рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философско-теологическая традиция: неотомизм

Философско-теологическая традиция: неотомизм - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Неотомизм — Современная Религиозная Философия, Офи­ци­альная...

Неотомизм — современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-теолога Фомы Аквинского. Отсюда и на­звание течения, ибо «Фома» в латинском написании обозна­чает «Томас» (Thomas).

Хотя неотомизм не является единственной католической философией, он является одной из самых распростра­нен­ных школ религиозной философии. Это господствующая фило­софия в Италии, Испании, Франции, Германии, Бельгии. Наибо­лее видными представителями неотомизма являются Этьен Жильсон, Жак Маритен (Франция), Густав Веттер (Австрия), Иозеф Бохеньский (Германия), Дезире Мерсье (Бельгия).

Неотомизм возник в 70-х годах XIX века. Первый Вати­кан­ский собор (1869–1870) объявил философию Аквинского един­ст­венно истинной и «вечной». В 1879 году папа Лев XIII сделал изучение философии обязательным в семинариях и католичес­ких университетах. Тогда же кардинал Дезире Мерсье основал неотомистскую школу и попытался обно­вить традицию, соеди­нив томизм с новейшими философ­скими течениями. В 1914 году папа Пий Х огласил програм­мный документ неото­мизма — «24 томистских тезиса», в которых излагались основ­ные положения современной като­лической философии.

Возрождение томизма в конце XIX века в социально-рели­гиозном плане явилось попыткой противодействия соци­альным катаклизмам (войнам и революциям), связанным якобы не только с социальными противоречиями, но и упад­ком духов­ности. Однако неотомизм не только возрождает томизм, но и развивает его применительно к современным достижениям науки, философии и социальной жизни. Необ­хо­димость модернизации томизма в мировоззренческом плане обуслов­ленапоявившимися новыми философскими школами, которые отрицательно влияли на сознание католиков.

От классического томизма неотомизм сохраняет гносео­логи­ческий дуализм (наличие двух истин: веры и разума), идею иерархичности мира, креационизм (идею божествен­ного творе­ния мира), провиденциализм (зависимость разви­тия истории от воли Божества) и другое. Из современной философии неото­мизм заимствует некоторые идеи экзистен­циа­лизма, феномено­логии, структурализма и герменевтики. Основная проблема томизма — доказательство бытия Бога и понимания его места в мире — была дополнена в неото­мизме антропологической проб­лемой личностного существо­вания человека, а также совре­менными социальными и этическими вопросами. В отличие от средневекового томиз­ма, неотомизм придает большое значение не только Богу, но и отдельной человеческой личности. Однако основная задача философии неотомизма остается традицион­ной — рациональное обоснование и познание бытия Бога.

Претендуя на обоснование истинности католической веры в современных условиях, неотомисты пытаются сов­местить при­знание существования объективной реальности с верой в сверхъестественное, научные знания — с религи­озным открове­нием, здравый смысл — с догмами священного писания. Они стремятся подняться над противополож­ностью материи и сознания, материализма и идеализма. В соответствии с этим неотомисты в качестве основного прин­ципа своей философии провозглашают принцип гармонии веры и разума. При этом проводится мысль о приоритете теологии над философией. По мнению неотомистов, вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самонадеян­ности. Уже в учении самого Аквинского было дано достаточно веское обосно­вание возможности гармонического сочетания веры и разума. Истинная философия, по мнению неотомистов, должна стать синтезом различных средств и способов пони­мания мира, включая и религию. А индивидуализму и коллекти­визму она должна противопоставить солидаризм на основе любви
к ближ­нему. На их взгляд, примирение философии и теоло­гии — это единственный путь преодоления «бесплодного» союза философии и науки, который ответственен за состояние социального хаоса.

Философская система неотомизма включает в себя «спе­ку­ля­тивную» и «практическую» философию. По традиции схо­ластической философии все проблемы спекулятивной фи­лосо­фии рассматриваются в двух аспектах: онтологическом (учение о бытии) и гносеологическом(учение о познании).

Вслед за томизмом неотомизм считает Бога перво­причи­ной мира и последним источником всего земного бытия, а божественную сущность — основой бытия любого явления. Фома Аквинский заявлял: «Есть разумное существо, полагаю­щее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом». Бог есть абсолютное бытие, в котором «сущность» и «существование» совпадают. В конечном счете неотомистская философия признает два мира: вечный немате­риальный мир идеальных сущностей (абсолютное бытие, т. е. Бог) и подчиненный ему преходящий мир (актуальное бытие, бытие конкретных вещей).

Пытаясь преодолеть разрыв между конечным и беско­нечным, имманентным (посюсторонним) и трансцендентным (потусторонним) бытием, между Богом и сотворенным им миром, некоторые неотомисты постулируют (провозгла­ша­ют) трансцендентальные (внеопытные) понятия («единст­во», «благо», «прекрасное» и др.), которые полагаются вместе с бытием. Той же цели служит и учение об аналогии бо­жественного и сотворенного бытия. Конечное бытие созда­но по образу и подобию Бога как совершенного бытия. На этой аналогии основана возможность познания бытия Бога из бытия мира. Неотомист Г. Мейер пишет: «Бог — это совсем другое бытие, чем сотворенное, но его бытие может быть понятно из бытия мира» (Meyer H. Tomas von Aguin. – Paderborn, 1961. S. 181).

Бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли. В процессе божественного творения возникают конеч­ные вещи. Здесь неотомизм опирается на учение о потенции и акте. Первое есть возможность, или «чистое бытие», второе — действительность. Потенция есть возможность становления или изменения чего-то определенного, акт же есть реализация потенции, проявление божественного творе­ния. Для превра­ще­ния возможности в действительность костной материи тре­буется причина, находящаяся вне ее. И этой причиной высту­пает в конечном счете Бог.

Основу натурфилософии неотомизма составляет гиле­мор­физм, восходящее к Аристотелю учение о соотношении материи и формы. Первоматерия, созданная Богом, — это бесформенное, бескачественное пассивное начало. Непосред­ст­венным вопло­ще­нием действия Божества на материю вы­сту­пает форма. Послед­няя является нематериальной, но активной божественной силой в актах творения. Она вносит всякую определенность в материю. Сам же Бог есть высшая (абсолютная) форма и ис­точник всех конкретных форм и причина актуализации материи.

Формы, актуализируя косную материю, порождают все многообразие материальных способов и видов бытия — от неорганической природы до человека, формой и сущностью которого является нематериальная и бессмертная душа. По­следняя в качестве божественного дара определяет сущест­вование человека, но обладает творческой самоактивностью. Таким образом, в мире сотворенного бытия «сущность» пред­шест­вует «существованию».

Возникает естественный и закономерный вопрос: как оправ­дать (обосновать) существование самого Бога? Нео­то­мист­ская философия включает в себя «естественную тео­логию», куда входит учение о доказательстве бытия Бога. Еще сам Фома Аквинский выдвинул «пять путей» рацио­нального дока­зательства бытия Бога. Современные томис­ты варьируют эти «пути». В целом во всех пяти случаях аргументация дока­зательств опирается на неявно принятую посылку так назы­ваемого онтологического доказательства Бога, когда его бытие выводится из факта существования понятия о нем. Бог мыслится совершеннейшим существом и поэтому обладает и свойством существования. Однако еще Кант, опровергая это доказа­тельст­во, справедливо и остро­умно заметил: «От моего представления о деньгах талеры не зазвенят у меня в кармане».

Наше рассмотрение трех основных рациональных доказа­тельств бытия Бога в теме «Общество как структурно-функ­циональная система» зафиксировало неопределенность по­зна­ва­тель­ной ситуации по данной проблеме: рационально невоз­мож­но ни доказать, ни опровергнуть существование Бога. Это означает, что остается место как для атеизма, так и для веры.

Неотомисты называют свою философию «реализмом», по­тому что в ней признается существование реальности неза­ви­симо от сознания человека. Однако по решению первой стороны основного вопроса философии неотомизм пред­став­ляет собой теологическую форму объективного идеализма, так как в осно­ве любого вида земного бытия лежит высшая реальность — Бог.

Смысл, назначение и конечная цель познания с точки зре­ния неотомизма — обнаружить трансцендентное (божест­вен­ное) в чувственно воспринимаемом. Неотомистская гно­сео­логия базируется на признании познания как способности души взаимо­действовать с идеальными элементами в вещах и принципе «гармонии веры и разума» (т. е. религии и науки). Соответственно процесс познания предстает как взаимодействие субъекта (души) с объектом (идеальная сущ­ность вещи, ее «форма», идея).

Неотомисты выделяют два источника познания: естест­вен­ный разум (науку) и божественное откровение (рели­гию). При этом они различают чувственное познание, ра­зумное (рацио­нальное) познание и религиозное познание — откровение. Чувственное познание — низшая ступень позна­вательного про­цесса. Оно само по себе еще не является подлинным познанием, так как оно не чистый дух, а дух, обремененный телом. Этот род познания есть лишь постижение единичного, индивидуаль­ного, а последнее не может быть предметом логического, рацио­нального позна­ния. Результаты чувственного познания выра­жаются в форме науки. Но последняя постигает лишь вторич­ные причины и раскрывает лишь последовательность и внеш­нюю связь со­бытий, конечные же причины всего сущест­вую­щего отно­сятся к божественному.

Разумное (рациональное) познание является подлинным познанием, преодолевающим чувственную ограниченность кон­кретного, единичного и постигающим общее. Это позна­ние касается вопросов сущности бытия и относится к сфере фило­софии и теологии.

Таким образом, по мнению неотомистов, частные науки не могут дать полное и достоверное знание. Они ничего не могут сказать о мире трансцендентном, потустороннем, сверх­чувст­венном. Но и разумное познание, подобно частно­научному, может быть ограниченным. В частности, естест­венному разуму недоступны некоторые глубокие тайны религиозного учения(сотворение мира из ничего, троич­ность Бога, бессмертие души и др.). Естественный челове­ческий разум, будучи конечным (и в этом смысле несовер­шенным), нуждается в сверхразумной опеке, в качестве которой выступает вера в форме так назы­вае­мого «откро­вения». Человек может постичь наиболее сокровен­ные «божественные истины» только с помощью веры сверхъес­тественным образом, т. е. откровением. Поскольку истина от­кро­вения носит «сверхразумный» (надразумный) характер,
по­стольку она может быть получена только с помощью «бла­го­дати Божией». Откровение доступно только религиоз­но-верующему человеку, у которого якобы активизированы способности к религиозной созерцательности.

Принцип «гармонии веры и разума» прежде всего выражает стремление неотомистов примирить науку и религию. Он про­возглашает невмешательство науки в дела религии и наоборот. Но в конечном счете неотомизм стре­мится подчинить науку религии, поскольку все то, что фактически познают наука и философия, заранее заложено в природу Богом. Единство мира для неотомистов обеспечи­вается единством творца и творения. И в соответствии с гносеологией неотомизма подлинное позна­ние фактически осуществляется лишь в сфере идеального. Истина бази­руется на соответствии идеального идеальному же, так как человеческий разум, чтобы быть истинным, должен сообразо­вываться с божественным разумом. В итоге познание превращается в акт религиозной веры, а любое достижение науки доказывает лишь силу божественного разума.

Однако следует отметить, что неотомизм в отличие от протестантизма считает, что религиозная вера не лишена разумности. «Истины веры» хотя и «сверхразумны», но не «про­тиворазумны», т. е. допускают обоснование разумом. По­это­му неотомисты и полагают, что бытие Бога может быть доказано рациональным способом.

В целом гносеология неотомизма помимо использования объективного идеализма опирается на метафизический (анти­диалектический) метод.

К области «практической философии» неотомизма отно­сит­ся учение о человеке, обществе и истории. Неотомизм, следуя Аквинскому, развивает взгляд на человека как на сложную субстанцию, основными составляющими которой являются душа и тело. Но неотомисты пытаются создать новый образ человека. Последний предстает не просто как орудие произ­водства, а как активная личность, ибо Бог, создав людей, «не придает им окончательного вида». Побуж­даемый Богом, чело­век сам творит свой культурно-истори­чес­кий мир. В творении культуры реализуются все возмож­ности человека: освоение природы, совершенствование знания, искусства, нравственных норм и т. п. При этом доминирование духовных ценностей над материальными свидетельствует о его совершенстве.

Связь человека с Богом осуществляется через общество («град земной»), которое рассматривается как соединение лич­ностей и одновременно как «сверхличность». Однако, находясь в обществе, человек должен все-таки выполнять Божью волю.

Неотомизм выделяет три типа отношений к обществу: инди­видуализм (капитализм), коллективизм(социализм) и солидаризм. Прогрессивным признается последний тип, так как он опирается на христианскую любовь к ближнему. «Ми­ро­твор­ческая» социальная направленность данной позиции очевидна.

Через человека проходит история, которая истолковы­вается неотомизмом телеологично как связь людей, которая служит достижению некой общей цели. История в конечном счете ведет к высшему состоянию общества — «граду Божьему».

Таким образом, в социальной доктрине неотомизма реаль­ные социальные связи подменяются абстрактной сущностью человека.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философско-теологическая традиция: неотомизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9   В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории — теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ч

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги