рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекции по основам философии

Лекции по основам философии - раздел Философия, ...

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Самарский техникум железнодорожного транспорта

Им. А.А. Буянова – структурное подразделение федерального

Государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет путей сообщения»

СамТЖТ-структурное подразделение СамГУПС

 

 

Учебное пособие

Для самостоятельной работы студентов

   

Содержание

 

Пояснительная записка .
Введение .
Лекции по основам философии .
Раздел I. История философии .
Предмет философии и её функции .
Восточная философия .
Античная философия .
Философия Средних веков .
Философия Нового времени .
Философия России .
Современная философия .
Раздел II. Философские темы и вопросы .
Философия бытия .
Человек как главная философская проблема .
Сознание. Мышление. Познание .
Философия и история .
Общество и его философский анализ .
Основные виды духовной культуры человека .
Основные категории человеческого бытия .
Глобальные проблемы современности .
Основные определения .
Тест самоконтроля .
Вопросы для самоконтроля .
Вопросы для размышления .
Занимательные задачи .
Философские загадки и парадоксы .
Таблицы-задания .
Кроссворд . 83
Вопросы к экзамену .
Литература .

 

 

Пояснительная записка

Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственными стандартами к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по… Особенностью учебного пособия является то, что в нём даны краткое изложение… Изложение материала дополнено заданиями для самостоятельной работы (философские загадки, парадоксы, задания для…

Введение

 

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Таким образом, речь идёт о подготовке специалистов конкурентоспособных, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные и учебные задачи с максимально значимым эффектом, как для себя, так и в целом для общества.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

* углублять и расширять знания студентов;

* формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;

* научить студентов овладевать приёмами процесса познания;

* развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;

*развивать познавательные способности будущих специалистов.

В современной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы: управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов (СРС) и собственно самостоятельная работа.

Именно первый уровень наиболее значим, так как он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности.

Основная задача организации СРС заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Таким образом, в результате самостоятельной работы студент должен научиться осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, использовать основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы развить в дальнейшем умение непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с её сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

 

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Раздел I. История философии   Тема № 1. Предмет философии и её функции.

Раздел II. Философские темы и вопросы

 

 

Тема №1 Философия бытия.

 

План

1. Понятие бытия.

2. Категория материя. Философские модели мира.

3. Движение и развитие.

4. Пространство и время.

5. Единство и многообразие мира.

 

1 Бытие – это объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Бытие – это всё, что существует.

Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность – это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Основные формы бытия:

1 Бытие вещей, состояний, процессов.

2 Бытие человека как природного и социального существа.

3 Духовное бытие.

4 Социальное бытие (бытие отдельного человека и бытие общества).

 

2 Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов;

1 Материя отождествлялась стой или иной природной стихией. Огонь – у Гераклита, вода – у Фалеса и т.д.

2 Материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит).

3 – С объективной реальностью (Ленин).

На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи:

- атомистическая модель (Демокрит);

- эфирная модель (Декарт);

- вещественная модель (Гольбах).

Материя – это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть причина самой себя (Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Известны и такие её свойства, как отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и количество. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают ещё и её модусы – такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития теплопроводимость, электропроводимость, получение или передача информации и т.п.

Структурные уровни развития материи:

1. Природа: а) неорганическая (элементарные частицы, атомы, молекулы); б) органическая (ДНК, белки, клетки, многоклеточные организмы).

2. Общество (человек, семья, социальная группа, нация).

 

В зависимости от решения философских вопросов существуют различные философские концепции или модели мира.

1) Что первично: материя или сознание, природа или дух? Различают материализм и идеализм.

2) В зависимости от ответа на вопрос «Един ли мир в своей основе?» выделяют монистическую или плюралистическую модели мира.

3) Различные ответы на вопрос « Изменяется ли мир или он по своей сути неизменен? Является основанием для построения метафизической или диалектической моделей мира.

4) Ответ на вопрос «Существуют ли в мире какие-либо закономерности или же он по своей природе хаотичен?» даёт основание для построения разных моделей мира.

3 Материя немыслима без движения точно также, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение чего-то, а не движение само по себе. Движение охватывает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы.

 

Формы движения материи

1. Физическая: простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц и т.п.

2. Химическая: неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ.

3. Биологическая: Различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, естественный отбор и т.п.

4. Социальная: материальная и духовная жизнь.

Особым видом движения является развитие.

Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определёнными закономерностями и необратимостью.

Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

К основным законам развития относя закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания.

 

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития и формируется так: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов.

 

Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития и формируется так: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определённом этапе развития изменения количественные приводят к изменения качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

 

Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития и обычно формулируется таким образом: в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания, представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития.

 

Учение о развитии получило название диалектика.

 

4 Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов.

Пространство характеризует протяжённость материи, её структурность. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трёхмерно и в этой трёхмерности оно бесконечно и неисчерпаемо. Кроме того, пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нём выделенных каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равномерность в нём любого из возможных направлений.

Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия, асимметрия, их форма и размеры, расстояния между элементами, границы между ними.

 

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов (материальных систем и процессов).

Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности различных последовательностей и длительностей существования конкретных объектов, возникающих и исчезающих, т.е. имеющих начало и конец.

Современная физика доказала, что время связано с пространственными характеристиками, что оно зависит, например, от скорости движения, от мощности гравитационного поля и т.д.

Проявление времени и пространства различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время.

Например, психологическое время связано с чувственно-практическим опытом человека: с его психическим состоянием, установками и т.п.

Время в той или иной ситуации может замедляться или ускоряться, оно летит или тянется. Это субъективное чувство времени.

Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности.

Социальное время во многом обусловлено темпами развития производительных сил и научно-технического прогресса.

 

5 В решении вопроса о единстве мира можно выделить две позиции.

1. Универсальная общность мира состоит в материальности его предметов, явлений и процессов.

2. Единство мира состоит в общей идеальной основе мира.

Кроме этих позиций могут быть и такие, которые включают в себя обе позиции одновременно.

 

 

Тема № 2. Человек как главная философская проблема.

 

План

1. Происхождение и становление человека.

2. Отношение к человеку в разные исторические эпохи.

3. Иноприродность человека. Особый род сущего.

4. Человек как личность.

5. Почему все люди разные?

6. Противоречивое положение человека в мире современной цивилизации.

 

Дополнительный материал: учебник Бабаев Ю.В. стр. 66 - 123

 

1. Как человек появился на земле? Кто его предки? Эти и подобные вопросы не являются новыми для истории и философии. Во все времена люди не только задумывались над вопросом происхождения человека, но и давали, как они полагали, вполне убедительные и окончательные ответы. Эти ответы несли на себе печать своего времени, уровень его интеллектуальных и культурных достижений. В современной философии этот вопрос рассматривается, используя достижения науки и предшествующих знаний. Эволюция низших форм живой материи происходит в ритме общей эволюции природы. Человек вышел из природы. Предок человека жил в естественной среде обитания и вполне гармонировал с ней. После его расщепления на два подвида эта способность сохранилась за человекообразными обезьянами, а вторая ветвь, человеческая, стала стремительно утрачивать её, эволюционируя в таком темпе, что стала перегонять естественную эволюцию, стала медленно подниматься над природой, выходить из неё. Природа наделяла человека всё новыми и новыми качествами, поднимая его над собой, тем самым обрекла его на вымирание. Инстинкт выживания, как самый сильный заставил нашего далёкого предка становится умелым, разумным, деятельным. И вот возник вид человекообразных обезьян, кроманьонцы, у которых был чуть – чуть больше мозг, быстрее скорость реакции. Они перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться по земле. Но прежде, чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на земле, должны были совпасть десятки факторов, что бы создались благоприятные условия. До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на землю из космоса или возникла здесь химическим путём. Но как бы, то ни было, возникшая жизнь не обязательно должна была развиться до человека, она вполне могла существовать в виде грибов или плесени. То, что возник человек, было непредсказуемой случайностью.

 

2. Проблема человека есть основная проблема философии. Человек наиболее сложный объект исследования. Человека изучают многие науки, обращая внимание на его частные проявления. Философия предполагает исследование человека в его целостности, выявление его сущности. Проблема человека оформилась в философии и культуре не сразу.

В философии античности и Древнего Востока человек понимался, как фрагмент природы и его жизненный путь определён законами судьбы. В целом же образ человека в античной философии космоцентричен (человек рассматривается как микрокосм в гармонии духа и тела).

В средние века библейское представление о человеке как образе и подобии Бога, внутренне раздвоённом вследствие грехопадения.

Философия Возрождения обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни.

В философии Нового времени делается акцент на самосознание и связанных сней процессов индивидуализации личности. Творческий статус человека. Начинается изучение общества.

Современная западная философия сформировалась в период всеобщего кризиса капитализма: мировые войны, революции, фашизм. Всё это воспринималось людьми как глубокий кризис разума и гуманности, как закат человеческой цивилизации. Человек почувствовал себя беспомощным и растерянным перед мировыми потрясениями. Это обострило интерес к коренным проблемам человеческого существования, которые потребовали своего нового философского осмысления.

 

3. Животные действуют, как записано в его инстинктуальной программе: пауки плетут паутину, пчёлы строят соты, птицы совершают полёты и т. д. Жёсткая генетическая запраграмированность приводит к тому, что на многие поступки, которые легко совершает человек, животные просто не способны. Они не совершают преступлений, которые предваряются расчётом, выгодой, не способны на подлость. У животного все отправления организма, психологические реакции на окружающий мир нормальны и естественны. Оно ищет пищу или бежит от опасности. Человек тоже стремится предугадать угрозу, однако в отличии от других созданий он может испытывать страх и абсолютно беспричинно. Более того, он способен культивировать его в себе. В человеке обнаруживается повышенная агрессивность, которая выходит за рамки самозащиты. Человеческий ребёнок в отличии от животного, рождается с совершенно открытой программой, в нём почти ничего не заложено наследственно – кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположенностей. Ребёнок формируется в мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски, чувствует звуки мира. Животное и человек живут инстинктами, но человек может управлять ими с помощью разума. Например: ласточка не может не летать и не кормить своих птенцов и даже если птенцы вдруг погибнут, она всё равно будет носить им еду и пытаться их накормить, пока не распадётся инстинктивная связь действий. А человек может совсем ничего не делать. Но если человек вырос с первых дней среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся, потому что человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни.

 

4. Когда в древности хотели сказать о ком – то, что он социально и духовно развитый человек, использовали латинское слово «персона» (маска актёра). Это слово подчёркивало социальность человека, его возвышение над природным миром. Слово со значением личность появилось в Западной Европе не ранее 17 века. В России этот термин был придуман Николаем Михайловичем Карамзиным в конце 18 – начале 19 века. Характерно, что в Китайском языке нет иероглифа, который выражал бы данный смысл. Кого можно назвать личностью?

Среди учёных нет единого мнения. Каждый человек имеет сущность и личность – считает философ Гурджиев. Сущность – это характер человека, совокупность его самых простых реакций на других людей, то, что складывается с самого детства и потом почти не меняется. Личность – это то, что мы получаем извне: знания, умения, правила жизни. Личность – это то в нас, что не наше. У большинства людей очень мало своего собственного. Всё, что у них есть, большей частью взято из разных источников: идеи, убеждения, взгляды. У большинства людей сущность развивается до 12 – 15 лет, пока формируется характер, и потом останавливается в своём развитии. А личность может развиваться сколь угодно долго.

Индивид – (лат неделимое, особь) – отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода. Индивид имеет определённые свойства, которые выделяют его из множества других. Говоря об индивиде. Мы, прежде всего, выделяем его биологические свойства.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Если, говоря, слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие индивидуальность, напротив, выделяет человека из массы и группы.

1) Личность связана с социальностью и обществом. Личность универсальное понятие духовного человека в европейской культуре. Личность – это духовно развитый, обладающий чувством ответственности за свои поступки человек.

2) Личность – это определённая часть духовного мира человека. В этом случае можно считать личностью каждого человека, отмечая лишь меру его внутреннего богатства.

Ребёнок, рождаясь, входит в мир, который его окружает. Ему предстоит принять существующие в данной культуре нормы, законы, традиции, правила и т.д. Процесс освоения этого наследия называется социализацией. Он начинается в раннем детстве и продолжается всю человеческую жизнь. Таким образом, социальность – это способность человека жить в обществе, считаться с его нормами и установлениями. Личность, не вобравшая в себя социальные задатки, не может быть полноценной. Понятие личности предполагает гармоничное, универсальное развитие всех человеческих задатков. «Личность – это вечное напряжение и искание» - Бердяев. Когда человек рождается, он осознаёт себя индивидом. Личность складывается, развивается, обогащается, становится собой. В этом существенное отличие индивида от личности.

 

5. Люди какого-нибудь конкретного общества, какой-нибудь страны живут в более или менее одинаковых условиях: в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но люди всё равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

1) Особенности психического склада – темперамент, скорость психических реакций, сообразительность – всё это даётся человеку по наследству.

2) Опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого ребёнка свои переживания, каждому по-своему открывается мир, каждый по-своему переживал свои детские страхи, неудачи или радости. Опыт детства накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Ребёнок, который с детства чувствует материнскую любовь, живёт в атмосфере любви защищён от невзгод и напастей. У него, как правило, всё получается в жизни, он талантлив и обладает многими способностями. Наоборот, тот, кто вырос без любви, всю жизнь чувствует себя одиноким, даже если окружён семьёй или родственниками, у него всё в жизни складывается трудно и тяжело. С годами воспоминания о детстве становятся ярче.

3) Особенности индивидуальной биографии – каждый живёт свою жизнь, и всё, что с ним случается, и то, как он к этому относится, - совершенно не похоже на жизнь других людей.

4) Противоречивость жизненных ролей. У каждого человека в жизни одновременно несколько ролей, которые он играет. Я у человека появляется с 3 – 4 лет, когда он начинает понимать, что есть я, а есть другие люди. К 10 – 12 годам складывается образ Я, у каждого человека есть образ самого себя, каким я самого себя вижу, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его, исправляя и дополняя. Как правило, это довольно симпатичный образ. Самая страшная трагедия человеческой жизни: распадение образа, когда сам человек убеждается, соглашается, что он не умный, не добрый. Это может привести человека даже к самоубийству.

Существует механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя личность от разрушения:

1) Механизм вытеснения – человек испытывает большое горе или столкнулся с чем-то необычайно страшным, его психика может не выдержать и разрушится, срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье;

2) Механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный. Например, отношения между девочками и мальчиками в 12 – 13 лет.

3) Механизм переориентации: психика бессознательного переключает эмоции с одного объекта на другой, более доступный. Выместить своё раздражение на другом.

И ещё целый ряд механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими.

Можно сказать, что у человека два Я – внешнее и внутреннее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в школе, совершает поступки и т.д. Внешнее Я – это совокупность знаний, правил действия, поведения, приёмов мышления.

Внутреннее Я – это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты и надежды, страсти, желания и т.д. Это то, о чём нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков, человек часто сам не знает, что в нём заложено.

Учёные издавна заметили, что каждый человек относится к какому-нибудь типу личности, и всех людей можно разделить, конечно, условно, на различные типы. Первой серьёзной попыткой классификации личности была попытка греческого врача Клавдия Галена, жившего во 2 в. н. э. Исследуя людей, он показал, что все они делятся по своему темпераменту на 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.

Холерик – человек легко возбудимый, нервный, остро переживающий всё, что с ним случается.

Меланхолик – всегда печален, угрюм, считает, что мир к нему несправедлив.

Флегматик – человек равнодушный ко всему, что случается вокруг, погружён в себя, ни во что хорошее не верит.

Сангвиник – наиболее уравновешенный психический тип. В нём всё соразмерно – и печаль, и радость, и апатия, и меланхолия.

Американский психолог Шелдон дал другую классификацию личности. Он делит всех людей на 3 типа:

1) мозговой тип – это человек, живущий исключительно головой, интеллектом. Это хилый, физически не развитый ребёнок, в школе отличник, всё время решает какие-нибудь задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями.

2) Мускульный тип – это человек, для которого главное – его тело, он всё время занимается спортом, учится слабо, всё время списывает задачки у мозгового и за это покровительствует ему.

3) Желудочный тип – для него главное еда. У него в портфеле пирожки или бутерброды и всё время, замасленные тетради. Став взрослым, он готовит пищу сам, он гурман и знает много рецептов приготовления разных блюд.

Русский физиолог Иван Павлов делил всех людей на два типа:

1) научный тип– замкнутый, необщительный, погруженный в себя, трудно знакомящийся с людьми.

2) художественный тип – полная противоположность научному.

Более серьёзное и детальное обоснование деления людей на разные психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр Карл Юнг.

1) экстраверт – это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип.

2) Интроверт – ориентированный внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого человека (основы философии Губин стр. 118).

 

6. Современная цивилизация – это общая характеристика состояния всех сторон жизни данного общества, его материально-производственной и духовной сфер, всех сторон социального бытия. Цивилизация создаёт горы богатств, которые выступают как достижение всего общества, но не индивида, поскольку в научно – технических достижениях потерялся вклад конкретного человека. Цивилизация диктует человеку свой ритм труда и отдыха, требует от него максимального профессионализма в ущерб другим сторонам. Машины и техника вообще освобождают человека от части физических нагрузок, но резко повышают нагрузки интеллектуальные и нервно – психологические. Физическое здоровье сегодня оказалось на втором месте, сегодня обществу нужны грамотность, мобильность мышления и многое подобное этому. Противоречие между человеком и обществом продолжает нарастать. Нарастающее сегодня стремление к самоизоляции – это ответ человека на неизбежный пресс современной цивилизации.


 

Тема № 3 Сознание, мышление, познание.

 

План.

1. Естественнонаучные Проблема сознания и познания в истории философии.

2. данные о мозге, разуме и сознании.

3. Современные философские представления о происхождении и сущности сознания: язык и мышление.

4. Познание и его значение в жизни человека.

5. Человек как субъект творчества.

6. Истина и её критерии.

 

Дополнительный материал: учебник Бабаев Ю.В. стр. 124 – 154.

 

1. Сознание является объектом внимания многих наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения своей науки. Общее знание о сознании даёт философия.

Уже в античной философии выделялись 2 линии исследования сознания: Сократа и Платона.

С точки зрения Сократа сознание не может дать объективной картины мира. Более того, оно может дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

Платон считал, что кроме мира вещей, существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум. Душа человека бессмертна и по возвращении на землю в человеческом теле она вспоминает то, что видела там, в потустороннем мире.

В эпоху Средневековья была распространена 2-я точка зрения, так как она совпадала с основными положениями христианства. Эпоха Возрождения возродила интерес к человеку и сознанию, а философия Нового времени в лице Декарта, Бекона поставила ряд вопросов, связанных с сознанием. Декарт (представитель рационализма) подчёркивает, что главным в сознании является анализ внутреннего «Я» или разум. С точки зрения Бэкона главным в формировании сознания являются чувства.

Мистическая точка зрения связана с верой в сверхъестественные силы, которые воздействуют на человека и его сознание. Она возникла в глубокой древности. Иррационалистическая точка зрения считает, что разум и чувства человека ограничены, а интуиция, инстинкт помогают человеку познать жизнь.

Представители немецкой классической философии показали, что сознание имеет сложную структуру. С точки зрения Канта чувства и разум не могут дать истину человеку. Человек может понять только явления, а не сами вещи. Гегель считал, что сознание зависит от изменения истории.

Материалистическое понимание сознания и познания связано с естественными науками.

2. Современная наука считает, что сознание возникает в результате совместных действий множества клеток головного мозга, которые являются органом сознания. Основные элементы нервной системы – это нейроны. Они сильно отличаются от других клеток тела. Главная задача мозга и всей нервной системы – это приведение деятельности организма в соответствие с требованиями внутренней среды и внешними условиями. По мнению современных специалистов, мозг человека состоит из 45 миллиардов нейронов, каждый из которых имеет около 10 тысяч соединений с соседними. Они осуществляют переработку информации. Поверхность мозга (серое вещество) или кора головного мозга состоит из тел нейронов и имеет глубину 2-6 мм. Под корой – белое вещество, состоящее из отростков нейронов.

Особенностью головного мозга является его сложная поверхность, называемая мозговыми извилинами, благодаря этому поверхность мозга в 3 раза больше, чем поверхность мозга без извилин.

Мозг человека имеет 3 функциональных блока:

1) Обеспечивает его нормальную жизнедеятельность;

2) Обеспечивает приём, обработку и хранение информации;

3) Прогнозирование, регулирование поведения человека, контроль за его поступками.

Все блоки работают в неразрывном единстве.

Сознание человека предполагает эмоции, учение и память. Они формируют интеллект, который зависит от врождённых особенностей и жизнедеятельности самого человека. Учёные доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 10 тысяч нейронов. В первую очередь те, которые не используются. Человек имеет доступ лишь к 4% своих нейронов. Наш мозг хранит намного больше информации, чем мы в том нуждаемся. Однако доступ к этой информации и извлечение её из памяти – сложное дело.

Процессы запоминания и забывания имеют индивидуально-избирательный характер. Эмоции способствуют или препятствуют запоминанию.

Учёные обнаружили, что у большинства людей левое полушарие отвечает за язык и речь, правое – за образное мышление. При этом у каждого конкретного человека доминирующим является либо одно, либо другое. Поэтому одни обладают склонностью к точным наукам, другие – к гуманитарным.

 

3. Все существующие в настоящее время философские теории сознания основываются на данных естествознания. Выделяют главные функции сознания: познавательная, коммуникативная (функция общения), рефлексивная (т.е. обращённость сознания на самого себя).

Сознание – это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой состоит в целенаправленном отражении объективного мира в мысленных образах.

Совместная трудовая деятельность и членораздельная речь были двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение многих сотен лет превратился в мозг человека.

Учёные считают, что у высших животных есть определённый практический интеллект, но мыслительная деятельность человека отличается тем, что человек обладает членораздельной речью и абстрактным мышлением.

Мышление – способ постижения объективной реальности, процесс творческого воссоздания целостных структур окружающего мира.

Абстрактное мышление обозначает процесс, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное.

Мышление, направленное на реальные предметы, называется конкретным.

Язык называют орудием мышления. Каждое слово является совокупностью знаний о данном предмете или явлении. Язык имеет две основные, связанные между собой функции: познавательную и коммуникативную.

Познание мира всегда связано с общением человека с человеком. Язык – форма выражения мысли и средство общения людей. Он закрепляет, сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности и передаёт их из поколения в поколение.

Бессознательное – часть психики, которая содержит воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом. Вместе с тем мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.

Архетипы – это структурные элементы коллективного бессознательного, психического опыта не только индивидов, но и предшествующих поколений. Эти элементы есть находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.

Коллективное бессознательное – это огромный резервуар информации об истории и культуре человечества, находясь в глубинах нашей психики.

Согласно современным исследованиям, сознание и материя находятся в постоянном взаимодействии, обеспечивая информацией и формируя друг друга.

Учебник Гуревич стр. 198 – 201.

4. Уже в Античности были представлены практически все проблемы познания. Сократ считал, предметный мир недоступен человеческому разуму, и поэтому проблема познания сводится к самопознанию.

Платон считал, что источник познания – это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в которой она существовала до переселения в тело человека.

Демокрит считал, что когда человек не в состоянии познать мир с помощью чувств, он обращается к разуму.

Аристотель привёл в систему все современные ему знания и первым произвёл разделение философии на теоретическую, практическую и творческую.

Цель теоретической философии – получение знаний, поэтому она связана с науками.

Практическая философия – это решение проблем этики и политики.

Творческая философия – позволяет познать сущность человека.

В Средние века философия заимствовала теорию познания Аристотеля. В Новое время европейская философия развивала все направления философии познания, однако наибольшее распространение получил агностицизм, отрицающий возможность познания мира ( Юм, Кант, Беркли).

Проблему познания исследовала философия диалектического материализма (Маркс, Энгельс), которые считали, что основу познания составляет общественно – историческая практика как источник и критерий истины.

Современная наука называет 3 главные области познания;

- мир природы;

- мир социума (общества);

- мир внутренней жизни человека, его мыслей, чувств и интуиции.

Познание – это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира и его законов. Современные философы рассматривают процесс познания следующим образом: от живого созерцания (с помощью органов чувств) к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности.

 

5. Практические потребности человека являются главным стимулом его познания. Познание начинается с затруднения, невозможности для человека осуществить деятельность в усвоенных привычных формах. В процессе своего исторического развития человечество выработало донаучные, научные и ненаучные формы познания. Современная наука показала, что кроме разума и рассудка в познавательной деятельности большую роль играет интуиция, а также вера и убеждения.

Личность не пассивна, она сама отбирает наиболее значимые для неё нормы и ценности общества. Человек становится личностью через овладение нормами культуры. В процессе передачи культурного наследия подрастающим поколениям можно выделить несколько этапов.

1) Ребёнок путём подражания овладевает навыками и умениями. На этом приобщение к культуре осуществляет семья.

2) Человек не только продолжает овладевать знаниями и ценностями общества, но может воспроизводить другие усвоенные им образцы. Человек уже в состоянии поддерживать материальную и духовную культуру общества.

3) Происходит переход от репродуктивного знания к продуктивно-творческому, т. е. когда человек может создать что-то сам.

Материалистическое понимание истории подчёркивает, что в основе творчества лежат потребности общества. Способности людей могут быть востребованы, а могут и не понадобиться обществу. Способы приобщения новых поколений к культуре зависят от экономического, социального и культурного устройства общества. В традиционном обществе опыт и знания передаются старшим поколением младшему.

Во втором типе передачи культуры взрослые и дети учатся у своих сверстников. В настоящее время человечество выработало и третий тип передачи культуры: когда старшие поколения учатся у своих детей, т.к. молодёжь легче схватывает новое, у неё более высоко развит творческий потенциал, она склонна к переменам.

 

6. Целью познания является достижение истины.

Истина – это правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком. Она характеризует соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.

Слово «истина» происходит от старославянского слова «исть», что значит «настоящий, несомненный, действительный». Истина – это бытие, сущее, то, что есть, открыто, не является тайной для человека. Истина – это отражение в нашем сознании всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния. В повседневной практической деятельности нам редко бывает нужно знание подобного уровня, нам хватает знания частичного, неполного, но удовлетворяющего нашим потребностям к данному предмету. Например, если нам нужно ведро – нам следует убедиться, не худое ли оно. А кто и когда его изготовил – нам до этого дела нет. Но совершенно иным является наше отношение к степени познанного при научных исследованиях. Например, физики всего мира хотят знать всё об атоме, а биологи – о живой клетке. Разобраться в этом вопросе помогает философия. Все истины она делит на относительные и абсолютные. Абсолютные истины – это предельная цель, идеал наших стремлений в познании, но нашей действительностью являются относительные истины, которыми мы пользуемся в нашей повседневной деятельности. Относительное знание постоянно расширяется, делается более полным, более глубоким, стремиться стать абсолютным. Это движение относительного знания к абсолютному философия называет диалектикой относительной и абсолютной истин. Самое интересное в этой диалектике заключается в том, что и относительную истину можно рассматривать как абсолютную. Суть состоит в том, что даже не полное знание вещи, знание её до определённого уровня является в то же время знанием полным и точным. Например, сравним школьное и вузовское образование. Школьник получает абсолютное знание изучаемых дисциплин до определённого уровня. При встрече с вузовской программой оказывается, что его знаний не достаточно, объекты исследований физики, химии и т.д. оказываются гораздо шире, чем он представлял себе в школе. Абсолютное знание превратилось в относительное, выступая одновременно абсолютным в пределах школьной программы. Рассмотренные выше теоретические положения – это раскрытие содержания истин- процессов. Существуют ещё истины- факты, когда к полученному знанию нечего прибавить, но одновременно и нечего отнять. Например, Рим – столица Италии. Истины этого уровня также важны в жизни, но серьёзного внимания философии они не привлекают: они «застывшие». Необходимо запомнить: не надо искать истин где-то, они – в нашем сознании, в учебной литературе, но в объективном бытии истин нет.

 

 

Тема № 4. Философия и история

 

План

1. Свобода и необходимость в историческом процессе.

2. Концепции исторического развития

3. Исторические типы общества.

 

1. Уникальность исторических явлений – несомненный факт. Есть что-то общее в разных исторических событиях. В постоянном повторении у них каких-то общих черт и заключается историческая закономерность. Существуют объективные и субъективные законы развития истории. Движущие силы истории объективные: природно-исторические закономерности, географические условия, космические влияния, влияние психосферы планеты (тонкие миры). Субъективные: выдающиеся исторические личности, социальные группы и классы, народные массы, субъекты истории. Между событиями истории существуют некоторые объективно обусловленные зависимости, которые никакая свобода воли (отдельной личности) не может изменить. Подобные зависимости – это законы истории. Люди могут изменять социальную реальность, но лишь в пределах, обусловленных природой и обществом. Историческая закономерность выступает как «равнодействующая» массы случайностей. Поэтому исторические законы вероятностны, то есть определяют лишь вероятность того или иного их хода. Законы истории не исключают свободы действий людей. Другое дело, что возможности могут реализоваться, а могут не реализоваться. Большую роль играет личность в истории.

В современной философии утвердилась мысль о том, что никакой фатальной (роковой) необходимости в истории нет. У истоков человечества стояли разные исторические перспективы.

1) Можно было мобилизовать все внутренние ресурсы на постижение человеческого духа. Поэтому пути пошли древние восточные народы. Покорность миру, стремление раствориться в нём – таковы установки древних восточных религий. Если бы человечество пошло по этому пути, то оно развило бы духовные ресурсы. Мир не знал бы последствий технической цивилизации.

2) Человек мог бы попытаться развить собственную биологическую природу. Биологическая природа человека позволяет менять очертания тела, развивать мускулы. Человек мог бы создать биологическую цивилизацию.

3) Западный человек создал техническую цивилизацию. Обратил внимание на внешний, а не внутренний мир. Поэтому задача современного общества стремление к гармонии внутреннего и внешнего мира.

 

2. Существует несколько теорий исторического процесса.

1) Циклическая модель: мировая история – это вечный круговорот определённых циклов. Цикл – это совокупность явлений, процессов, составляющих круговорот в течение известного промежутка времени. Циклы бывают 4, 12, 36, 100, 144 летние, они отражают этапы культурного подъёма, застоя и упадка в обществе.

2) Линейная теория: общество и история развиваются прямолинейно. Возможен прогресс или регресс. К. Маркс обосновал понятие общественно – экономическая формация. Формация – это общество, находящиеся на определённой ступени исторического развития. В основе каждой формации лежит определённый способ производства. Он состоит из производительных сил и производственных отношений, когда они вступают в конфликт, то происходит смена формаций (чаще всего в результате революций). К. Маркс выделил следующие формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая с переходной стадией – социализм.

3) Спиральная модель: в истории существуют определённые циклы развития, но нет полного возвращения к прошлому. Каждый новый виток спирали не повторяет предыдущий. Возможен прогресс или регресс.

Культурно историческая: ход истории выражается в смене, культурно исторических типов. История – это множество разрозненных, но равноценных по уровню развития культур, каждая из которых проходит в своём развитии три стадии: юность (мифосимволическая ранняя культура), расцвет (религиозная высокая культура), упадок (поздняя окостеневшая культура). Последняя стадия перерождается в цивилизацию, для которой характерны высокий уровень науки и техники., но упадок науки и искусства.

В современной философии обнаруживаются и другие концепции, помогающие выделить в истории развития человечества различные точки, этапы и т.д.

 

3. Выделяют 3 исторических типа общества:

1. Доиндустриальное – главным объектом производственной деятельности людей служит природа и ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, охота и т.д.). Люди ведут общинно-племенной образ жизни.

2. Индустриальное – главным объектом производственной деятельности является не сама природа, сколько продукты добывающего производства – сырьё, материалы, которые подвергаются дальнейшей обработке. Рост промышленного производства, увеличение городского населения, формирование и развитие национальных культур. Технизация захватывает сферу быта (пароходы, ж.д., автомобили и т.д.). Возрастает престиж умственного труда и образования.

3. Постиндустриальное – время НТР. На основе новейших достижений науки развёртывается переход от механизации к широкой автоматизации труда. Высокопроизводительная техника почти полностью вытесняет ручной труд. Трудовые ресурсы перемещаются из сферы материального производства в сферу управления, обслуживания, досуга, науку. Главным объектом деятельности людей становится информация (её получение, переработка, передача и распространение).

 


 

Тема № 5. Общество и его философский анализ.

 

План.

1. Общество как феномен.

2. Теории происхождения общества.

3. Факторы, влияющие на развитие общества.

4. Эволюция или революция.

 

1. Благодаря активности человека сложились объективные причины возникновения общества. По своему историческому происхождению, по способу жизнедеятельности, по характеру развития, человек является общественным существом. Эти свои социальные качества он приобрёл в процессе совместной с другими людьми деятельностью и общением. Человек, как общественное создание имеет специфические, чисто человеческие потребности: он стремиться к познанию, счастью, творчеству, к единению с другими людьми. Человек способен к самопознанию. Для того, что бы познать себя, он сопоставляет себя с другими и таким образом постигает собственную сущность.

 

Общество – это система разнообразных социальных отношений, которые взаимно обуславливают друг друга. Общество, есть совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

 

Социальные отношения – это связи, которые складываются между людьми, живущими в обществе.

 

Виды социальных отношений: кровнородственные, экономические, политические, духовные, общественные и т. д.

 

Человек, живя в обществе, должен соблюдать его законы и правила. Поведение, которое не соответствует этим правилам, называется асоциальным поведением (преступник, отшельник).

Развитие общества называют социальным процессом, а знания о нём – социальной теорией. Философия не только изучает общество, но и стремиться разгадать его природу. Философия, которая занимается этой проблемой, называется социальной философией. Социальные философы считают, что если разгадать такой феномен как общество, то можно подойти к решению и других проблем.

 

Общность – это естественная совместная жизнь людей, связанных одинаковым происхождением, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями. Пример: семья, народ. Если бы Робинзон Крузо не знал навыков, которые были в нём заложены обществом, то он бы погиб.

2. Обсуждая, вопросы о происхождении общества и государства философы, искали причины появления их в человеческой природе.

 

1) Томас Гоббс разработал теорию общественного договора. Он считал, что человек существо эгоистичное. Он может добиваться только собственных выгод. Естественным состоянием для человека стала «война всех против всех». Однако здесь вряд ли кто мог бы выжить, тут-то люди вопреки своему эгоизму догадались, что война убыточна для всех – люди сочли, что лучше договориться и объединиться в государство, подчиниться государю, а он даст им защиту и возможность безопасной жизни. Таким образом, страх привёл людей к объединению.

2) Жан Жак Руссо развил идею общественного договора. Он считал, что люди первоначально жили в условиях неограниченной свободы, однако это не к чему хорошему не приводило. Тогда люди заключили общественный договор, согласно которому, они обязались гарантировать каждому неотъмлевое право на личную жизнь и собственность. Так возникло государство.

3) Карл Маркс и Фридрих Энгельс, считали, что целенаправленная трудовая деятельность, а не сознание порождает общество, то есть, общество сложилось не зависимо от того, хотели этого люди или нет.

4) Лев Николаевич Гумилёв, считал, что огромную роль в образовании социальных связей играет пассионарность, то есть страсть людей, их энергия. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса. Пассионарные толчки порождают повышенную социальную активность, которая способствует образованию новых обществ.

 

Вывод: в философии существует множество предположений, которые объясняют происхождение общества, но исчерпывающей концепции пока нет.

 

3. Философы придают огромное значение духовным, географическим, материальным факторам, но особый акцент каждый мыслитель делает на чем, то одном.

1) Все изменения в обществе обусловлены сознанием людей. Жизнь преображается потому, что люди накапливают знания и меняют собственные взгляды. Вольтер: «Мнения правят миром» т.е. надо знать, как мнения рождаются, почему они различны и к каким последствиям приводят, тогда можно будет постичь историю.

2) Шарль Монтескье пришёл к убеждению, что именно климат определяет особенности этого или иного общества. Илья Мечников считал, что природа оказывает огромное воздействие на общество. Он показал, что великие цивилизации родились в бассейне рек.

3) Карл Маркс считал, что материальный (экономический) фактор является фундаментом общества. Как люди производят свои материальные блага, каким является способ производства, так и развивается общество. Социальные, политические и духовные процессы обусловлены материальными факторами.

4) Макс Вебер оспорил положения Маркса о происхождении капитализма как результате изменений в характере частной собственности. По его мнению, что бы понять от чего происходят общественные сдвиги, надо выйти из сферы экономики и политики в широкую сферу человеческих отношений. Общественные отношения происходят не по приказу экономики, нередко они начинаются в сфере сознания, в сфере ценностных представлений людей, хотя одно не обязательно исключает другое. Пример: процесс модернизации успешно происходит в Восточноазиатском регионе Япония, Китай тоже связано с моральным фактором. Ценности буддизма, конфуцианства исповедуют нравственность и трудолюбие.

 

4. Обществоведы не располагают сегодня универсальной общественной теорией. Какой вариант развития более важен для истории – революция или эволюция?

Революция – это глубинный, качественный, духовный сдвиг в области мировоззрения, науки, искусства, моды и т.д. Нередко подразумевается скачкообразный быстрый переход от одного общественно-экономического строя к другому. Внутри общества всегда обнаруживаются противоречия и конфликты между людьми. Различные социальные группы имеют собственные интересы, нередко прямо противоположные. Революции чаще всего осуществляются насильственными методами. Революции обладают огромной разрушительной силой, устраняют налаженные общественные связи, приводят к массовым жертвам, но не одна революция не сумела решить в полном объёме те задачи, которые она ставила перед собой. В современной социальной философии существует мнение, что общественные связи внутри социума обладают прочностью. Надо бережно относиться к социальному организму иначе возникают разрушительные последствия, которые имеют непредсказуемый характер. Пример в Англии есть королева, парламент и много установлений, которые перенесены через века. Теперь эта страна хотя и не самая богатая, но зато благоустроенная. Франция то же не бедная страна, но опыт конфронтации ещё продолжает влиять на её социальную жизнь.

Эволюция – это постепенное мирное развитие общества, не связанное ни с насилием, ни с кровавыми переворотами. Как предохранить общество от революций? История подсказывает: с помощью реформ. Для реформ характерна постепенность, плавность социальных изменений, но они должны быть хорошо продуманны, что бы не было социальных потрясений.

Вывод: любое общество не может сохранить себя в своей первозданности. Оно развивается, потому, что люди занимаются разносторонней деятельностью.

 

 

Тема № 6. Основополагающие категории человеческого бытия.

 

План.

1.Творчество.

2. Любовь.

3. Счастье.

4. Смысл жизни, смерть и бессмертие.

5. Свобода, ответственность и необходимость.

 

1.Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Творчество – это самореализация человека. В творчестве присутствует сознательное и бессознательное. Виды творчества определяются характером деятельности человечества: художественное, научное, техническое и др. Творчество и человек неотделимы. Гений-высшая ступень творческой одарённости. В основе творчества лежат потребности общества. Творческие способности могут быть востребованы обществом, а могут и не понадобится ему.

 

2. Любовь – глубокое истинное чувство, устремлённое на другую личность, человечество или идею. Это чувство присуще только людям, хотя и в животном мире существа объединяются в пары, но это на инстинктивном уровне.

Человек наделён разумом, поэтому любовь имеет духовное начало. Любовь к другому человеку включает в себя такие моменты, как забота, ответственность, доверие и уважение. Наряду с индивидуальной, избирательной любовью человеческая культура предполагает существование любви, распространяющейся на всех людей. Это любовь – милосердие. Она основана на признании достоинства любого человека и его права на счастье. Любовь – высшее из человеческих чувств. Любить – это давать, а не брать. Человек даёт другому то, что представляется ему наиболее ценным: чувства, знания, переживания. Человеческие отношения, основанные на любви друг к другу, творят прекрасное в этом мире. Ненависть уничтожает всё прекрасное и доброе. Противоположность любви – эгоизм. Влюблённый человек обострённо воспринимает мир, ощущает смысл жизни. Любовь, как всякое общественное отношение, несёт на себе отпечаток своей эпохи.

 

3. Счастье – это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье – это разновидность удовольствия. Наиболее глубокое, полное и всестороннее удовольствие, достигаемое усилиями разума и воли. Для человека не существует других причин для действия, иных целей, кроме счастья. Есть люди, которые обретают счастье через ограничение, отказываясь от многого: странники, отшельники, монахи. Такие люди обретают счастье в духовном усовершенствовании. Им чужд материальный мир с его страстями. Есть люди, которые обретают счастье в работе, творчестве, семье. Многие считают, что счастье-это подарок судьбы, а некоторые, что счастье-это результат настойчивых усилий: «Чтобы быть вполне счастливым недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслужить его» - Виктор Гюго. Человеческая жизнь всегда устремлена к счастью. Именно поэтому так болезненно воспринимаются обстоятельства, препятствующие ощущению полноты счастья.

 

4. Смысл жизни человека, смерть и бессмертие – этот вопрос интересовал людей с момента появления человека. Экзистенциализм рассматривает человека как одинокого, неспособного реализовать свою человеческую сущность. Оказавшись один на один с враждебным ему миром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха и составляют смысл жизни. Приверженцы гедонизма утверждают, что высшая цель человека – достижение удовольствия и наслаждения, сторонники эвдемонизма – достижение счастья и блаженства. Смысл жизни христианина – движение к вечной жизни и бессмертию души, как спасению от смерти в исполнении нравственных предписаний религии. В материалистической философии смысл жизни – в саморазвитии человека, в совершенствовании его способностей, а также в сотворении добра. Человек должен внести в мир свою долю разумного, совершенного, доброго. Утеряв иногда одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь (жизнь самоценна): возможность видеть небо, вдыхать аромат цветов, радоваться другому человеку и т.д. Тогда каждый прожитый момент жизни воспринимается как подарок.

Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки, философы и т.д. Ж.Ж. Руссо писал «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена её зависит от её употребления». Вряд ли найдётся такой человек, который рано или поздно не задумывался о смысле жизни, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Человек обречён на размышление о смерти, и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Перед смертью все люди равны. Мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти.

Выделяют несколько видов бессмертия.

1) В генах потомства, он близок большинству людей.

2) Мумификация тела с расчётом на вечное его сохранение (фараоны, Ленин). Глубокое замораживание с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

3) «Растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело, в вечный кругооборот материи (Япония, восточная цивилизация).

4) Связан с результатами творчества человека (научные открытия, литературные произведения, военные победы).

5) Изменение состояния сознания – психотренинг, медитация.

Людям, идущим на подвиг, жизнь тоже даётся один раз. Герои-панфиловцы и миллионы, таких как они прекрасно прожили жизнь и прекрасно ушли из неё во имя жизни других людей.

Смысл смерти и бессмертия являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эта проблема решается по-разному в зависимости от господствующей в обществе духовной установки.

В последнее время всё чаще появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает жить в иных измерениях. Особое внимание в последнее время привлекает эвтаназия – лёгкая смерть, с целью прекращения страданий, но это спорный вопрос.

 

5. Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующая сущность человека. Проблема свободы человека обсуждалась многими философами. Свобода рассматривается в соотношении с необходимостью. В русской философии понятие свобода отождествлялось с понятием воли и вольницы. В настоящее время существуют 2 крайние теории свободы человека:

1) Фатализм (вера в судьбу) рассматривает человека как существо, целиком зависящее от внешних обстоятельств и сил. Здесь не остаётся места для свободного выбора.

2) Волюнтаризм видит в человеке существо, абсолютно не зависящее от внешних обстоятельств и сил.

Ещё философ Спиноза (17 в) говорил, что свобода связана с познанием необходимости. Человек, не признающий необходимости, является рабом своих желаний и страстей. Игнорирование необходимости ведёт к анархии, хаосу, к вседозволенности. Познание необходимости – первое условие свободной деятельности человека. Если раньше свобода воспринималась, как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине 20 века стало ясно; что понятие свобода должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей, но государство должно делать это не методами насилия и принуждения, а при помощи экономических стимулов и соблюдения прав человека.

С точки зрения современной философии, понятие свобода включает в себя:

1) познание законов природы, общества и человеческого мышления;

2) наличие желания, воли, которая необходима для претворения принятых решений в жизнь.

Свобода – это сознательная деятельность людей в соответствии с законами общественного развития, познание необходимости. Высшая ступень свободы человека – это совпадение его желаний и объективной необходимости. Границы свободы определяют уровень развития культуры, поэтому свобода человека исторична. Свобода человека связана с ответственностью, т.е. любое действие человека затрагивает интересы других людей. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести.


Тема № 7. Основные виды духовной культуры человека.

 

План.

1. Мораль.

2. Наука.

3. Искусство.

 

1. Мораль (форма общественного сознания) – это совокупность правил поведения, норм, требований, принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми и их отношение к окружающему миру.

Мораль включает в себя как идеологическую сторону (моральное сознание), так и практическую сторону (моральное отношение, моральное поведение). Главную роль в возникновении морали сыграла трудовая деятельность людей. Мораль была необходима для нарождающегося общества, как средство, помогающее в борьбе с природой, ибо без взаимопомощи человек не мог бороться за своё существование. В отличие от права, которое опирается на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения. Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающиеся на мировоззрение и чувство совести. Мораль исторична, она меняется с развитием истории и определяется во многом материальными условиями жизни людей. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни-в труде, в быту, в политике и в других отношениях. Мораль включает в себя не только классовые нормы, идеалы, но и общественные ценности. Сердцевиной нравственности являются нравственные переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь нравственное представление о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, ели у него развито нравственное чувство, совесть. Одна из важнейших нравственных заповедей гласит: «Чего не желаешь себе, не делай другим».

Мораль и религия. Сторонники религиозного обоснования нравственности выдвигают следующие аргументы: исторически первые моральные предписания сформулированы в религии; нравственные предписания имеют смысл лишь в том случае, если они имеют божественное происхождение. Эту мысль опровергали философы Древней Греции, французские просветители. И. Кант писал, что мораль не зависима от религии. Материалисты противопоставили религии теорию «разумного эгоизма», указывая, что человек, разумно понимающий свои интересы, будет подлинно моральной личностью, поскольку нарушение нравственных требований повлечёт за собой ущерб для его же собственных интересов.

Действительным источником моральных представлений является реальная жизнедеятельность людей, общественные потребности и интересы. Религия включает в свои заповеди лишь то, что стихийно выработалось моральным сознанием общества.

Долг, совесть, честь. Понятие мораль связано с этими проблемами.

Долг – это превращение требований нравственности в личную задачу данного конкретного индивида. Это отношение личности к обществу, это определённые моральные обязанности личности перед обществом. Личность сознаёт их и реализует в своей деятельности. Категория долга связана с такими понятиями, как ответственность, совесть, самосознание.

Совесть – опора нравственности. Совесть характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть может проявляться и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в спокойной совести.

Честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Понятие «честь» связано с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Понятие чести дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Поэтому честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Честь – важный стимул общественного поведения.

В настоящее время наше общество испытывает нравственный кризис, т.к. приходит в упадок культура, образование становится доступным не всем из-за высокой платы. Из-за финансового кризиса люди меньше задумываются о духовной культуре. Главным становится выживание. Чтобы найти выход из создавшегося положения, надо поднять экономику и благосостояние общества.

 

2. Наука – это форма духовной культуры, деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Наука – это творческая деятельность по получению новых знаний, и результат такой деятельности. Главная цель науки – это описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле, теоретическое отражение действительности. Как специфическая форма познания и социальный институт, наука возникла в 16-17 в.в. в эпоху становления капитализма. С этого момента она начинает развиваться самостоятельно. Наука – это специфическая форма деятельности, отличающаяся от других видов духовной деятельности. В науке получение знаний – главная и непосредственная цель. Результат научной деятельности заранее не известен. Роль науки в настоящее время сильно возросла. Наука выполняет ряд социальных функций, которые изменяются и развиваются, как и сама наука. Выделяют 3 группы функций, выполняемых наукой.

1) Культурно-мировоззренческая – научные представления становятся элементами культуры общества. Наука определяет формирование мировоззрения.

2) Функция науки как непосредственной производительной силы – наука, в конечном счете, определяется потребностями производства. В настоящее время производство всё больше начинает зависеть от уровня развития науки и превращается в сферу применения научных знаний. НТР может быть направлена как на благо, так и во вред человечеству; она предъявляет всё более высокие требования к рабочим, инженерам, требует от них высоконаучной образовательной подготовки, не только профессиональной, но и общей культуры. Таким образом, развитие науки определяет высокое развитие и самого человека.

3) Наука выступает как социальная сила – это связано с тем, что научные знания всё шире применяются в решении самых разных вопросов, возникающих в ходе общественного развития. Огромное значение наука как социальная сила имеет при решении глобальных проблем, например экологической проблемы. Расширяющаяся производственная деятельность человека становится причиной загрязнения окружающей среды. Таким образом, наука стала одним из факторов, опасных для человека.

Можно выделить три аспекта бытия науки:

1) наука как генерация (возобновление) новых знаний;

2) наука как социальный институт;

3) наука как особая сфера культуры.

 

3. Искусство – это вид духовного освоения мира человеком, его способность творчески преобразить окружающий мир и самого себя по законам красоты. Искусство позволяет познавать мир чувствами, а не разумом. Существует несколько теорий происхождения искусства:

1) Религиозная теория – искусство людям дал бог;

2) Теория сна – человек во сне вступает в связь с высшими силами.

3) Теория страха – человек испытывал страх перед силами природы, т.е. перед явлениями, которые ему не понятны, человек вступает с ними в контакт (через ритуалы, песни, танцы);

4) Происхождение искусства в процессе труда,

5) Происхождение искусства от биологически врождённого чувства прекрасного.

6) Эротическая теория – неистраченная сексуальная энергия переключается на творчество.

Существуют разные виды искусства. Одни объясняют существование разных видов искусств объективными причинами, другие субъективными.

Сторонники первой точки зрения считают, что многогранен сам предмет искусства и разные его грани требуют различных средств художественной выразительности. Сторонники второй точки зрения утверждают, что причину существования различных видов искусств следует искать в субъективных особенностях человеческого восприятия, т.е. люди по-разному воспринимают мир и по-разному его отражают. Многосторонность искусства определяет наличие нескольких направлений его воздействия на общество и личность.

Выделяют несколько функций искусства:

1) Познавательная – искусство расширяет и углубляет знания человека об окружающем мире. С помощью искусства человек приобщается к прошлому человечества, глубже узнаёт настоящее, заглядывает в будущее.

2) Воспитательная – искусство утверждает в сознании человека определённые ценностные ориентации, формирует отношение человека к миру. Она формирует как миропонимание, так и мироощущение, поскольку его художественно-образная форма влияет не только на ум, но на чувства людей.

3) Коммуникативная функция общения. Искусство сближает разные народы, помогает им понять друг друга.

Искусство и религия в ходе их исторического развития проникали друг в друга, переплетались между собой, образуя религиозное искусство. Особенно бурным было развитие искусства в эпоху Возрождения. В это время бурно развивается светское (внецерковное) искусство, религиозные традиции перестают оказывать определяющее влияние на произведения искусства.

 

 

Тема № 8. Глобальные проблемы современности.

 

План.

1. Понятие глобальные проблемы.

2. Причины обострения глобальных проблем.

3. Классификация глобальных проблем и их решение.

 

1. Римский клуб возник по инициативе итальянского экономиста и гуманиста Аурелио Печчеи. Именно он объединил усилия учёных, политических и общественных деятелей из разных стран мира для изучения глобальных проблем. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с лат. «глобус» - земля, земной шар). Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. К ним относятся в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

 

2. 20 век в истории человечества ознаменовал возникновение и углубление глобальных проблем. Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимообусловлены, так что изолированное решение их практически не возможно. Специфика глобальных проблем, отличающая их от любых других в том, что это такие проблемы, которые, так или иначе, касаются каждого живущего на земле человека. Они непосредственно влияют на будущее рода человеческого, определяют развитие всех стран, наций, государств.

 

Причины обострения глобальных проблем.

1. Духовное несовершенство человека.

2. Противоречивость исторического развития цивилизации и культуры.

3. Объективные природные процессы, происходящие на земле.

4. Объективные природные процессы, происходящие в космосе.

5. НТР и её воздействие на природу, которое её разрушает.

 

3. 1) Духовный кризис: Возрождение духовной культуры в её светском и религиозном видах, развитие науки и образования, формирование нового мировоззрения.

2) Угроза мировой войны: Ограничение производства и распространения оружия массового поражения. Постепенное сокращение арсеналов, запрещение производства, хранения и использования ОМП.

3) Истощение природных ресурсов: Ограничение потребления ресурсов, разработка и использование ресурсосберегающих технологий, освоение новых источников энергии, восстановление запасов биосферы, разработка технологий получения новых материалов, освоение природных ресурсов космоса.

4) Неравномерное социально-экономическое развитие стран и регионов: Политическая и экономическая интеграция государств, помощь развитых стран странам третьего мира.

5) Потенциальная опасность кометных и метеоритных разрушений: Создание глобальной (планетарной) системы слежения за околоземным космическим пространством и системы кометно-метеоритной защиты планеты с применением ядерного и лазерного оружия.

6) Массовые заболевания: Научные исследования причин массовых заболеваний, разработка новых лекарственных средств и технологий лечения, создание глобальной системы профилактики массовых заболеваний, популяризация здорового образа жизни.

7) Рост терроризма: Выработка единых правовых стандартов для всех государств, повышение роли ООН в урегулировании локальных конфликтов, более тесное сотрудничество правоохранительных систем различных государств. Устранение причин терроризма.

8) Углубление экологического кризиса: Разработка и внедрение безотходных экологических технологий, строительство очистных сооружений, переход на экологически безопасные источники энергии и т.д.

9) Демографическая проблема: Регулирование прироста населения в регионах демографического «взрыва», стимулирование рождаемости в «стареющих» странах.

10) Глобальное изменение климата: Сокращение выбросов фреона и углекислого газа в атмосферу, запрещение испытаний ядерного оружия на земле, перемещение населения из неблагоприятных и опасных климатических зон.

11) Увеличение сейсмической активности планеты: Запрещение испытаний ядерного оружия на земле, строительство зданий с учётом сейсмического фактора.

 

Основные определения, философы

И философские направления.

1 Философия – любовь к мудрости. Первично универсальное знание, затем наука. 2 Античная философия (древняя Греция и Рим). Основной философский интерес –… 3 Космос – стройный порядок, живое целое, которое человек созерцает, постигая силой своего мышления его сущность,…

Основные определения

1 Онтология – наука о бытии.   2 Гносеология – наука о познании.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и где возникла философия? 2. Каковы этапы античной философии? 3. С какими первоэлементами отождествляют космос и природу различные досократические мыслители (Фалес, Гераклит,…

Вопросы для размышления

1.В каком состоянии находится решение вопроса о предках человека? 2. Каково соотношение биологического и социального в человеке? В чём… 3. Почему история развития человечества рассматривается как история развития социальности?

Занимательные задачи

1. Как вы понимаете изречение Цицерона: «Огорчение существует не само по себе, но в нашем представлении?»   2. Объясните слова Цицерона: «Мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из неё пользу».

Философские загадки и парадоксы

1. Как вы думаете, какое качество человека, по мнению Диогена Лаэртского, помогает распознать мудрость в других людях?   2. Как вы думаете, что, по мнению Платона, есть «образ вечности»?

Литература

 

1.Гуревич П.С. «Основы философии» Учебное пособие. 2000.

 

2.Канке В.А. «Основы философии» Учебник для студентов СПО. 1998, 1999, 2003.

 

3.Бабаев Ю.В. «Основы философии» Учебное пособие для СПО. 2004.

 

4.Губин Г.Д. «Основы философии» Учебное пособие. 1999.

 

5.Философский словарь. 2012.

 

6.Никулина Н.Н. Учебное пособие.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Лекции, основам, философии0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекции по основам философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Лекции 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ. 2 ЛЕКЦИИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. 12 ЛЕКЦИЯ 3. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. 20 ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ.. 49 Широко распространён также англоязычный вар
gl ОГЛАВЛЕНИЕ... Лекции ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ... ЛЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

ЛЕКЦИЯ № 1. Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ № 2. Обеспечение водой ЛЕКЦИЯ № 3. Обеспечение питанием ЛЕКЦИИ по ОБЖ
КЛАСС Содержание Стр I четверть ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ... ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной... ЛЕКЦИЯ Обеспечение питанием...

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

ЛЕКЦИИ Лекция первая.ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Библиотека
Библиотека... Учебной и научной литературы...

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Лекция. Работа в Microsoft Excel 2010 Лекция посвящена основам вычислений с использованием формул в Microsoft Excel 2010. 1. Даны определения основных понятий, рассмотрена структура формулы
Операторы сравнения... Операторы сравнения используются для сравнения двух значений Результатом... Текстовый оператор конкатенации...

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии
Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам