рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Определение философии. Разброс значений

Определение философии. Разброс значений - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ   Существует Масса Определений Философии: От Попыток, Отлучающи...

 

Существует масса определений философии: от попыток, отлучающих ее от корпуса наук, до признания философии наукой наук.

Распространено убеждение (и не только по причине предубеждений), что философия не наука. В этом особенно упорствует позитивизм, лидеры которого вот уже более полутора столетий ведут контрфилософское наступление. По их мнению, настоящее, положительное (позитивное) знание приносят лишь специальные, конкретные науки, философия же уводит исследователя в область бесплодных абстракций и «полупьяной фантазии» типа гегелевской абсолютной идеи, кантовской вещи в себе, шеллингианского «ставшего Я» («das werdende Ich»). Потому философия в качестве особой науки не нужна. Легче сказать, пишет, например, немецкий представитель этого течения В. Вейсман, не чем является философия, а чем она не является. В ней нет ни доказательств, ни теорем, ни вопросов, которые могли бы быть решены.

Положим, это взгляд со стороны, поскольку позитивисты, как правило, естествоиспытатели, по преимуществу физики. Но сходные позиции разделяют порой и сами философы. Специалист в области теории познания, эстетики, культурологии наш соотечественник М. Бахтин заявляет: «Философия начинается там, где кончается научность и начинается инонаучность».


6

 

Это констатации. А какова аргументация?

Согласно современным представлениям, утвердившимся также благодаря разработкам позитивистов, все научные высказывания можно разбить на два класса – осмысленные и бессмысленные. В свою очередь, первые делятся на истинные и ложные, что определяется процедурами верификации (проверяемости) на основе экспериментальных, наблюдательных и т.п. операций. Бессмысленные же – такие предложения, относительно которых невозможно утверждать ни то, что они истинны, но также и ни то, что они ложны (рис. 1).

 

 

К числу бессмысленных относятся следующие высказывания. Квазионтологические, то есть говорящие о якобы объективном существовании явления. Такие суждения, включая в состав невери-фицируемую компоненту, и оказываются бессмысленными. Второй вид – квазисинтаксические. Они хотя и содержат верифицируемые компоненты, но само их соединение в одном высказывании делает последние бессмысленными, например «Цезарь есть простое число». И третьи — синтаксически неверные, скажем «Петр выше», «Воронеж севернее».

Предложения философии как раз и квалифицируются как бессмысленные, ибо невозможно подыскать или создать эмпирическую ситуацию, в которой могли бы быть верифицированы типичные философские тезисы типа «материя первична, сознание вторично», «мир бесконечен», «сущность неисчерпаема» и т. п.

Есть и другие аргументы в пользу вненаучности философии. Один из них – слишком общий характер ее утверждений. Это делает их, по существу, безадресными и оттого бесполезными, так как теории, которые претендуют на то, что могут объяснить любой факт, на самом деле не объясняют ни одного. Как заметил однажды


7

 

Т. Эдисон, ему не нужна кислота, которая растворяет все: ее негде хранить.

Говорят, что пока проблема еще не очень внятно освоена наукой, неопределенна, она оказывается предметом внимания философов, но стоит ей обрести четкость, как она отходит к разряду научных, где философия уже сказать что-то ценное не способна. Вот мнение Д. Деннета, одного из лидеров модернизма: «У меня есть ощущение, что траектория философии состоит в том, чтобы работать с очень фундаментальными вопросами, которые еще не превратились в научные вопросы. Как только вы достигаете ясности относительно содержания вопроса и того, что можно посчитать за ответы, это уже наука. Философии здесь делать нечего»1.

Обращают внимание и на то, что в философии нет смены парадигм, как это характерно для естествознания и обществоведения. Более того, в течение веков могут сосуществовать разные, в том числе альтернативные философские парадигмы, и конца им не видно...

И все же есть основания признать за философией статус научной дисциплины, пусть особой, конечно, особой, отличной от остальных дисциплин, впрочем, как и в случае с математикой, также занимающей специфические позиции в мире знаний. В качестве науки философия оперирует понятиями и суждениями, в ней фигурируют доказательства, содержание ее теорий строится как цепь логических следований, где вывод каждого n-го умозаключения становится одной из посылок (n+1)-го умозаключения и т.д. Вообще, структура философской теории сохраняет все компоненты теории доказательства – тезис, аргументы и демонстрация, соблюдая те правила, которые предъявляются логикой к каждому из этих компонентов.

Но, если даже философия и не наука, здесь нет трагедии. Как заметил однажды Р. Фейнман, математика, поскольку ее объекты лишены природных, вещественно-материальных свойств, не является естествознанием, и в этом смысле она не выступает наукой. Однако это вовсе не значит, что с нею что-то неладно. Любовь, например, тоже не наука, но разве это плохо? Одним словом, когда о какой-то вещи говорят, что она – не наука, из этого не следует вывод о ее ущербности. Не наука она – вот и все.

_______________

1 Цит. по: Blume H. Conversation with Daniel Dennett (Digital Culture). Internet. P. 5.


8

 

Другая крайность – философия есть наука наук. Однако, вглядевшись пристальнее, мы обнаружим, что на ее долю в этом случае падает руководство наукой, управление и организация исследований либо классификация научных дисциплин, их распределение по шкале значимости в жизни общества. Еще хуже, когда философию используют в качестве идеологического средства обработки ученых и навязывания соответствующих мировоззренческих установок, что особенно присуще тоталитарным и авторитарным режимам. Естественно, что при подобном понимании философия также выпадает из числа наук. Крайности сходятся. В связи с этим австрийский физик XX в., позитивист М. Шлик бросил следующую реплику. Иные называют философию королевой наук, но нигде же не сказано, что сама королева должна быть ученым, ибо управлять государством можно и не будучи научным исследователем.

Между указанными полярностями – «философия не наука» и «философия наука наук» — еще немало определений, характеризующихся разночтениями в понимании философии как науки.

Широко обсуждается тема философии как науки о человеке. Еще И. Кант писал: «Если и существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, – а именно понять свое место в мире и научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». То есть Кант выделяет нравственный аспект, его ценность, а китами ценности называет благо, счастье, достоинство. Подобное понимание в той или иной форме поддерживается многими другими философами и не философами до Канта и после Канта. В наши дни, например, ее отстаивает В. Келле, подчеркивая, что человек – сквозная проблема всей философии, а Г. Арефьева утверждает сверхзадачей философии объяснить человеку его самого, научить сознательно действовать в мире, внушить ответственность, долг, добро, чувство гуманизма.

Нередко философию определяют как мысль о мысли на том основании, что она не имеет собственной, философской реальности, которую бы ей предстояло изучить подобно тому, как существуют физическая, биологическая, социальная, даже математическая (хотя и особая) реальности, познаваемые соответствующими науками. В этих условиях философии и остается размышлять о том, как реализуется деятельность мысли вообще, то есть представлять собой мысль о мысли, или, как полагает М. Эпштейн, задача философии – выявлять и производить «формы мыслимости».


9

 

В ряду определений пользуется большой популярностью понимание философии как науки об общих (наиболее общих) законах природы, общества и мышления. Оно особенно последовательно отстаивается в марксизме. В свое время даже было у нас официальным, входило обязательной нормой в программы курсов лекций, в учебники, монографии.

Рассмотренные определения, безусловно, схватывают важные стороны философской науки, однако это еще не вся правда о философии. Признавая их правомерность, стоит отметить одно обстоятельство. Так или иначе, но выделенные характеристики пересекаются с определениями других, специальных дисциплин, что лишает философию статуса самостоятельной науки, не накладываемой на другие области знания. Определенно, проблема человека столь же предмет для других наук, как естественных (биология, медицина, психология), так и общественных (история, социология, этика). Равно как и область мысли о мысли интересует не только философию, но также логику, литературоведение, историографию, вообще науки, изучающие филиацию идей, по сути дела, в любой конкретной отрасли, где прослеживается история науки. Так же обстоит дело с определением философии как науки об общих законах бытия и мышления. Математику занимали не менее общие вопросы – количественные отношения и пространственные формы, также и физику – структура вещества и материи, есть и всеобщий химический, геологический и т. п. срез природы.

Все это способно сделать философию при подобном наполнении ее предмета (как науки о человеке, мысли о мысли, учения об общем) избыточной. Л. Витгенштейн, видный австрийский, а затем британский философ, в связи с этим пишет: «Правильный метод философии состоял бы в следующем: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки, следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией»1. Ибо, по его же словам, все, что может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует молчать.

Итак, предъявляется достаточно широкий разброс определений философии. Возможно, это не совсем хорошо. Но вот к чему пришли Р. Курант и Г. Роббинс в исследовании «Что такое математика?». Перечислив многие из определений, они заявили, что будут

__________

1 Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. С. 72.


 

под математикой понимать то, что написано в этой книге. Возьмем на себя смелость объявить: станем принимать философией то истолкование, как оно изложено в предлагаемой монографии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... А К Сухотин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Определение философии. Разброс значений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Функции философии в их отношении к математике
  Обычно выделяют два функциональных назначения философии – мировоззренческое и методологическое. Под мировоззрением понимается взгляд на мир и определение места человека в мире.

Философия в математике. Констатации и оценки
  Тезис о взаимных влияниях математики и философии хотелось бы подкрепить высказываниями самих ученых. Еще Платон считал математику необходимым введением в философию. Недаром

Математический объект как абстракция от абстракции
  Нередко особенность математического знания видят в том, что оно оперирует понятиями высокой степени абстрактности, благодаря чему его объекты носят очень общий характер, выражая сам

Математика – наука об отношениях
  Лишая свои объекты каких-либо вещественных характеристик, абстрагируясь от любых материальных, природных свойств, математика все же что-то им оставляет, иначе она не могла бы соотно

Проблема свободы математического творчества
  Определив математику как науку об отношениях, немедленно сталкиваемся с вопросом, а чем или, может быть, кем задаются отношения? В естествознании отношения, то есть законы

Знак и значение
  Специфика математики, ее объектов остро задевает вопрос о математических знаках. Что они обозначают, что за ними скрывается? Мы выходим к общей проблеме – знак и значение, как они п

Проблема существования математического объекта
  Этот вопрос закономерен в силу специфики математики, не являющейся описанием вещей. Венгерский математик А. Реньи ставит проблему так. Врач изучает болезни, астроном – звезды и т.п.

Концепция языковых каркасов Карнапа и два языка математики
  Любая научная теория оперирует, как уже отмечалось, не непосредственно объектами природы, а их концептуальными отображениями в понятиях. Последние находятся поэтому в двойном подчин

Математика и объективный мир. Пифагорейский синдром
  Выключение философского аспекта при решении собственно математических проблем не означает отказа вообще обсуждать философские темы математики, ее языка. Надо только не привносить од

Принцип дихотомии знания
  Научное знание разбивают по способу установления истины на два взаимоисключающих класса – по принципу дихотомического деления (от греч. dicha и tome – сечение на две части), когда о

Математика как язык науки
  Представляя собой тип формального знания, математика занимает особое место в отношении наук фактуального профиля. Она оказывается хорошо приспособленной для количественной обработки

Математическая методология
  Место математики в системе наук определяется также тем, что она' играет для других дисциплин и роль методологии. И не только в отношении естествознания, но и для наук социального, г

Математика – источник представлений и концепций в естествознании
  Еще одно методологическое назначение математики состоит в том, что она вырабатывает для остальной науки, прежде всего для естествознания, структуры мысли, формулы, на основе которых

Понятие обоснования математики
  Под обоснованием математики понимают демонстрацию возможности существования объектов ее теории и возможной истинности предложений об этих объектах. Иначе говоря, это вопрос о соотно

Программа логицизма
  Лидеры логицизма (Г. Фреге, Б. Рассел и др.) видели основания математики в логике. Вообще, возможны четыре типа соотношения математики и логики: 1) математика – часть логики; 2) лог

Этап арифметизации.
По существу, он был завершен до появления программы логицизма, однако, как выяснилось позднее, работал на нее. В известной мере это относится и к этапу аксиоматизации арифметики, хотя проводивший в

Второй этап – аксиоматизация арифметики.
Далее встает задача представить в минимуме понятий сам натуральный ряд, то есть вывести (указав правила перехода) из исходных, простейших элементов всю совокупность целых чисел. Аксиоматизацию начи

Причина неудач
  Выполнение замысла логистов близилось к концу: оставалось лишь выровнять шероховатости, чем и занялся Г. Фреге, который, как пишут авторы известной книги «Основания теории множеств»

Философская оценка
  В реализации логицистской программы ее творцы то и дело выходили на философию, без привлечения которой процедура сведения математики к логике выглядела незавершенной и сами логическ

Критика интуиционистами основ логицизма и проблема бесконечности
  Новая ориентация в обоснованиях, впервые заявившая о себе в 1907 г., представляла реакцию на попытки придать математике чисто логическое истолкование. Интуиционисты (Я. Брауэр, Г. В

Интуитивистская альтернатива
  Все беды обоснования интуиционизм видит не собственно в логике (в несовершенстве ее аппарата), а в самой математике и именно в неточном использовании ее понятий, прежде всего – поня

Ограниченность интуиционизма
  Логико-математические идеи интуиционистов тесно переплетены с известными философскими установками, которые выдают их во многом односторонне-субъективное происхождение. Поск

Конструктивная ветвь
  Попытки спасти интуиционистские идеи и начинания, развить далее оригинальные и продуктивные мысли предприняли сторонники конструктивного течения. Продолжая традицию интуиционистског

Программное заявление
  Кризисные явления в математике, заставившие обратиться к ее обоснованиям, и трудности, вставшие перед логицистами, породили наряду с интуиционизмом еще одно течение – формализм. Пер

Концепция абсолютного доказательства и метод формализованной аксиоматики
  Чтобы доказать непротиворечивость, Гильберт использует метод так называемого абсолютного доказательства, который находит реализацию в идее формализованной аксиоматики. Вооб

Результаты Геделя
  В 1931 г. 25-летний австрийский математик Венского университета Курт Гедель (позднее, после аншлюса, эмигрировавший в США) доказал теоремы, из которых следовало, что программа Гильб

Это предложение недоказуемо.
Допустим, что данное предложение ложно. То есть неверно, что оно недоказуемо. Следовательно, оно доказуемо. Притом оно истинно, поскольку, допустив, что оно ложно, мы получим противоречие. Но от эт

Итоги исканий
  Анализ рассмотренных основных направлений философского обоснования математики показывает, что ни одно из них не принесло удовлетворяющего решения. Вместе с тем каждое, внося что-то

Новые подходы
  Были отмечены результаты, полученные ведущими течениями в области обоснований математики. Но это, так сказать, содержательный аспект исканий. Вместе с ним наметилось и другое.

Обоснование в свете эволюции математики
  Обзор классических, если можно так сказать, направлений (логицизм, интуиционизм и конструктивизм, формалистское течение) и современных подходов (аксиоматический и теоретико-категори

Истина в формализованных языках
  Современные подходы к проблеме истины наряду с традиционной гносеологической истиной (соответствие объекту вне нас) выделяют также онтологическую (истина бытия, то есть его изначаль

Критерий выводимости и понятие корректности
  Являясь совокупностью формализованных языков, математика представляет собой область, в которой реализуется разработанное А. Тарским понятие истины. Напомним, что это так называемый

Математика и методы схоластики
  В характере математического строя мышления и в принципах схоластических рассуждений есть немало общих черт. Мы уже отмечали ранее их тематические точки касаний. Здесь хотелось бы ос

Математическое доказательство
  Теория доказательства разработана в логике и включает три структурных компонента: тезис (то, что предполагается доказать), аргументы (совокупность фактов, общепринятых понятий, зако

Принципы построения дедуктивных теорий
  Дедуктивный путь рассуждения как выведение отличается от индуктивного как наведения (от лат. inductio) рядом особенностей. Дедуктивный вывод является принудительным, его пр

Критерии «внешнего» оправдания
  Как и любая наука, математика руководствуется определенными критериями принятия оперируемыми высказываниями в качестве истинных. Необходимо говорить о внутренних и внешних оправдани

Вторичные показатели истины
  В силу особой природы математики, где эмпирические критерии истины не участвуют в поиске, их оправдательная функция реализуется, как мы пытались это осветить в последнем параграфе п

Критерии «внутреннего совершенства». Эвристика
  Далее мы хотели бы рассмотреть эвристические возможности вторичных показателей истины. Эвристика (от греч. «эврика» – Я нашел) – наука о вспомогательных, дополнительных к основным (

Quot;x(Sx®Px) ® (Px®Sx).
Однако, как нами уже отмечено, подобное умозаключение некорректно. Проиллюстрируем это более прозрачным примером: на основании того, что, скажем, все космонавты спортсмены, вовсе не следует, что вс

Базисные определения. Расстановка позиций
  Творческая деятельность математика осуществляется в режиме логического и интуитивного поиска, которые сочетаются на основе принципа дополнительности в боровском смысле. По

Понятие формализации
  Под формализацией понимается специфический прием исследования, назначение которого состоит в том, чтобы уточнять знание посредством выявления его формы (способа организации, структу

Эвристика. Формализация как прием получения нового знания
  Наличие глубокого единства формы и содержания, фактов перехода одного в другое и становится основанием использовать процедуру формализации как прием, как метод выявления нового соде

Границы и издержки формализации
  Рекомендуя метод формализации к методологическому использованию, стоит отметить некоторые негативные сопровождения, характеризующие этот прием. Прежде всего, напомним о рез

Проблемная ситуация и алгоритм метода
  Обратимся еще к одному методу, широко применяемому в математическом творчестве. Более того, своими корнями он уходит в математику, появившись именно в ней и находя в ней наиболее ад

Преимущества общего подхода
  Почему же разработка общих методов оказывается столь эффективной? Вначале уточним, что имеют в виду, говоря об общем в науке, познании. Общее – не просто свойство, присущее

Эвристика
  Метод обобщающей переформулировки проблемы может выступать эффективным эвристически-вспомогательным орудием математического поиска, подспорьем в научных поисках. В трудах математико

В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
  Математика занимает особое место в системе общественных ценностей. По существу она во все времена определяла лицо науки, ибо, как заметил А. Пуанкаре, окончательная идеальн

МАТЕМАТИКА: СПЕЦИФИКА, МЕСТО В СТРУКТУРЕ НАУКИ
Глава 1. Предметная область философии математики 5 1. Определение философии. Разброс значений 5 2. Функции философии в их отношении к математ

ФИЛОСОФСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Глава V. Проблемы обоснования математики и ее решение логицизмом 72 1. Понятие обоснования математики 72 2. Программа логицизма 76 3

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИСТИНА: СТАТУС, СТРУКТУРА, КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Глава IX. Специфика истины в математике 140 1. Истина в формализованных языках 140 2. Критерий выводимости и понятие корректности. 145

МЕТОДОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПОИСКА
Глава XII. Интуиция и логика 190 1. Базисные определения. Расстановка позиций 190 2. Этапы творческого процесса 193 а) Постановка пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги