рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская философия

Русская философия - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Русская Философия — Одна Из Важных И Оригинальных Составных ...

Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национального характера и мышления. По мнению из­вест­ного историка философии В.В. Зеньковского, русскую фи­ло­софию отмечают глубина, всесторонность и специфич­ность изучаемых проблем.

Русская философия начала формироваться в XI веке в Ки­ев­ской Руси с принятием русским народом христианства
в 988 году и обретением письменности. Обычно выделяют такие этапы развития русской философии:

1) становление русской философии — XI–XVII века;

2) русская философия XVIII – первой четверти XIX века;

3) русская философия XIX – первой половины XX века.

В период становления русская философия развивалась под влиянием византийской философии, в которой преоб­ладали теоцентрические тенденции.Во второй период раз­вития на русскую философию оказывали свое влияние фран­цузское Просвещение и философия немецкого философа-рационалиста Христиана Вольфа. С третьего периода, точнее говоря, со второй четверти XIX века начинает формироваться подлинно оригинальная национальная русская философия, имеющая в основном религиозную направленность. На последнем этапе развития русской философии мы и оста­новимся кратко.

Несмотря на то, что русская философия включает в себя многообразные течения, она имеет и некоторые общие харак­тер­ные черты и особенности. Отметим их.

1. В генетическом плане общим является то, что фор­ми­ро­вание русской философии связано с уникальностью рус­ской истории и особыми формами идеологии, а именно идео­логией дворянских радикалов и идеологией радикального кресть­ян­ского демократизма. Последние, в свою очередь, возникли под влиянием западных теорий утопического со­циа­лизма. И это не могло не сказаться на тематике и проб­лематике данной философии, а также на самом плюрализме и даже альтер­на­тивности некоторых ее течений.

2. Противостояние русского православия всем остальным христианским вероучениям, а также западной философии с ее духом прагматизма и культом научного разума определило тесную связь русской философии с православной теологией как особой формой проявления духовности. О размерах рели­гиозного направления русской философии свидетельствуют также подсчеты В.В. Зеньковского: из 120 выдающихся русских философов (мыслителей) лишь 8 могут быть отне­сены к числу материалистов.

3. Для русской философии характерны антропо­цент­ризм, гуманизм, высокая духовность. В центре ее философ­ских суждений постоянно оказываются творческие и нравст­венные качества человека. Почти вся русская философия пронизана духом гуманизма. Человек признается абсолютной ценностью. Вся система ценностей этой философии носит нравственно-гуманистический характер. Высшими ценнос­тя­ми выступают любовь, добро, истина, красота, в совокуп­ности порождаю­щими духовность человека.

4. Доминирующее положение моральной установки в русской философии само по себе является одним из важных методологических принципов ее.

5. Одним из важных принципов религиозной русской философии является соборность как объединение (соедине­ние) людей на основе православной любви к Богу и друг к другу. Соборность гармонически сочетает личную свободу верующих с любовью к церкви в целом. По мнению рели­гиозных филосо­фов, познать истину, понять сущность чело­ве­ка вне соборности невозможно.

6. Еще один принцип религиозной русской философии — принцип всеединства, или мировой гармонии. Это идея о совер­шенном строе мира, предполагающем всесоединен­ность, примиренность и гармонизированность всех несогла­сованных, конфликтных элементов его содержания. По В.С. Соловьеву, мир должен быть не только целостностью, а положительным единством, где приоритет отдается нравст­венным ценностям, религиозному опыту и вере.

7. Принцип соборности и всеединства свидетельствуют о том, что для русской религиозной философии характерен идеал цельности (целостности). Применительно к личности это про­является в рассмотрении в единстве всех духовных состав­ляющих человека: чувственных, рациональных, эстети­ческих, нравст­венных и религиозных. В частности, это прису­ще всем славянофилам.

8. В области теории познания принцип цельности кон­крети­зируется в понимании реальной интуиции и истины. Реальная интуиция — это постижение внешнего в слиянии с внутренним, психическим. Таково понимание интуиции в творчестве фило­софов одноименного направления (Н.О. Лос­ский, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев и др.). В решении проблемы истины русские фило­софы религиозного течения пытались соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. В результате истинность сближалась с праведностью.

9. Русская философия историософична. Она постоянно обращается к вопросам смысла истории и ее направленности. Очевидно, это связано с особенностями русской истории и менталитетом русской нации.

10. Русская философия тесно связана (особенно на тре­тьем этапе развития) с художественной литературой, публи­цистикой, литературной критикой и другими формами об­щест­венного сознания. Это определялось, прежде всего, тем, что она выра­жала свое содержание в образах и символах, в синтезе интуиции и воображения и была также неразрывно связана с жизнью. К тому же отношение к философии со стороны правительства России того времени было негатив­ным. Поэтому философия искала выход и в указанных выше формах.

11. Для творчества многих российских философов XIX века характерно стремление придать философским идеям приклад­ной характер. Поскольку русской философии не свойственно абстрактное философствование, ее творцы пытались свои соци­ально-философские теории связать с практикой преобразования российской действительности.

В первой половине XIX века в русской культуре наме­тились две противоположные ориентации в ее развитии: на европей­скую и народную, национально-коренную. В связи с этим в русской философии возникла полемика между так называемыми «западниками» и «славянофилами» о будущих путях развития России. По существу, эта полемика являлась выражением сти­хийно складывающегося цивилизационого (культурологи­чес­кого) подхода к пониманию общественных процессов.

К ранним западникам принадлежали П.Я. Чаадаев, Н.В. Стан­кевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, к ранним сла­вянофилам — И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Акса­ков, Ю.Ф. Самарин. Все эти философы имели общие соци­ально-политические истоки своего философствования. Они были соли­дарны в оценках прошлого и настоящего состояния России. Они были патриотами и находились в оппозиции к русской само­державной политике. Расхождения между запад­никами и сла­вяно­филами начинались с оценок путей буду­щего развития России. Они касались отношения к западно­европейской обра­зо­ванности и просвещению.

Собственно в философском, мировоззренческом плане в указанной полемике речь шла о соотношении общечелове­чес­кого и народного, национального в историческом процессе. Западники приоритет отдавали общечеловеческому, а славя­но­филы — народному. Важным в философском плане было также различное отношение к духовным традициям право­славия. И если западники придерживались одностороннего логицизма и рассудочности европейской философии и куль­туры, то славяно­филы отстаивали православную религиозно-философскую основу развития России и цивилизации в целом.

Философские иди славянофильства в 60-е годы получили развитие в так называемом, «почвенничестве» (А.А. Гри­горьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов). Это социально-эстетическое направление русской философии, полагавшее основой общест­венно-политического и духовного развития России ее особую «национальную почву». К последней они относили идеалы и ценности православия. В 70–80-е годы славянофильство разви­валось поздними его сторонниками (Н.Я. Данилевский и др.). Заслугой Данилевского является то, что он задолго до извест­ных западных сторонников ци­вилизационного (культурологи­чес­кого) подхода к истории (О. Шпенглер, А. Тойнби) уже зало­жил основы такого под­хода. Он разработал теорию культурно-исторических типов (локальных цивилизаций) и представил исторический про­цесс как развитие цивилизаций.

Самой замечательной личностью среди западников был Александр Иванович Герцен — «Вольтер XIX века». В кре­постной России XIX века он сумел подняться на один уро­вень с крупнейшими европейскими мыслителями своего вре­мени. Герцен, по мнению Н.А. Бердяева, «если и не самый глубокий, то самый блестящий из людей 40-х годов». Идее славянофилов о необходимости подчинить философию рели­гии он противо­по­ста­вил идею союза философии с естест­вознанием и знания с массами. Герцен также указал на не­способность естество­зна­ния создать истинную картину мира без овладения диалек­тикой как методом научного познания.

Значительная часть философских размышлений Герцена направлена на проблему личности и ее места в общем ходе социального процесса. Он настаивал на нравственной само­быт­ности и независимости личности, выступал против всяких форм принуждения и жертвоприношения ее в угоду общест­ву, чело­вечеству, идее. Надежды на построение нового спра­ведливого общества Герцен связывал с крестьянской об­щиной, обога­щенной достижениями западной цивилизации.

Идеи западничества оказали большое влияние на рево­лю­ционно-демократическую мысль в России (Н.Г. Черны­шев­ский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, марксизм), на русскую либеральную мысль (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.И. Нов­городцев и др.), а также на философию В.С. Со­ловьева и других русских мыслителей.

К тематике, по поводу которой шел спор между запад­ни­ками и славянофилами, примыкает такое идейно-философ­ское течение, как «евразийство». В сущности, оно представ­ляет собой один из вариантов «русской идеи» как нацио­нального идеа­ла русского народа, определяющего цели и задачи его исто­ри­чес­кого развития. Евразийство возникло в 20-е годы ХХ века в русской эмиграции. Его основателями были Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин и дру­гие. Идейно-теоретичес­кими источниками евразийства явля­ются учения ранних сла­вяно­филов, а также философия К.Н. Леонтьева и Н.Я. Да­ни­левского.

В центре внимания евразийцев находится идея России как самобытной цивилизации. Россия признается особой страной, органически соединившей в себе элементы Востока и Запада и создавшей своеобразную евразийскую культуру. Соответст­вен­но своей основной задачей евразийцы считали обоснование концепции «третьего пути» развития России как Евроазиат­ского континента с его особым культурно-географическим ми­ром. Отсюда становится понятным назва­ние данного течения.

В идейно-философском плане свою задачу евразийцы видели в создании такой идеологии России, в кото­рой были бы соединены воедино наука, религия и философия на основе ценностей православия. Следовательно, в доктрине евразийства философия лишена самостоятельности и подчи­нена идеологии. К тому же сторонники евразийства истоки евра­зий­ского культурного единства парадоксально усмат­ри­вали не в киевской Руси, а в империи Чингисхана, где якобы этот куль­турный тип впервые предстал как целое. Данное представление русский философ И.А. Ильин назвал политизи­рованным «чингис-хамством» и упрощенческим «географи­ческим материализмом».

Однако, несмотря на критику в адрес евразийства, к нему не следует относиться пренебрежительно, так как некоторые его идеи актуальны и сегодня. В частности, заслуживает внимания евразийская идея идеократии — определенного типа социаль­ного строения общества, хозяйства и культуры. Принци­пиаль­ным отличием идеократического устройства от современных форм социальной организации является актив­ное и руководящее участие государства в хозяйственной жизни и развитии куль­туры, а также широкое применение выборного начала и участия общественных организаций в го­сударственном строительстве. И не случайно в современ­ной научной мысли России появились элементы неоевразийства.

Основные черты русской религиозной философии наибо­лее полно представлены в оригинальной философии Влади­мира Сергеевича Соловьева. Последний был не только философом, но и теологом, поэтом, литературным критиком, политическим писателем. Обычно философская система В.С. Соловьева назы­вается «философией всеединства». Она базируется на трех основ­ных идеях: «евразийстве», «богочело­вечестве», «цельном знании».

Всеединство — единство Вселенной, всего сущего. Это выс­ший онтологический принцип организации бытия, озна­чаю­щий взаимопроникновение и взаиморазделенность всех вещей и явлений мира. В.С. Соловьев различает всеединство отрицательное (то, что содержится во всем) и положи­тель­ное (то, что все в себе содержит). Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах:

онтологическом как единство Бога, человека и кос­моса. Бог выступает как абсолютная личность. Он олице­тво­ряет «положительное всеединство». Божественное, одухотво­рен­ное начало во всех объектах мира выступает как мировая душа — София. Она связывает воедино Бога и его творения, природу и человечество. В обществе единство всех людей существует в форме церкви. Таким образом, положительное всеединство охватывает все сферы проявления мироздания.

аксиологическомкак единство таких абсолютных цен­ностей, как добро, истина и красота. Смыслом этого единства является любовь. Она также выступает гарантом спасения человечества. И наиболее полно и глубоко природа человека проявляется в нравственности, наличие которой отличает его от животных. Идеалы же совершенного добра и нравствен­ности открывает христианская религия.

гносеологическом как единство трех видов знания: эмпи­рического (наука), рационального (философия) и мисти­ческого (религиозно-созерцательного). В основе этого аспек­та обнару­живается единство абстрактного (умозрительного), конкретного («жизненного») и божественного. В конечном счете истина присуща Богу, который объединяет мир в целостную систему.

социально-практическом как единство общества, го­су­дарства и церкви. Духовной основой такого единства яв­ляется слияние православия, католицизма и протестантизма.

Божественное в вещах (в том числе и в человеке) как мировая душа стремится воссоединиться до органической целостности с абсолютом, с Богом. И человечество в про­цессе развития реализует это воссоединение на определенном этапе, становясь Богочеловечеством. По Соловьеву, посте­пен­ное оду­хотворение человека через развитие божествен­ного начала образует исторический процесс человечества. Богочелове­чест­во, в сущности, есть социальный идеал, реализуемый на конеч­ной стадии истории. По мнению Соло­вьева, как раз России предстоит работа, в рамках которой и будет воплощена финальная универсалистская форма «все­единства».

В богочеловеческом организме обретут свое единство вера в Бога и вера в человека. По концепции Соловьева, изначально существуют два мира — мир конкретных чувст­венно пости­гаемых вещей (мир времени) и мир умозри­тельно постигаемого бытия (мир вечности). Человек одно­временно причастен к тому и другому. Он погружен в бурный поток несовершенного земного бытия, где зло борется с добром, и временное стремится подчинить вечное. В этой борьбе участвует человек, и в то же время он томится по вечному и бесконечному. И поскольку нравственность держится на православных ценностях, она вы­ступает анти­подом зла. А через воссоздание в Боге у человека рождается истинная любовь, истинная духовность. Это обеспе­чивает спасение (воскресение) человека и приобщение его к веч­ности, к бессмертию. Таким образом, получается: «Бес­силь­но зло, мы вечны, с нами Бог!». И не случайно иногда фило­софию В.С. Соловьева называют «оправданием добра».

В настоящее время идеи философии В.С. Соловьева со­звучны тематике и проблематике современных глобальных проблем. В концепции «положительного всеединства» он, в сущности, уловил основную тенденцию развития мира: его направленность к все более тесной интеграции и взаимо­зави­симости составляющих его частей. И его идеи весьма близки к концепции нового политического мышления с приори­тетом общечеловеческих ценностей как одного из способов решения современных глобальных проблем. Вслед за В.С. Со­ловьевым концепцию всеединства развивали Е.Н. Тру­бецкой, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин.

Одним из наиболее значительных и известных русских фи­ло­софов конца XIX – начала XX века был Николай Алек­санд­рович Бердяев. Его мировоззрение является своеобраз­ным син­тезом христианских идей и светских философских принципов. Целью своей мыслительной деятельности он счи­тал создание религиозной философии, призванной отразить целостно и уни­версально человеческий опыт. По мнению Бердяева, осо­зна­ние первичности духа как творческой реаль­ности и составляет задачу философии.

Хотя Н.А. Бердяев не создал строгой философской систе­мы и называл себя «рыцарем свободного духа», то есть фило­софом, «не вмещавшимся ни в какие рамки», тем не менее его философия обладает определенными характерными чер­та­ми. Она глубоко антропологична, экзистенциальна и персона­лис­тична. Центральной темой философии Бердяева является человек. Суть экзистенциального аспекта его фило­софии есть познание бытия через субъекта, т. е. человека. Однако, по его мнению, традиционная религия слишком ограничивала челове­ка, считала его рабом Божьим и мало учитывала богоподобие человека. Бердяев подчеркивал ак­тив­ность человека как личности (персоны). Он обращался непосредственно к проблемам свободы и творчества, смыс­ла жизни и призвания человека.

Бердяев обосновывает абсолютную ценность личности (персонализм). Главная характеристика личности – ее свобо­да и она есть творчество. Способность к свободе внутренне присуща человеку, поскольку он богоподобен. И только творчество может быть мерой богоподобия человека, ибо оно есть про­явление активной деятельности в окружающем мире и преоб­разования его. Причем творчество представляет на­прав­ленность человека к более совершенному бытию. Судь­ба человека за­висит от понимания свободы и умения пользо­ваться ею. При­звание же человекапринять духовные ценности, жить ими и творить добро. Такова антропо­логическая концепция сущности существования человека Н.А. Бердяева.

Другими важными темами философии данного мысли­те­ля являются тема морали и тема истории и судьбы России. Первая представлена в работе «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), вторая — в произведениях «Смысл истории» (1923) и «Русская идея» (1946). По словам В.В. Зеньковского, Бердяев «по праву имел мировое значе­ние; к его голосу действительно прислушивались во всем мире».

Во второй половине XIX – первой половине XX века сфор­ми­ровался так называемый «русский космизм». Это комплекс идей, основанием которых является рассмотрение мира в его материальной и духовной составляющих как целостности, в единстве человека и космоса, а также соот­ветствующая этому система ценностей и целей. Для пред­ставителей космизма характерно стремление создать новую картину мира на основе осознания того, что планетарная и космическая реальность становятся новым типом целост­ности. При этом отмечается возрастающая роль человека и его духовно-нравственной природы в данной целостности в процессе создания «новой» природы (мира) на основе разу­ма. По существу, философию космизма можно рассматривать как развитие идей всеединства.

Сама потребность в новом мировоззрении, в новой карти­не мира продиктована ходом развития цивилизации указан­ного выше времени. И философия космизма есть реакция на потре­бительское отношение к природе, на бездуховное состоя­ние и безнравственное поведение человека вообще. Отсюда вытекает актуальность идей русского космизма для современности.

Основные проблемы космизма: последствия распада связей человека с Вселенной, определение места человека и разума во Вселенной, множественность разумных миров, тема кочующего человечества, проблема ценностей духов­ного универсализма, новая космическая этика и другое. В рус­ском космизме определились три направления: естест­вен­но-научное (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чи­жевский и др.); религиозно-философское (Н.А. Федоров, В.С. Соловьев и др.); поэтически-художественное (В.Ф. Одо­ев­ский, А.В. Сухово-Ко­бы­лин и др.). К сожалению, мы не можем рассматривать эти направления подробно.

Материалистическую традицию во второй половине XIX – первой половине XX века представляли русские револю­ци­он­ные демократы(А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чер­ны­шев­ский, Н.А. Добролюбов и др.). Их материалистические взгляды отражали запросы развития русского общества и культуры сво­его времени, однако предложения по их реше­нию были принци­пиально отличны от религиозной филосо­фии. Представители указанного направления обосновали прин­цип материалис­ти­ческого монизма в онтологии и принцип объективной исти­ны в гносеологии, а также прин­цип единства материализма и диалектики в методо­логии. Большая роль в их философии отводилась социальным теориям как предложениям по пере­устройству общества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9   В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории — теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ч

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги