Античная философия

Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва сме­няю­щих друг друга направлений, школ, учений, а также многообра­зия дополняющих друг друга концепций. Однако при всем многообразии мнений особенностью фило­софии как феномена культуры является то, что развитию философского знания тенденция преемственности присуща в большей мере, чем другим областям познания и культуры. Не случайно русский философ, психолог и педагог Матвей Мои­сеевич Рубинштейн писал: «В философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.».

Изучение истории философии является не только хоро­шей школой философского мышления, но и важнейшим условием пониманияпроблем современной философии.В связи с изло­женным выше становится понятным, почему история фило­со­фии изучается в курсе современной филосо­фии. Поскольку историко-философский материал системати­чес­ки используется в этом пособии в каждой теме, постольку в данном разделе мы даем лишь краткий обзор истории философии.

Философские представления о мире и месте человека в нем возникают уже в VII–VI вв. до новой эры в Индии, Ки­тае, в раз­витых странах Средиземноморья, особенно в Древней Гре­ции. К этому времени относится переход от религиозно-мифо­логи­ческой картины мира к рационально-философской форме.

Для освещения и изложения мы выделяем как наиболее значительные такие этапы истории европейской философии: античную философию, средневековую философию, фило­со­фию XVI–XVIII веков, русскую философию XIX – первой поло­вины XX века.

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян. Она зародилась в Древней Греции в условиях полисной (городской) демократии в VI веке до новой эры и просуществовала до VI века новой эры. Антич­ная философия внесла весьма существенный вклад в развитие мировой цивили­за­ции. Она послужила источником почти всехпоследующих идей, школ и направлений западной фило­софии. Кроме того, первые греческие философы были и пер­выми естествоиспы­тателями и заложили основы современной астрономии, физики и математики. Так, Аристарх Самос­ский(IV–III вв. до н.э.) создал космологическую карту мира, поместив Солнце в центр Вселенной, Эратосфенизмерил окружность Земли, создал первую ее карту и ввел в научный оборот термин «география», Анаксагорправильно объяснил солнечные и лунные затмения, Анаксимандрпервый создал солнечные часы и т.д.

В истории античной философии принято выделять три основных периода:

1) Становление древнегреческой философии (VI–V вв.
до н. э.) — натуралисты, досократики. В центре внимания стояли проблемы природы, космоса.

2) Расцвет греческой философской мысли (V–IV вв.
до н. э.) — Сократ, Платон, Аристотель. Главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познава­тельным способностям.

3) Закат и упадок греко-римской философии, или элли­нис­ти­ческий период (конец IV в. до н. э. – IV в. н. э.) — стоики, эпикурейцы, скептики, неоплатоники. Главными проб­лемами этого периода были мораль и свобода человека, отношение к Богу, мистицизм.

Господствующим типом философского мировоззрения в античной философии был кос­мо­центризм.По представле­ниям античных философов мир есть огромный и таинст­венный Космос (при­рода). Человек же рассматривается как «микрокосмос» с бога­тым внутренним содержанием. Космос считался созданным по типу разумного, живого человечес­кого тела. По решению основного вопроса философии в античности сложились два фундаментальных направления философской мысли: материализм(«линия Демокрита») и идеализм(«линия Платона»). В это же историческое время возникли два фило­софских типа и метода мышления: диа­лек­тика(«линия Герак­лита») и метафизика (линия Кратила и других софистов). Конечно, материализм и диалектика антич­ной философии были стихийными и наивными в силу неразвитости научного знания. По этой же причине они в своих учениях еще не проводили существенных и отчет­ли­вых раз­личий между материализмом и идеализмом. Вообще, античная философия была синкретична, для нее была харак­терна слит­ность, нерасчлененность важнейших проблем. К тому же термин «метафизика» как альтернатива диалектики еще не употреб­лялся, а использовался для обозначения того раздела философии Аристотеля, в котором исследовались умозритель­ные начала всего сущего («первая философия», или, по сущест­ву, онтоло­гия). Термин «метафизика» как анти­диалектический способ мыш­ления возникает только в Новое время в философии Гегеля.

Как материалисты многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира. В частности, Фалес Милетскийсчитал, что в основе всего многообразия вещей лежит вода, Анаксимен—воздух, Гераклит—огонь и т. д. Это была стадия единичности в развитии понятия «мате­рия». Однако уже в этой философии зародилось данное понятие на уровне особенности. Так, у Эмпедокла возникло учение о комбинации четырех «корней»: воде, воздухе, огне и земле как источнике всех тел природы. Античные филосо­фы Левкиппи Демокритвыдвинули гениальную догадку, что все вещест­венное состоит из атомов — мельчайших частичек, бесконечных и неделимых.

Проблемы мира, его бытия и структуры интересовали не только философов-материалистов. Платонкак пред­ста­ви­тель объективного идеализма считал основой мира бестелесные идеи, которые порождают вещи. Аристотель, будучи учени­ком Платона, критиковал его теорию идей, однако преодо­леть его идеализм не мог. Аристотельполагал основой мира, сутью бы­тия некую активную «форму», конкретные же вещи возникают из пассивной«материи» под влиянием этой активной причины-формы.

В античной философии была выдвинута плодотворная идея логоса — всеобщего закона мироздания, составляющего основу мира, его порядок и гармонию. Как говорил Гераклит, все совершается по логосу, который вечен, всеобщ и необходим.

Античных философов интересовали и проблемы позна­ния и знания. В частности, есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? Как соотносятся рациональное и чувственное в познании? И другое. Пробле­мами познания занимались Пиррон, Сократ, софисты, Эпикур и другие.

В античной философии были раскрыты особенности основных форм познания и знания. По мнению философов этого периода, истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Основные же законы формальной логики (логическую систему дедукции) впервые сформулировал Аристотель.Античные философы вырабо­та­ли и самые универ­сальные категории.

Значительную роль в античной гносеологии сыграли софис­ты(Кратил, Протагор, Критий и др.). Они в своих софисти­ческих упражнениях вскрывали неоднозначную связь мышления с языком, демонстрировали широкие возможности и заблуж­дения субъективного мышления. Сократже своей «майевти­кой» (повивальным искусством) в процессе беседы фактически указал на роль субъективной диалектики и противоречия в познании. И софисты, и Сократ внесли определенный вклад в теорию аргументации и проблему философской методологии.

С античной гносеологией тесно связана и тема человека и его существования. Именно с движения софистови фило­соф­ской деятельности Сократаначинается непосредственно обра­щение античной философии к гуманитарной проблема­тике. Уже сами по себе взгляды и деятельность софистов были прежде всего связаны с человеком, обществом, проб­лемами познания. И хотя подчас в отрицательной форме, они стиму­лировали (подталкивали) к решению этих проблем в позитивном ключе.

Софисты в отличие от натуралистов ищут основы чело­ве­чес­кого существования не в природе (космосе), а в самом человеке. Они впервые обращаются к человеческому разуму, его субъективности,хотя и подчеркивают ее ограничен­ность. Одна­ко человек уже предстает свободным, автоном­ным по отно­шению к космосу, философия же как достижение разума становится обоснованием многообразной человечес­кой дея­тельности.

В то же время софисты опирались на еще неоформ­ленную, неструктурированную субъективность человека, но делали из нее подчас радикальные и необоснованные выводы о природе человека и мира. Например, Протагор провоз­глашал релятивист­скую мораль, где мерилом нравственного поведения принима­лись субъективные представления человека.