Стратегия жизни и современный гуманизм

Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные способности, возможности и притязания (экзи­с­тен­циальные факторы) с требованиями общества (сущ­ностный фактор). В этой связи справедливо высказыва­ние Л.Н. Толстого: «Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним». Данное обстоятельство определяет способ жизни индивида, способ самоосуществления его в различных сферах деятельности.

Таким образом, для творческой личности смысл жизни — это постоянный путь актуализации всех заложенных в нем возможностей, путь самообразования и самовоспитания в мире уже существующей культуры и существующего об­щест­ва. И, как утверждает Жозеф Ренан, «чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить».

В тенденции бытие человека стремится к слиянию сущ­ности и существования. Однако фактически желанное, иско­мое слияние едва ли достижимо. Смысл жизни общества и смысл жизни конкретной личности не всегда совпадают и даже подчас противоречат друг другу. Это расхождение (про­тиворечие) по­рождает муку бытия (существования) человека. Вспомните реп­лику Чацкого из комедии А. Грибоедова «Горе от ума»: «Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно». Следова­тель­но, нельзя забывать, что жизнь — это не только усвоение мира и приоб­ще­ние к нему, но и отстаивание своего «Я» от поглощения миром для сохранения своей самобытности. «Без жертв, без уси­лий и ли­шений нельзя жить на свете, — писал И.А. Гончаров, — жизнь — не сад, в котором растут только одни цветы». И «тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем» (А.А. Блок).

Как справедливо напоминает А. Камю, «вера в смысл жиз­ни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, пред­почте­ние». Так какие же цели жизни следует с философской точки зрения признать нравственными, высоко благород­ными? По нашему мнению, такие цели детерминируются концепцией нового политического мышления и концеп­цией нового гума­низма. Согласно последнему человек есть высшая ценность, с которой соотносятся все другие ценнос­ти, он есть мера всему. В соответствии с указанными концеп­циями благородными целями жизни следует признать те, которые ориентированы на обще­человеческие ценности и на верховный нравственный принцип (закон). Суть послед­него «состоит в том, что всякое покушение на основания жизни человека, как и паразитическое присвоение результа­тов позитивной деятельности других людей, имеет всеобщий отрицательный смысл, нарушает равновесие челове­ческих взаимоотношений…» (Скворцов Л.В. Культура самосо­зна­ния: Человек в поисках истины своего бытия. – М., 1989. С. 301–302). В ориентации цели жизни на общечеловеческие ценности проявляется сверхличный характер индивидуаль­ного смысла жизни. А деятельность человека на общее благо при­общает его к бессмертию. Еще Аристотель на вопрос о том, в чем смысл жизни, отвечал: «Служить другим и делать добро».

Таким образом, хотя в современных кризисных условиях мирового сообщества с его глобальными проблемами и россий­ского общества с его сменой приоритетов в системе ценностей человеку трудно жить по правде и совести, однако нельзя считать жизнь совершенно бессмысленной. В отстаи­вании веч­ных, непреходящих ценностей человечество и люди находят определенный смысл жизни. И как пишет А.Е. Маче­хин: «Ори­ен­тиром живущих являются морально здоровая часть жителей планеты, бессмертные творения людей и высшие проявления человеческого духа, а также оптимисти­ческая философия, утвер­ж­дающая, что человек бессмертен и не погибнет под ударами судьбы, что он сохраняется в памяти живущих, в добрых делах. Не прекращаются поиски и утверждение не­пре­ходящих человеческих добродетелей, истин и ценностей жизни, что считается признаком духов­ного развития человечества» (В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. – М., 2002. С. 22–23). К тому же справедливо и замечание Антуана де Сент-Экзюпери: «Когда мы осмыслим свою роль на Земле, пусть самую скром­ную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы».