Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного общества и развития промышленности, время великих географических открытий (Колумба, Магеллана, Коперника и др.) и научно-технических изобретений (пороха, микроскопа, телескопа, книгопечатания и др.), а также время повышения образованности в Европе вообще. Все это не могло не сказаться на развитии философии и культуры в целом. И хотя в европейских университетах продолжала функционировать религия и схоластика, нарастала оппозиционность к церкви и ее идеологии. И средневековый геоцентризм уже сменяется антропоцентризмом и гуманизмом. Помимо сохраняющегося идеализма (в частности, неоплатонизма) возрождаются материалистические идеи античности, интерес к человеку как объекту философского познания.
Естественно, что философия Возрождения связана с предшествующими ей мировоззрениями эпох античности и Средневековья определенной преемственностью. От философии первой эпохи новая философия унаследовала внимание ко всему природному, телесному, эстетическому в человеке. От второй — разработку субъективного,но не как абсолютной или абстрактной личности, а понимание человека как активной и одухотворенной личности.
Кроме уже отмеченных характерных черт философии Возрождения можно указать еще такие:
– возникновение пантеистической картины мира;
– возникновение принципиально нового, научно-материалистического понимания окружающего мира;
– усиление внимания к специальным проблемам, обществу и государству;
– натурализм как универсальный принцип объяснения природы, общества и человека;
– возрождение античных форм философствования;
–тесная связь философии с культурой, особенно искусством.
Основными философами эпохи Возрождения были Николай Кузанский, Пико Мирандола, Марсилио Фичино, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Мишель Монтень и другие.
Пантеистический взгляд на мир есть одна из форм свободомыслия, противостоящая креацинизму и провиденциализму теизма. Пантеизм буквально означает «все (от греч. pan) есть Бог (от греч. theos)». Иначе говоря, суть пантеизма, может быть выражена тезисом «творец и творение – одно и то же». В эпоху Возрождения пантеизм противостоял церковной схоластике и представлениям о Боге как сверхприродной личности. Пантеистический взгляд на мир вел к антропоцентризму, развитию идеи гуманизма и, в конечном счете, выражал материалистическую тенденцию. И если для Джордано Бруно природа есть Бог в вещах, то у Бенедикта Спинозы Бог и природа сливаются в одну субстанцию, которая выступает причиной самой себя. И если Бог есть мир в целом, то нелогично искать источник движения мира вне его самого. Следовательно, материя вовсе не потенция, как считали томисты, а самодвижущееся бытие.
Хотя пантеизм и философия Возрождения формально не отрицают Бога в мироздании, но преимущественное внимание уделяют человеку. Под влиянием пантеизма, общественно-исторической практики и развития культуры и науки философы этой эпохи возвышают человека. Ведь он причастен ко всему земному и небесному (божественному). Отказ от идеи провиденциализма направлял внимание философов на творческие возможности человека. Человек характеризуется по преимуществу как хозяин своей судьбы, а способность к творчеству признается природной сущностью человека. Уже на ранней стадии итальянского Возрождения поэт-гуманист Данте Алигьери пытался по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека. По его мнению, нельзя Бога противопоставлять творческим возможностям человека, но человек есть продукт реализации возможностей собственного разума. Высоко оценивали творческие способности человека такие представители пантеизма, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино. Они уподобляют человека Богу. По мнению Фичино, человек могущественен подобно Богу. Кузанский прямо называет человека «очеловечившимся Богом» или «человеческим Богом». На взгляд Мирандолы, человек способен формировать свое бытие, он обладает свободой самоопределения.
Идеалы гуманизма стали в философии Возрождения методологической основой и социальной философии. Эти идеалы, естественно, ориентировали мыслителей на создание учений о справедливой организации общества и государства на демократической основе. Не случайно в это время возникли такие учения о идеальном обществе, как утопический социализм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Однако индивидуализм буржуазной личности, частные и национальные интересы направляли философскую мысль в другую сторону. Примером этому является творчество итальянского философа Николо Макиавелли. В основном своем произведении «Государь» он признавал необходимость насилия как средства для достижения цели. Он также подчеркивал независимость политической деятельности от нравственных норм. В связи с этим хорошо известно выражение Макиавелли «Цель оправдывает средства». Таким образом, социальная философия Возрождения отражала противоречия своего времени.
Связь философии Возрождения с искусством также определяется идеалами гуманизма. В соответствии с этими идеалами общественное сознание данной эпохи направлено не только на философию человека, но и на развитие других его форм, особенно искусства и морали. Ведь в искусстве более полно, чем в других областях деятельности, могут быть представлены общечеловеческие ценности и выражено творчество человека. К тому же идеалом гуманизма был всесторонне развитый и совершенный человек, а совершенство есть красота. Отсюда понятно доминирование эстетического в оценке всех сфер деятельности и то, что гуманистические идеи первоначально появляются в искусстве, а затем в этике и других разделах философского знания. Эпоха Возрождения нуждалась в титанах во всех областях деятельности. И она их получила в лице разносторонне развитых Данте, Петрарки, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Коперника, Галилея, Кеплера и других.
Философия Возрождения подготовила почву для возникновения основных идей Нового времени.