Общий характер современной западной философии

Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с предшествующим этапом — «клас­сическим» (XVII – середина XIX вв.).

Классическая западная философия представляла собой в основном целостное самосознание своей эпохи. Для нее был ха­рактерен оптимистический взгляд на мир, непо­колебимая вера в человека, его разум, в науку и прогресс на ее основе. Единство разнообразных философских систем в этой филосо­фии скреп­лялось общностью понимания целей и задач философии.

Однако ситуация радикально изменилась в постклас­си­ческий период. В самом обществе, в его духовной жизни
в этот пе­риод произошли существенные изменения, которые, естественно, не могли не сказаться и на изменении филосо­фии. Отметим некоторые характерные черты рассмат­ри­ваемой эпохи. Именно в этот период происходит ускорение темпов развития в различных областях общества, а исто­рический про­цесс приобретает подлинно всемирный харак­тер. В то же время наблюдается обострение противоречий в различных подсисте­мах общества и мира в целом. В част­ности, обострение клас­совой борьбы, обострение противоре­чий общественного про­грес­са, противоречий между общест­вом и личностью, возник­новение и обострение глобальных проблем. В сложных, кризис­ных условиях общества, в условиях тотального отчуждения человека в мире происходит и кризис самого человека.

Собственно в духовной сфере общества в посткласси­ческий период также происходят значительные изменения. В частности, можно отметить такие особенности посткласси­чес­кой науки, как усиление внимания к субъективности научного знания, к учету внерациональных его элементов и социально-культурного контекста науки. Неуклонно продол­жа­ет­ся рост абстрактности научного знания, что ведет к снижению наглядности и к возрастанию роли языка в познании. Кстати говоря, тенденция возрастания роли языка в познании и в процессах коммуникации определила «линг­вис­тический пово­рот» современной западной философии (и не только западной). Кроме того, при продолжающемся росте дифференциации научного знания не менее сильной высту­пает и тенденция к его интеграции, к стиранию граней между различными науками.

Противоречие между старыми, классическими, представ­лениями о реальности, а также ролью разума в жизни об­щества и новым, постклассическим, образом реальности и роли в нем человека и науки привело к тому, что класси­ческая ра­цио­нально-монистическая философия превратилась в плюралисти­ческую философию с элементами иррацио­на­лизма, идеа­лиз­ма и агностицизма. Философский плюра­лизм — это основная особенность современной и западной философии.

Объективно плюрализм в современной западной филосо­фии связан с возникновением новых типов философст­вования, новых подходов, идей и методов в философии. И это положи­тельный момент. Но в то же время его возникно­вение и наличие связано с преувеличением качественных различий в объективной реальности и абсолютизациейот­дель­ных сторон процесса познания. Кроме того, плюрализм современной запад­ной философии определяется также отри­цанием многими мыс­лителями Запада обобщающе-мировоз­зрен­ческой функции философии и общего философского метода. К тому же плюрализм данной философии под­питывается многообразием «социальных адресов» этой философии.

Дифференциация западной философии идет по разным направлениям. Однако при всем многообразии философских направ­лений, течений, школ и концепций данной философии мож­но выделить несколько основных ее направлений.
Это — (1) позитивистская традиция (неопозитивизм, ана­ли­ти­ческая философия, постпозитивизм, прагматизм, фено­ме­но­логия, герме­невтика); (2) антрополого-гуманисти­чес­кая тенденция (экзи­с­тенциализм, философская антрополо­гия, неофрейдизм, философия Франкфуртской школы); (3) фи­ло­софско-теологи­ческая традиция (неотомизм, персонализм).

Позитивистское направление представляет собой, в сущ­нос­ти, сциентистскую тенденцию как претензию на приори­тет науки в жизни общества. Она связана со стремлением пре­вратить философию в частную науку и освободить ее от мировоз­зрен­ческой функции. Антрополого-гуманистическое направле­ние является по своей природе антисциентистским, отрицающим роль науки в качестве главного, интегрального компонента общества, так как она подавляет вненаучные формы сознания. Это направление опирается на иррацио­нальное в человеке, отвергая чистую рациональность. Дан­ное направление отражает интересы, в основном, гуманитар­ной интеллигенции. Основным содержанием и основной задачей философско-религиозного направления было и остается рациональное объяснение религи­оз­ной догматики (положений вероучения). Это умозрительно-метафизическая тенденция, так как она полагает, что философия развертывает свое содержание независимо от фактов и законов специ­альных наук.

Следует отметить, что в современной западной фило­со­фии помимо дифференциации действует и тенденция инте­грации и дополнительностимежду отдельными направ­лениями и тече­ниями, хотя и более слабая, чем первая тенденция. Названная тенденция проявляется в том, что исчезают четкие разграничи­тельные линии между течениями (например, между неопозити­виз­мом, постпозитивизмом и аналитической философией). Для западной филосо­фии харак­терна также позиция расплывчатого идеализма и нарас­тания материалистической тенденции. И все это затрудняет строгую классификацию ее направлений и течений. Поэто­му же и данное нами выделение основных направлений является в какой-то мере условным.