Основные аспекты бытия человека

Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспектов бытия человека можно выделить такие феномены, как свобода, ответственность, отчуждение, вера, любовь и счастье.

Способность к деятельности является родовым призна­ком человека. Деятельность выступает как непосредственный про­цесс функционирования человека, его взаимодействия с окру­жающей действительностью. Деятельность по сравне­нию с по­ве­дением животных есть более активное и более рациональное отношение субъекта к миру, и она органически связана с целе­полаганием, чего нет у животных. Деятель­ность — это специ­фи­чески-человеческий способ отношения к миру, представляю­щий собой целесообразный процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобра­зует природу, общество и самого себя.

Необходимыми атрибутами деятельности являются субъ­ект и объект деятельности, средства и цель деятельности, способ и результат деятельности. Все эти компоненты дея­тельности взаимо­связаны и находят выражение в поступке. Последний связан с мировоззрением и ценностной ориен­тацией индивида. На основе идеалов и представлений о мире в процессе и ре­зультатах деятельности может проявляться творчество, что также принципиально отличает человека от животного. Вообще человек в актах деятельности способен трансцендировать, т. е. осуществлять выход за границы наличного бытия путем устремленности в будущее (в воз­мож­ный мир), выражающийся в оценке последствий своего свободного выбора целей и средств деятельности.

Деятельность выступает способом бытия человека, так как в деятельности онвыра­жает самого себя. Вне деятель­ности самореализация человека невоз­мож­на. По харак­теру деятельности можно судить о мере ответственности чело­века, его социальной ориентации. Дея­тельность раскрывает дина­мику индивидуального и социаль­ного бытия человека и обеспечивает его целостность.

Объективную зависимость индивида от необходимых усло­вий его существования выражают его потребности. Осо­знанная индивидом потребность становится мотивом, по­буж­дающим его к деятельности. Это идеальная (субъек­тив­ная) побуди­тель­ная сила деятельности. С потребностями тесно связаны инте­ресы индивида (личности), которые являются проявлением его активного отношения к окружаю­щему миру. Интересы характе­ризуют предметную (конкрет­ную) направленность деятель­нос­ти, склонность индивида к определенной деятельности. Активно воздействуя на окру­жаю­щий мир, на условия своего сущест­вования, человек творит вокруг себя «вторую природу».

Деятельность выступает не только способом удовлетво­ре­ния потребностей, но и фактором воспроизводства и рож­дения новых потребностей. Во взаимодействии потребностей, интере­сов и практики рождаются и соответствующие этим потребнос­тям различные виды деятельности. В диалектике потребностей и деятельности заключается общий источник самодвижения и саморазвития человека. На основе описа­ния различных форм деятельности абстрактное понятие «че­ло­век» наполняется конкретным содержанием, соответст­вующим существованию человека во всем богатстве его проявлений.

Основным видом человеческой деятельности являетсятруд.Это целесообразная деятельность людей, направленная на освое­ние и преобразование природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей чело­ве­ка и общества. Вся история цивилизации есть не что иное, как постоянная деятельность людей, ориентированная на достиже­ние материальных и духовных благ. Труд как компонент мате­риально-производственной сферы обеспечи­вает общество необ­хо­ди­мым количеством продуктов потреб­ления и гарантирует определенный жизненный уровень лю­дей. Труд, таким образом, является необходимым условием существования человека и общества. Содержание и формы труда исторически меняются, но он всегда остается основ­ным видом человеческой деятельности.

В силу своей сложности труд может изучаться во многих аспектах. Прежде всего, отметим взаимо­связь сущности чело­века и сущности труда. Труд из социального животного соз­дал человека. Он есть воплощение родовой сущности чело­века, и в то же время он является способом реализации его сущностных сил. В настоя­щее время общество вступило в высокотехническую и инфор­мационную стадии развития, и проблема труда приобрела новые черты, которые изучаются различными специалис­тами. Растет не только экономи­ческая, но и нравственно-личностная ценность содержания труда.

Субъектом труда является человек. Труд придает жизни человека определенную целесообразность и значимость. Права социолог А.А. Русалинова, когда утверждает, что серь­ез­ную угрозу человеку и обществу представляет возникшая
в условиях современной рыночной экономики тенденция «раз­ру­шения труда», которая проявляется в массовой без­рабо­ти­це, несоразмерно низкой оплате работников некоторых об­щест­венно важных сфер трудовой деятельности (образо­ва­ние, наука, искусство и т. п.).

Действительно, ценность труда особенно остро ощу­ща­ется, когда человек оказывается безработным. На это обратил внима­ние еще известный русский философ И.А. Ильин. По его справедливому мнению, безработица, как таковая, пусть обеспе­чен­ная или даже заполненная частными и государст­венными субсидиями, унижает человека и делает его несчаст­ным. И наоборот, труд с общечеловеческой точки зрения был и остается нравственным долгом человека, сферой реализа­ции различных способностей, ареной высоких достижений, мерой признания и благодарности потомков.

Почти всякая деятельность, в том числе и трудовая, пред­полагает творчество. Последнее есть человеческая деятель­ность, порождающая новые материальные и духовные цен­нос­ти. В современных концепциях бытия человека творчест­во рас­сматривается как проблема существования конкретного чело­века в мире, как вопрос его личного знания и опыта, как средство его обновления, развития и самосовершенствования. Человек — универсальное существо, и его способности по­тен­циально безграничны. Нет принципиальных ограничений для изобретения все новых и новых видов деятельности и овладения ими. Творчество выступает наиболее адекватной формой су­щест­вования человеческого в человеке, а творчес­кая безгранич­ность человека лежит в основе динамики его бытия.

Творчество всегда индивидуально-личностно. По сло­вам В. Розанова, человек «приносит нечто новое в мир всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исклю­чительным, что принадлежит ему одному» (Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990. С. 14). В субъективно-духовном плане творчество есть тесное единство фантазии, предвидения и интуиции личности. Нередко оно связано с особым психологическим феноме­ном — состоянием вдох­новения, творческого экстаза, в кото­ром субъект ощущает большой прилив сил и проявляет наиболь­шую активность и работоспособность.

Конечно, нельзя забывать, что, как говорил М. Горький, вдохновение — такая гостья, кото­рая не любит посещать ленивых. Более того, творчество требует от личности твер­дости и мужества, ибо оно всегда есть вызов устоявшимся представлениям, традициям и нор­мам. Но в данном случае, как говорится, овчинка стоит выделки. Творец не только отдает себя вовне, людям, обществу, но и обогащает сам себя. В твор­честве происходит саморазвитие человека, рас­ширение и обо­га­щение его внутреннего, духов­ного мира.

Подобно труду, играесть фундаментальная особенность нашего существования. Игра — это деятельность, соединяю­щая в себе реальное и воображаемое. Игра — это особый тип наслаждения своей свободой, своим простором мысли и дейст­вия. Не случайно известный педагог П.Ф. Лесгафт утверж­дал, что человек только тогда и живет, когда он играет. Игре, как и любви, все возрасты покорны. Нидер­ландский ученый, теоретик культуры Йохан Хёйзинга рас­сматривал игру как все­об­щий принцип становления чело­веческой культуры. Именно после появления его книги "Homo Ludens" («Человек играю­щий») (1938) понятие игры вошло в широкий научный оборот. Известный философ Людвиг Витгенштейн рассматривал языко­вые системы в их коммуникативных функциях как своеобразные «языковые игры». В первой половине XX века была соз­дана математи­ческая теория игр (Э. Цермело, Дж. Ней­ман, Г. Морген­штерн), предложившая анализ моделей принятия решений в условиях неопределенности. Хотя «тео­рию игр» следует считать скорее отраслью математики или кибернетики, она все-таки исследует дея­тель­ность как игру в широком смысле этого слова. В соот­ветствии с данной теорией фактически все виды деятель­ности могут быть представлены как игра (мате­матическая модель).

Несмотря на то, что понятийный анализ игры затрудни­телен, можно дать следующее ее определение. Игра есть форма человеческих действий или взаимодействий, в которой человек выходит за рамки своих обычных функций или узко­утили­тарного употребления предметов. С философской точки зрения игра может рассматриваться как способ моде­лиро­вания связей человеческого бытия. И это понятие важно для философии как средство понимания фундамен­таль­ных отно­шений между людьми, между человеком и окру­жаю­щим миром.

Детские игры чрезвычайно важны в процессе социализа­ции индивида. Они есть важнейшее условие естественного становления и развития личности. Игра стимулирует ребенка к освоению и поддержанию правил согласованного бытия.

Игра имеет определенную значительную ценность и как элемент творческого поиска. Она освобождает сознание от уз стереотипов и способствует построению вероятностных мо­де­лей исследуемых явлений, конструированию новых худо­жест­венных или философских систем. Однако высшая цен­ность игры не в ее результатах, а в самом игровом процессе. Видимо, поэтому люди так любят играть.

Проблема свободы — один из важнейших и центральных вопросов философии. Но вопрос прежде всего в том: возмож­на ли свобода вообще? Очевидно, что абсолютной свободы нет, ибо любое наше конкретное действие, поступок чем-то детерминированы. Видимо, о свободе в плане бытия человека можно говорить только в той степени, в какой наши действия и поступки личностно обусловлены, исходя из нашей воли. Свободным может быть только тот человек, который наделен волей. В экзистенциальном плане свобода есть способность человека овладеть условиями своего бытия, выбора своих действий и поступков.

Свобода воли есть способность человека к самопроиз­воль­ным актам поведения. Она есть компонент сущности человека и его жизни, индивидуальной формы его бытия. Индивидуаль­ность — это сам конкретный человек. И он сам в конечном счете решает, как поступить в том или ином случае. Поэтому в своей последней инстанции сознание и жизнь свободны. Не случайно Жан-Поль Сартр говорил о способности человека создавать свою жизнь, опираясь на свободу.

Вопрос о свободе как соотношении индивида и его дея­тельности тесно связан с ответственностью. Свободный чело­век имеет возможность выбирать между различными спосо­бами поведения.

Ответственностьесть способность человека к поведе­нию, соизмеряющему свою самостоятельность (свободу) с действия­ми других людей и разнообразных социальных структур. Нормальным бытием человека является ответст­венное бытие. И мерой этой ответственности является долг, совесть, честь.

В процессе существования человека возможны ситуации, ведущие к подавлению свободы и прав личности. В этом случае говорят об отчуждениичеловека от каких-то структур и цен­ностей. Отчуждение — это состояние (процесс) бытия чело­века, характеризующееся превращением деятельности, ее усло­вий, структур и результатов в самостоятельную довлеющую над ним и враждебную ему силу. Преодоление отчуждения видится на путях изменения социальных условий и ценностно-мировоззренческих установок личности, порож­дающих этот феномен.

Большое место в жизни человека занимает вера. Вера в широком философском смысле есть комплексное явление индивидуального и массового сознания. В этом ракурсе вера есть неотъемлемый атрибут человека, одна из центральных программ его мозга. Человек имеет врожденную склонность к вере. В гносеологическом и религиозном планах вера уже рассматривалась в соответствующих темах (7 и 11). К изло­женному ранее добавим несколько слов. Вера как мнение в широком смысле, как жизненно значимые знания, принятые без доказательства как истинные, превраща­ются в мировоз­зрен­ческие установки, в жизненные ориентиры личности. Кроме того, вера являет собой способность человека пережи­вать воображаемое и желаемое как реальное. Поэтому вера, как правило, предполагает оптимистическое отношение че­ло­века к миру. Об этом свидетельствуют, в частности, такие строки: «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья!», «Я верю в возрождение России!».

Существенную роль в жизни человека играет любовь. Блез Паскаль полагал, что любовь есть неотъемлемое ка­чество чело­века. И действительно, без любви человек пред­ставляет собой неполноценное существо, лишенное одного из сильнейших жиз­ненных стимулов. Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали преступления. Такова сила любви. Любовь в антропологическом плане есть чувство устремленности к еди­нению, близости с другим человеком, другими людьми, природой, идеалами и идеями.

Любовь выступает связующим звеном в отношениях лю­дей в общении, особенно в их духовном общении. Она помо­гает преодолеть духовную самоизоляцию и экзистенциальное одино­чество. Любовь основывается на общности интересов людей, их потребностей и ценностей. Известный русский философ И.А. Ильин отмечал, что «главное в жизни любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа» (Ильин И.А. Наши задачи. – М., 1992. С. 323). Некоторые мыслители утверждают даже, что любовь может спасти человека от самоуничтожения.

Формы человеческой любви разнообразны. Это, прежде всего, любовь к ближним, ко всем людям вообще, к противо­полож­ному полу (эротическая любовь), любовь родителей к детям и наоборот, любовь человека к самому себе («нарцис­сизм»), любовь к Родине, Богу, истине, красоте и т. п. Кстати, сама философия возникла как любовь к мудрости. Конечно, любовь предполагает не только положительные эмоции и ком­фортность жизни, она может потребовать преодоления многих препятствий на пути к любимому объекту. Так, Омар Хайям писал:

Есть ли кто-нибудь в мире, кому удалось

Утолить свою страсть без мучений и слез?

Дал себя распилить черепаховый гребень,

Чтобы только коснуться любимых волос!

И все-таки нельзя не согласиться и со словами Эдуарда Севруса (Борохова), который писал: «Жизнь заключается в любви. Она начинается любовью к матери, длится любовью к женщине, детям, делу, которому посвятил себя, и заканчи­вается любовью к самой жизни, из которой жалко уходить…».

Счастье, как и смысл жизни, разные люди понимают по-разному. И не случайно в одной из популярных песен утверждается, что «счастье у всякого не одинаково». Кате­гория «счастье» очень релятивна. И все-таки можно попы­таться дать какое-то более или менее общее определение этого явления.

Часто счастье отождествляют с полным удовлетворением потребностей, с материальными благами, а также с карьер­ны­ми успехами. Однако с позиции общечеловеческих ценнос­тей мате­риальные блага не могут быть основным критерием счастья. Ведь не зря в народе говорится: «Не в деньгах счастье». Послед­нее вообще во многом зависит не столько от достижения каких-либо благ, сколько от внутрен­него состояния человека. Конечно, счастье связано со мно­гими аспектами бытия человека. Оно связано, прежде всего, с любовью, здоровьем, общением, в том числе в какой-то мере с материальными благами. Не в деньгах счастье, но несчастье мира в деньгах, в том числе и в их нехватке. Многие фило­софы прошлого при характеристике счастья учитывали и материальную его составляющую. По Демокриту, «счастье — это хорошее расположение духа, благо­состояние, гармония, симметрия и невозмутимость». Аналогич­ное определение счастья встречаем у Аристотеля. Счастье, по его мнению, есть совместная полнота трех благ: во-первых, душевных; во-вторых, телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в-третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобное.

И все-таки счастье — это скорее «быть», а не «иметь». Оно тесно связано с постижением ценности жизни личности. Сам процесс жизни, само существование духовно богатой личности может приносить ощущение счастья. Последнее в конечном счете — внутренняя умиротворенность. Счастье — это, прежде всего, жизнь в согласии с самим собой. Артур Шопенгауэр отмечал, что богатая индивидуальность, и в особенности широ­кий ум, означают счастливейший удел на Земле. Следовательно, счастье — это не какая-то блаженная жизнь, а скорее благо­получная норма жизни. И, к сожалению, этого мы часто не замечаем и ожидаем чего-то более благополучного в будущем. Это также может быть связано и с ощущением личностью ее недостаточной самореализации. Все это мешает конкретному человеку увидеть и оценить прелесть обыденной жизни. Но ощу­щение недостаточной самореализации имеет и свое положи­тельное значение, так как заставляет человека не успокаиваться на достигнутом, стремиться к лучшему, к более полному счастью.

С философской точки зрения счастье — это успешное осуществление выбранных личностью смысла и цели жизни, со­провождаемое положительной самооценкой и чувством удов­летворения жизнью. Связь субъективных и объективных усло­вий счастья может быть выражена такой общей фор­мулой — дро­бью, где в знаменателе — желание личности, а в числителе — возможности их осуществления:

возможности

Таким образом, говоря словами французского философа Мишеля Монтеня, «счастлив тот, кто сумел с такой точ­нос­тью соразмерить свои нужды, что его средства оказываются доста­точными для удовлетворения их без каких-либо хлопот и страдания с его стороны».