рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Рассмотренные Нравственные Парадигмы И Ценностные Ориентиры - Жизнь, Достоинс...

Рассмотренные нравственные парадигмы и ценностные ориентиры - жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность - являются теми основаниями, на которых строится конкретная социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы чаще всего расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах абстрактно придерживаться величественных ценностей, изложенных в монографиях и учебниках, и таким образом проявлять свою ответственность. Но применять для руководства в повседневной работе такие, например, абстрактные ценности, как самоопределение или суверенность личности клиента не только трудно, но подчас и опасно, если они вызывают у социального работника ложное чувство самоуспокоенности, в то время как клиент не в состоянии адекватно их реализовать.

Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Так, многие национальные этические кодексы и уставы требуют от социальных работников не участвовать в действиях, нарушающих или уменьшающих гражданские или юридические права клиентов. В то же время социальные работники должны соблюдать свои обязательства перед организацией - работодателем. Совершенно реальна ситуация, когда эти два принципа вступают в противоречие друг с другом, если политика учреждения, которому переданы права, приводит к нарушению гражданских прав клиентов, например, в силу финансовых интересов или корысти в случае “распределения” гуманитарной помощи.

Проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. Тем не менее можно выделить целую группу этических дилемм, которые рано или поздно возникают в практической социальной работе в любом обществе и к преодолению которых в силу предупреждающей ответственности следует быть подготовленными.

Независимость и манипулирование. Для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование и, следовательно, как разрушение самой сущности гуманизма. Там, где можно решить проблемы без манипулирования волей человека, вопрос о ценностях не стоит. Но если такое решение невозможно без хотя бы незначительного воздействия или навязывания ценностей, а цель заманчива и реальна, социальный работник сталкивается с этической дилеммой. Например, настаивая на том, что человек должен не мириться с обстоятельствами, а стремиться их изменять, что надо рационально использовать достоверные знания и планировать свое будущее, социальный работник не может быть уверен, будто бытие станет совершеннее благодаря лишь его усилиям. Не может он быть уверен и в том, что данная ситуация не ухудшится от его вмешательства.

Имея дело с пессимистически настроенными людьми, социальные работники нередко используют такие выражения, как “безразличие и сопротивляемость клиента”, “помощь в осознании клиентом его ситуации и необходимости ее преодоления”, “помощь человеку в развитии его сопротивляемости трудностям” и другие. Однако в известном смысле они - лишь эвфемизмы стремления внедрить в сознание людей ценностей самого социального работника и его веры в успех перемен, что, вероятно, должно рассматриваться как форма манипуляции.

В этих и других подобных ситуациях спорным является вопрос о пределах независимости человека от воли социального работника, о праве клиента на принятие решения и обязанности социального работника определять, в каких рамках он может предоставить это право клиенту. Поэтому в социальной работе необходимо ограничивать возможности манипулирования сознанием и поведением, с тем, чтобы ориентировать клиента на идентификацию собственных ценностей и соотнесение с ними своих поступков. Когда в центре внимания клиента находятся его собственные ценности, потенциал манипулирования снижается. Для этого надо развивать способности клиента делать осознанный и целенаправленный выбор ценностей и нести ответственность за этот выбор.

Патернализм и самоопределение. Одна из ключевых ценностей социальной работы - благополучие клиентов - тесно связана с проблемой патернализма. Патерналистская парадигма предполагает опекунскую модель отношений социального работника и клиента, “ведение” последнего, допускает вмешательство в его желания или свободу для его же собственного блага. В интересах клиента, защиты его от самого себя патернализм считает возможным ограничивать саморазрушительные действия клиента, обязывать его принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию и т.п.

Подобная практика воспринимается неоднозначно и вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, считается возможным предоставить клиенту право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой - социальные работники ответственны за защиту клиентов от них самих в случае их неадекватного восприятия мира и действий. Эта этическая дилемма связана с самоопределением клиентов и их способностью осознать свое положение и принять оптимальное решение.

