рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ   Проблема Философско-Религиозных Аспектов Социальной Работы До...

 

Проблема философско-религиозных аспектов социальной работы довольно актуальна, ибо как показывают многочисленные социологические исследования среди социальных работников и их клиентов есть люди верующие. Для современных условий РФ характерно также и то, что проблема философско-религиозных аспектов социальной работы слабо разработана как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

В развитии современной России можно выявить две тенденции. Первая - касается роста нуждающихся в социальной защите: пенсионеров, инвалидов, детей-сирот (при живых родителях), детей рожденных вне брака, беженцев, безработных, наркоманов, алкоголиков, осужденных и отбывших наказание в исправительно-трудовых учреждениях. Одним словом, тех кто находится на грани нищенского существования.

Вторая тенденция во многом связана с первой. Практика показывает, что почти каждый обычный человек рано или поздно, разумеется, своим путем приходит к Богу. И не столь важно, как человек придет к Богу - в онкологической больнице, тюрьме, собственном доме, пережив несчастье, или в каком-то другом месте. В данном случае религия для него становится, если так можно сказать, тихой гаванью, где он всегда может бросить якорь во время любого жизненного шторма, отвлечься от суеты и обрести душевное спокойствие, сконцентрировать свои мысли на добрых, созидательных делах.

Поэтому, видимо, нельзя не согласиться с Адольфом Книгге, он считал, что “...человек честный и благоразумный никогда не станет шутить над основательным учением Религии даже и тогда, когда бы он имел несчастье действительно сомневаться в истине оного. Не надобно также издеваться и над церковными обрядами, строго соблюдаемыми некоторыми сектами, вероисповеданиями и над обрядами, которые многими почитаются за сущность самой Религии. Должно уважать все, что в глазах других кажется достопочтенным. Надобно допускать всякому ту свободу в мыслях, которой мы требуем для себя сами. Не должно забывать, что может быть, то самое, что мы называем просвещением, кажется другим невежеством. Надобно щадить предрассудки, служащие к успокоению других людей. Ничего не должно отнимать у других, не заменив отнимаемого чем-либо лучшим”.[139]

Понимание религиозно верующих людей, терпимость и доброжелательность по отношению к ним все более становятся характерными и для современного периода развития России. В то же время необходимо всестороннее понимание и того, что в течение семидесяти лет нас всех воспитывали атеистами. И многие стали атеистами. Поэтому возвращение к религии, религиозности - это не простой и не безболезненный процесс. Сменится еще не одно и не два поколения пока к религии и религиозно верующему человеку в нашей стране будет адекватное отношение. Адекватное в том смысле, когда большинство населения осознает, что религия является тем духовным средством, которое сплачивает нацию, страну, морально дисциплинирует общество, что религиозно верующий человек - это, как правило, добропорядочный и во многом предсказуемый человек.

Надо сказать, что за годы перехода к рыночной экономике у нас не только увеличилось количество религиозно верующих людей, но и изменился его социальный статус. Хотя в правовом отношении за это время принципиальных изменений почти не произошло. Религия, религиозные объединения все также отделены от государства и равны перед законом, каждый гражданин РФ имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Если раньше многие люди, говоря о религиозно верующем человеке, имели в виду человека в чем-то даже примитивного, у которого что-то не получилось в жизни, то сейчас все больше людей начинает понимать, что религиозно верующий человек - это, как обычно, высоконравственный, мыслящий и добродетельный человек. Ведь одной из самых основных целей всех мировых религий - христианства и его основных разновидностей: православия, католицизма и протестантизма, ислама, буддизма, а также национальных религий - конфуцианства, даосизма и др. является воспитание высоконравственных, мыслящих и добродетельных людей. Во многих развитых странах социальный статус религиозно верующего человека очень высок. Ему, к примеру, без сомнения дадут взаймы денег, откроют кредит, ибо все знают, что он сдержит свое слово и вернет деньги в срок. Если религиозно верующий человек избирается в какие-либо органы власти, то люди отдают именно ему предпочтение, так как это человек, который любит и воспринимает других людей такими, какие они есть, со всеми своими достоинствами и недостатками и всегда будет им помогать. Да и законы в развитых странах еще на стадии их разработки строятся таким образом, чтобы они не противоречили религиозным нормам. Надежно работают и социологи; в их данных при проведении социологических исследований учитывается религиозность людей.

Действия религиозно верующего человека зачастую можно предсказать, просчитать: есть вещи, которые он никогда не сделает, а есть такие, которые сделает обязательно. Вот почему переходя к рыночной экономике хорошо бы познакомиться и всесторонне осмыслить многие ценности, которые часто связаны с религией и религиозностью людей на Западе. И только осмыслив эти ценности, мы сможем понять их универсальность и степень их применимости в теории и практике социальной работы. Для теории и практики социальной работы не менее существенно правильно понимать и ценности наших предков, которые также во многом связаны с религией и религиозностью людей. Ведь чем меньше мы понимаем, как жили наши отцы и прадеды, тем меньше мы понимаем сами себя.[140]

Особую группу религиозно верующих людей у нас составляют люди, которые не являются религиозно верующими в традиционном смысле. Они религиозны на свой лад. С точки зрения гуманистических и демократических ориентиров социальной работы они также заслуживают понимания и уважения. К ним необходим особый подход в процессе социальной работы.

Значительное число людей, которые обращаются за помощью к социальным работникам - пожилые люди. Современной наукой установлено, что человеческое сознание, особенно во второй половине жизни человека спонтанно создает различные образы религиозного содержания, даже если человек атеист и никогда не исповедовал никакой религии. Понять таких людей, помочь им разобраться и справиться с миром и судьбой могут социальные работники, умеющие творчески использовать знания религиоведения.

Пожилые клиенты, с которыми работает социальный работник, имеют ряд специфических особенностей. Ведь почти каждый человек в течение своей жизни несколько раз меняет место жительства, вокруг него меняются люди, окружающая обстановка. Но подсознательно каждый человек всегда остается там и в том доме, в котором он вырос. Этот дом, образы детства он часто видит во сне. Становясь пожилым человеком, он все чаще и не только во сне, но и в мыслях возвращается туда и в тот дом, в котором вырос. Он сверяет свою прожитую жизнь с тем, чему его учили в детстве, дает оценку своей прожитой жизни, сохраняет, обновляет или меняет свои установки на будущее. Этот процесс имеет во многом сугубо личностный характер. Хотя и великие проблемы человечества всегда решались посредством обновления или изменения установки отдельного человека. Все это, как правило, сопровождается или вызывает различные религиозные переживания, раздумья о сокровенном, смысл которого одинаков во всех религиях. Различными могут быть лишь формы его выражения и пути его постижения каждым конкретным человеком. Если человек - религиозно верующий, то он сам может справиться с религиозными переживаниями, прийти к правильным выводам и к правильным действиям в результате раздумий о сокровенном. Если же человек получил атеистическое воспитание, то ему может быть будет нужна помощь социального работника, владеющего предметом религиоведение, чтобы разобраться в своих религиозных сомнениях, понять что-то сокровенное в себе и в жизни, обладание которым продолжительно, постоянно, необходимо для духовного здоровья личности.

Анализируя современную социально-экономическую и духовную ситуацию в РФ, можно предположить, что тенденция роста количества религиозно верующих людей в ближайшее время, видимо, сохранится. Большинство населения РФ будет религиозно верующими людьми. Не следует этого пугаться. Это нормальное явление. Основная часть населения стран мира, в том числе многих экономически развитых стран, являются религиозно верующими людьми. Многие отношения граждан в этих странах регулируются прежде всего религиозными нормами, влияние которых в обществе очень сильно. Экономисты и политики стран, в которых большинство населения является религиозно верующими людьми, разрабатывая свои программы стремятся к тому, чтобы не только отразить в них интересы различных классов, социальных групп, но и то, что объединяет эти различные классы, социальные группы, что духовно цементирует страну, нацию - ее религиозные нормы, принципы, идеалы. Они знают, что лишь тогда, когда их программы будут понятны религиозно верующим людям страны и привлекательны для них они могут рассчитывать на успех.

В настоящее время и в будущем социальная работа с населением РФ и подготовка специалистов социальной работы должны строиться с всесторонним учетом того аспекта, что это будет социальная работа не только с атеистами, но и с религиозно верующими людьми.

Другой существенный аспект, который необходимо иметь в виду, осуществляя в нашей стране социальную работу и подготовку специалистов социальной работы состоит в том, что социальная работа по своей сути во многом основывается на гуманистических, религиозных идеалах. У нас этот вопрос пока мало исследуется и недостаточно учитывается в практике социальной работы. Но это признано во всем мире и нашло отражение в международном кодексе этики профессионального социального работника, принятого общим собранием Международной Федерации социальных работников в г.Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) 10 июля 1976 г.

Согласно тому, что социальная работа по своей сути во многом строится с учетом гуманистических религиозных идеалов, для социальных работников изначально необходимо познание их, дабы всесторонне осмыслить их, уметь творчески ориентироваться на них в процессе социальной работы. Религиозные идеалы - это прежде всего идеалы построенные на осознании уникальной ценности и значимости каждой личности. Каждый человек ценен независимо от того, является ли он богатым или бедным, молодым или старым, здоровым или больным, счастливым или несчастным, сильным или слабым. Религиозные идеалы - это также идеалы, построенные на принципах добра, созидания, мира, бескорыстной помощи. Эти гуманистические ориентиры и принципы, заложенные в религиозных идеалах, имеют первостепенное значение и в социальной работе. Поэтому особое значение в процессе социальной работы имеет овладение специалистами социальной работы предметом религиоведения. Пока в практике социальной работы недостаточно учитывается религиозность людей, особенности религиозно верующих людей, исповедующих ту или иную религию, что снижает эффективность социальной работы.

Как известно, социальная работа осуществляется во имя человека и для блага человека. Каждый человек, на наш взгляд, если он является современным, культурным человеком должен быть знаком с таким предметом как религиоведение. А специалисту социальной работы религиоведение необходимо не только для становления его как личности, для формирования его духовной культуры, но и для его успешной профессиональной деятельности. Тем более (это мы уже отмечали) многочисленные социологические исследования также показывают, что сейчас количество религиозно верующих людей в РФ возрастает. Многие люди, которые обращаются за помощью в различные социальные службы являются религиозно верующими людьми. Основную массу религиозно верующих людей Российской Федерации составляют люди исповедующие православие. Значительная часть населения нашей страны исповедуют ислам. Православие и ислам являются наиболее распространенными религиями в России. Вероучение православия изложено в Библии, а вероучение ислама в Коране, Сунне. Анализируя содержание Библии и Корана мы можем найти в них много общего: в Библии неоднократно можно встретить высказывания, в которых люди призываются к добру и добрым делам, в Коране также сказано - старайтесь опередить друг друга в добрых делах; в Библии отмечается, что грех не только совершать злое действие, но и помышлять о злом действии, в Коране сказано, что грех замышлять что-то дурное.[141] Несмотря на то, что вероучение православия и вероучение ислама имеют ряд общих положений - это все-таки довольно различные религии. Религиозно верующий человек, исповедующий православие и религиозно верующий человек, исповедующий ислам - это два совершенно различных религиозно верующих человека. К каждому из них необходим особый подход в процессе социальной работы.

Социальный работник, если он хочет быть современным, работать нестандартно и результативно должен знать, что такое православие и христианская этика, ислам и мусульманская этика, религиозно верующий человек, исповедующий православие, и религиозно верующий человек, исповедующий ислам. Подойти к клиенту, исповедующему определенную религию, это значит наладить с ним искренние и доверительные отношения. Именно в процессе искреннего доверительного общения клиенту может быть оказана социальным работником максимальная социально-психологическая и другая помощь, восстановлена его способность к самопомощи. То есть в процессе социальной работы социальный работник обязан не только выслушать своего клиента, который обратился к нему за помощью, но и понять его, понять как религиозно верующего человека, исповедующего какую-либо религию. Различные религии по-своему определяют отношение человека к жизни, труду, обществу, к самому себе и окружающим. Каждая современная религия имеет свои священные книги, указания, свою философию и этику, которые предписывают человеку, исповедующему эту религию, определенный образ мыслей, определенное поведение, в конечном счете определенный стиль жизни, который часто растворен в светском стиле жизни конкретного человека, составляя его принципиальную основу и по сути определяя его. Только поняв своего клиента как религиозно верующего человека, поняв его сокровенные тайны, нужды и желания, социальный работник может наиболее быстро и оптимально ему помочь. Поэтому эффективная социальная работа, качественная подготовка специалистов социальной работы должна включать в себя не только овладение предметом религиоведение, который изучает закономерности возникновения и развития, а также функционирования как религии в целом, но и отдельных ее видов, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими областями духовной культуры. Изучение религиоведения способствует также выработке у социальных работников таких важных качеств как терпимость и уважение по отношению к другим людям, умение сотрудничать с неизбежным - болезнью, смертью, несчастием людей.

Все они нуждаются в утешении. Проблема утешения несмотря на огромную потребность в этом виде человеческого общения научной психотерапией разработана недостаточно. Изменение отношения к тяжелым психическим травмам, создание эквивалентных (замещающих) ценностей не всегда возможна. Довольно часто психическая травма остается неизжитой и болезненной в течение долгого времени или даже всей жизни. В психотерапии этот пробел заполняет религиозная концепция смирения которая дает новый и плодотворный взгляд на страдание, т.е. дает возможность рассматривать его не как разрушительный патологический процесс, а как состояние, способствующее обогащению личности и развитию сострадания, которое лежит в основе подлинной гуманистической психотерапии.

Опыт социальной работы показывает, что многие психические травмы пациентов, которые не поддаются лечению психотерапевтическими методами, могут успешно лечится путем использования религиозных концепций, религиозных установок и ориентиров. Никакие пути лечения психических травм человека не должны недооцениваться или игнорироваться. Религиозные чувства людей играют значительную роль в излечении психических травм. Обретя психическое здоровье, человек способен наиболее эффективно справиться и с физическими травмами. Так, социальная работа с военнослужащими, которые участвовали в военных действиях и стали инвалидами, может быть наиболее успешной, если все виды травм - и физические и психические - учитываются социальным работником в комплексе. Более того, практика социальной работы показывает, что очень часто военнослужащие, ставшие инвалидами, становятся религиозно верующими людьми и социальный работник должен работать с ними прежде всего как с религиозно верующими, мировоззрение которых претерпело существенные изменения. Участие в войне заставило их задуматься и по-новому осмыслить проблемы справедливости, долга, совести, жизни и смерти. Именно на войне они поняли как скоротечна жизнь человека, как хрупко человеческое бытие и как коротко расстояние между жизнью и смертью.

Жизнь такова, что она всегда идет рядом со смертью. На войне это становится особенно очевидным. Поэтому для людей вопросы жизни и смерти всегда актуальны. Православное вероучение дает им свою трактовку. Согласно православному вероучению жизнь человека священна. Никто не имеет право покушаться на нее, желать человеку смерти даже в мыслях. Свою жизнь он должен потратить на добрые дела, созидание, проявляя любовь ко всем людям. Практика социальной работы с военнослужащими показывает, что многим из них близка и понятна подобная трактовка вопросов жизни и смерти, содержащихся в православном вероучении.

В общем овладение православным вероучением и другими религиозными вероучениями составляет важную часть религиоведческой подготовки специалистов социальной работы. Курс религиоведения раскрывает опыт помощи людям, благотворительной деятельности и милосердия различных религиозных организаций, дает возможность подготовить высоконравственных, мыслящих и добропорядочных специалистов. Интересен в связи с этим зарубежный опыт. Знакомство с ним, его творческое осмысление и использование существенно для профессионального становления специалиста социальной работы.

В Библии сказано не оскудеет рука дающего. Православное вероучение считает, что тот, кто служит Богу и бедным людям, никогда не бывает бедным. В современный период у нас возросло количество людей, просящих милостыню. Это самые разные люди - инвалиды, пожилые люди, дети, безработные и др., то есть они - самые настоящие клиенты социальных работников (или потенциальные клиенты). С точки зрения православного вероучения нужно подать милостыню тому, кто ее просит, конечно, если у человека есть финансовые возможности. Если же человек не может или не хочет подать милостыню, то просящий не должен осуждать таких людей ни словом, ни взглядом, ни в мыслях. В Коране мусульманам также предписывается быть щедрыми и помогать бедным.

Социальному работнику важно знать, что такое милостыня с точки зрения православного вероучения, с точки зрения ислама, как надо относится к людям, которые просят милостыню. Это необходимо знать не только потому, что основная масса населения возможно и будет религиозно верующими людьми, но и потому, что в понимании этих вопросов различными религиозными вероучениями отразился многовековой опыт сострадания, сочувствия и бескорыстной помощи человеку. Овладение данным опытом, его творческое осмысление, несомненно, необходимо для оптимального решения современных проблем социальной работы.

В Библии, Коране, Сунне отмечается, что добрые дела надо делать без шума. Анализируя современный опыт благотворительной деятельности в нашей стране мы видим, что многие компании, фирмы, которые оказывают какую-нибудь помощь детским домам, домам ветеранов подчас несоразмерно и усиленно рекламируют свою благотворительную деятельность. При этом они забывают, что тем самым они могут и унизить человеческое достоинство, кому оказывается помощь. Разумеется, современному социальному работнику очень важно творчески осмыслить гуманистические идеи благотворительной деятельности, содержащиеся в Библии, Коране, Сунне и других священных книгах различных религий, уметь их творчески использовать в своей работе. Именно социальные работники должны объяснить и показать всем, как надо строить благотворительную деятельность, опираясь на религиозные идеи и не унижая, а возвышая человеческое достоинство тех, кому оказывается помощь. Таким образом, задачей социальных работников является не только сохранение и развитие ценностей профессии социальная работа, но и внесение вклада в их разъяснение.

Нужно особо отметить, что социальная работа основана на отказе от любой дискриминации личности. Идеи, излагаемые в курсе религиоведения, убеждают в необходимости соблюдения прав человека, в том числе права человека на свободу вероисповедания, призывают к сотрудничеству всех, кто занимается теоретическими и практическими проблемами социальной работы, к взаимопониманию различных религий, религиозных конфессий в сфере социальной работы с государственными, светскими организациями будет способствовать нравственному возрождению, социальному оздоровлению Российской Федерации, установлению мира. А мир в стране часто начинается с мира в душе каждого конкретного человека.[142]

Для того, чтобы человек, состоялся как человек в нем необходимо воспитать хотя бы два качества: чувство совести и стыда. Если человек обладает ими, то все другие положительные человеческие качества неизбежно придут к нему. Сейчас очень много пишут о том, что около 90% детей, которые живут в домах ребенка, детских домах имеют живых родителей. Однако значительно меньше пишут о том, что в домах ветеранов также нередко встречаются пожилые люди, которые имеют живых детей. Безусловно, человек в правовом смысле неподсуден, он может избежать и суда, я имею в виду общественное мнение, но невозможно уйти от себя. Рано или поздно родители, отказавшиеся от воспитания детей, дети, отказавшиеся от ухода за родителями, будут судить за это самих себя. Первые - за бессовестное, безответственное отношение к своим детям, вторые - за бессовестное и безответственное отношение к своим родителям. И это будет самый жестокий и строгий суд, потому что “этический трибунал” находится внутри человека. Что же дает социальному работнику знание религиоведения? Прежде всего оно учит (не поучает) специалистов социальной работы тому, как лучше понять человека, который нуждается в его помощи. Этот предмет ставит барьер перед такими человеческими чертами, как бессовестность, безответственность, вседозволенность, призывает к снисходительности и гуманности по отношению к тем, кто не может защитить себя сам.

Социальная работа разнообразна и универсальна. Она близка к человеку, начиная с момента его рождения (и до его смерти). Главный субъект социальной работы - люди. И каждый социальный работник рано или поздно должен осознать такой важнейший аспект социальной работы, как ее святость. Святость не только в религиозном, но и в светском понимании. Наверно, мысль о святости социальной работы, однажды, как короткое замыкание, появится в нас и навсегда останется с нами, ибо то, что мы осознали, мы осознали навсегда. Святость социальной работы означает прежде всего служение людям, в том числе тем, кто не может защитить себя сам, кто не может решить свои жизненные проблемы без посторонней помощи.

Замечу, что в православном вероучении и во многих других есть такие понятия как тайна исповеди, ее соблюдение. Конечно же, в процессе работы социальному работнику многократно приходится слышать от своих клиентов их тайны. Соблюдение этих тайн - святое. Именно святое и должно стать для социального работника источником и основанием морального предписания и морального действия. Говоря о святости социальной работы, хотелось бы верить, что социальные работники - это посланники мира в мире.

В настоящее время в России наряду с существующей государственной системой социальной защиты населения создается много различных общественных ассоциаций, движений, фондов, деятельность которых направлена на социальную помощь населению, на социальную защиту личности ребенка, подростка, молодежи, пенсионеров, инвалидов, семьи. Цель их деятельности - создание эффективной системы социальной защиты населения в условиях перехода к рыночным отношениям, реализация социальных и экономических прав и свобод населения, организация социальной работы с различными категориями населения.

Ассоциации, движения, фонды, деятельность которых направлена на социальную помощь населению, осуществляют всевозможную социальную помощь - социально-экономическую, юридическую, профориентационную, социально-психологическую, медико-социальную, социально-реабилитационную, социально-педагогическую, консультационную занимаются переобучением и трудоустройством, созданием новых рабочих мест. Бесспорно, что общественные ассоциации, движения, фонды, деятельность которых направлена на социальную помощь населению, выполняют гуманную миссию в нашем обществе. Они расширяют, дополняют те возможности социальной работы, которые предоставляет государственная система социальной защиты населения.

Итак, в целях повышения эффективности социальной работы, видимо, большее внимание следует уделять религиоведческому аспекту в подготовке специалистов социальной работы. Пока же религиоведение преподается не во всех вузах. Там где религиоведение преподается, то на его изучение отводится не более 36 часов, то есть незначительное количество времени. За такой короткий отрезок времени студенту очень трудно освоить данный предмет. И, наконец, в перспективе каждый человек, имеющий какое-либо отношение к социальной работе обязательно придет к разумному пониманию смысла религиоведения.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра философии... ФИЛОСОФИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек и его мировоззрение
Социальная работа, гуманистическая по своим целям и методам, не может эффективно решать свои задачи без пристального внимания к пониманию мировоззренческой сущности индивида. В противном случае она

Духовный мир человека
Итак, что же такое духовность, из чего она складывается и как формируется, воспитывается? Понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Прежде всего

Факторы формирования мира человека
Первой, естественной средой, в которую человек вступает рождаясь на свет, является семья. Семья стоит в самом начале жизненного пути человека. Каким он будет в дальнейшем, разовьются или погибнут е

Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия
Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических инте

Гуманизм как форма жизненной практики и основание социальной работы
Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы является гуманизм. “Явление” гуманизма в жизненный мир - многоплановый, развернутый в историю процесс

Ценности и нравственные ориентиры социальной работы
Духовную силу люди обретают лишь тогда, когда в каждом отдельном случае добиваются гуманности. Однако они слишком мало для этого прилагают усилий, чувствуя себя во власти расчетливой и безличной мо

Ответственность как конституирующий принцип социальной работы
Принципы и стандарты этического поведения сведены, как правило, в национальные и международные уставы, кодексы, декларации. В них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе
Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность - являются теми

Социальная работа и общественные науки
Исключительно важным для понимания современной концепции социальной работы имеет разное отношение различных обществ к са­мому понятию человека и его социального состояния. В одних культу­рах беднос

Социальная работа и социальная история
Границы социальной работы как сферы социального действия мо­гут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах. Это связано с тем, что параллельно с развитием как само­го о

Социальная работа и социально-политическая антропология
Сущностно-функциональная характеристика социальной работы не будет достаточно полной, если не рассмотреть ее через призму науки о власти. Социальная работа осуществляется при помощи

Социальная работа и культурно-религиозная антропология
Очевидно, что одна из функций социальной работы состоит в том, чтобы адаптировать психику человека к реальной дей­ствительности, внести элемент психологического равновесия, ослабить дух воинствующе

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ Вместо заключения
  Было бы странно видеть прямую связь философии как особой мудрости человеческого духа с профессионально-технологической деятельностью социального работника. Эта связь относится к тип

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги