Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия

Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и науки. При этом, по их мнению, подлинное (пози­тивное) знание может дать только наука, а философия как мировоззренческое знание не имеет права на существование.

Позитивизм в своем развитии прошел ряд этапов. Исто­ри­чески перваяформа позитивизма сложилась в 30–40-е го­ды XIX века и связана с его основоположником, француз­ским фи­ло­софом Огюстом Контом. Согласно Конту задачей науки яв­ляется не объяснение, а описание явлений и законов реальности, основанное на опыте. При таком подходе к науч­ному знанию все мировоззренческие вопросы в философии оказываются псевдопроблемами. И задача положительной философии, по его мнению, заключается лишь в систематиза­ции конкретно-научного знания на основе рациональной клас­сификации наук. Революция в естествознании, начав­шая­ся в конце XIX века, нанесла первому позитивизму смертель­ный удар, так как она свидетельствовала об ограниченности прежних представлений о мире, а также о необходимости и возможности проникновения в сущность явлений.

Вторая историческая форма позитивизма — эмпириокри­ти­цизм (критика опыта) — возникла на рубеже XIX–XX ве­ков. Его ведущими представителями были австрийский фи­зик Эрнст Мах и швейцарский философ Рихард Авенариус. Позитивисты второго этапа отказались, по существу, даже от формального признания объективной реальности. Под влия­нием неправильно истолкованных достижений естествозна­ния своего времени (открытия делимости атома, создания Макс­веллом электромаг­нит­ной теории и др.) и связанного с этим кризиса в физике представители эмпириокритицизма при­шли к выводу: «Мате­рия исчезла, остались одни урав­нения».

Философию махисты сводили к теории познания. При этом сами проблемы познания истолковывались с позиции крайнего психологизма, переходящего в субъективизм и субъек­тивный идеализм. Ощущения рассматривались махис­тами как единст­венно доступная человеку реальность, как «элементы мира». Гносеологические и социальные корни махизма вскрыл В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпи­рио­критицизм» (1909). Кризис этой формы позитивизма разразился уже в первом десятилетии XX века. Он был неиз­беж­ным следствием углубления революции в естествознании и преодоления физи­кой своего кризисного положения.

На смену эмпириокритицизму пришел неопозитивизм («неомахизм», как его вначале именовали), или третий пози­тивизм. Термин «неопозитивизм» и близкий к нему термин «аналитическая философия» употребляются в широком и узкомсмыслах. В широком смысле между ними и, соответ­ст­венно, между школами (концепциями) есть отношение пере­сече­ния. Это необходимо учитывать при рассмотрении дан­ных течений.

Неопозитивизм сложился в международное философское течение в 20–30-е годы ХХ века и был распространен в Австрии, Англии, Германии, Польше и других странах. Но мы рассмот­рим наиболее подробно его исторический первый и основной вариант — логический позитивизм. Колыбелью его был так называемый «Венский кружок». В него входили такие ученые и философы, как Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат. На формирование основ логического позитивизма существенное влияние оказало учение логичес­кого атомизма английского ло­ги­ка и философа Бертрана Рассела и «Логико-философский трактат» австро-английс­кого философа Людвига Витген­штей­на. В 1934 году к «Венскому кружку» примкнули Чарльз Моррис, Эрнст На­гель, Уиллард Куайн. И течение стало называться «логичес­кий эмпиризм».

Объективные предпосылки, породившие третью волну позитивизма, — это продолжающийся рост абстрактности науч­ного знания в связи с революцией в естествознании и, что особенно существенно, возрастание роли языка в познании. В это время в связи с кризисом в математике, обнаружением парадоксов в ряде математических теорий (в частности, в теории множеств) обострилась проблема по­строе­ния «идеального языка» теорий (т. е. искусственного языка). Указанные тенденции требовали осмысления фило­соф­ских проблем науки, связанных в первую очередь с логи­ческим обоснованием научного знания и ролью языка в познании. Данную пробле­матику как раз подметил, подхва­тил и попытался по-своему интерпретировать логический позитивизм. Его представители поставили перед собой задачу добиться полной формализации научных знаний на основе аксиоматического метода и искусст­венного формализован­ного языка с использованием математи­ческой логики. В отличие от махистов, которые развивали в основном «психо­ло­гическую» теорию познания, логические позитивисты выдвинули новое понимание научного познания как логико-лингвисти­чес­кого конструирования, естественно, с опорой на «чувственные данные» как эмпирический базис науки. В результате познание предстает как процесс логического кон­ст­руирования, логичес­кого упорядочения субъектом чувст­венных данных опыта, а не как процесс отражения объектив­ной реальности. Анализ же самого познания есть в основном анализ языка. Отсюда ста­новится понятным название данной формы неопозитивизма.

Как же с этих гносеологических позиций решается тради­ционный позитивистский вопрос о взаимоотношении филосо­фии и науки? Как понимается логическими позитивистами природа философии? Противопоставляя науку философии и опираясь на свою методологию, представители логического позитивизма считали подлинно научным знанием только эмпи­рически проверяемое конкретно-научное знание. Тради­цион­ное же философское знание объявлялось вненаучной (бессмыс­лен­ной) метафизикой, так как философские суждения («пред­ложения») не поддаются эмпирической про­верке («верифи­кации»). По мнению логических позитивис­тов, философия — это не содержательное знание о мире, а род деятельности, сводящийся к логическому анализу языка науки. И фило­софия путем анализа языка должна очищать научные знания от «вненаучных» утверждений («пред­ложений») и обеспечивать с помощью математической логики построение идеальных логи­ческих моделей осмыслен­ного рассуждения.

Методология научного познания логического позитивиз­ма опирается на два фундаментальных допущения (догмы) — дихо­томию аналитического и синтетического знания и принцип редукционизма теоретического знания к эмпири­чес­кому, а также связанные с этими допущениями эмпи­рическую теорию значения и процедуру «верификации» (подтверждения). Пер­вое допущение нужно логическим по­зи­тивистам, чтобы отде­лить знание опытное (синтетическое) от внеопытного (аналити­ческого). Второе допущение служи­ло для сведения теоретического знания к эмпирическому (к эмпирически проверяемым следствиям из теоретических утверждений), т. е. к «предложениям наблюдения».

Аналитическое знание — это формальное знание. Истин­ность аналитических суждений (предложений) может быть уста­новлена на основе лингвистических значений составляю­щих его элементов (например, на основе синонимии). Более того, истинность таких суждений может быть задана их фор­мальной структурой и, следовательно, может быть конвен­циональной (условной). Аналитическое знание не требует эмпи­рической проверки, оно априорно (внеопытно). К апри­ор­ному знанию логические позитивисты относили логику и математику.

Синтетическое знание является содержательным. Уста­нов­ление истины синтетических суждений нуждается в эмпири­ческой проверке, в эмпирическом подтверждении, т. е. в про­цедуре верификации. Последняя состоит в сопо­став­лении пред­ложений наблюдения с фактами реальности.

Согласно принципу верификации имеют смысл только те предложения, которые допускают опытную проверку. И процедура верификации призвана выявить в языке науки раз­лич­ные типы предложений и освободиться от ненаучных, «мета­физических» предложений. В результате такого эмпи­ри­ческого критерия научности логические позитивисты полу­чили следую­щую типологию предложений.