В современном мире патерналистская модель социальной работы постепенно - на Западе быстрее, в России значительно медленнее - утрачивает свои позиции. Укрепляется принцип информированного согласия, превращающий клиента из пассивного получателя благ и объекта для манипуляций в партнера. Это означает совместное принятие социальным работником и клиентом решения о помощи и признание того факта, что обе стороны вносят нечто существенное во взаимоприемлемый и эффективный характер сотрудничества. В самом деле, только клиент знает свои ценности, которые приобретают решающее значение при оценке ожидаемых результатов помощи. Большинство людей заинтересовано в том, чтобы самостоятельно принимать решения, влияющие на их жизнь. Самоопределение человека есть одна из высших ценностей, и социальная работа не должна являться исключением.

Необходимость говорить правду. Эта дилемма неотделима от предыдущей. С одной стороны, не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием, и считается, что нельзя отказывать им в правдивой информации или предоставлять дезинформацию. С другой стороны, в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или “снабдить” их дезинформацией (“спасительной ложью”) для их же пользы.

В западной практике социальной работы преобладает первая позиция, в российской - пока вторая. В сочетании с низкой правовой культурой акцент на каком-либо обмане, хотя бы и “спасительном”, представляет собой размывание нравственных ценностей и профессиональной этики, а также реальную почву не только для нарушений закона, но и криминализации отношений - “социальный работник - клиент”.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Во всех национальных этических кодексах и уставах содержится положение о том, что социальный работник, уважая личность и достоинство клиента, должен сохранять полученную от него информацию строго конфиденциально. Информация, используемая однажды, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций. Хотя это и справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия конфиденциальной информации, например, перед лицом угрозы со стороны клиента третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее пользования, и одновременно получить согласие клиента на печатание, запись разговора, участие третьего лица.

Масштабная компьютеризация всех сфер социума, возможность доступа к информации через электронные средства также ставят проблему конфиденциальности. Хотя профессиональная этика и предусматривает условия раскрытия конфиденциальных сведений, среди социальных работников не существует четких разграничений, при каких именно обстоятельствах допустимо это раскрытие. На наш взгляд, отсутствие ясности в этом вопросе влечет необходимость более глубокого обсуждения моральных оснований проблемы. Кроме того, при определенных обстоятельствах рассматриваемую дилемму можно квалифицировать не только как этическую, но и как этико-юридическую.

Доносительство. Зачастую социальные работники вынужденно или сознательно преступают закон или нарушают правила учреждений, в которых работают. В этом случае они ставят перед моральным выбором своих коллег, которые узнали об этих нарушениях. На одной чаше весов находятся нормы профессиональной этики, на другой - профессиональная лояльность и солидарность, чувство дружбы, репутация, угроза собственному положению. Бремя и сложность подобного выбора подчас побуждают социальных работников не выявлять и не делать предметом гласности правонарушения в своей профессии. Поэтому те из них, кто получил информацию и доказательства этически или юридически неправомерных действий своих коллег, вынуждены тщательно взвешивать свои действия ввиду своих обязательств по отношению к профессии, клиентам, коллегам, организации, своему будущему.

Законы и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В ряде случаев следование букве закона способно причинить вред клиенту, что ставит социальных работников перед сложным выбором. Некоторые из них считают допустимыми любые действия с целью защиты интересов клиента, даже и в том случае, если они нарушают закон или другие этические нормы; большинство же социальных работников выбирает закон. В России нередко приоритет отдается нравственным решениям.

Личные и профессиональные ценности. В основе еще одной группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным и иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать приоритет, далеко не всегда совпадают. В каждом отдельном случае социальный работник должен соотнести обязательства перед клиентом, профессией, организацией, коллегами, третьими лицами, самим собой. Здесь необходимо также понимать природу воздействия субъективных ценностей на осознание проблем другого - клиента, специфики социальной работы, применение специальных знаний.1

Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. В теоретическом плане в истории философии, этики и религии за многие сотни лет было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных противоречий. Многие из них могут стать основой решений этических проблем и в социальной работе, которые тем не менее имеют свои особенности в силу специфики не только профессии и времени, но и каждой страны, к которой это относится.

В известной мере ситуация облегчается тем, что аналогичные проблемы разрабатываются и в других областях человеческой активности - науке, технике, медицине, педагогике, психологии и других. На стыке биомедицины и этики даже возникла биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера. Выработанные здесь решения могут быть полезными для социальной работы.

Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, не всегда способны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общих терминах и с довольно высокой степенью абстракции, а, во-вторых, содержат принципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

В любом случае рассмотренная проблематика подтверждает, что в динамичном мире перманентной переоценки ценностей и “борьбы богов”, продолжения традиций и рождения новой картины мира ни одна человеческая “система” мышления и ценностей, включая религиозную и основывающуюся на светских гуманистических принципах, не может претендовать на воплощение полной истины, подлинной “святости” и совершенства. Это относится и к социальной работе во всех ее содержательных и национальных формах, ее духовно-нравственным парадигмам и ориентирам. Ясно одно, что главная миссия социальной работы - помочь человеку быть человеком, обрести чувство солидарности с другими людьми и разделить ответственность за их судьбу. Это и есть этика солидарности, преодолевающая отчуждение и разъединение людей в этом мире.

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Апресян Р. Первичные детерминанты нравственного опыта. - Вопросы философии, 1993, №3.

2. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы “круглого стола”). - Вопросы философии, 1996, №2.

3. Ленк Х. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники. - В кн.: Философия техники в ФРГ. М., 1989.

4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

5. Митрошенков О.А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. М., 1993.

6. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы: формы и методы. М., 1993.

7. Ример Ф.Г. Ценности и этика. - Энциклопедия социальной работы. В 3-х томах. М., 1993-1994. Т.3, с.385-392.

8. Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоанализу. - В кн.: Проблема человека в западной философии. М.,1988.

9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. - В кн.: Проблема человека в западной философии. М., 1988.

10. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М.,1993.


Глава VI. СУЩНОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(опыт структурно-антропологического анализа)

 

В начале 90-х годов одновременно со сменой социально-экономических и идейно-политических парадигм общественного устройства, в целом ориентированных на создание рыночного хозяйства и либеральные ценности, в социальную практику России вошло понятие “социальная работа”. Впервые оно появилось в конце XIX века в наиболее развитых странах, и прежде всего в США. Однако в качестве социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20-30-е годы ХХ века. К этому времени она стала предметом в системе высшего и среднего специального образования как учебная дисциплина. Социальная работа изначально носит междисциплинарный характер и находится "на стыке" фундаментальных, прикладных наук и общественных наук.

С точки зрения теории лингвистики понятие "социальная работа" имеет разнообразное толкование. Например, в ряде стран предлагался термин "социономия", который однако привился лишь в Швеции (и некоторых других северных странах).

И хотя в мировой социальной практике и общественном сознании на обыденном и научном уровнях понятие “социальная работа” существует уже более века, до сих пор не сложилось единого мнения относительно ее сущности, а также ее функциональных ха­рактеристик. Это объясняется тем, что социальная работа инструмен­тально участвует в решении самых сложных социальных вопросов, за­трагивающих сферы бытия и сознания. Речь идет о сложных взаимоотношениях меж­ду обществом и человеком. С одной стороны, социальная работа связа­на с понятиями гармонии бытия и сознания отдельного, конкретного человека, с определением смысла его жизни, возможностями для его самореализации, а с другой, с понятиями ответственности об­щества за саморазвитие и самодостаточность человека в рамках его со­циальных системных образований. И главная задача социальной работы состоит в защите коллективных интересов всего общества в целом, при этом не ущемляя, а наоборот, способ­ствуя удовлетворению интересов отдельного индивида. Противоречивый, диалектический характер соци­альной работы, а также постоянно меняющиеся параметры, в рамках которой она осуществляется, препятствует формированию единообраз­ного и стабильного определения ее сущности и функциональных харак­теристик.

Правда, одно, ставшее классическим, определение соци­альной работы, оно используется в западных источниках, когда социальную работу связывают с существованием "формально организованных и поддерживаемых обществом институтов, агентств и программ, направ­ленных на поддержание семьи и личности, функции которых заключа­ются в сохранении или улучшении экономического положения, здо­ровья и межличностного общения как всего населения, так и его от­дельных групп.[94]

Как явление социальная работа заключает в себе еще одно глубин­ное противоречие, не нашедшее практически отражения в научных ра­ботах: будучи рационалистической по своим функциям и объективной по своей сущности, социальная практика оказания помощи на уровне человек-человек неизбежно включает в себя иррациональный и субъек­тивный компонент, поскольку иррациональность и субъективизм явля­ются неотъемлемым свойством человеческого существа (я имею в виду его чувства, эмоции, выходящие за границы разума и проявляющиеся на подсознательном уровне).

Тем не менее можно попытаться раскрыть сущность социальной работы как понятия и явления и определить ее функции по отношению к человеку и к обществу. Для этого обозначим уровни ее функционирования и покажем разновариантность подходов, сложив­шихся в теории и практике по отношению к конкретным структурам социума и культуры, в которых выступает феномен социальной работы, определим причины, мотивы и механизмы приобретения социальной работой статуса научной дисциплины и социального института.

Поскольку социальная работа представляет собой многоликий фе­номен, крайне важно обозначить рамки анализа ее сущности и фун­кций. Это необходимо сделать еще и потому, что в общественной практике социальная работа существует в виде профессиональной и непрофесси­ональной деятельности, а на обыденном уровне сознания чаще всего воспринимается в своем непрофессиональном варианте (помощь бедным, несчастным и угнетенным, то есть людям, нуждающимся в поддержке).

В данной статье подход к анализу сущности ограничен лишь ин­ституализированной формой социальной работы и не претендует на охват всего разнообразия этого вида социальной деятельности, затраги­вая лишь отчасти ее непрофессиональный или парапрофессиональный варианты (на наш взгляд, он наилучшим образом соответствует тематике монографии, посвященной исследованию философии соци­альной работы).

Во-первых, исходя из того, что социальная работа вписывается в контекст системы человек-общество и общество-человек и решает в рамках этих отношений свои специфические задачи, попытаемся проа­нализировать ее сущность с точки зрения социально-философских, со­циально-антропологических и социологических подходов, рассматривая их развитие и изменение как ответ на смену парадигм общественно-на­учного знания и их последующей эволюции в осмыслении сущности человека и общества, места и роли человека в общественном развитии и, в конечном счете, моделей социума.

Во-вторых, если предположить, что основой социальной работы яви­лась социальная помощь, представляющая собой характерное явление человеческого общежития, то социальную работу можно рассматривать как эволюцию социальной помощи в рамках социальной истории, впи­санной в контекст общецивилизационных процессов.

В-третьих, сущностно-функциональная характеристика соци­альной работы может быть представлена в контексте культурологичес­ких и религиозных традиций как особого рода культура бытия, офор­мившегося в процессе духовного и нравственного развития человека. Здесь она выступает как конкретная психосоциальная практика, как способ изменения психологического состояния индивида, его личности, развития и саморазвития его "Я", как процесс примирения индивида с превратностями судьбы, личностно-бытовых проблем на мик­ро- и мезо- и макро-уровнях.

Прежде чем начать анализ сущности и функций социальной рабо­ты необходимо дать четкую характеристику самого понятия социальной работы, рассматривая ее как вид определенной социальной деятельности. Нес­мотря на обилие литературы, трудно найти более или менее ясную и полную формулировку, которая бы сочетала все многообра­зие подходов теоретиков и практиков по этому вопросу. Сегодня соци­альные работники решают разноплановые задачи в разных сферах жизнедеятельности современного общества и на разных социальных уровнях. Одни интенсивно работают с индивидами и семьями, другие с малыми группами, третьи с организациями или целыми общинами. Некоторые имеют дело преимущественно с детьми, другие с пожилыми. Одни работают консультантами и психотерапевтами в медицинских учреждениях, другие трудятся в сфере социального пла­нирования, третьи занимаются административной работой, а четвертые заняты поиском финансовых ресурсов для осуществления социальных программ и проектов. Многообразие направлений в социальной работе, с одной стороны, позволяет увидеть весь спектр социальных проблем современного общества и разновариантность их решения, а с другой, является препятствием для определения ее сущностных и функциональных характеристик. Не случайно поэтому проблема научного определения профессиональной социальной работы с самого начала ее институализации постоянно находилась в центре внимания обществоведов, политиков, а также самих профессионалов, занятых оказанием социальных услуг. Тем не менее, обобщая взгляды специа­листов, можно сформулировать понятие социальной работы как про­фессиональной деятельности, направленной на гармонизацию лично­стных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании.

Именно к этому понятию более всего тяготеет феномен социаль­ной работы, получивший наиболее бурный рост в 40-50-е годы, когда многие западные страны приняли на вооружение концепцию "государства благосостояния"[95], которая во многом по-новому поставила вопрос о соотношении личности и общества, а также об ответственно­сти общества за благополучие его членов и за создание условий для их самореализации.

В повседневной социальной практике понятие "социальная работа" используют для обозначения конкретных практических действий по оказанию экономической, психологической, информационно-консуль­тативной или иной помощи больным, немощным, социально незащи­щенным или социально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне, а также коррекционной или реабилитацион­ной работы с лицами асоциального или девиантного поведения. При этом используются принципы, методы и подходы общественных наук к решению социальных и гуманитарных проблем.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кафедра философии... ФИЛОСОФИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек и его мировоззрение
Социальная работа, гуманистическая по своим целям и методам, не может эффективно решать свои задачи без пристального внимания к пониманию мировоззренческой сущности индивида. В противном случае она

Духовный мир человека
Итак, что же такое духовность, из чего она складывается и как формируется, воспитывается? Понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Прежде всего

Факторы формирования мира человека
Первой, естественной средой, в которую человек вступает рождаясь на свет, является семья. Семья стоит в самом начале жизненного пути человека. Каким он будет в дальнейшем, разовьются или погибнут е

Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия
Различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических инте

Гуманизм как форма жизненной практики и основание социальной работы
Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы является гуманизм. “Явление” гуманизма в жизненный мир - многоплановый, развернутый в историю процесс

Ценности и нравственные ориентиры социальной работы
Духовную силу люди обретают лишь тогда, когда в каждом отдельном случае добиваются гуманности. Однако они слишком мало для этого прилагают усилий, чувствуя себя во власти расчетливой и безличной мо

Ответственность как конституирующий принцип социальной работы
Принципы и стандарты этического поведения сведены, как правило, в национальные и международные уставы, кодексы, декларации. В них формулируются программные цели и долговременные ценности социальной

Социальная работа и общественные науки
Исключительно важным для понимания современной концепции социальной работы имеет разное отношение различных обществ к са­мому понятию человека и его социального состояния. В одних культу­рах беднос

Социальная работа и социальная история
Границы социальной работы как сферы социального действия мо­гут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах. Это связано с тем, что параллельно с развитием как само­го о

Социальная работа и социально-политическая антропология
Сущностно-функциональная характеристика социальной работы не будет достаточно полной, если не рассмотреть ее через призму науки о власти. Социальная работа осуществляется при помощи

Социальная работа и культурно-религиозная антропология
Очевидно, что одна из функций социальной работы состоит в том, чтобы адаптировать психику человека к реальной дей­ствительности, внести элемент психологического равновесия, ослабить дух воинствующе

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Проблема философско-религиозных аспектов социальной работы довольно актуальна, ибо как показывают многочисленные социологические исследования среди социальных работников и их клиент

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЬ Вместо заключения
  Было бы странно видеть прямую связь философии как особой мудрости человеческого духа с профессионально-технологической деятельностью социального работника. Эта связь относится к тип

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги