рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ответственность как конституирующий принцип социальной работы

Ответственность как конституирующий принцип социальной работы - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Принципы И Стандарты Этического Поведения Сведены, Как Правило, В Национальны...

Принципы и стандарты этического поведения сведены, как правило, в национальные и международные уставы, кодексы, декларации. В них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной работы, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательства социальных работников. Если рассматривать их как всего лишь моральные сентенции, то они выглядят азбучными. Если же их поместить в контекст реальных трудностей и невзгод конкретных людей, то они сравнимы с “архимедовым рычагом”, с помощью которого, как известно, производятся радикальные изменения в данном случае я имею в виду социальную работу, особенно в последние десятилетия.

Поведение и образ действий, предписываемые профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. Последние предусматривают конкретные действия по улучшению положения людей, профессиональное обучение и компетенцию, участие в исследовательской деятельности, честность, и категорически исключают мошенничество, оскорбление, обман, дискриминацию. Этическая ответственность перед клиентами предполагает приоритет их интересов, запрет на использование для получения частной выгоды и на раскрытие информации третьим лицам. Ответственность перед коллегами касается проблем, возникающих при контактах с другими профессиональными работниками - сотрудничество, корректность, разрешение конфликтов, использование коллег для получения личной выгоды, временное предоставление услуг клиентам коллег и т.п. Этическая ответственность перед работодателями базируется на необходимости твердо выполнять свои обязанности перед соответствующим агентом (органом) социальной работы (защиты) - действовать в соответствии с принятыми процедурами в интересах совершенствования его политики и повышения результативности; не препятствовать профессиональной деятельности социального работника; не преследовать его в связи с такой деятельностью; не допускать дискриминационной политики в вопросах приема на работу; рационально использовать ресурсы какого-либо социального учреждения. Этическая ответственность социальных работников перед профессией связана с сохранением ее ценностей и предназначения, с использованием и развитием специальных знаний. В частности, от них требуется:

защищать и утверждать достоинство и честь своей профессии;

давать ответ на неэтичное поведение коллег, включая незаконную или неквалифицированную практику;

избегать дезориентирующей рекламы;

основывать практические действия на точных знаниях;

исследовать новые ситуации;

вносить вклад в базу профессиональных знаний, методов и подходов.

Сказанное требует дополнения в виде общефилософской концепции ответственности, в которой были бы учтены требования времени. Идея моральности тесно связана с идеей человеческого достоинства. Человеку, обладающему развитым чувством достоинства, присуще брать на себя обязательства, поскольку он является действующим и относительно свободным существом. Свобода действия и ответственность обусловливают друг друга. К идее человеческого достоинства относятся уважение к ближнему и к собственной личности, а также идея существования и достойное человека продолжение существования. Будучи разумным, то есть способным частично познавать, расшифровывать взаимосвязи бытия и управлять ими, человек может и должен брать на себя ответственность за познанную сферу бытия. Только в качестве способного нести ответственность существа человек становится зрелой моральной личностью.

Однако в эпоху глобального переплетения различных взаимосвязей и взаимодействий этика любви к ближнему хотя и необходима, но уже недостаточна. Условия применения этики изменились, и довольно ощутимо. “Фаустовский договор” с социальным прогрессом нельзя односторонне расторгнуть, не примирившись с ухудшением обеспеченности, снижением жизненного уровня, эффективности экономики и т.п. Такого договора можно придерживаться только в рамках гуманной ответственности за счет, более зрелого, более гуманного обращения с возможностями социальной (особенно технической) экспансии. Предметом обсуждения может быть не упразднение или остановка социального (научного, технического и иного) развития. Именно на основании моральной ответственности за исторически возникшее и существующее человечество, динамика популяции и обеспечения которого все в большей мере становились зависимыми от развития общества, можно утверждать, что предметом обсуждения может быть только глобально-этически ориентированная гуманизация социальной экспансии и возможностей. Это означает, что новая ситуация возникла и для этической ориентации, которая требует новых правил поведения и норм, относящихся уже не только к индивидам, но и группам и сообществам людей. В связи с этим концепция ответственности должна быть расширена: необходимо осуществить переход от концепции ответственности ex post (“после того”) к своевременной и предупреждающей ответственности, от ориентированной на прошлое за результат действия к ориентированной на будущее ответственности, которая определяется способностью контролировать и возможностью располагать властью.

Действительно, перед лицом сложных кумулятивных воздействий уже не может быть достаточной концепция ответственности, ориентированной на отдельное лицо и изолированную активность. Ответственность индивида затруднена при комбинированных и коллективных действиях. И поскольку недопустимо, чтобы эти “неприписываемые” индивиду и в то же время имеющие последствия воздействия были предоставлены сами себе, должны быть определены коллективные виды ответственности, ставящие цель предотвратить эти опасные или нежелательные последствия.1 Это не означает “отмены” традиционной индивидуально ориентированной этики частных моральных обязательств, она лишь должна быть расширена до этики, выходящей за временные рамки настоящего, ориентированной и на будущее, и распространена на действующие сообщества, коллективы, группы, а также на власти, особенно там, где последние бездействуют. Образование новых зависимостей создает и новую моральную ответственность как личного, так и надличного (но не внеличного) характера.

Коллективная ответственность, ответственность сообществ не означает ответственности “всех за все” и, следовательно, безответственность. Она должна быть делимой. За масштабные проекты, действия, решения отдельный человек может нести ответственность чаще всего формально, что не является достаточным.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра философии... ФИЛОСОФИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ответственность как конституирующий принцип социальной работы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек и его мировоззрение
Социальная работа, гуманистическая по своим целям и методам, не может эффективно решать свои задачи без пристального внимания к пониманию мировоззренческой сущности индивида. В противном случае она

Духовный мир человека
Итак, что же такое духовность, из чего она складывается и как формируется, воспитывается? Понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Прежде всего

Факторы формирования мира человека
Первой, естественной средой, в которую человек вступает рождаясь на свет, является семья. Семья стоит в самом начале жизненного пути человека. Каким он будет в дальнейшем, разовьются или погибнут е

Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия
Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических инте

Гуманизм как форма жизненной практики и основание социальной работы
Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы является гуманизм. “Явление” гуманизма в жизненный мир - многоплановый, развернутый в историю процесс

Ценности и нравственные ориентиры социальной работы
Духовную силу люди обретают лишь тогда, когда в каждом отдельном случае добиваются гуманности. Однако они слишком мало для этого прилагают усилий, чувствуя себя во власти расчетливой и безличной мо

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе
Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность - являются теми

Социальная работа и общественные науки
Исключительно важным для понимания современной концепции социальной работы имеет разное отношение различных обществ к са­мому понятию человека и его социального состояния. В одних культу­рах беднос

Социальная работа и социальная история
Границы социальной работы как сферы социального действия мо­гут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах. Это связано с тем, что параллельно с развитием как само­го о

Социальная работа и социально-политическая антропология
Сущностно-функциональная характеристика социальной работы не будет достаточно полной, если не рассмотреть ее через призму науки о власти. Социальная работа осуществляется при помощи

Социальная работа и культурно-религиозная антропология
Очевидно, что одна из функций социальной работы состоит в том, чтобы адаптировать психику человека к реальной дей­ствительности, внести элемент психологического равновесия, ослабить дух воинствующе

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Проблема философско-религиозных аспектов социальной работы довольно актуальна, ибо как показывают многочисленные социологические исследования среди социальных работников и их клиент

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ Вместо заключения
  Было бы странно видеть прямую связь философии как особой мудрости человеческого духа с профессионально-технологической деятельностью социального работника. Эта связь относится к тип

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги