скрытая тенденция дальнейшего развития действительности. Будущее содержится в настоящем потен­ци­аль­но в форме объек­тивных и субъективных предпосылок. Поэтому какая тенденция реализуется в действительность в будущем, зависит от этих объективных и субъективных факторов как условий превращения возможности в дейст­вительность. Социальное прогнозирование как диалекти­чес­кий процесс познания совер­шается на основе перехода от субъективных начал к объек­тивному порядку вещей, от массы случайностей — к необ­ходимому.

Таким образом, можно констатировать, что социальное про­гнозирование чрезвычайно сложно из-за влияния субъек­тивного фактора и вероят­ностногохарактера многих соци­альных законов. Иными словами, социальные прогнозы затруднены в связи с многофакторностью социальных процессов, их поливариа­тив­ностью, недостаточной исследо­ван­ностью важнейших пара­метров социальной системы, в том числе и мировой.

В связи с уже указанными сложностями социального про­гнозирования можно еще отметить, что предвосхищение буду­щего в широком плане есть, в сущности, междисципли­нарное комплексноеисследование, в котором интегриру­ются не только знания гуманитарного профиля, но и естественно-научного и научно-технического.

Социальное предвидение развития мировой цивилизации стало научным по методамтолько во второй половине XX века с возникновением футурологии(от лат. futurum — будущее) как специальной области знаний о будущем чело­вечества. В это время в исследованиях будущего широкое распространение получил метод компьютерного моделиро­вания. Последний по­зволяет математически обрабатывать результаты принимае­мых моделей развития общества на определенном отрезке вре­мени. В результате возникает до­статочно достоверное знание о будущем. Основоположником нового метода прогнозирования — глобального логико-математического моделирования с ими­та­цией процессов на ЭВМ — является американский ученый Джей Форрестер.

Философияпо отношению к футурологии выступает как общая методология. Она обосновывает понятия «предви­дение» и «прогнозирование», предлагает хронологическую периодиза­цию будущего, в частности, выделяя непосредст­венное (до 20–30 лет), обозримое (до 100 лет) и отдаленное (свыше 100 лет) будущее. Философия разрабатывает научные критерии предви­дения, к которым прежде всего относятся обобщение теорети­ческих и экспериментальных данных, учет закономерностей и связей явлений. Философия также иссле­дует принципы и ме­тоды социального прогнозирования. К основным принци­памсоциального прогнозирования обыч­но относят систем­ность, непрерывность, альтернатив­ность и верифицируемость(про­веряемость). Среди методов по­ми­мо уже отмеченного ком­пью­терного моделирования выде­ля­ют также экстраполяцию, историческую аналогию, сце­нарии будущего и экспертные оценки. Философия в целом участвует в формировании основных видов социальных прогнозов: поисковых, ана­ли­тических, нормативных, про­гно­зов-предостережений и других.

Социальное прогнозирование в настоящее время выпол­няет ряд важных для человека и общества функций: миро­воззрен­ческую, ориентировочную, предупредительную, норматив­ную, адаптационную и другие.

К всемирно известным ученым и философам, которые занимаются футурологическими проблемами, относятся сре­ди зарубежных А. Азимов, Д. Медоуз, Д. Нэсбитт, А. Печчеи, Д. Форрестер и другие, среди отечественных — И. Бестужев-Лада, А. Гончаренко, В. Косолапов, Н. Моисеев, Г. Шах­на­заров и другие.

Среди основных течений футурологической мыслиесть пессимистическиесценарии мировой цивилизации (тер­мо­ядер­ная война, экокатастрофа, генетическое вырождение человека и т. д.), есть и оптимистические, к ним, в част­ности, относится «стратегия выживания» Римского клуба. В 80–90-е годы XX века стало влиятельным так называемое «альтернати­вист­ское» течение. В центре его исследований находится положение о необходимости перестройки соци­ально-политической струк­туры современного общества и системы его ценностей.