Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека

Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адекватного подхода при его познании. На наш взгляд, человек в современной философии должен быть рассмотрен как целостное, деятельное, аксио­логическое, систем­ное и диалектическое существо. Подход к человеку, основанный на соответствующих принципах, можно назвать интегратив­ным или синтезирующим.Это адекватно предмету философии, ибо уже из определения ее следует, что она претендует на обоб­щенное и целостное видение чело­века. С целостностным фило­софским восприятием человека тесно связан принцип всесто­рон­него рассмотрения объекта познания в диалектической логике.

Необходимость интеграции знаний о человеке обнаружи­лась еще в середине XIX века в связи с достижениями естест­венных и социальных наук. Потребность в обобщении до­стиг­ну­тых к этому времени знаний о человеке и необхо­димость комплексного подхода к нему понимал, в частности, К. Маркс. Он пришел к выводу о том, что одной только философии недостаточно для создания целостного представ­ления о чело­веке. К. Маркс говорил о необходимости созда­ния в будущем единой комплексной науки о человеке, кото­рая включит в себя и естествознание. Аналогичной позиции
в наше время придержи­вался главный идеолог «нового мышления» и перестройки академик И.Т. Фро­лов. Первей­шую задачу сегодняшних гуманитариев он видел в том, чтобы как можно лучше «обеспечить — по крайней мере теоретически — комп­лексное исследование человека в сущест­вую­щей структуре науки» (Фролов И.Т. О человеке и гума­низме. – М., 1989. С. 27).

Однако философское знание о человеке не может быть тождественно частнонаучному и кумулятивному знанию; оно имеет свою специфику. В философии весь комплекс знаний о человеке представлен снятым, обобщенным образом. Выра­бот­ке такого знания во многом способствует деятельност­ный принциппо­знания человека. Этот принцип выступает инструментом, обна­руживающим и воспроизводящим специ­фику процессов, качеств и форм бытия человека. В конечном счете этот принцип помогает выявить специфику взаимо­связи человека с миром.

Не менее важное значение для философского познания человека имеет аксиологический принцип.Ценностный (аксиологический) подход к человеку развивал, в частности, основатель философской антропологии Макс Шелер.По его мнению, именно духовное, направленность человека к идеаль­ному ставит его выше витальных влечений и отличает его от животных. В принципе это верно, но нельзя забывать, что для Шелера развитие духовного есть осуществление божественного. Согласно современному итальянскому фило­софу Эвандро Агацци, философский подход предполагает осмысление человека в его направленности к совершенство­ванию, к идеалу. Однако аксиологическим принципом специ­фика философского подхода к человеку не исчерпывается, хотя принцип этот действительно очень важен.

Исследуя отношения человека к миру, философия, естест­венно, обращается и к ценностному аспекту этих отно­шений. В философской антропологии этот аспект человечес­кого существования трансформи­руется, в конеч­ном счете, в проблему смысла жизни, в вопрос — во имя чего живет человек? Да и человек в целом должен рассматриваться и пониматься в философии как само­цен­ность, как высшая цель и главный фактор общественного развития. В этом суть современного гуманизма, на это направ­лено новое мышление с его приоритетом общечеловеческих ценностей перед групповыми.

Что касается диалектического подхода к изучению чело­века, то все принципы диалектической логикимогут быть использованы для решения философско-антропологических проблем. Но особенно плодотворны уже упомянутый принцип восхождения от абстрактного к конкретному и принцип противоречия. Человек есть живое противоречие, единство противоположностей, таких, как биологическое и социальное, материальное и идеальное (духовное), внешнее и внутреннее, сознательное и бессознательное, сущность и существование, свобода и необходимость и т. д.

Среди многообразных понятий современной философ­ской антропологии основными являются сущность, природа и существованиечеловека. Часто термины «сущность чело­века» и «природа человека» используются синонимично, то есть как равные по значению. По нашему мнению, это неправомерно. По аналогии с определением сущности других предметов и явлений можно утверждать, что сущность человека относится к его наиболее общим и глубинным свойствам, отличающим его от других живых существ (в частности, от животных).

На вопрос, в чем же конкретно состоит сущность человека, философы отвечают по-разному. Они выделяют, под­черкивают разные качества человека как главные, опре­деляю­щие сущность его: существо общественное и про­из­во­дя­щее (марксизм), со­здающее символы (Э. Кассирер), «сверх­человеческое» (Ф. Ниц­ше), духовно-творческое (М. Ше­лер, Н. Бердяев), играющее (Й. Хёйзинга), свободное
(Ж.-П. Сартр), диалогичное (М. Бах­тин, М. Бубер), само­актуа­лизирующееся и любящее (Э. Фромм), словесное (гер­ме­невтика, постмодернизм) и т. п. На наш взгляд, ближе всего к истине марксистская точка зрения. Это более широ­кий и глубокий взгляд на человека, во многом покрывающий другие представленные здесь точки зрения.

Действительно, самое важное, самое главное в человеке не биологическая его составляющая и не чисто духовное само по себе, а его социально значимые качества. Без социальной составляющей вообще не может быть человека и личности. Без этого нет человека как родового существа, как типичного пред­ставителя рода человеческого (Homo sapiens). Сущность чело­века, его сознание и социальные качества формируются в соци­альной среде и предметно-практической деятельности. На это указывает антропосоциогенез и невоз­можность социализации ребенка, жившего среди зверей. И в филогенезе (развитии рода), и в онтогенезе (развитии инди­вида) ведущая роль принадлежит социальному. Следова­тельно, сущность человека предметно-деятельная, социокуль­турная. Поэтому будет оправданным оп­ре­делить сущность человека как совокупность его социальных качеств. А через анализ деятельности как способа существо­ва­ния человека мы можем раскрыть все его основные социальные качества. Конечно, сущность человека не есть что-то неизмен­ное и раз и навсегда данное, она имеет свои уровни и степень воплощенности в отдельных личностях.

Понятие «природа человека» конкретнее и богаче понятия «сущность человека». Природа человека проявляется и в какой-то мере схватывается уже на эмпирическом уровне существо­вания человека. С природой человекапринято связывать всю совокупность его устойчивых наклонностей и качеств. Это, прежде всего, физические способности, психи­ческие способнос­ти и способность к социальной жизни. На уровне индивида человек представляет собой живую систему в единстве трех основных составляющих: биологической, психической и соци­аль­ной. Можно сказать, что природа человека био­психо­социальна.

Природа человека изменчива и противоречива, что за­труд­няет ее познание и вызывает многообразные объяснения ее в различных философских концепциях. Уже сама «при­родная» организация человека противоречива: он принад­лежит двум мирам одновременно — природе и обществу. Это же определяет основные противоречия человеческого бытия, прежде всего противоречие биологического и социального. К положительной стороне противоречивой природы человека относятся качества и тенденции, способствующие его совер­шенствованию, к отрица­тельной — те, которые препятствуют его возвышению. К последним можно причислить ограни­чен­ность физических воз­мож­ностей (по сравнению с животны­ми), агрессивность, эгоизм и т. п.

Близким к понятию «природа человека» является понятие «существование человека». Это еще более конкретное поня­тие, чем понятие природы. Существование человека — это бытие индивида как целостного существа во всем многообра­зии его проявлений. Существование человека — это способы его сознательной и бессознательной жизнедеятельности, меняющей­ся в зависимости от обстоятельств.

Сущность и природа человека относятся к субстанциаль­ному его аспекту, а существование — к функциональному. Сущность и природа относительно устойчивы у людей, а су­щест­вование варьируется от человека к человеку и даже уникально (неповторимо) по отношению к жизненному пути индивида, к отдельной конкретной личности. Не случайно говорится, что под каждой могильной плитой сокрыта целая вселенная. В существовании реализуются сущностные и при­род­ные силы человека. Существование — это жизнь человека во всей ее полноте и противоречивости. С последней связаны такие диалектические противоположности в жизни человека, как свобода и необходимость.

Проблема существования находится в центре внимания философии экзистенциализма. С точки зрения Ж.-П. Сарт­ра, существование предшествует сущности. Но с диалектико-мате­риа­листической позиции сама сущность формируется одновре­менно с процессом существования и постоянно при­сутствует в человеке. Это признают и некоторые пред­ставители экзистен­циализма. Так, А. Камю справедливо полагает, что сущность с самого начала присутствует в становящемся существовании в качестве «семени». Вообще экзистенциалисты растворяют философское по­ни­мание чело­века и его бытия в конкретике субъек­тивного мира индивида, особенно в неблагоприятных его пере­жи­ваниях (страх, от­ветст­венность, одиночество, смерть и т. п.) В конечном счете в их философии дается не объяснение сущ­ности и сущест­вования человека, а описание их многообразных проявлений «здесь и теперь». Отсюда одна из важнейших экзистен­циа­листских характеристик существования — ее теоре­тическая невыразимость.