рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Факторы формирования мира человека

Факторы формирования мира человека - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Первой, Естественной Средой, В Которую Человек Вступает Рождаясь На Свет, Явл...

Первой, естественной средой, в которую человек вступает рождаясь на свет, является семья. Семья стоит в самом начале жизненного пути человека. Каким он будет в дальнейшем, разовьются или погибнут его врожденные способности и задатки, определяется в раннем детстве. И.А.Ильин пишет, что семья является первичным лоном человеческой культуры. Здесь слагаются основы характера человека; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, быть может, низкий проходимец.[62] Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия. Именно в семье, усилиями родителей, их ежедневным трудом и талантом, закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. В семье человек приобретает понятия о добре и зле, чести, долге и достоинстве. Полученные в семье духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения) человек переносит затем на общественную и государственную жизнь. Словом, значение семьи в формировании внутреннего мира человека - практически незаменимо.

Развитие по “человеческой программе”, я имею в виду первичную социализацию, ребенок проходит в семейной обстановке, через родительское воспитание дитя постепенно входит в общество. Разумеется, социализацию, положительную или отрицательную с точки зрения критериев данного общества, человек проходит и вне семьи, например, к несчастью в детских домах. Дети, выросшие за пределами семьи в большинстве своем оказываются ущербными. В общении с людьми, в коллективе, они часто конфликтны. Наверно, поэтому среди них много случаев судимости.

В годы семейной жизни человек проходит естественное время полового созревания. Обычно, оно связано с резкими и неожиданными изменениями в физическом и духовном состоянии девочки и мальчика. Это первый роковой период жизни каждого молодого человека. В эти годы его их надо беречь, не терзать никакими страхами и наказаниями, не будить преждевременно элементарные инстинкты, но и не подавлять их грубо и оскорбительно. Хорошо известны вредные последствия для здоровья, а впоследствии и для жизни слишком ранние эротические пробуждения, не говоря уж о половой жизни в детском возрасте. “Вредность преждевременного эротического пробуждения состоит в том, - пишет И.А.Ильин, - что на юную душу возлагается непосильная задача, которую она не может ни разрешить, ни изжить, ни достойно понести или устранить. Тогда ребенок оказывается без вины виноватым и безысходно обреченным”.[63] Привитие ребенку потребности чистой любви и способности к спокойной и достойной самодисциплине, одним словом, полноценное воспитание половой культуры прежде всего зависит от эротически чистой атмосферы семьи.

Происходящие в настоящее время социально-экономические перемены, безусловно, приводят к трансформации семьи, что в свою очередь оказывает заметное влияние на характер, содержание и цели семейного воспитания Сегодня довольно значительная часть семей особенно многодетных, инвалидов и престарелых, не могут себя материально обеспечить их уровень жизни резко упал и продолжает снижаться. По оценкам Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) в настоящее время “малообеспеченные” составляют примерно 73%.[64]

Процесс формирования мира человека, начатая в семье, продолжается в детских учреждениях, школе и вузе. Этот переход далеко не всегда является прямым продолжением семейных правил и традиций. Выход из семьи, особенно в старшем возрасте, это переломный момент и он нередко сопровождается не только критикой, но подчас и отрицанием семейных истин. К тому же требования коллектива, общества и семьи не всегда и не во всем совпадают. Эти противоречия весьма серьезно влияют на сознание и поведение молодого человека. Для социального работника данный этап общественного взросления человека требует особого, пристального внимания, так как в этот период у молодого человека идет подготовка к выполнению гражданского долга, усвоению социально значимых характеристик в сознании и поведении.

Говоря о целях образования, можно выделить три наиболее устойчивые модели, которые имеют первостепенное значение в формировании личности. Первая - экстенсивная модель: передача накопленного опыта, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении, раскрытии внутреннего потенциала; вторая - продуктивная: подготовка учащихся к тем видам деятельности, которыми им предстоит заниматься; третья - интенсивная: формирование готовности учащихся не только к освоению определенных занятий, но и к их постоянному совершенствованию, развитию собственных творческих возможностей. Вот в сочетании этих трех моделей, видимо, и возможна реализация общей функции образования - усвоение культурного наследия (без чего нельзя поддерживать общественный прогресс, удовлетворять социальные потребности).

Социальные работники, разумеется, просто обязаны принимать активное участие в социальном обеспечении образования. Их участие может проявляться не только в виде теоретических рекомендаций, но и в виде конкретных практических дел. Среди них: регулярное посещение школ, встречи с учителями, оказание им помощи, когда возникают проблемы с поведением, посещаемостью, успеваемостью детей, беседы с родителями и учениками и т.д. В особом внимании социальных работников нуждаются дети, лишенные родительской любви, элементарной материальной обеспеченности, а также те, чье физическое, умственное или эмоциональное развитие отстает.

После окончания учебных заведений эстафету формирования мира человека принимает трудовой коллектив. Значение этого этапа в том, что человек начинает самостоятельную трудовую жизнь, в процессе которой у него вырабатываются основные понятия и ценности о труде. Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами. Объективные - это социально-экономическая структура, характер труда и занимаемое в обществе место. Субъективные факторы - это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Мотивация включает три уровня:

- отношение к труду (как к ценности);

- отношение к профессии (как к определенному или частному виду труда);

- отношение к работе (как к еще более специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях).

Влияние труда на формирование взглядов, жизненных установок, нравственного мира человека во многом зависит от его творческого содержания, его одухотворенности. Человек должен отдавать своему делу не просто время и не только труд, о чем постоянно пишут экономисты, а творчески заботиться о своем деле, изобретать, вдохновляться, радоваться и огорчаться, болеть сердцем. Все страсти человеческие вовлекаются в этот трудовой процесс: благородные и дурные, честолюбивые и бескорыстные, возвышенные и низкие, т.е. человек в труде преследует не только материальные интересы, но и творческие, духовные. Сам по себе трудовой процесс в подлинном человеческом смысле - это творческий процесс, когда механическое совершенствование материи сопровождается духовно-нравственным ростом человека. Однако труд, без осознания человеком его смысла и назначения, не является средством его духовного обогащения. Как показывает опыт, в случае приоритета производства человек поневоле превращается в его элемент, “обслуживающий персонал”. Подчиняясь авторитету и могуществу производства и техники, он попадает в полную зависимость от их законов. Человек подстраивается под технологический процесс, образ и ритм его существования постепенно приспособливаются к слепым и жестким требованиям машин и приборов. В условиях технократии человек как бы лишается своего времени и пространства. Теперь его время - это длительность, измеряемая функционированием машин, а пространство - место обслуживания их. Производство до определенного стандарта увеличивает, расширяет знания человека, но не обогащает его ум, не утончает его чувства; оно не одухотворяет.

Сильным средством воздействия на человека выступают средства массовой информации - печать, телевидение, радио. Именно они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Воздействие средств массовой информации сейчас носит тотальный характер, оно охватывает все слои населения. Влияние средств массовой информации чаще всего наталкивается на достаточно устойчивые убеждения личности, ее собственное видение проблемы. Отсюда возможность критического восприятия материала у старшего поколения. Этого не скажешь о духовном развитии молодежи, юношества, детей. Здесь эффект внешних воздействий, в том числе сознательных, воспитательных существенно повышается. При внешней критичности, самостоятельности молодой человек, не обладая жизненным опытом, доверчив, впечатлителен. Так, если удается преодолеть первый холодок недоверия, отчужденность, молодые люди нередко становятся относительно легко управляемой массой.

Мир человека складывается не только под воздействием существующих отношений. Он включает в себя также передачу социального опыта предшествующих поколений, сохранение и усвоение культурного наследия, положительных традиций. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем современного общества. Социальная функция традиций в том, что они, сохраняя прежний опыт, знания и навыки людей, являются для каждого вступающего в жизнь человека нормой, образцом, служат первым руководством и опорой. Благодаря традициям человек приобщается к социальным и культурным ценностям прошлого, и, наоборот, отвергая традиции, он разрывает закономерную преемственную связь с опытом и знаниями своих предков. Без творческого овладения достижениями предшествующей культуры, знаниями и опытом старших поколений человек не может стать полноценной личностью

Во взаимоотношениях современных поколений сохранились не только традиционные трудности, связанные с возрастом и житейскими познаниями, но возникли новые противоречия, порожденные условиями пореформенного общества. Между поколениями остро встали мировоззренческие проблемы - проблемы исторической правды и нравственной переоценки ценностей прошлого. Здесь материальное и духовное наследие выступает связующим звеном поколений. Без творческого усвоения этого наследия трудно сохранить связь времен, нить истории, надежду на оптимизм.

Отчуждение от исторического наследия приводит общество к всеобщему упадку культуры, к невосполнимой утрате знаний, опыта и навыков предшествующих поколений. Рост новых поколений вне сферы национальных традиций и нравственных норм ведет к моральному и интеллектуальному оскудению нации. Попытка строительства новой культуры путем разрушения исторического и духовного наследия прошлого ведет к антикультуре.

Наше время предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям человека. Это обусловлено, во-первых, тем, что сложные, нетрадиционные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть доступны людям высокообразованным и нравственно воспитанным, сознательно и активно участвующим в общественной жизни. Во-вторых, решения общественных проблем и проблем личности тесно переплетаются. Не только личность зависит от общественных процессов, но последние во многом обусловливаются изменениями в сознании и поведении людей. Такая взаимозависимость особенно усиливается и приобретает большую социальную значимость в переходных ситуациях. Человек постепенно перестает быть преимущественно объектом воздействия со стороны государства, он все более становится субъектом в своих взаимоотношениях с властями, обретает определенную свободу, возможность выбора и реализации себя как личность. В-третьих, сегодня происходят не только социально-экономические преобразования. Они сопровождаются одновременно изменениями личности, ее взглядов, жизненных установок, и главное здесь - сохранение и умножение духовного компонента мира человека. В-четвертых, формирование современного пореформенного поколения происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. То есть факторы социализации человека поистине стали интернациональными. Это естественный, закономерный процесс, характерный для всех народов. Исторический опыт отдельных социально-политических структур, наций и народов образуют в своем единстве мировой опыт. Он органически вбирает в себя мудрость человечества, уроки его долгой и трудной истории, его технические и умственные достижения. Это целое является частицей каждого народа. Овладеть им можно и нужно только взаимно. Противопоставление же “своего” и “чужого”, свойственное замкнутым идеологическим системам, никак не способствует прогрессивному развитию национальной культуры. Сочетание национального с общечеловеческими ценностями приобретает сейчас особую актуальность, так как эти два феномена в своем единстве объективно содействуют движению вперед. Однако при этом приоритет, разумеется, сохраняется за национальным, именно он оказывает решающее влияние на общественное сознание и определяет в конечном счете характер и направление общественных и политических движений.

Какие же можно сделать выводы из вышеизложенного?

Социальное познание человека, несомненно предполагает знание основ его внутреннего мира, т.е. мировоззрения. Мировоззрение является ядром индивидуального сознания, это система его взглядов на объективный мир и на свое место в нем. Мировоззрение выражает отношение человека к окружающей действительности, к другим людям и самому себе. Оно обусловливает жизненные принципы человека, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Мировоззрение имеет в жизни человека практический, жизненный смысл, влияет на нормы поведения, отношение к труду, на быт, вкусы и интересы человека.

Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Это невозможно без постижения внутреннего субъективного мира человека, его индивидуальности, своеобразия проявления духовных качеств индивида в его поступках и делах. Духовность - это специфическое человеческое качество, главный критерий человека, то, чем он отличается от других живых существ. Человек создается посредством духовной работы. Назовем наиболее существенные черты духовности: способность к восприятию высших ценностей - истины, добра, красоты; первенство нравственных начал над материальными и плотскими влечениями и интересами; неприятие насилия, индивидуализма и эгоизма; обретение смысла жизни, гармонии, согласия с собой и миром.

Формирование мира человека - сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей. В формировании мира человека участвует множество объективных и субъективных факторов. Наиболее влиятельные из них: семья, школа, культура, средства массовой информации, трудовой коллектив, а также исторический опыт, социальное наследие, национальные традиции.

Современные поколения (молодые и старые) оказались не только на рубеже двух веков, но и на переходе от одной социально-политической системы к другой. Но данный переход - не простая смена календарного времени. Он связан с изменениями привычного уклада жизни, пересмотром традиционных взглядов, переоценкой ценностей. Это не только внешняя, поверхностная перестройка материального мира, но и внутренняя, глубокая трансформация человека. Таковы лишь некоторые объективные условия и таков человеческий материал, определяющие характер и направления социальной работы в настоящее время.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра философии... ФИЛОСОФИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Факторы формирования мира человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек и его мировоззрение
Социальная работа, гуманистическая по своим целям и методам, не может эффективно решать свои задачи без пристального внимания к пониманию мировоззренческой сущности индивида. В противном случае она

Духовный мир человека
Итак, что же такое духовность, из чего она складывается и как формируется, воспитывается? Понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Прежде всего

Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия
Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических инте

Гуманизм как форма жизненной практики и основание социальной работы
Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы является гуманизм. “Явление” гуманизма в жизненный мир - многоплановый, развернутый в историю процесс

Ценности и нравственные ориентиры социальной работы
Духовную силу люди обретают лишь тогда, когда в каждом отдельном случае добиваются гуманности. Однако они слишком мало для этого прилагают усилий, чувствуя себя во власти расчетливой и безличной мо

Ответственность как конституирующий принцип социальной работы
Принципы и стандарты этического поведения сведены, как правило, в национальные и международные уставы, кодексы, декларации. В них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе
Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность - являются теми

Социальная работа и общественные науки
Исключительно важным для понимания современной концепции социальной работы имеет разное отношение различных обществ к са­мому понятию человека и его социального состояния. В одних культу­рах беднос

Социальная работа и социальная история
Границы социальной работы как сферы социального действия мо­гут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах. Это связано с тем, что параллельно с развитием как само­го о

Социальная работа и социально-политическая антропология
Сущностно-функциональная характеристика социальной работы не будет достаточно полной, если не рассмотреть ее через призму науки о власти. Социальная работа осуществляется при помощи

Социальная работа и культурно-религиозная антропология
Очевидно, что одна из функций социальной работы состоит в том, чтобы адаптировать психику человека к реальной дей­ствительности, внести элемент психологического равновесия, ослабить дух воинствующе

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Проблема философско-религиозных аспектов социальной работы довольно актуальна, ибо как показывают многочисленные социологические исследования среди социальных работников и их клиент

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ Вместо заключения
  Было бы странно видеть прямую связь философии как особой мудрости человеческого духа с профессионально-технологической деятельностью социального работника. Эта связь относится к тип

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги