рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Экзистенциализм, Или Философия Существования (От Латинского ...

Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил после Второй мировой войны во Франции, Германии и Латин­ской Америке. Наиболее видными представителями экзистен­циализма являются Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс (Германия), Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Габриель Мар­сель (Франция), Пауль Тиллих (США). Экзистенциалистские идеи можно обна­ружить также в произведениях таких русских философов-эми­грантов, как Николай Бердяев и Лев Шестов.

Различают экзистенциализм светский(«атеистический») (Сартр, Камю) и религиозный(Ясперс, Марсель, Тиллих, Бер­дяев, Шестов), однако это различие во многом условно.

Специфику экзистенциализма трудно уяснить без рас­смот­рения реальной проблематики, на которой он базируется, и конкретно-исторических условий его возникновения, вклю­чая его идейные истоки. Экзистенциализм явился реак­цией на техногенно-индустриальное общество ХХ века, в котором подлинно человеческие ценности были подавлены буднично-потребительскими интересами.

Экзистенциализм отражает неспособность современ­но­го мира разрешить свои собственные противоречия. В этой философии стихийно отражается протест отдельных слоев об­щест­ва, особенно интеллигенции, против всесилия и господства монополий в экономике и политике, против обез­личивания человека всей системой современного образа жизни. Ужасы и бедствия Первой и Второй мировых войн полностью разрушили иллюзию буржуазного либерализма относительно рациональ­ного, гармонически развертываю­щегося социального устройст­ва. Они породили пессимисти­ческие настроения и растерян­ность человека, утратившего веру в прогресс, разум и науку. В этих условиях появляются ощущения бессилия человека, гос­подство над ним неопреде­лен­ных, иррациональных сил. В связи с этим остро встали проблемы существованиячеловека, его отчуждения от им же созданного мира. Это реальное для современного мира чувство как раз попытались осмыслить пред­ставители экзис­тенциализма. И не случайно его иногда называют «филосо­фией кризиса» и«философией отчаяния».

Экзистенциализм затрагивает подлинно философский тра­ди­ционный и чрезвычайно важный вопрос о смысле челове­ческого бытия, о жизненной ориентации человека, о его свободном самоопределении. В связи с этим экзис­тенциалисты часто именуют свою философию «философией человека» и «философией свободы». Конечно, стремление узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» (Лермонтов), всегда было характерно для человека и челове­чества. Однако данный вопрос решается экзистенциалистами не традиционно, а по-своему, с позиций своего понимания человека, его сущест­вования и роли философии в его жизни.

В историко-философском плане экзистенциализм мож­но рассматривать как реакцию на традиционную, рациона­лис­тическую классическую философию. Для последней была харак­терна отчетливость субъектно-объектных отношений, понима­ния сущности человека как зависящей в основном от общест­венных условий, доступность понимания внутреннего мира человека обычными рациональными средствами. Пози­ция философа в таком случае — позиция стороннего наблю­да­теля, анализирующего духовный мир человека с точки зре­ния мирового порядка. Экзистенциализм же пытается фи­ло­софство­вать скорее с позиции деятеля, чем с позиции наблю­дателя. Экзистенциализм — это попытка подойти к человеку «изнут­ри», с точки зрения его собственных задач.

Теоретические истоки экзистенциализма восходят к фи­ло­софии Сократа, Августина Блаженного, Б. Паскаля, С. Кьер­кегора, а также к «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) и феноменологии Э. Гуссерля. От «философии жиз­ни» экзистенциалисты восприняли взгляд на ограниченность рационального стиля мышления, от Кьерке­гора они получили понимание экзистенции как подлинного существования чело­века, феноменологический метод Гуссер­ля позволил осущест­вить онтологический подход к природе некоторых психоло­гических понятий («страх», «отчаяние», «забота» и т. п.). И не случайно личностное начало в экзис­тен­циализме имеет онтологическоезначение.

В отличие от классической философии человек для экзис­тенциалистов — это конкретная человеческая личность, а не абстрактный гносеологический субъект. Экзистенциализм по­ла­га­ет, что суть проблемы человека заключается в много­гран­ности, неопределенности и подвижности (изменчи­вос­ти) человека и его бытия. Причем последнее радикально отли­чается от законов и связей остального мира. И со­ответственно основная проблема философии экзистенциализ­ма — это определение существования человека в общей структуре сущего и переживания этого существования самим человеком. Точнее говоря, речь идет о конкретизации онтологической природы человеческой реальности в соот­ветствии с остальными началами мироздания.

В связи с основной проблемой в экзистенциализме рас­сматриваются и более конкретные вопросы: роль общества в жизни личности, осознание смерти человека в организации его жизни, понимание свободы и ответственности в рамках конеч­ного существования человека, о трактовке в этих усло­виях нравственности и других человеческих ценностей.

Основными категориями экзистенциализма выступают такие понятия, как «бытие», «существование», «экзистенция» и «трансценденция». При этом следует отметить, что в центре внимания М. Хайдеггера находится вопрос о смысле бытия, К. Ясперса — способ бытия человека в отношении к божест­венной трансценденции, Ж.-П. Сартра — проявление бытия в различных направлениях (в частности, соотношение бытия и свободы).

Хотя экзистенциализм не является достаточно целостным направлением, однако общими, объединяющими его и указы­вающими на его специфику позициями являются следующие: (1) критика науки за отождествление бытия и сущего, за сведе­ние ценностей культуры к научному познанию (в этом плане экзистенциализм есть антисциентизм); (2) трактовка существования человека как особого вида бытия, как подлин­ного существования; (3) истолкование проблемы соотноше­ния личности и общества как противостоящих друг другу; (4) при­знание искусства как способа обнаружения подлин­ного бытия.

По мнению экзистенциалистов, бытие человека — такая же реальность, как и внешний мир, но иной природы. В этом бытии обнаруживается две принципиально различные сферы: поверх­ностная, социальнаяглубинная, индивидуаль­ная.Соот­ветст­венно выделяется «неподлинное» («безлич­ное», «отчуж­денное») и «подлинное» («самоопределяю­щее­ся», «сущност­ное») существование человека. В первом случае сознание, ориентированное вовне на решение каких-то прагматических задач, не доходит до осознания смысла человеческой жизни. Социальность растворяет индивидуаль­ность и неповторимость конкретного человека. В связи с этим можно понять замечания испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, разделявшего не­которые идеи экзистен­циализма: «Общество и коллектив не есть нечто челове­ческое» (Ortega y Gasset J. El hombre y la gente. – Madrid, 1957. Р. 27).

Подлинное существование — это непо­средственное пе­реживание отдельным человеком своей собст­венной жиз­ни, которая выступает для него наиболее важной и наиболее близкой реальностью. Это сугубо личный, уникальный мир человека, неподдающийся описанию на языке понятий. Это специфически человеческая форма самообнаружения и само­прояв­ления подлинной и важнейшей для самого индивида субъективной реальности.

Человек способен овладеть своей судьбой, но сделать это нелегко. По мнению экзистенциалистов, человек как живое существо просто «вброшен» в этот абсурд­ный и опасный мир. Он вынужден все время противостоять угрозе уничтоже­ния, поэтому «забота», «тревога», «вина», «страх», «смерть» есть проявление существа человека, онто­логия его сущест­вования. Эти и подобные им экзистенциалы (элементы су­щест­вования) задают, по существу, структуру бы­тия и структуру сущности человека. И в то же время представи­тели экзистенциализма подчеркивают, что индивидуальную сущ­ность человеку никто не преподносит. Он должен сам во время подлинного бытия создавать модель собственного бытия, свой мир, свое мировоззрение. У него есть большая свобода выбора на основе личного осознания своей инди­видуальности и собственной доморощенной философии.

По мнению экзистенциалистов, для того чтобы от «без­лич­ностного» существования пробудиться к подлинному сущест­вованию, человек должен оказаться в «погранич­ной» (кри­ти­ческой) ситуации(например, смерть близкого человека). В таких ситуациях человек уже не мыслит кате­гориями, навя­занными ему извне, он полностью свободен для действия и выбора поведения. В это время человек сам при­дает ценность и смысл своей жизни. Подлинное существо­вание позволяет человеку раскрыть свои возможности, быть самим собой и выбрать для себя любую ипостась (образ) (например, быть конформистом или быть подлинной лич­ностью). Конечно, свобода выбора предполагает и ответст­вен­ностьза свои решения и поступки. Постоянно вести подлинное существование доступно лишь немногим людям. Это свойство должно постоянно возобновляться и подкреп­ляться трудной работой духа, углубляющегося «внутрь себя». Не каждому по плечу такая ноша. И не случайно предста­вители религиозного экзистенциализма полагают, что только религиозное существование человека есть полное осущест­вление экзистенции.

Таким образом, по данной философии, получается, что сущность человека заключается в его соответствии своей персональной идее, в осуществлении своего проекта. В свете этого становится понятной знаменитая формула Сартра: «Су­ществование предшествует сущности». А в связи с трагизмом человеческого бытия, с постоянными кризисами человека понятно и заявление Альбера Камю: «Имеется только один действительно серьезный вопрос — это вопрос о самоубийстве. Судить о том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить, — значит отвечать на основной вопрос философии… Все осталь­ное — это шутки, так как прежде всего надо отвечать на основ­ной вопрос» (Camus A. Le Mithe de Sisyphe. – Paris, 1942. Р. 15).

Философия, по мнению экзистенциалистов, есть особая форма духовной деятельности. Философия — это стиль мыш­ления, движения души, движения мысли, когда сознание пола­гает самого себя в качестве предмета. Иначе говоря, пред­метом философии выступает не знание о бытии, а сам факт мышления о нем (по Ясперсу). Цель философии состо­ит в отыскании и предании индивидом смысла своему подли­нному существованию. Именно философии доступно постиж­ение внут­реннего переживания человеческого сущест­во­вания. Философия есть проявление и выражение духовной свободы индивида, освобождение его от внешнего насилия, внутренняя опора в превратной судьбе. Способность к фило­софствованию позво­ляет человеку противостоять натиску вне­ш­них сил и сохранять пребывание в подлинном су­щест­вовании.

В соответствии со своей философией, своим пониманием отношения сознания к внешнему и внутреннему миру пред­ставители экзистенциализма отвергают традиционное, клас­си­ческое истолкование истины как соответствия знания ре­аль­ности. С их точки зрения, истина «лична и исторична». При этом важен экзистенциальный опыт, который недосту­пен рацио­нальному научному познанию. Экзистенциальная истина — это не истина о бытии, а истина бытия. Такой исти­ной не обладают, а ее выполняют. В нее попадают ин­туи­тивно. Таким образом, экзистенциализм отрицает рацио­наль­ное познание, чтобы дать место иррационализму и вере.

Некоторые авторы очень высоко оценивают экзис­тен­циа­лизм как философское учение (см., напр.: Толпыкин В.Е. Осно­вы философии. – М., 2003. С. 233–234). А Игорь Гарин пишет: «Экзистенциализм гуманен, потому что правдив. Экзис­тенциа­лизм — это правда о человеке» (Гарин И.И. Что такое фило­со­фия?; Запад и Восток; Что такое истинна? – М., 2001. С. 550).

Конечно, философия экзистенциализма есть в принципе философия гуманизма, и в ней есть значительная доля прав­ды, но не вся правда. Экзистенциалисты обратили свое вни­мание и привлекли внимание других к тем сторонам челове­ческого бытия, которые мало исследовались другими философ­скими направлениями, в том числе и марксизмом. Однако сущность человека формируется, а существование по­стоянно протекает в более тесной связи с социальной средой, чем это представлено у экзистенциалистов. Более того, считается обще­признанным, что онтогенез (индиви­дуальное развитие) в миниа­тюре повторяет филогенез (историческое развитие рода и вида).

Нам представляется верной общая оценка экзистенциа­лизма, данная авторами одного учебника по философии: «Дей­ст­вительно, роль эмоций в жизни человека огромна. Но пре­вращение их в единственный предмет философского ана­лиза — крайность. Получается, что все многообразные отно­ше­ния и свя­зи человека с миром рассматриваются только через призму его эмоций, причем эмоций в основном отрица­тельных. Из мно­го­образных форм жизнедеятельности челове­ка фактически исклю­чается производственная и обществен­ная деятельность. А ведь их положительное влияние на весь духовный мир человека, в том числе и на его эмоциональную жизнь, весьма значи­тель­но» (Философия / под ред. Н.И. Жуко­ва. 3-е изд. – Минск, 1996. С. 85).

Таким образом, экзистенциализм есть гуманизм с эле­мен­тами агностицизма и идеализмав двух основных его разно­видностях.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9   В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории — теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ч

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги