рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция языковых каркасов Карнапа и два языка математики

Концепция языковых каркасов Карнапа и два языка математики - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ   Любая Научная Теория Оперирует, Как Уже Отмечалось, Не Непоср...

 

Любая научная теория оперирует, как уже отмечалось, не непосредственно объектами природы, а их концептуальными отображениями в понятиях. Последние находятся поэтому в двойном подчинении: они соотносятся с внешним миром, который ими представлен теоретически, но вместе с тем понятия соотносятся и друг с другом, образуя определенную структуру знаний.

Учитывая эту двойственность отношений, Карнап и развивает наиболее четко и спрессованно в статье «Эмпиризм, семантика и онтология» концепцию языковых каркасов. Как элементы определенной теории ее знаки связаны отношениями, образуя систему внутритеоретических зависимостей – «внутренний» языковой каркас теории. Одновременно, будучи идеализациями известных явлений действительности, объекты теории детерминированы извне, что требует их описания уже на другом, «вещном» языке, который образует «внешний» языковой каркас. Карнап считает, что анализ «внутреннего» языка может быть проведен средствами логических и эмпирических методов исследования.

Однако что касается «внешнего» языка, вопросов реальности самой теоретической системы, то есть ее отношения к миру, то это уже не научная проблема, а псевдопроблема, не имеющая разрешения и относимая к разряду философских, или, по терминологии логического позитивизма, бессмысленных. Речь может идти лишь о простоте, эффективности этого «внешнего» языка, но не о его воз-

_____________

1 Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теории множеств. М.: Прогресс, 1965. С. 350.


 

можностях адекватно описывать внеязыковую реальность, поскольку высказывания подобного вида не верифицируемы.

Конечно, трудно согласиться с Карнапом в части отрицания им роли философских проблем языка, вопросов соотношения теории и внешнего мира, поскольку эти проблемы постоянно волнуют не только, а порой и не столько философов, сколько специалистов конкретных дисциплин. Но сама идея двух языков научной теории плодотворна, и ее следует принять, определенным образом откорректировав философскую позицию автора. Подобная коррекция была проведена в свое время известным отечественным логиком В. Смирновым1, выводы которого и легли в основу нашего прочтения концепции языковых каркасов Карнапа в применении к математике, где эта тема обретает особую остроту в связи с отмеченным противоречием.

Математики уже давно обратили внимание на два аспекта отношений, которыми отмечены их построения. Так, выдающийся немецкий математик конца XIX – начала XX столетия Г. Кантор высказывает идею двух реальностей числового ряда: интерсубъективная (имманентная) и транссубъективная (транзиентная). В границах первой, говорит Кантор, целые числа действительны, реальны, поскольку «обособлены от других продуктов мысли и стоят к ним в определенных отношениях». Но числа реальны и как отображения процессов и отношений внешнего мира, противостоящего интеллекту, ибо «числовые классы (I), (II), (III) и т. д. – представители мощностей, имеющих место в телесной и духовной природе»2.

То, что Кантор называет «имманентной реальностью», и есть, очевидно, внутреннее устройство математической теории, рассматриваемой им с точки зрения интерсубъективности, то есть в разрезе взаимоотношений компонентов, знаков («субъектов») данной теории, что отличает последнюю, вообще математику, от других систем мыслительной деятельности. С другой стороны, «транссубъективность» есть у Кантора выражение для обозначения отношения математической знаковой системы в целом к внешнему миру. Таким образом, мы можем интерпретировать рассуждения Кантора о двух реальностях как наметки идеи двух языков или, по Карнапу,

__________________

1 См.: Смирнов В.А. О достоинствах и недостатках одной логико – философской концепции // Философия марксизма и неопозитивизм. М.: Изд-во МГУ, 1963. С. 364-378.

2 Кантор Г. Основы общего учения о многообразиях // Новые идеи в математике. СПб. Образование. 1914. № 6. С. 30.


 

«языковых каркасов» – «внутреннего» и «внешнего». Позднее, уже в середине XX в., американский математик Ван Хао проводит достаточно четкое разделение между вопросами, которые можно решать с помощью «внутриматематического языка», и «внешними» проблемами, к которым он относит описание материальных вещей в пространстве и времени 1. О необходимости считаться с двумя аспектами математики – ее внутренними потребностями как аппарата исчислений и определениями гносеологического статуса на предмет отношения к действительному миру – говорят и другие ученые (не только математики).

Приняв тезис о двух языках математики, «внутреннем» и «внешнем», вернемся к вопросу о природе математической реальности, проблеме ее существования и выражения средствами реализма и номинализма. Представляется, что эти термины имеют адекватное применение в математике лишь в отношении ее «внутреннего» языка, когда речь идет об операциях счисления. Здесь, действительно, математику удобно оперировать с числами и другими знаками как с чем-то реальным. Но при этом речь не должна идти о философском статусе символов. Это уже другая проблема, которая решается в рамках «внешнего» языкового каркаса. То есть реализм и номинализм есть область синтаксиса математической реальности, отношения знака к знаку, но не область семантики – отношения знака к обозначаемому. Когда, например, Г. Вейль говорит, «все числа из единицы, а единица из ничего» 2 , то это предназначено «внутреннему» языку, с точки зрения которого фиксируется лишь отношение знака к знаку, но не имеет смысла выяснять семантику знаков, их отношение к миру вовне. Единица в качестве исходного символа задана правилами внутриматематического языка, аксиоматически, то есть без определения и объяснений, каково ее происхождение.

Вспоминается следующая аналогия. Английский физик О. Хевисайд применял в своих исследованиях достаточно своеобразный математический аппарат, который многие не воспринимали. Когда его упрекнули в использовании формальных приемов без ясного понимания их содержания и смысла знаков и формул, он возражал: «Должен ли я отказаться от хорошего обеда лишь потому, что не

________________

1 Ван Хао. Процесс и существование в математике // Математическая логика и ее применения. М: Мир, 1965. С. 315-339.

2 Вейль Г О философии математики. С. 26.


 

понимаю процессов пищеварения?» Это означает, что внутримате-матический язык автономен и независим от семантики знаков. Более того, попытка устанавливать значения знаков только мешала бы исследователю. Напомним замечание Д. Гильберта о том, что, принимая исходные объекты аксиоматической теории, мы не должны задавать вопросов об их значениях, было бы прискорбно, если бы мы что-то знали о них, кроме того, что содержится об этом в аксиомах.

Представляется, что математики, принимающие язык реализма (а их большинство), как раз и имеют в виду его внутриматематиче-ское использование. Тогда математические объекты рассматриваются действительно как реальные, наподобие материальных вещей, поскольку это удобно. Но при том речь не идет об их вещном существовании вне «стен» исчислений и операций. Это совсем другой вопрос. Как замечает современный французский математик Ферроль, «часто, особенно когда я нахожусь один, мне кажется, что я нахожусь в другом мире, числовые идеи кажутся мне живыми» 1. «Математики-реалисты» вряд ли считают (за очень немногим исключением) числа вещественно-материальными образованиями наподобие тел. Только в операциях исчисления они таковы. Вопросов же их связей с внешним миром, тем более их статуса в качестве вещей этого мира здесь не встает, они обсуждаются в другом месте.

Ситуация напоминает ту, что имеет место в искусстве. Художник создает иллюзию действительности, где функционируют вымышленные герои, происходят виртуальные события, Но автор иллюзии настолько вживается в образы, что воспринимает их за обычную реальность. Он проживает вместе с персонажами происходящее и верит в то, что совершается: радуется, страдает, негодует... Как пишет А. Пушкин:

 

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь.

 

По рассказам близких, О. Бальзак нередко бросал перо, возмущаясь поведением героев: «Какой мерзавец!» Однажды, прервав деловой разговор с адвокатом, неожиданно заявил: Все прекрасно, мой дорогой. Но обратимся снова к действительности. Поговорим о Евгении Гранде». Жизненный мир для писателя – нечто второстепенное, реален же мир описываемых им лиц, их судьбы и деяния.

__________________

1 Ферроль. Письмо Ж. Адамару // Ж. Адамар. Психология процесса изображения в математике. М.: Советское радио, 1970. С. 58.


 

Польский математик Гуго Штейнгауз, проводя аналогии между творчеством математика и писателя, говорит о вере того и другого в реальность созданных ими продуктов мысли и подчеркивает, что эта вера математика в объекты его науки столь же оправданна, как и вера художника в своих героев. Равно и читатель разделяет чувства авторов произведений искусства, переживает, как если бы то происходило в настоящей жизни.

Вместе с тем читатель, конечно, отдает отчет в том, что это иллюзия. Иначе сказать, он, как и автор – писатель, одновременно верит и не верит тому, что изображается. Обращая внимание на эту двойственность, Ф. Шиллер высказал мысль об искусстве как формах чувственности (подобно тому, что говорят о философии как поставляющей, наряду, кстати, с математикой, формы мыслимо-сти). Согласно идее Шиллера, искусство формой уничтожает содержание. Имеется в виду следующее. Каждый человек проживает только одну «реальную» жизнь. Искусство позволяет ему прожить многие жизни, но, естественно, как виртуальные, каждая из которых оставляет след, вызывая определенные ощущения. И если человек, воспринимая содержание произведения, испытывает, скажем, радость, то одновременно с этим он переживает и свое переживание в том смысле, что осознает иллюзорность этой радости, поскольку она вызвана иллюзией, и потому к чувству радости примешивается ощущение легкой горечи, разочарования, ибо это ненастоящее. Так же, переживая страдания героя, читатель понимает их ирреальность, благодаря чему испытывает чувство примирения с содержанием. Так форма предъявления некоторого содержания уничтожает это содержание.

Математик, погружаясь в аксиоматические построения, проводя операции исчисления, принимает объекты своих творений как реальность наподобие той, что его окружает. В то же время он осознает, что это сотканная им реальность, непосредственно не имеющая места в мире действительных вещей и процессов. Полагаем, что именно подобным способом и можно умиротворить рассогласованность между математическим и философским подходами к объектам математики. Не надо смешивать языки. Говоря о реальном существовании чисел во внутриматематическом смысле, надо отсечь философское кредо платонистов о числах как реалиях, как идеальных образованиях, существующих вне и независимо от мысли наподобие вещей. То есть мы можем принять тезис о своего


 

рода математическом и философском реализме, соответственно – о математическом и философском номинализме.

В свете рассмотренной концепции языковых каркасов применительно к математике и выделения в ней двух языков представляется возможным на прямой вопрос Л. Витгенштейна, где существуют математические сущности – числа, функции и т.д., дать следующий ответ. Объекты математики существуют как реалии во внутриматематическом языке, то есть в сознании математиков, которые обращаются с ними, как с вещами. Но что касается действительного, вещного мира, то здесь среди его предметов мы их как таковые не находим, а только преднаходим. Математическая реальность – это знаки, символы, за ними нет прямых коррелятов предметного мира, с которыми их можно было бы соотнести, как это имеет место в остальной науке.

Тем не менее подобными объектами можно уверенно оперировать. Словно это обычные предметы. Современный американский математик П.К. Рашевский таким образом характеризует эту двойственную природу математических объектов – быть (в пределах «внутреннего» языка математики) и не быть (с точки зрения внешнего существования) реальностью. Рашевский пишет о них, что это «своеобразный мир идей, которые странным образом и реальны и призрачны одновременно» 1. Рассмотрев особенность математических объектов, попытаемся далее соотнести математику, в целом как систему знания, научную дисциплину, с внешней действительностью.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... А К Сухотин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция языковых каркасов Карнапа и два языка математики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение философии. Разброс значений
  Существует масса определений философии: от попыток, отлучающих ее от корпуса наук, до признания философии наукой наук. Распространено убеждение (и не только по причине пред

Функции философии в их отношении к математике
  Обычно выделяют два функциональных назначения философии – мировоззренческое и методологическое. Под мировоззрением понимается взгляд на мир и определение места человека в мире.

Философия в математике. Констатации и оценки
  Тезис о взаимных влияниях математики и философии хотелось бы подкрепить высказываниями самих ученых. Еще Платон считал математику необходимым введением в философию. Недаром

Математический объект как абстракция от абстракции
  Нередко особенность математического знания видят в том, что оно оперирует понятиями высокой степени абстрактности, благодаря чему его объекты носят очень общий характер, выражая сам

Математика – наука об отношениях
  Лишая свои объекты каких-либо вещественных характеристик, абстрагируясь от любых материальных, природных свойств, математика все же что-то им оставляет, иначе она не могла бы соотно

Проблема свободы математического творчества
  Определив математику как науку об отношениях, немедленно сталкиваемся с вопросом, а чем или, может быть, кем задаются отношения? В естествознании отношения, то есть законы

Знак и значение
  Специфика математики, ее объектов остро задевает вопрос о математических знаках. Что они обозначают, что за ними скрывается? Мы выходим к общей проблеме – знак и значение, как они п

Проблема существования математического объекта
  Этот вопрос закономерен в силу специфики математики, не являющейся описанием вещей. Венгерский математик А. Реньи ставит проблему так. Врач изучает болезни, астроном – звезды и т.п.

Математика и объективный мир. Пифагорейский синдром
  Выключение философского аспекта при решении собственно математических проблем не означает отказа вообще обсуждать философские темы математики, ее языка. Надо только не привносить од

Принцип дихотомии знания
  Научное знание разбивают по способу установления истины на два взаимоисключающих класса – по принципу дихотомического деления (от греч. dicha и tome – сечение на две части), когда о

Математика как язык науки
  Представляя собой тип формального знания, математика занимает особое место в отношении наук фактуального профиля. Она оказывается хорошо приспособленной для количественной обработки

Математическая методология
  Место математики в системе наук определяется также тем, что она' играет для других дисциплин и роль методологии. И не только в отношении естествознания, но и для наук социального, г

Математика – источник представлений и концепций в естествознании
  Еще одно методологическое назначение математики состоит в том, что она вырабатывает для остальной науки, прежде всего для естествознания, структуры мысли, формулы, на основе которых

Понятие обоснования математики
  Под обоснованием математики понимают демонстрацию возможности существования объектов ее теории и возможной истинности предложений об этих объектах. Иначе говоря, это вопрос о соотно

Программа логицизма
  Лидеры логицизма (Г. Фреге, Б. Рассел и др.) видели основания математики в логике. Вообще, возможны четыре типа соотношения математики и логики: 1) математика – часть логики; 2) лог

Этап арифметизации.
По существу, он был завершен до появления программы логицизма, однако, как выяснилось позднее, работал на нее. В известной мере это относится и к этапу аксиоматизации арифметики, хотя проводивший в

Второй этап – аксиоматизация арифметики.
Далее встает задача представить в минимуме понятий сам натуральный ряд, то есть вывести (указав правила перехода) из исходных, простейших элементов всю совокупность целых чисел. Аксиоматизацию начи

Причина неудач
  Выполнение замысла логистов близилось к концу: оставалось лишь выровнять шероховатости, чем и занялся Г. Фреге, который, как пишут авторы известной книги «Основания теории множеств»

Философская оценка
  В реализации логицистской программы ее творцы то и дело выходили на философию, без привлечения которой процедура сведения математики к логике выглядела незавершенной и сами логическ

Критика интуиционистами основ логицизма и проблема бесконечности
  Новая ориентация в обоснованиях, впервые заявившая о себе в 1907 г., представляла реакцию на попытки придать математике чисто логическое истолкование. Интуиционисты (Я. Брауэр, Г. В

Интуитивистская альтернатива
  Все беды обоснования интуиционизм видит не собственно в логике (в несовершенстве ее аппарата), а в самой математике и именно в неточном использовании ее понятий, прежде всего – поня

Ограниченность интуиционизма
  Логико-математические идеи интуиционистов тесно переплетены с известными философскими установками, которые выдают их во многом односторонне-субъективное происхождение. Поск

Конструктивная ветвь
  Попытки спасти интуиционистские идеи и начинания, развить далее оригинальные и продуктивные мысли предприняли сторонники конструктивного течения. Продолжая традицию интуиционистског

Программное заявление
  Кризисные явления в математике, заставившие обратиться к ее обоснованиям, и трудности, вставшие перед логицистами, породили наряду с интуиционизмом еще одно течение – формализм. Пер

Концепция абсолютного доказательства и метод формализованной аксиоматики
  Чтобы доказать непротиворечивость, Гильберт использует метод так называемого абсолютного доказательства, который находит реализацию в идее формализованной аксиоматики. Вооб

Результаты Геделя
  В 1931 г. 25-летний австрийский математик Венского университета Курт Гедель (позднее, после аншлюса, эмигрировавший в США) доказал теоремы, из которых следовало, что программа Гильб

Это предложение недоказуемо.
Допустим, что данное предложение ложно. То есть неверно, что оно недоказуемо. Следовательно, оно доказуемо. Притом оно истинно, поскольку, допустив, что оно ложно, мы получим противоречие. Но от эт

Итоги исканий
  Анализ рассмотренных основных направлений философского обоснования математики показывает, что ни одно из них не принесло удовлетворяющего решения. Вместе с тем каждое, внося что-то

Новые подходы
  Были отмечены результаты, полученные ведущими течениями в области обоснований математики. Но это, так сказать, содержательный аспект исканий. Вместе с ним наметилось и другое.

Обоснование в свете эволюции математики
  Обзор классических, если можно так сказать, направлений (логицизм, интуиционизм и конструктивизм, формалистское течение) и современных подходов (аксиоматический и теоретико-категори

Истина в формализованных языках
  Современные подходы к проблеме истины наряду с традиционной гносеологической истиной (соответствие объекту вне нас) выделяют также онтологическую (истина бытия, то есть его изначаль

Критерий выводимости и понятие корректности
  Являясь совокупностью формализованных языков, математика представляет собой область, в которой реализуется разработанное А. Тарским понятие истины. Напомним, что это так называемый

Математика и методы схоластики
  В характере математического строя мышления и в принципах схоластических рассуждений есть немало общих черт. Мы уже отмечали ранее их тематические точки касаний. Здесь хотелось бы ос

Математическое доказательство
  Теория доказательства разработана в логике и включает три структурных компонента: тезис (то, что предполагается доказать), аргументы (совокупность фактов, общепринятых понятий, зако

Принципы построения дедуктивных теорий
  Дедуктивный путь рассуждения как выведение отличается от индуктивного как наведения (от лат. inductio) рядом особенностей. Дедуктивный вывод является принудительным, его пр

Критерии «внешнего» оправдания
  Как и любая наука, математика руководствуется определенными критериями принятия оперируемыми высказываниями в качестве истинных. Необходимо говорить о внутренних и внешних оправдани

Вторичные показатели истины
  В силу особой природы математики, где эмпирические критерии истины не участвуют в поиске, их оправдательная функция реализуется, как мы пытались это осветить в последнем параграфе п

Критерии «внутреннего совершенства». Эвристика
  Далее мы хотели бы рассмотреть эвристические возможности вторичных показателей истины. Эвристика (от греч. «эврика» – Я нашел) – наука о вспомогательных, дополнительных к основным (

Quot;x(Sx®Px) ® (Px®Sx).
Однако, как нами уже отмечено, подобное умозаключение некорректно. Проиллюстрируем это более прозрачным примером: на основании того, что, скажем, все космонавты спортсмены, вовсе не следует, что вс

Базисные определения. Расстановка позиций
  Творческая деятельность математика осуществляется в режиме логического и интуитивного поиска, которые сочетаются на основе принципа дополнительности в боровском смысле. По

Понятие формализации
  Под формализацией понимается специфический прием исследования, назначение которого состоит в том, чтобы уточнять знание посредством выявления его формы (способа организации, структу

Эвристика. Формализация как прием получения нового знания
  Наличие глубокого единства формы и содержания, фактов перехода одного в другое и становится основанием использовать процедуру формализации как прием, как метод выявления нового соде

Границы и издержки формализации
  Рекомендуя метод формализации к методологическому использованию, стоит отметить некоторые негативные сопровождения, характеризующие этот прием. Прежде всего, напомним о рез

Проблемная ситуация и алгоритм метода
  Обратимся еще к одному методу, широко применяемому в математическом творчестве. Более того, своими корнями он уходит в математику, появившись именно в ней и находя в ней наиболее ад

Преимущества общего подхода
  Почему же разработка общих методов оказывается столь эффективной? Вначале уточним, что имеют в виду, говоря об общем в науке, познании. Общее – не просто свойство, присущее

Эвристика
  Метод обобщающей переформулировки проблемы может выступать эффективным эвристически-вспомогательным орудием математического поиска, подспорьем в научных поисках. В трудах математико

В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
  Математика занимает особое место в системе общественных ценностей. По существу она во все времена определяла лицо науки, ибо, как заметил А. Пуанкаре, окончательная идеальн

МАТЕМАТИКА: СПЕЦИФИКА, МЕСТО В СТРУКТУРЕ НАУКИ
Глава 1. Предметная область философии математики 5 1. Определение философии. Разброс значений 5 2. Функции философии в их отношении к математ

ФИЛОСОФСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Глава V. Проблемы обоснования математики и ее решение логицизмом 72 1. Понятие обоснования математики 72 2. Программа логицизма 76 3

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИСТИНА: СТАТУС, СТРУКТУРА, КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Глава IX. Специфика истины в математике 140 1. Истина в формализованных языках 140 2. Критерий выводимости и понятие корректности. 145

МЕТОДОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПОИСКА
Глава XII. Интуиция и логика 190 1. Базисные определения. Расстановка позиций 190 2. Этапы творческого процесса 193 а) Постановка пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги