Актуальность проблемы смысла жизни

Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный ответ на вопрос: «Для чего живет человек?» И этот вопрос с незапамятных времен занимал человека. Однако ответ на него не прост. Проблема смысла жизни сложна и у нее много аспектов. Смысл жизни формируется под влиянием общества, культуры, способов существования человека, его идеалов и ценностных ориен­таций. К тому же смысл жизни касается прежде всего про­цессуальной стороны человеческой деятельности. С учетом этой диалектики следует признать, что вопрос о смысле жиз­ни неисчерпаем, и ответ на него не может быть однознач­ным. Уже сама постановка этого вопроса и многообразие ответов на него дают повод сомневаться даже в существо­вании такого смысла. И не случайно З. Фрейд писал: «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен».

Объективнотрудность решения проблемы смысла жиз­ни связана с единством и противоречи­востью таких фун­даментальных черт человеческого бытия, как его сущность и существование, жизнь и смерть, биологическое и социальное, наличное и трансцендентное. Не означают ли все эти труд­ности, что для обычного человека самым правильным было бы отказаться от разговоров о смысле жизни как совершенно пустом деле и передоверить это занятие профессиональным философам? Думается, что не означают. Думается, прав был австрийский психолог и антифашист Виктор Франкл, утверж­дая, что жизнь чело­века не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. Очевидно, человек как разумное существо должен сознательно относиться к жизни, к своему существованию. Это его отличает от животных, ибо он в отличие от них осознает свою кончину (смерть). Единственный неизбежный факт в жизни каждого человека — предстоящая смерть. Именно понимание этого порождает такие вопросы, как «Зачем жить, если есть смерть?», «Стоит ли жить?» В связи с этим же Л.Н. Толстой также размышлял: «Есть ли в моей жизни тот смысл, который не уничтожается неизбежно пред­стоящей смертью?» А известный французский писатель и философ Альбер Камю даже заявлял: «Стоит жизнь того, чтобы жить, или нет, это единственно серьезный вопрос».

Таким образом, получается, что вопрос о смысле жизни тесно связан с вопросом о смысле смерти, а также с воп­росами смерти и бессмертия не только в плане осознания своего существования, но и в плане формирования смысла жизни. Следовательно, отношение человека к смерти являет­ся одним из важнейших критериев цивилизованности жиз­ни, ибо она, по мнению И.А. Ильина, «воспи­ты­вает в нас вкус к жизни». Конечно, человек не может отме­нить свою смерть, но он может сам придать смысл собственной жиз­ни. При этом смысл жизни определяется не только в отно­ше­нии к актуальности (настоя­щему), но и в отношении к веч­ности (будущему). Последнее же имеет отношение к бессмертию.

Интенсивность жизни современного человека такова, что часто ему некогда даже задуматься, чего он хочет от жизни, куда несет его волна событий, правильно ли он живет. В результате часто человек оказывается в ситуации, которую описал еще М.Ю. Лермонтов:

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми глазами,

Златые омочив края

Своими же слезами.

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадет

И что скрывалося от нас,

Уж больше не скрывает,

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был — мечта

И что она не наша.

Конечно, человеческая жизнь не только чрезвычайно слож­на, но и сугубо лична, индивидуальна и во многом «закрыта». Каждый человек не любит, чтобы его «учили жить» (особенно чувствительна в этом плане молодежь). Каж­дый человек хочет сохранить за собой право в личной жизни быть самим собой. И с этим правом действительно нужно считаться. Но чтобы не оказаться в отмеченной Лер­мон­товым ситуации, необходимо учиться стратегии жизни. Не покушаясь на свободу личности, философия, педагогика, психология и другие гуманитарные дисциплины должны вооружать молодого человека знанием и общим решением проблем личной жизни, учить возможной (и идеальной) стратегии жизни. В частности, философия призвана здраво, критически посмотреть на сложности человеческой жиз­ни и в итоге расширить видение ее закономерностей. Это необ­ходимо, чтобы человек как раз был свободным, имел чувство собственного достоинства, был уверенным в себе, принци­пи­альным и активно действующим. Писатель Михаил Веллер справедливо отмечает, что стремление к смыслу жизни — это стремление к своей значимости, это аспект стремления к макси­мальным действиям (см.: Веллер М. Запоминатель. – СПб., 2000. С. 128). И еще он пишет: «Если старость — время обретать смысл в том, что уже есть, то молодость — это время искать смысл в том, что еще только предстоит сделать» (Там же. С. 133).

В связи с индивидуальностью, уникальностью каждой лич­ной жизни возникает вопрос: можно ли говорить об общих для всех людей закономерностях их жизненного пути? Очевидно, можно, так как жизненные пути людей имеют некоторые общие «измерения», черты, аспекты, проблемы, хотя способ их реше­ния глубоко индивидуален. Поэтому философия может помочь человеку осознать его личную жизнь как индивидуальную и неповторимую. Джонатан Свифт восклицал: «Фило­соф!.. Разъясни мне, что есть жизнь, и как я должен прожить ее, чтобы, когда она подойдет к концу, когда живи­тельный источник иссякнет, не вскричать в сердцах: «Суета сует!», не проклинать и не жаловаться, что, дескать, «жизнь столь мимолетна».

Мысль о смысле жизни присуща, характерна лишь для чело­века. Быть человеком — значит быть осознающим и ответ­ст­венным. Это переводит человека в особую форму бы­тия — историческую. Актуальность проблемы смысла жиз­ни в теоретическом плане определяется переориента­цией фило­со­фии с науки на культуру в целом, необходимостью дальнейшего развития аксиологии и антропологии. В прак­тическом плане (в социальном аспекте) эта актуальность связана с определяющим значением человеческого фактора в решении глобальных проб­лем, с переходом в нашей стране к демократическому и право­вому обществу. Утрата смысла жизни, «экзистенциальный вакуум», ведет либо к конфор­мизму(человек хочет того же, что и другие), либо к тотали­таризму (человек делает то, что от него хотят другие), либо даже к расстройству психического здоровья. В. Франкл считает стремление к смыслу врожденной мотивационной тенденцией человека.

Известно, что многие мыслители прошлого поиску смысла жизни посвятили основную часть своей жизни. Существенный вклад в осмысление данного феномена внесли русские философы и писатели Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.И. Гер­цен, С.Л. Франк, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский и др. Одна­ко, к сожалению, как справедливо отмечает профессор МГУ В.В. Ильин, в настоящее время изучение жизнедеятельного человека, переживающего, чувствующего, понимающего и проявляющего свою, сугубо личную, субъек­тив­ность, не производится, и последствия этого катастро­фичны. В конце концов, это ведет к обеднению жизни, влечет дегума­низацию жизни. Ибо какова фило­софия, такова и жизнь (см.: Ильин В.В. Философия. Ч. I. – М., 1999. С. 553).

Действительно, до последней четверти XX века среди фун­да­ментальных знаний, даваемых человеку в школе и вузе, почти не было знаний о смысле и стратегии жизни. Не лучше обстоит дело и в начале XXI века. Вполне можно согласиться с мнением А.Е. Мачехина, который пишет: «В условиях дозволенности оглупления людей, нравственного отравления, растления духа и опустошения душ, в потоке пошлости и примитивизма малое место отводится для формирования оптимистического жизнен­ного заряда, показа целеустремлен­ного человека, для обстоя­тельно организованной дискуссии о смысле жизни» (В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. – М., 2002. С. 14). Мы согласны и с таким замечанием А.Е. Ма­чехина: «Огромное разнообразие определений смысла жизни, выработанных в течение тысячелетий, как раз свидетельст­вует о том, что его вряд ли можно выразить одной фразой» (Там же. С. 25). Однако, на наш взгляд, основу и суть смысла жизни верно представляет высказывание Максима Горького: «Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель».