Реферат Курсовая Конспект
Социальная работа и общественные науки - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Исключительно Важным Для Понимания Современной Концепции Социальной Работы Им...
|
Исключительно важным для понимания современной концепции социальной работы имеет разное отношение различных обществ к самому понятию человека и его социального состояния. В одних культурах бедность и другие социальные проблемы человека связывались с его нерадивостью и леностью, что нашло свое отражение, например, в консервативной идейно-политической концепции. В других обществах нужда человека рассматривалась как временное явление, как личностная и одновременно общественная драма, субъектом которой может стать любой. Эта позиция нашла свое отражение отчасти в либеральной идеологии, а также в некоторых радикальных социальных теориях и моделях современной социальной практики. Обратимся к некоторым из них.
Социальная политика и социальная работа зависит от сущности доминирующей в обществе социальной теории. Среди основных социальных теорий, существующих в мире, и стремящихся определить сущность человека и его место в социальном прогрессе, можно выделить следующие. Это, прежде всего, социальная теория, основанная на идеях Адама Смита, согласно которой общество успешно функционирует в случае общественного невмешательства в социальные процессы, развивающиеся в условиях рыночной экономики. Рынок, согласно данной теории, представляет собой возможность определить стоимость не только каждой вещи, но и каждого человека. Если люди недополучают за свой труд, то такова цена их труда на рынке. Любое вмешательство в этот процесс замедляет продвижение общества к своей цели - к достижению социального процветания. Ответвлением такой социальной теории является социальный дарвинизм. В соответствии с этим учением делается вывод, что в условиях рыночной экономики выживают наиболее сильные и закаленные, которым принадлежит будущее, и нет никакой необходимости помогать слабым, так как это лишь ослабит все общество в целом, потому что любые социально-ориентированные меры в конечном счете расшатывают устои рыночной экономики. Некоторые представители социального дарвинизма признают благотворительность лишь как форму развития души филантропа. В соответствии с этой теорией, которая имеет распространение в ряде государств, выработана технология оказания социальной помощи или технология социальной работы, которая может быть сведена к следующим положениям:
- социальная помощь должна оказываться просящему самым неприятным для него образом, с тем чтобы она ассоциировалась с чем-то оскорбительным;
- принимающий помощь обязан отработать ее любым способом;
- уровень материальной помощи должен быть настолько низким, чтобы у получающего не возникало желания постоянно жить на пособие, не работая;
- для получения необходимо, чтобы нуждающийся прожил в данном месте какое-то время и он не имеет возможности получить работу в течение определенного срока и т.д.;
- следует предпринять меры, направленные на то, чтобы стимулировать человека на труд и не оказывать помощь тем, кто добровольно бросает работу.
Иными словами, сущность социальной работы для представителей этого учения заключается в стимулировании работоспособности и в оказании помощи в первую очередь сильным.
Другие социальные теории исходят в своей оценке человека и его места в сложной социальной структуре из того, что первично в нем - добро или зло. Здесь мнения расходятся, как и понимание самой социальной работы. Одни согласны с утверждениями Томаса Гоббса, что условия, в которых развивался человек, превратили его в существо, полностью лишенное добродетели, которому нельзя ни в чем доверять, поскольку дьявольские пороки в нем преобладают над добротой и гуманностью.[96] Такую точку зрения разделяют ряд современных западных ученых, в частности, социальный антрополог Конрад Лоренц, согласно которому, одной из основных черт характера современного человека является агрессивность как инстинктивная форма самозащиты.[97] Люди, как считают представители этого направления социальной теории, по своей природе агрессивны, злы, опасны, им нельзя доверять.
То есть, если в качестве исходной антропологической концепции человек воспринимается как воплощение зла, то социальная работа будет определяться как система мер, направленных на борьбу со злом и его проявлениями, включая и девиантное поведение. Отсюда и такие социальные проблемы, как бедность, психические отклонения, внебрачная беременность, насилие в семье и в социуме воспринимаются как следствие зла, характеризующего имманентное качество человека, а не как следствие несовершенства социума и социальных условий, в которых находится человек. Поэтому согласно данной антропологической традиции сущность социальной работы должна сводиться к коррекции человека, к наказанию за пороки, к отказу от чистой благотворительности и всепомогающих техник и технологий.
Представители данного направления в мотивации поведения человека считают, что каждый стремится к самореализации. Путь человека к самореализации, согласно одному из наиболее известных социальных психологов Абрахаму Маслоу, лежит через осуществление или удовлетворение потребностей, выстроенных в определенной иерархической последовательности, часть из которых является общей для всех, а часть - строго индивидуальна.[98]
Для сторонников такой концепции социальной работы характерны такие черты:
- во-первых, они устанавливают строго иерархическую шкалу потребностей, которые, по их мнению, являются общими и обязательными для самореализации каждого человека;
- во-вторых, эти потребности идентифицируются с ценностями;
- в-третьих, они как бы оставляют индивида наедине со своими потребностями, не обращая особого внимания на то, что удовлетворение этих потребностей происходит не в вакууме - системе индивида, а в какой-либо социальной среде. И от того, создаются ли в этой среде условия для удовлетворение потребностей или нет, зависит не от конкретного индивида, а от характера общественных отношений, существующих в данном обществе в данный исторический период;
- в-четвертых, сторонники этого направления не дифференцируют потребности человека и их иерархическое расположение на шкале ценностей в зависимости от физического, интеллектуального, психического и других параметров, определяющих состояние человека.
Словом, социетальная среда фактически исключена из окружения человека. Это свойственно практически всем психологически-ориентированным моделям социальной работы. Однако известно, что самореализация человека не может носить абстрактный характер, и реализоваться вне социетальных рамок. Без сомнения, каждый индивид вольно или невольно стремится к самореализации, но не всегда для самоудовлетворения. Это объясняется тем, что он является социальным существом, и оценка его деятельности происходит в рамках общества или, по крайней мере, в рамках того социетального слоя, к которому он принадлежит.
Существуют яркие примеры, когда человек не получает оценки общества, и чтобы привлечь к себе внимание, он может пойти на совершение асоциальных поступков и даже преступлений. И, наоборот, стимулирование индивида положительной оценкой с раннего возраста ведет к формированию его как цельной и целеустремленной личности, неспособной к асоциальным действиям.
В рамках данной научной парадигмы ведется борьба вокруг учения о потребностях, которое хотя и распространено среди школ социальной работы, однако далеко не всеми принято как истинное. Концепция Эриха Фромма, поддержанная рядом ученых-обществоведов, исходит из того, что мотивация представляет собой лишь основу привычек, которые человек приобретает в отношениях с людьми. Формирование этих привычек лежит в основе организации различных социальных институтов, в том числе и политических, и является не имманентным, а производным качеством человека.[99]
Дороти Ли вступает в полемику с Маслоу. Она считает, что потребности являются производными от ценностей, а поэтому в основе поведения человека лежит не сумма потребностей, а ценностные установки.[100] В чем же, с ее точки зрения, различие между этими двумя понятиями, столь часто встречающиеся в работах социальных философов, антропологов и теоретиков социальной работы? Основная межа различия проходит в понимании добра и добродетели. Если принять точку зрения Маслоу и его сторонников, согласно которой человек самореализуется в процессе удовлетворения своих потребностей, то можно утверждать, что счастливый человек - это человек, хорошо приспособившийся к жизни. В этом случае сущность социальной работы будет заключаться в коррекции потребностей человека, а не в изменении условий формирования и удовлетворения его потребностей.
Данное направление в социальной работе особенно развито в тех обществах, где господствует убеждение, что люди рождаются в грехе, имманентно греховны и должны по доброй воле стремиться к преодолению присущих им дурных черт или порочных потребностей.
Проблема мотивации поведения человека является предметом дискуссий во многих социальных теориях. Существует точка зрения, согласно которой потребности человека производны от культуры в ее широком понимании. Например, для западноевропейской культуры свойственна потребность в индивидуализме, а для восточноевропейской - в коллективизме, соборности как элементе духовности. Поэтому и основное направление в социальной практике Запада - это индивидуальная работа с клиентом, основанная на принципах индивидуальной психологии, а на Востоке - коллективная или групповая.
Западные обществоведы и теоретики социальной работы придают исключительную роль мотивации в поведении человека, считая, что социальные потребности или ценности являются преобладающими в шкале ценностей. Они объясняют это тем, что сама экономическая жизнь человека погружена в его социальные отношения. Достижение материальных ценностей индивид рассматривает как средство защиты своего социального положения и одновременно своих социальных требований.[101]
Определяя значение теорий мотивации поведения человека для развития социальной работы, можно утверждать, что необходимо рассматривать людей как самореализующихся личностей, действующих в нашей среде, которая формирует и саму личность, и шкалу личных и общественных потребностей или ценностей. Если принять за основу эту концепцию, то главным направлением теории и практики социальной работы должен быть поиск оптимальных вариантов создания условий для самореализации и оценки человека, а также поиск возможностей и предоставление социальных услуг, которые могут помочь индивидам получить высшее образование, а затем продолжить научно-исследовательскую деятельность. Для этих целей нужно создать специальные фонды социального развития.
Жан-Жак Руссо - основоположник противоположного направления в определении сущности человека. Согласно его антропологическим воззрениям, человек по своей природе добр, а зло проявляется лишь во внешних условиях, с которыми он сталкивается во время своей жизни. Сторонники концепции, заложенной во взглядах Руссо, исходят из того, что жизненные трудности, в которых может оказаться тот или иной человек, являются отражением конкретных социетальных условий.
Сторонники другой точки зрения занимают дуалистическую позицию в отношении того, что лежит в основе человека - добро или зло. Они делят общества на богатые и бедные. Процветающие общества могут позволить себе более широкие свободы, в том числе и свободу выбора. Преобладание богатых людей, по мнению американского социолога Джона Романишина, само по себе нивелирует зло.[102] Отсюда социальная политика и социальная работа должны быть ориентированы на наказание или порицание людей, имеющих социальные проблемы.
Сущность такого подхода заключается в том, что только рыночное мышление определяет организацию общества и мотивацию людей. Поэтому бедность, нищета и многие другие социальные проблемы представляют собой раздражение, на которое индивид должен отвечать производительным трудом. Это раздражение служит стимулом для того, чтобы трудиться, оно крайне необходимо, чтобы преодолеть присущую человеку леность, пассивность, инертность.
Разные теории общественного устройства, на которых строятся подчас различные социальные практики, в своих истоках отличаются в понимании природной сущности человека. В западной социальной практике, несмотря на борьбу идеологий, продолжает господствовать рационалистическое направление общественной мысли, в соответствии с которым именно греховность является имманентной чертой индивида, а мотивация его поступков связана с рыночными отношениями, основанными на принципе спроса и предложения, а также на необходимости рыночной конкуренции как формы естественного отбора. В этих условиях выживает сильнейший, приносящий наибольшую пользу обществу, и одновременно, реализующий свои потребности.
Не вдаваясь в детали, можно утверждать, что теория и практика социальной работы опирается на многие, ставшие классическими для большинства общественных наук, социально-философские системы. К их числу необходимо отнести марксизм, социал-дарвинизм, теорию социального действия и, таких мыслителей как Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Джордж Герберт Мид. В свете изменений, которые претерпели различные общества, марксизм, например, в его анализе макроструктур и макро-проблем дополнен исследованием повседневного бытия человека, малых групп. В этом направлении были сконцентрированы усилия ученых-обществоведов из так называемой Франкфуртской школы. Наиболее значительное влияние на социальные науки, в том числе на теоретическую и практическую социальную работу, оказали такие обществоведы как немецкий философ и социолог Юрген Хабермас, французы - историк и философ Мишель Фуко, а также социолог Пьер Бурдье, которых также считают классиками современного этапа социальной работы.
Им предшествовали американцы Толкотт Парсонс и Роберт Кинг Мертон, немецкий ученый Ральф Дарендорф, которые изучали общество развитого капитализма, в основном продолжая традиции "классиков" ХIХ века, и оказали значительное влияние на развитие теории и практики социальной работы в первой половине ХХ века. Для этого периода также характерно, что на формирование взглядов ученых и практиков социальной работы влияла не одна, а сразу несколько общественно-научных традиций. Это, во-первых, структурализм со смежной ему объяснительной моделью - функционализмом; во-вторых, феноменология со смежными ответвлениями - экзистенциализмом и герменевтикой; в-третьих, теория действия со смежной ей проблемой рациональности; и, наконец, в-четвертых, марксизм, который получил, как тогда считалось, свое реальное воплощение в социальной практике "победившего социализма". Однако и этого недостаточно сказать.
На формирование теории и практики социальной работы ХХ века оказали также свое значительное и непосредственное влияние такие традиции, как позитивизм и особенно, психоанализ Фрейда. Причем позитивизм сыграл свою особую роль прежде всего как методологическая традиция, как способ действия при изучении общественных отношений, как исследовательская традиция в социальной работе. А психоанализ, помимо методологии практики, сыграл большую роль для многих в попытках связать теорию общества с теорией человека, оказав прежде всего непосредственное влияние как на социальную антропологию в качестве научной базы, так и на практическую социальную работу, в значительной степени психологизировав ее. Характерно, что “социальное” в ХХ веке стало объектом психологического знания. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления "социального". Она конституировала индивидуальную субъектность и интерсубъектность как потенциальные объекты анализа социальной реальности, которые проявляются в личности, ее отношениях, групповой динамике, личностной экологии, адаптированности, дезадаптации и т.д. Психология помогает человеку сделать жизнь осмысленной, реализовать индивидуальную субъектность, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы, оказывать помощь нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно.
Социальная работа как ее теоретический вариант, так и реальная практика вписывается в контекст общецивилизационного развития идей в области общественных наук и социальной практики последних двух столетий. Ее сущностно-функциональная характеристика может быть представлена в свете основных идей общественно-научной мысли современного этапа общественного развития. Как и для всех общественных наук, так и для всех видов социальной практики современности социальной работе присуща полипарадигмальность и вариативность моделей. Например, когда речь идет о традиционной социальной работе на индивидуально-личностном уровне, это прежде всего психолого-ориентированные модели. Среди них психодинамические модели, основу которых составляет модернизированный фрейдизм, эго-психологическая модель и трансакциональный анализ. Еще одна группа моделей практической работы использует бихевиористские теории. Кризис-интервентная и задача-ориентированная модели представляют собой нечто среднее, тяготеющие как к психодинамике и эгопсихологии, так и к бихевиоризму.
Специалисты социальной работы принимают деятельное участие в функционировании сложной системы "общество-человек” “человек-общество". При этом их функции чрезвычайно многоплановы. Пользуясь теорией ролей, достаточно популярной в социальной науке, можно определить несколько функций социальной работы в процессе социального действия. Характеризуя роли социального работника, ряд авторов[103] исходит из того, что профессионал - социальный работник, выполняет несколько ролей в отношениях системы "человек-общество". Наиболее адекватными современному состоянию социальной практики, на их взгляд, являются роли координатора, посредника, защитника, организатора и инноватора. Так, в роли координатора, социальный работник соединяет клиента с необходимыми ресурсами. Когда проблема заключается в нарушенных социальных трансакциях, специалист-профессионал выступает в роли посредника, помогая клиенту и организации, а также социальной "сети" (системе связей) соединиться наиболее эффективным способом. Если его посреднические усилия не срабатывают, социальный работник может взять на себя роль защитника, чтобы создать более эффективные взаимоотношения в системе "человек-среда". В роли организатора социальный работник мобилизует неформальную систему помощи, самозащиту или самопомощь или помощь группы, чтобы противостоять социальной и эмоциональной изоляции. В качестве инноватора социальный работник может действовать так, чтобы заполнить брешь или внести новое в социальное обслуживание, в выполнение социальных программ или в создание новых или пополнение существующих социальных ресурсов.
Особенностью характеристики профессиональной социальной работы является то, что помощь как таковая не самоценна, она всегда функциональна. Это, скорее, средство для достижения высшей цели социальной работы как вида социальной деятельности. Основные усилия целенаправленных действий специалиста-профессионала ориентированы на создание условий, при которых объект (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, то есть в целеполагание изначально закладывается двуединый принцип: интересы индивида как самостоятельной целостной системы и интересы общества, также как самодостаточной целостной системы. При этом необходимо подчеркнуть приоритет личности, которая рассматривается как уникальный и неповторимый субъект. Вот почему особенно важным для социальной работы становится нравственно-этический компонент. Система ценностей в социальной работе включает в качестве основополагающей уважение чести и достоинства человека.
Итак, несмотря на многообразие научных концепций, парадигм, теоретических построений для практической социальной работы ее сущностно-функциональная характеристика, однако, может быть выражена в деятельности, направленной на изменение, которое в конечном счете ориентировано на содействие в гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидам и группой, индивидом и социумом, общественных отношений в целом, обеспечение социального благосостояния его граждан, формирование чувства личной ответственности за коллективное благосостояние со стратегической перспективой на устойчивость развития конкретной социальной системы.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Кафедра философии... ФИЛОСОФИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная работа и общественные науки
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов