Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм

Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил после Второй мировой войны во Франции, Германии и Латин­ской Америке. Наиболее видными представителями экзистен­циализма являются Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс (Германия), Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Габриель Мар­сель (Франция), Пауль Тиллих (США). Экзистенциалистские идеи можно обна­ружить также в произведениях таких русских философов-эми­грантов, как Николай Бердяев и Лев Шестов.

Различают экзистенциализм светский(«атеистический») (Сартр, Камю) и религиозный(Ясперс, Марсель, Тиллих, Бер­дяев, Шестов), однако это различие во многом условно.

Специфику экзистенциализма трудно уяснить без рас­смот­рения реальной проблематики, на которой он базируется, и конкретно-исторических условий его возникновения, вклю­чая его идейные истоки. Экзистенциализм явился реак­цией на техногенно-индустриальное общество ХХ века, в котором подлинно человеческие ценности были подавлены буднично-потребительскими интересами.

Экзистенциализм отражает неспособность современ­но­го мира разрешить свои собственные противоречия. В этой философии стихийно отражается протест отдельных слоев об­щест­ва, особенно интеллигенции, против всесилия и господства монополий в экономике и политике, против обез­личивания человека всей системой современного образа жизни. Ужасы и бедствия Первой и Второй мировых войн полностью разрушили иллюзию буржуазного либерализма относительно рациональ­ного, гармонически развертываю­щегося социального устройст­ва. Они породили пессимисти­ческие настроения и растерян­ность человека, утратившего веру в прогресс, разум и науку. В этих условиях появляются ощущения бессилия человека, гос­подство над ним неопреде­лен­ных, иррациональных сил. В связи с этим остро встали проблемы существованиячеловека, его отчуждения от им же созданного мира. Это реальное для современного мира чувство как раз попытались осмыслить пред­ставители экзис­тенциализма. И не случайно его иногда называют «филосо­фией кризиса» и«философией отчаяния».

Экзистенциализм затрагивает подлинно философский тра­ди­ционный и чрезвычайно важный вопрос о смысле челове­ческого бытия, о жизненной ориентации человека, о его свободном самоопределении. В связи с этим экзис­тенциалисты часто именуют свою философию «философией человека» и «философией свободы». Конечно, стремление узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» (Лермонтов), всегда было характерно для человека и челове­чества. Однако данный вопрос решается экзистенциалистами не традиционно, а по-своему, с позиций своего понимания человека, его сущест­вования и роли философии в его жизни.

В историко-философском плане экзистенциализм мож­но рассматривать как реакцию на традиционную, рациона­лис­тическую классическую философию. Для последней была харак­терна отчетливость субъектно-объектных отношений, понима­ния сущности человека как зависящей в основном от общест­венных условий, доступность понимания внутреннего мира человека обычными рациональными средствами. Пози­ция философа в таком случае — позиция стороннего наблю­да­теля, анализирующего духовный мир человека с точки зре­ния мирового порядка. Экзистенциализм же пытается фи­ло­софство­вать скорее с позиции деятеля, чем с позиции наблю­дателя. Экзистенциализм — это попытка подойти к человеку «изнут­ри», с точки зрения его собственных задач.

Теоретические истоки экзистенциализма восходят к фи­ло­софии Сократа, Августина Блаженного, Б. Паскаля, С. Кьер­кегора, а также к «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) и феноменологии Э. Гуссерля. От «философии жиз­ни» экзистенциалисты восприняли взгляд на ограниченность рационального стиля мышления, от Кьерке­гора они получили понимание экзистенции как подлинного существования чело­века, феноменологический метод Гуссер­ля позволил осущест­вить онтологический подход к природе некоторых психоло­гических понятий («страх», «отчаяние», «забота» и т. п.). И не случайно личностное начало в экзис­тен­циализме имеет онтологическоезначение.

В отличие от классической философии человек для экзис­тенциалистов — это конкретная человеческая личность, а не абстрактный гносеологический субъект. Экзистенциализм по­ла­га­ет, что суть проблемы человека заключается в много­гран­ности, неопределенности и подвижности (изменчи­вос­ти) человека и его бытия. Причем последнее радикально отли­чается от законов и связей остального мира. И со­ответственно основная проблема философии экзистенциализ­ма — это определение существования человека в общей структуре сущего и переживания этого существования самим человеком. Точнее говоря, речь идет о конкретизации онтологической природы человеческой реальности в соот­ветствии с остальными началами мироздания.

В связи с основной проблемой в экзистенциализме рас­сматриваются и более конкретные вопросы: роль общества в жизни личности, осознание смерти человека в организации его жизни, понимание свободы и ответственности в рамках конеч­ного существования человека, о трактовке в этих усло­виях нравственности и других человеческих ценностей.

Основными категориями экзистенциализма выступают такие понятия, как «бытие», «существование», «экзистенция» и «трансценденция». При этом следует отметить, что в центре внимания М. Хайдеггера находится вопрос о смысле бытия, К. Ясперса — способ бытия человека в отношении к божест­венной трансценденции, Ж.-П. Сартра — проявление бытия в различных направлениях (в частности, соотношение бытия и свободы).

Хотя экзистенциализм не является достаточно целостным направлением, однако общими, объединяющими его и указы­вающими на его специфику позициями являются следующие: (1) критика науки за отождествление бытия и сущего, за сведе­ние ценностей культуры к научному познанию (в этом плане экзистенциализм есть антисциентизм); (2) трактовка существования человека как особого вида бытия, как подлин­ного существования; (3) истолкование проблемы соотноше­ния личности и общества как противостоящих друг другу; (4) при­знание искусства как способа обнаружения подлин­ного бытия.

По мнению экзистенциалистов, бытие человека — такая же реальность, как и внешний мир, но иной природы. В этом бытии обнаруживается две принципиально различные сферы: поверх­ностная, социальнаяглубинная, индивидуаль­ная.Соот­ветст­венно выделяется «неподлинное» («безлич­ное», «отчуж­денное») и «подлинное» («самоопределяю­щее­ся», «сущност­ное») существование человека. В первом случае сознание, ориентированное вовне на решение каких-то прагматических задач, не доходит до осознания смысла человеческой жизни. Социальность растворяет индивидуаль­ность и неповторимость конкретного человека. В связи с этим можно понять замечания испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, разделявшего не­которые идеи экзистен­циализма: «Общество и коллектив не есть нечто челове­ческое» (Ortega y Gasset J. El hombre y la gente. – Madrid, 1957. Р. 27).

Подлинное существование — это непо­средственное пе­реживание отдельным человеком своей собст­венной жиз­ни, которая выступает для него наиболее важной и наиболее близкой реальностью. Это сугубо личный, уникальный мир человека, неподдающийся описанию на языке понятий. Это специфически человеческая форма самообнаружения и само­прояв­ления подлинной и важнейшей для самого индивида субъективной реальности.

Человек способен овладеть своей судьбой, но сделать это нелегко. По мнению экзистенциалистов, человек как живое существо просто «вброшен» в этот абсурд­ный и опасный мир. Он вынужден все время противостоять угрозе уничтоже­ния, поэтому «забота», «тревога», «вина», «страх», «смерть» есть проявление существа человека, онто­логия его сущест­вования. Эти и подобные им экзистенциалы (элементы су­щест­вования) задают, по существу, структуру бы­тия и структуру сущности человека. И в то же время представи­тели экзистенциализма подчеркивают, что индивидуальную сущ­ность человеку никто не преподносит. Он должен сам во время подлинного бытия создавать модель собственного бытия, свой мир, свое мировоззрение. У него есть большая свобода выбора на основе личного осознания своей инди­видуальности и собственной доморощенной философии.

По мнению экзистенциалистов, для того чтобы от «без­лич­ностного» существования пробудиться к подлинному сущест­вованию, человек должен оказаться в «погранич­ной» (кри­ти­ческой) ситуации(например, смерть близкого человека). В таких ситуациях человек уже не мыслит кате­гориями, навя­занными ему извне, он полностью свободен для действия и выбора поведения. В это время человек сам при­дает ценность и смысл своей жизни. Подлинное существо­вание позволяет человеку раскрыть свои возможности, быть самим собой и выбрать для себя любую ипостась (образ) (например, быть конформистом или быть подлинной лич­ностью). Конечно, свобода выбора предполагает и ответст­вен­ностьза свои решения и поступки. Постоянно вести подлинное существование доступно лишь немногим людям. Это свойство должно постоянно возобновляться и подкреп­ляться трудной работой духа, углубляющегося «внутрь себя». Не каждому по плечу такая ноша. И не случайно предста­вители религиозного экзистенциализма полагают, что только религиозное существование человека есть полное осущест­вление экзистенции.

Таким образом, по данной философии, получается, что сущность человека заключается в его соответствии своей персональной идее, в осуществлении своего проекта. В свете этого становится понятной знаменитая формула Сартра: «Су­ществование предшествует сущности». А в связи с трагизмом человеческого бытия, с постоянными кризисами человека понятно и заявление Альбера Камю: «Имеется только один действительно серьезный вопрос — это вопрос о самоубийстве. Судить о том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить, — значит отвечать на основной вопрос философии… Все осталь­ное — это шутки, так как прежде всего надо отвечать на основ­ной вопрос» (Camus A. Le Mithe de Sisyphe. – Paris, 1942. Р. 15).

Философия, по мнению экзистенциалистов, есть особая форма духовной деятельности. Философия — это стиль мыш­ления, движения души, движения мысли, когда сознание пола­гает самого себя в качестве предмета. Иначе говоря, пред­метом философии выступает не знание о бытии, а сам факт мышления о нем (по Ясперсу). Цель философии состо­ит в отыскании и предании индивидом смысла своему подли­нному существованию. Именно философии доступно постиж­ение внут­реннего переживания человеческого сущест­во­вания. Философия есть проявление и выражение духовной свободы индивида, освобождение его от внешнего насилия, внутренняя опора в превратной судьбе. Способность к фило­софствованию позво­ляет человеку противостоять натиску вне­ш­них сил и сохранять пребывание в подлинном су­щест­вовании.

В соответствии со своей философией, своим пониманием отношения сознания к внешнему и внутреннему миру пред­ставители экзистенциализма отвергают традиционное, клас­си­ческое истолкование истины как соответствия знания ре­аль­ности. С их точки зрения, истина «лична и исторична». При этом важен экзистенциальный опыт, который недосту­пен рацио­нальному научному познанию. Экзистенциальная истина — это не истина о бытии, а истина бытия. Такой исти­ной не обладают, а ее выполняют. В нее попадают ин­туи­тивно. Таким образом, экзистенциализм отрицает рацио­наль­ное познание, чтобы дать место иррационализму и вере.

Некоторые авторы очень высоко оценивают экзис­тен­циа­лизм как философское учение (см., напр.: Толпыкин В.Е. Осно­вы философии. – М., 2003. С. 233–234). А Игорь Гарин пишет: «Экзистенциализм гуманен, потому что правдив. Экзис­тенциа­лизм — это правда о человеке» (Гарин И.И. Что такое фило­со­фия?; Запад и Восток; Что такое истинна? – М., 2001. С. 550).

Конечно, философия экзистенциализма есть в принципе философия гуманизма, и в ней есть значительная доля прав­ды, но не вся правда. Экзистенциалисты обратили свое вни­мание и привлекли внимание других к тем сторонам челове­ческого бытия, которые мало исследовались другими философ­скими направлениями, в том числе и марксизмом. Однако сущность человека формируется, а существование по­стоянно протекает в более тесной связи с социальной средой, чем это представлено у экзистенциалистов. Более того, считается обще­признанным, что онтогенез (индиви­дуальное развитие) в миниа­тюре повторяет филогенез (историческое развитие рода и вида).

Нам представляется верной общая оценка экзистенциа­лизма, данная авторами одного учебника по философии: «Дей­ст­вительно, роль эмоций в жизни человека огромна. Но пре­вращение их в единственный предмет философского ана­лиза — крайность. Получается, что все многообразные отно­ше­ния и свя­зи человека с миром рассматриваются только через призму его эмоций, причем эмоций в основном отрица­тельных. Из мно­го­образных форм жизнедеятельности челове­ка фактически исклю­чается производственная и обществен­ная деятельность. А ведь их положительное влияние на весь духовный мир человека, в том числе и на его эмоциональную жизнь, весьма значи­тель­но» (Философия / под ред. Н.И. Жуко­ва. 3-е изд. – Минск, 1996. С. 85).

Таким образом, экзистенциализм есть гуманизм с эле­мен­тами агностицизма и идеализмав двух основных его разно­видностях.