рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная работа и социальная история

Социальная работа и социальная история - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Границы Социальной Работы Как Сферы Социального Действия Мо­гут Быть Определе...

Границы социальной работы как сферы социального действия мо­гут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах. Это связано с тем, что параллельно с развитием как само­го общества, так и индивида возникает ценностная система, социаль­ные и гуманитарные проблемы, а также теоретические и практические подходы к их разрешению. Сфера деятельности социальной работы расширяется одновременно в соответствии с неизбежным расширени­ем и усложнением сферы социальных связей в обществе. Поэтому соци­альная работа не могла не быть вписана в общецивилизационный исто­рический процесс и явилась отражением эволюции социальной практи­ки в отношениях человека и общества, атрибутом, как часто говорят в литературе, современного общества.

Основу социальной работы составляет общественная помощь лич­ности. Поэтому для того, чтобы определить с исторической точки зре­ния основные сущностно-функциональные характеристики социальной работы на современном этапе общественного развития необходимо вы­яснить генезис социальной помощи в ретроспективе эволюции обще­ственной помощи в социальную работу.

В результате археологических раскопок и антропологических ис­следований ученые пришли к выводу о том, что в древних обществах, именуемых "примитивными", применение примитивных орудий труда и быта заставляло людей жить и действовать как единое целое, деля рав­ным образом заботу о ближнем, наряду со средствами существования. Именно совместные эгалитарные действия позволили человеку совер­шить качественный скачок в обеспечении своей жизнедеятельности, установить свое господство над природой, казавшейся тогда враждеб­ной ему, и совершенствовать саму суть человека.[104]

В так называемых примитивных обществах, члены которых посто­янно испытывали голод, пища никогда не была причиной социальных трений и конкуренции. Наоборот, она служила элементом укрепления социальности вследствие того, что сам акт разделить пищу с кем-то яв­лялся формой проявления воспитанности и добродетели. Доброта преобладала над жадностью уже даже потому, что сохранение или ук­репление социальных связей имело тогда чрезвычайно важное значение. По свидетельствам очевидцев, наблюдавших нравы и обычаи, на­пример, аборигенов, населявших современную Америку, эти общества обладали развитыми социальными системами, основанными на принци­пах взаимопомощи.[105]

Анализ многочисленных свидетельств о жизни примитивных об­ществ позволяет сделать предварительное заключение о том, что для создания социальной системы с преобладающей характеристикой взаи­мопомощи не обязательно иметь высокоразвитую экономику. Для этого необходимо, чтобы в данном обществе существовало ценностное поня­тие заботы о ближнем, которое является частью или элементом соци­ального прогресса.

Рассматривая общецивилизационный процесс развития человечес­кого общества, мы обнаружим, что забота о членах общества проявля­лась в Древнем Египте (2700 - 2200 в. до н.э.). Это была, прежде всего, забота о сохранении трудовых ресурсов, которая являлась прерогативой государства, заинтересованного в поддержании жизненного уровня лю­дей, занятых на общественных работах - строительстве каналов, пира­мид, гробниц и храмов и предотвращении голодных бунтов, угрожаю­щих стабильности государства[106].

Для реализации своих социальных задач государство Древнего Египта применяло методы централизованного планирования производ­ства и распределения продуктов питания по различным регионам, а также определенную миграционную политику. Подобная ситуация прослеживается и в Древнем Китае, где прави­тельство еще в I веке до н.э. разработало основы своей социальной по­литики, включавшей в себя три обязательных элемента в условиях чрез­вычайных ситуаций: бесплатное (или же за минимальную плату) распре­деление зерна; использование всех пустующих полей для засева бе­сплатным зерном; переселение голодающих в благополучные регионы страны.[107] Такая политика свидетельствовала об ответственности прави­тельств за своих людей, хотя и простиралась лишь на период чрезвы­чайных ситуаций.

История древнего государства Вавилон свидетельствует о том, что деятельностью, направленной на оказание социальных услуг населе­нию, занимались не только государственные структуры, но и такие экономически устойчивые единицы, как культовые храмы. Они служат прообразом "агентств по оказанию социальной помощи". В отличие от государства их деятельность носила постоянный характер. Под опеку храмов попадали различные категории людей: военнопленные, полу­ченные в подарок или купленные рабы, незаконнорожденные, а также дети из бедных семей, отданные в храм во время голода.[108] Благодаря оказываемой социальной помощи различным категориям людей храмы превращались в мощную социальную и политическую силу, опирающу­юся на поддержку широких слоев общества.

Особое место в развитии социальной практики занимают иудей­ские общества. Возникнув в специфических географических условиях (в пустыне), общество стремилось к нивелированию противоречий между эгоистическими интересами личности и коллективными интересами общества в целом в самом процессе борьбы за выживание. Возможно, это и явилось одной из основных предпосылок для формирования ре­лигиозного альтруизма, свойственного иудейскому обществу, которое создало целую систему социальной помощи, основанной на любви к ближнему. Эта система действовала через законодательно установлен­ные налоги, которые не позволяли сосредоточить сверхбогатство в руках немногих и вели к перераспределению доходов среди нуждающихся. Иудейские общества заложили в своей основе и принципы благотвори­тельности.

С точки зрения современной социальной работы в иудейской культуре социальная помощь проявлялась в двух элементах: в определении поведения самого человека, в обязан­ности которого вменялась трудовая деятельность, и в определении забо­ты общества об обеспечении нуждающихся пищей[109]. Однако даже те скудные сведения из истории Древнего Мира относительно развития общественной помощи позволяют сделать вывод, что в основном эта помощь носила прагматический характер. Она явилась отражением потребности общества в обеспечении его трудовыми ресурсами, смягче­нии последствий социальных волнений, приносящих обществу разру­шения и человеческие жертвы и препятствующих стабильному развитию экономики, а также потребности в объединении общества вокруг госу­дарства и правительства для его укрепления и для защиты националь­ных интересов.

Среди способов реализации социальной политики наиболее ра­спространенными были: централизованное планирование распределения продуктов питания, общественных ресурсов и средств существования людей; налоговая система, позволяющая накапливать средства, необхо­димые для оказания помощи нуждающимся. Характерно и то, что среди общественных ценностей во многих культурах Древнего Мира за­ложены основы концепции благотворительности как проявления заботы о ближнем, то есть присутствовало понятие добродетели, готовности оказать помощь ближнему еще до того, как за ней обра­тятся. Примечательно и то, что для формирования понятия и практики соци­альной помощи не обязателен высокий уровень экономического разви­тия. Достаточно понимания того, что равное распределение обществен­ных благ является элементом выживания общества и его солидарного развития.

Общественная помощь в основном инициировалась в древних об­ществах власть имущими и осуществлялась через государственные или религиозные институты, которые в своей практике исходили из пони­мания ответственности - одни за своих граждан, другие - за свою па­ству. Финансовой основой оказания помощи нуждающимся через госу­дарство и церковь были различные формы налогов или церковных пода­тей.

В средние века концепция социальной политики стала зависеть от уровня экономического развития, а также религиозных и социальных факторов. В этот период возникает новая организационная форма по­мощи нуждающимся и бедным - гильдии. Гильдии представляли собой систему социальной взаимопомощи, а также оказывали благотворитель­ную поддержку своим членам. Они строили и содержали больницы, кормили нуждающихся во времена голода, распределяли между ними зерно, предоставляли приют обездоленным.[110] Другой формой формирующейся социальной системы помощи ста­ли частные фонды, созданные на пожертвования филантропов. На их средства создавались приюты, больницы, выдавались по­собия на погребение.

Историю развития социальной работы современного общества обычно связывают с развитием и расцветом промышленного капитала, что повлекло за собой основополагающие изменения западной обще­ственной структуры (возникновение в обществе качественно иного типа связей между человеком и обществом). Не без оснований поэтому западное общество определялось часто взаимозаменяющимися понятиями, такими как "буржуазное", "капиталистическое" или "рационалистическое общество".

Конкретные пространственно-временные рамки социальной рабо­ты не исчерпываются периодом формирования профессиональной соци­альной работы. Свой новый виток развития социальная работа получила вместе и с новым витком в развитии социальной науки и практики в обществе семидесятых, или даже скорее восьмидесятых и девяностых годов. Для этого периода характерно основополагающее изменение в производстве промышленной продукции со все более высокой сте­пенью автоматизации и компьютеризации (и, следовательно, уменьше­ние числа промышленных рабочих), появление самостоятельного и развитого "сектора обслуживания", а позже и "социального сектора", в котором самую значимую роль играют социальные работники (по ген­дерному составу преимущественно женщины).

Эти социальные перемены отразились и на социальной сфере и на характере помогающих услуг на уровне “человек-человек”. Кроме того, западные государства благосостояния в восьмидесятые годы оказались перед лицом множества новых проблем, частично связанных с тем, что дальнейшее развитие в условиях столь же быстрого экономического ро­ста стало невозможно, как прежде, а поэтому и невозможно стало рас­ширять в количественном отношении сферу формализованных социаль­ных услуг, сферу социальной работы. Частично это обусловлено тем, что появились новые общественно-политические движения, выдвигаю­щие новые социальные требования в отношении качественных парамет­ров жизни человека. В социальной работе они выразились в радикаль­ных направлениях, основанных на возврате интереса к наследию мар­ксизма, а также в попытках создать новую парадигму общественной мысли, например, на основе феминистских воззрений.

Вместе взятые, эти основополагающие перемены, по мнению большинства обществоведов, столь же значительны и поворотны, как замена капиталистическим индустриальным обществом феодального земледельческого общества; они объясняют всю сложность и многоплановость социальной работы как феномена ХХ века, ставшего неотъемлемой частью современного общества и его политической на­дстройки.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра философии... ФИЛОСОФИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная работа и социальная история

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек и его мировоззрение
Социальная работа, гуманистическая по своим целям и методам, не может эффективно решать свои задачи без пристального внимания к пониманию мировоззренческой сущности индивида. В противном случае она

Духовный мир человека
Итак, что же такое духовность, из чего она складывается и как формируется, воспитывается? Понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Прежде всего

Факторы формирования мира человека
Первой, естественной средой, в которую человек вступает рождаясь на свет, является семья. Семья стоит в самом начале жизненного пути человека. Каким он будет в дальнейшем, разовьются или погибнут е

Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия
Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических инте

Гуманизм как форма жизненной практики и основание социальной работы
Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы является гуманизм. “Явление” гуманизма в жизненный мир - многоплановый, развернутый в историю процесс

Ценности и нравственные ориентиры социальной работы
Духовную силу люди обретают лишь тогда, когда в каждом отдельном случае добиваются гуманности. Однако они слишком мало для этого прилагают усилий, чувствуя себя во власти расчетливой и безличной мо

Ответственность как конституирующий принцип социальной работы
Принципы и стандарты этического поведения сведены, как правило, в национальные и международные уставы, кодексы, декларации. В них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе
Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность - являются теми

Социальная работа и общественные науки
Исключительно важным для понимания современной концепции социальной работы имеет разное отношение различных обществ к са­мому понятию человека и его социального состояния. В одних культу­рах беднос

Социальная работа и социально-политическая антропология
Сущностно-функциональная характеристика социальной работы не будет достаточно полной, если не рассмотреть ее через призму науки о власти. Социальная работа осуществляется при помощи

Социальная работа и культурно-религиозная антропология
Очевидно, что одна из функций социальной работы состоит в том, чтобы адаптировать психику человека к реальной дей­ствительности, внести элемент психологического равновесия, ослабить дух воинствующе

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Проблема философско-религиозных аспектов социальной работы довольно актуальна, ибо как показывают многочисленные социологические исследования среди социальных работников и их клиент

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ Вместо заключения
  Было бы странно видеть прямую связь философии как особой мудрости человеческого духа с профессионально-технологической деятельностью социального работника. Эта связь относится к тип

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги