рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ - раздел Философия, Министерство Сельского Хозяйства Республики Казахстан...

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина

 

АБДИНА А.К.

НИ Д.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Астана 2010

  Аннотация УМКД:Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» включает в…

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…4

Силлабус……………………………………………………………………….…5

Лекционный материал……………………………………………………….…22

Материал к семинарским занятиям………………………………………..… 107

Материал к СРСП…………………………………………………………..….114

Материалы для контроля знаний студентов…….……………………...…….129

Глоссарий…………………………………..……………………………..…….141

Литература………………………………………………………………...........151

Введение

Что такое философия и как преподавать философию в высшем учебном заведении?

Во-первых, философия учит студента абстрактному мышлению и формирует у него способность к творческому осмыслению действительности.

Во-вторых, философия имеет огромную теоретическую базу, освоение которой также необходимо студенту, поскольку теоретический пласт содержит в себе общие закономерности развития природы и общества, а также взаимосвязь, взаимосоотнесенность таких предельных категорий философии как Человек и Мир.

И, наконец, изучая философию, нельзя не затронуть историю философии, которая содержит в себе все знания, накопленные в ходе человеческой истории. При этом история философии не однолинейный, кумулятивный процесс, а «…отражение вечных попыток человека познать самого себя: свои возможности, свои способности, свое место в окружающем мире, смысл своего существования» [1, 5].

Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» рассчитан на студентов всех специальностей Казахского агротехнического университета имени Сакена Сейфуллина и содержит лекционный материал, задания к семинарским занятиям, а также материал для самостоятельной работы студентов. Кроме того, в данном УМКД содержится контрольно-измерительный материал по курсу «Философия».

Силлабус

1. Данные о преподавателе:

Лектор:

Время пребывания на кафедре – согласно графика

2. Данные о дисциплине:

Дисциплина: философия

3 кредита, всего часов – 135, из них: лекций - 30 ч., семинаров – 30 ч., СРСП – 15 ч., СРС - 60 ч.

Примерное распределение рабочего времени

Недели семестра Всего часов
Лек., часов
Семин., часов
СРСП, часов
СРС, часов
Итого

3. Пререквизиты:

Для изучения философии студент должен иметь знания по культурологии, обществознанию, религиоведению, логике, этике, эстетике и др.

4. Постреквизиты:

Знания по философии будут способствовать изучению студентами таких учебных дисциплин как история и философия науки, политология, социология, психология и др.

5. Краткое описание курса:

Преподавание философии на современном этапе должно учитывать то, что сама философия - это самостоятельная и специфическая область человеческой культуры, “живая система”, включенная в современный социокультурный контекст.

Структура и содержание программы предполагает новое видение преемственности философских эпох, общетеоретических философских вопросов онтологии, гносеологии, аксиологии. В связи с переоценкой ценностей изменилось философское рассмотрение главной ценности - человека. Изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, позволяющая оперировать понятиями, выдвигать, обосновать и подвергать критике те или иные суждения, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Задачами курса является систематическое изложение истории философии как процесса, имеющего духовно-интеллектуальное значение, развитие навыков самостоятельного творческого мышления на основе традиционных и интерактивных методов обучения. Посредством целостного, систематического изложения основных теоретических проблем философии необходимо формировать у студентов мировоззренческое отношение к проблемам смысла человеческого бытия.

Ожидаемые результаты. В результате изучения философии студент должен знать основные этапы исторического развития философии как мировоззрения и основы гуманитарного значения, овладеть навыками работы с учебной и научной литературой, самостоятельного составления научного выступления, реферата, доклада; находить интересующие его проблемы и уметь их раскрывать как с позиции какого-либо философского учения, так и с позиции собственных размышлений, должен иметь представление об основных принципах и закономерностях общественной жизни, о проблемах философской антропологии и концепций личности, о таких фундаментальных ценностях, как человеческая жизнь, свобода и т.д.

Содержание курса

Перечень лекционных занятий

Перечень практических занятий

График выполнения и сдачи заданий (СРС) по дисциплине

Основная литература

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2002

2. Абишев КА. Философия. - А., 1999*

3. Абдина А.К. Философия. – Астана, 2008*

4. Барулин В.Д Социальная философия. - М., 2002 *

5. Бучило Н.Ф. Чумаков А.Н. Философия. - М., 2001*

5. Вундт В. Введение в философию. - М., 1998*

6. Габитов Т.Х. Философия. - А., 2003*

7. Ермакова Е.Е. Философия. - М., 2002*

8. Зеленков А.А. Основы философии. - М., 2000*

9. Ильин В.В. Философия. - М., 1999*

10. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 2004*

11. Кахановский В.П., Яковлев В.П. Хрестоматия по философии. - М., 1997*

12. Канке А. В. Философия. - М., 2000*

14. Кишибеков Д.К. Философия. - А., 2002*

15. Лавриненко. В.Н. Философия. - М., 2002*

16. Радугин А.А. Философия. - М., 1998

17. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-XX вв. - А., 1996*

18. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998*

19. Чанышев А.Н. История философии древнего мира. – М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Асмус С.В. Античная философия. - М., 1998*

2. Антология мировой философии. Ч.1.2. - М., 1969 *

3. Алтынсарин Ы. Собр. соч. в 3-х т. - А., 1985*

4. Валиханов Ч. Собр. соч. в 5-ти т. - А., 1996*

5. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. - М, 1975

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1990*

7. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986*

8. Древнекитайская философия. В 2-х т. - М., 1972

9. Есим Г. Хаким Абай. - А., 1995*

10.Кузнецов В.К. Немецкая классическая философия. - М., 1989

11.Кунанбаев А. Слова назидания. - А., 1982*

12.Кудайбердиев Ш. Три истины. - А., 1991*

13.Казанбаев С.К. Мировоззренческий синкретизм казахов. - А., 1999

14.Лосский К.О. История философии. - М., 1991.

15.Орынбеков М. Предфилософия протоказахов. - А., 1994*

16. Рассел Б. История западной философии. – М., 2009.

17.Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. - М., 1987

18.Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979

19. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992

20.Тойнби А. Постижение истины. - М., 1991

21.Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990

22.Чанышев А.Н. Курс лекции по средневековой философии. - М., 1979

___________

Знак * означает, что данная литература имеется в библиотеке КАТУ им. С. Сейфуллина

 

9. Политика курса:

1. Не опаздывать на занятия

2. Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять оправдательный документ

3. Тщательно изучать учебный материал

4. Сдавать задания по СРС согласно графика

5. Необходимо быть нацеленным на постоянную, инициативную, самостоятельную работу.

10. Информация по оценке знаний:

Оценка качества знаний студентов предполагает 3 вида контроля:

1. Текущий контроль:

- посещение лекции (6 %)

- активная работа в процессе семинарских занятий (19%)

- выполнение требований СРС (самостоятельное решение всех видов СРС) (15 %).

2. Промежуточный контроль:

- предусматривается в промежутках между 2 частями (разделами) курса, проводится в виде тестовых и письменных работ по вариантам и т.д. (20 %).

З. Итоговый контроль— сдача экзамена по дисциплине (40 %).

Примерная схема оценки знаний по дисциплине

  Виды занятий и работ студентов Количество баллов minmax
I Текущий контроль: -лекции -семинарские -СРСП   3/6 7,5/15 12/19
  Итого 2040
II Промежуточный контроль: В семестре два контроля по 10 баллов   1020
  Итого 3060
III Итоговый контроль: Экзамен   2040
  Всего 50/100баллов

Примерная схема оценок знаний студентов в баллах на экзамене

  Экзаменационная оценка Оценка в баллах
3 (удовлетворительно) 2328
4 (хорошо) 2934
5 (отлично) 3540

Шкала оценки знаний студента:

оценка по буквальной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание баллов оценка по традиционной системе
А 4,0 ОТЛИЧНО
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 ХОРОШО
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74   УДОВЛЕТВО-РИТЕЛЬНО
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0-49 НЕ УДОВЛЕТВО-РИТЕЛЬНО

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика

Предметом философии является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания.При этом целостное понимание мира… С момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания… Философия и мировоззрение. Всякая философия является мировоззрением, однако это вовсе не означает, что всякое…

Диалектика - философский метод, рассматривающий действительность всесторонне, в развитии, в движении и во взаимосвязи всех ее элементов. Противоположным диалектике философским методом является метафизика.

Cравнение есть установление различия и сходства предметов и явлений.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство тех или иных языков, народов, религиозных верований и закономерностей развития природы и общества.

Анализ - это мысленное разложение предмета, явления на составляющие его части и стороны.

Синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов.

Абстрагирование - мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Индукция - процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов.

Дедукция - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.

Герменевтика - (греч. разъясняю) - искусство и теория истолкования, или понимания, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматические значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Эклектика - (греч. выбираю) - смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п.

Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.

Основные функции философии:

- мировоззренческая, которая определяет возможность че­ловека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и мно­гообразии.

- методологическая функция философии со­стоит в логико-теоретическом анализе научно-практичес­кой деятельности людей. Философская методология оп­ределяет направление научных исследований, дает воз­можность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

- гносеологическая(познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.

- социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитатель­ной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, об­щества в целом.

Все функции философии взаимосвязаны и преимущественное проявление каких-либо из них свя­зано с ориентированностью человека и общества на реше­ние определенных задач, целевой установкой теоретической и практической деятельности. Но различные направления философии реализуют эти функции различно в зави­симости от своего содержания и результат их реализации для общества может быть как позитивным, так и отрица­тельным.

Тема 2. Философия Древней Индии

Упанишады (сидеть у ног учителя) - философские комментарии к Ведам. Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это… Третий этап древнеиндийской философии связан с напи­санием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени…

Система категорий в древнеиндийской философии

Атман – субъективное духовное начало Я, Атман противостоит Брахману как объективной реальности и в то же самое время совпадает с ним. Идея тождества… Пракрити –материальная подоснова мира из которой образовались четыре основных… Пуруша – это первый человек из тела которого возникает мир. Из различных частей его тела возникают различные…

Тема 4. Античная философия

Существуют различные классификации периодов античной философии. Наиболее распространенная из них следующая: I период (VI в. до н.э.) – досократический (ионийская философия Фалеса,… II период (V-IV вв. до н.э.) - классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

Тема 5. Философия западноевропейского и арабомусульманского средневековья

Основной идеей средневековья является теоцентризм, т.е. реальностью, определяющей все сущее является Бог. Два положения, на которых основывается христианская теология – идея сотворения… В средневековой философии можно выделить два этапа ее становления - патристику и схоластику. Патристика - совокупность…

Тема 6. Философия Ренессанса

Эпоха Возрождения в философии начинается с появления кружков учёных людей, гуманистов, в которых развернулись активные поиски античных рукописей, их… Общепризнанный родоначальник гуманизма в Италии - Франческо Петрарка. В его… Знаменитая «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы (1463—1494 гг.) резюмирует антропоцентрические идеи…

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения

Развитие нового - буржуазного - общества привело к ос­лаблению духовной диктатуры Церкви. Новое мировоззрение с особой остротой поставило про­блему… Кроме того, новая наука опиралась на практику материаль­ного производства: Э.… Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении…

Просветительская философия в Европе ХVIII в.

Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694–1778 гг.) – французский писатель, публицист и философ, виднейший представитель… Основные труды:«Философские письма», «Метафизичес­кий трактат», «Основы… Признавая существование Бога – Творца мира, Вольтер считает, что мы не в состоянии судить о Деятельности Бога и о его…

Тема 8. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Андреаса Фейербаха.

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность; все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин; разрабатывает целостную концепцию диалектики, подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

Иммануил Кант (1724—1804гг.) - родоначальник немецкой классической философии, мыслитель, который совершил «коперниканский переворот»в философии.

Основные труды: «Естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

В творчестве Канта обычно различают два периода: докритический, когда он основное внимание уделяет естество­знанию, и критический, когда интерес его переносится в основном на вопро­сы познания.

В своем учении Кант сформулировал 4 основных вопроса философии:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что мне надеяться?

4. Что такое человек?

В учении о познании Кант делил все знание на опытное (aposteriori) и доопытное (apriori). Познающему субъекту, по мнению философа, присущи способности троякого вида: чувственность, рассудок и разум. Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан. По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей — это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Чистый разум стремится проникнуть в непознаваемый мир «вещей в себе», что приводит его к проти­воречиям, к иллюзиям,антиномиям. Кант рассматривает че­тыре антиномии «чистого разума»:

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространст­ве - Мир не имеет начала во времени и бесконечен в про­странстве.

2. Существует только простое и то, что сложено из про­стого - В мире нет ничего простого.

3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода - Нет никакой свободы, все совершается соглас­но законам природы.

4. Существует безусловно необходимое существо, то есть Бог, как причина мира - Нет никакого абсолютно необходи­мого существа как причины мира.

Вместе с тем главная задача разума есть достижение абсо­лютной целостности в понятиях рассудка, овладение «трансцендентальными идеями», которые не соприкасаются с чувственным опытом. Таких идей три: о Душе, как безусловном единстве всех психических процессов; о Мире, как безусловном единстве всех условных, причинных явлений; о Боге, как без­условной причине всего сущего и мыслимого. Доказать их теоретически невозможно, но противоречия, рожденные раз­мышлениями о них, как и антиномии, мнимые. Они возника­ют потому, что человек подчиняется заблуждению о возмож­ности теоретического познания всего существующего. Такого рода суждения существуют только благодаря вере.

Веры требует и наш практический разум, то есть наше нравственное сознание. Оно не зависит от чувственных моти­вов, и с его помощью человек возвы­шается над природой. Мораль (практическая философия) не может быть теорети­чески обоснована. По мнению Канта, знания только тогда имеют ценность, когда позволяют человеку стать лучше, гуманнее. Следовательно, практический разум выше, совершеннее теоретиче­ского, а мораль автономна от каких-либо условий жизни и представляет собой область свободы, в которой властвует еди­ное, внутреннее повеление, главный нравственный закон - категорический императив. Суть его философ сформулировал следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей во­ли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего зако­нодательства». Это требование может противоречить внеш­ним условиям существования и интересам отдельного человека, но оно запрещает действия, которые никогда не станут общечеловеческими нормами поведения.

Иоганн Готлиб Фихте (1762— 1814 гг.) - продолжатель учения Канта о трансцендентальном субъекте, создатель собственной оригинальной философской системы.

Основные труды: «Основы общего наукоучения» «Опыт критики всякого Откровения».

Начав как последователь Канта, сосредоточившись на «самом себе», Фихте исходным пунктом своей философии делает понятие человеческого Я. В нем заключено, по мнению фило­софа, единство, которое априорно, независимо от опыта (трансцендентально) объемлет все доступное мышлению.

В отличие от Канта Фихте отрицает существование каких-либо внешних объектов, независимых от разума субъекта. У него Я - это единственная реальность, творящая мир, сози­дающая все и совпадающая с самопознанием. У него нет кан­товской раздвоенности: Я - это разум и воля, познание и дей­ствие одновременно. Объективная, независимая основа бытия невозможна; все богатство мира сосредоточено и исходит из человеческого Я, а оно есть дух разумный. В связи с этим сохранилось одно известное высказывание Фихте: «Поскольку я не могу изменить то, что вне меня, я решил изменять то, что во мне».

Основополагающие принципы знаний о человеке, мире, природе устанавливает философия и диктует их всем наукам и всем видам деятельности. Не случайно главное произведение Фихте называется «Наукоучение», или «Основы общего наукоучения». Наукоучение «исчерпывает все человеческое знание». Три основоположения наукоучения:

1) Я есть Я. Первичным выступает всеобъемлющее Я, ибо субъект свое сознание может направить в любое мыслительное русло и тем самым создать любой объект.

2) Я есть не-Я. Следовательно, кроме ут­верждения о наличии Я, необходимо утверждение о наличии не-Я, то есть другого, того, что обычно называют «природа», «объект». Взаимодействие Я и не-Я не познается, а чувствует­ся, его природа бессознательна. Если деятельность Я есть нравственное поведение, то есть следование долгу и мораль­ному предписанию, закону, то деятельность не-Я - это чувст­венные склонности человека.

3)Я есть Я и не- Я. Не-Я, однако, не существует само по себе, а порождается Я для развития его деятельных функций. Это некий антитезис, выводимый из безусловного тезиса. Отдельный человек слаб, так как он не в состоянии осоз­нать в самом себе мощь Абсолютного Я. То, что он видит вокруг, кажется ему внешним и независимым от него состоянием. Он не понимает того, что сам сотворил своим собственным сознанием. Не ведая причин, человек считает результаты слу­чайными. Но подобная видимость порождена недостаточным познанием. Чем сильнее чувственные влия­ния, тем значительнее моральная победа личности над самой собой.

Вильгельм Фридрих Йозеф Шеллинг(1775 – 1854 гг.) - представитель немецкой классической философии, предпринявший попытку обобщения натурфилософии.

Основные труды: «Система трансцендентального идеализма», «Идеи к философии природы».

Изучая работы Канта и особенно Фихте, он приходит к выводу, что один из бесспорных элементов бытия как бы выпадает из тео­ретических систем этих философов - это природа. Опираясь именно на них, Шеллинг провозглашает сущест­вующим не только субъективное Я, но и природу. Первоосно­вой всего мира он объявляет тождество бытияи мышления, между которыми нет ведущего и ведомого элементов, началь­ного и производного.«Природа - это различные ступени развития одной и той же абсолютной организации». Опираясь на эту мысль, Шел­лингу удалось высказать ряд выдающихся догадок: о единстве и развитии природы, об электромагнитной теории материи, о происхождении органического мира из неорганического, о чувственном этапе познания и роли психических процессов в жизни человека. Предлагая свою позицию в отношении природы, Шеллинг исходил из идеи тождественности бытия и мышления и разра­ботал собственную версию процесса познания. В соответствии с ней, в изначальном Абсолюте содержится особое орудие по­знания - «интеллектуальная интуиция», которая позволяет разуму непосредственно созерцать предмет. Созерцание озна­чало и творение. Творение осуществлялось в соответствии с Абсолютом. Идеальный по своей сути Абсолют порождал стремление к совершенству в природе, результатом чего и ста­ло ее многообразие. Таким образом, природа стремится в сво­ем развитии к Абсолютному Духу, как к собственной цели. Познание же идет от него как источника и проходит при этом три этапа: ощущение (пассивное состояние, признающее влия­ние извне), созидательное созерцание (созидание тела в природе без осознания самого процесса), рефлексия (осознание тожде­ства субъекта-творца и объекта-творения). Следовательно, по­знание представляет собой у Шеллинга некий мистический акт воспоминания своей предыстории, в начале которой ле­жит Абсолютный Дух.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770— 1831 гг.) - представитель объективного идеализма, создатель современного понимания диалектики и вершина немецкой классической философии.

Основные труды: «Феноменология Духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Гегель положил в основу своей системы собственный прин­цип тождества бытия и мышления. Так как мышление в состоянии включить в себя все богатство изменяемого мира, природу, человека, и его разум, то оно предстает в виде мирового разума, мирового ду­ха, абсолютной идеи. Абсолютная идея автономна от человека, истории и приро­ды. Она представляет собой процесс познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении. Иначе говоря - это процесс са­мопознания Абсолютного духа. Его изменения бесконечны, а потому бесконечен и процесс познания. Один из важнейших выводов Гегеля звучит следующим образом: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Голый результат безжизнен, так как он не убеди­телен, не доказуем, не выводим ни из чего. Именно поэтому второй ведущий принцип гегелевской системы, после тождества бытия и мышления, - способность духа к движению и развитию.

Суть метода развития логических понятий у Гегеля в сле­дующем. Существуют исходные категории, каждая из которых выступает в виде тезиса. Тезис используется обычно автомати­чески, привычно, безотчетно. Содержательная сторона его скрыта, он знаком и неизвестен. Развитие тезиса представляет собой саморазделение, то есть выделение своей противопо­ложности - антитезиса. Уравновешивание, нейтрализация первого и второго приводит к их единению, синтезу. Синтез, в свою очередь, превращается в новый тезис. Однако он более высок в своем развитии, чем предыдущий, ибо обогащен по­зитивными достижениями.

Тезис + антитезис = синтез

Субъективный дух + Объективный дух = Абсолютный дух

Законы диалектической логики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей:выражает источниксамодвижения и развития явлений природы и социально-исторической действительности;

2) Закон перехода количественных изменений в качественные: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Раскрывает наиболее общий механизмразвития;

2) Закон отрицания отрицания: характеризует направление развития, единство изменчивости и преемственности в развитии, возникновение нового и относительное повторение некоторых моментов старого;

Людвиг Андреас Фейербах(1804— 1872 гг.) - последний представитель немецкой классической философии и основатель антропологического материализма.

Основной труд: «Сущность христианства»

Сущность религиозных представлений лежит, по мнению Фейербаха, в чувстве зависимости людей от окружающего их мира. Если эта зависимость крайне высока, то она порождает ощущение бессилия, и оно-то провоцирует создание фантазий и вымыслов. Подчиняя им свою жизнь, человек осознано или бессознательно отказывается от стремления к лучшему в ре­альности. Потребность в изменениях заменяется покорностью и ожиданием сверхъестественного воздаяния. Человек - суще­ство многомерное. Он не только носитель холодного рассудка, но и обладатель физического тела, ему свойственны эмоции и чувства, волевые действия и потребности. И вся эта целост­ность превратно отражается в религии. Страх за себя творит абсолютных богов, которые как бы служат нашему эгоизму, удовлетворяя человеческие желания.

Человек сам создал Бога, подобного себе, и все свои свой­ства в крайней степени их развития перенес на него. Таким образом, основой всего является человек, познавая которого, можно постичь все, в том числе и тайны религиозной веры. Антропология предоставит возможность выделить критерий живого. Человек - существо природное. Ощущая свою зависимость от среды, он ее. Религия только обещает, а дать совет, определить путь в современном мире может одна фило­софия. Но философия новая. Она «превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, уни­версальный и высший предмет философии, превращая, следо­вательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универ­сальную науку».

Фейербах отказывался от гегелевского тождества материи и сознания, а предлагал в качестве основы сущность человека, проявляющуюся в чувственности, деятельности ума и сердца, переживаниях, любви, страданиях и стремлении к счастью. Т.е. «Человек человеку – Бог, а моральные отношения, сами по себе суть истинно религиозные отношения». Рассматриваемые в единстве, они составляют антропологический принцип философа.

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.

В XIX веке начинается развитие трёх ведущих направлений современной философии: 1) позитивизма, сводящего философию к анализу или синтезу… Позитивизм – (от лат. positivus - положительный) - философское направление… Родоначальником позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857 гг.). Основные труды: «Курс позитивной философии», «Дух…

Неотомизм - одно из влиятельных направлений западно-европейской философии. Эта философия восходит в своих основах к учению схоласта XIII века святого Фомы (Томмазо) Аквинского (от его имени и проистекает название данного (направления), а также существенно опирается на учения отцов церкви. Наиболее влиятельное направление внутри неотомизма - это так называемый "экзистенциальный" томизм, наиболее значительные представители которого Жак Маритен и Этьен Жильсон.

Главная составляющая неотомистского учения - это онтология -философская теория бытия. Онтология классического неотомизма исходит из различия бытия "самого по себе" (esse) и "существующего" (ens) - т.е. всего того, что не есть само бытие, но лишь обладает бытием - то, чему присуще бытие. Это различие ведет к своеобразному дуализму бытия и сущего. Бытие - есть то, что существует само по себе или "из самого себя", тогда как сущее - есть лишь нечто, наделенное бытием или приобретшее бытие. Иными словами, различие между бытием и сущим есть различие между нетварным и тварным бытием, между богом и миром. Бог, таким образом - есть чистое бытие, или бытие как таковое. Бытие составляет сущность Бога: Бог есть тот, чья сущность есть само бытие.

Тема 10. Русская философия

Выделяются два направления русской философии этого периода – славянофильство и западничество. Славянофильство - сложившееся в середине XIX века направление русской… Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского…

Космизм - течение русской философии, рассматривающее человека как необходимое космическое существо. Космизм как философия - модель соответствия мира и человека (макро и микрокосма), предполагающая вселение человека в свой дом (во Вселенную) в качестве смысла его образования и бытия. Представители космизма – Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Гуманизм основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» — действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.

Представитель экзистенциализма и персонализма, известный русский философ Николай Бердяев (1874-1948 гг.) считал, что единственный механизм творчества – свобода («Философия свободы» и «Смысл творчества»). Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - «религии свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Основной идеей религиозной философии Владимира Соловьева (1853-1900 гг.) была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Теософия - дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его.

Теургия - дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия - это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

Теократия - дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.

Евразийство - историко-культурная и социально-философская концепция, отводящая России, Центральной Азии и Казахстану, как особому геосоциополитическому пространству и этнографическому миру, "серединное" место между Европой и Азией. Идеи евразийства выдвинули и разрабатывали в эмиграции в 20-30е гг. Г.Ф. Флоровский, Л.П. Карсавин (несколько ранее Н.С. Трубецкой и др.), а в конце 80-х и 90-х годах многие другие русские деятели, мыслители, в частности, Л.Н. Гумилев. С начала 90-х годов идея евразийства приобретает новый смысл, являясь теоретической основой стратегии политики Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по становлению Евразийского геополитического, социально-культурного и экономического сообщества народов и государств этого субконтинента. Идеи евразийства получают в Казахстане мощное развитие и всесторонее обоснование, в том числе проблемы евразийского менталитета и особой ветви мировой философии – евразийской философии.

 

Тема 11. Казахская философия

Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) - казахский просветитель-демократ, путешественник, этнограф, фольклорист, исследователь истории и культуры народов… Чокан Валиханов является прямым потомком Чингисхана, его родословную… Уже в омском кадетском корпусе, где учился Чокан, у него зародилась страсть к путешествиям и мечта "открыть миру…

Тема 12. Западная философия в контексте культуры ХХ–начала ХХI вв.

Феноменология- основанное Эдмундом Гуссерлем (1859 – 1938 гг.) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на современную… 1) феноменологическая редукция, т. е. воздержание от каких бы то ни было… 2) трансцендентальная редукция, т. е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического,…

Тема 13. Философия бытия и познания

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории суще­го, называется онтологией(от греческого on [ontos] –… Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что… Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.…

Тема 14. Философия человека и общества

С одной стороны, человек - существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны,… Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и… В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек…

Тема 15. Современные проблемы философского знания

· культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби), · смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер), … · взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер).

Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика

2. Основные функции и методы философии, и ее роль в современном мире; 3. Соотношение понятий философия и наука, философия и религия; 4. Понятие мировоззрения. Формы и типы мировоззрения;

Тема 2. Древнеиндийская философия

1. Специфика древнеиндийской философии; 2. Философские сутры как ключевые положения индийской философии; 3. Понятие, сущность и учение ортодоксальных школ;

Тема 3. Философия Древнего Китая

1. Основное содержание китайской предфилософии; 2. Роль конфуцианства в китайской культуре и обществе; 3. Моизм и легизм как альтернативные доктрины;

Тема 4. Античная философия

1. Онтологические и эпистемологические основания философии досократовского периода; 2. Этические учения софистов и Сократа; 3. Объективный идеализм Платона и философская система Аристотеля;

Тема 5. Философия западноевропейского и арабомусульманского средневековья

1. Основные направления и предпосылки средневековой философии; 2. Религиозное учение Августина и схоластика Фомы Аквинского; 3. Спор о природе универсалий: реализм и номинализм;

Тема 6. Философия Ренессанса

2. Реформация в Европе: представители и сущность; 3. Философские идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно; 4. Представители социально-политического направления философии Возрождения;

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения

1. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии нового времени; 2. Социально-политические учения Дж. Локка и Т. Гоббса; 3. Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.

Тема 8. Немецкая классическая философия

 

1. Критическая философия И. Канта;

2. Наукоучение И. Фихте и натурфилософия В.Ф. Шеллинга

3. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля;

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха;

 

Литература

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия М., 2002

2. Лавриненко В.Н. Ратникова В.П. Философия М., 2002

3. Немировская А.З. Философия М., 1995

4. Спиркин А.Г. Философия М., 2004.

5.Фролов И.Т. Введение в философию ч 1,2, М.,1989

6. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук М.,1975

7. Радучин А.А. Философия Курс лекций М., 1995

8. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия М., 1986

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.

2. Экзистенциальные идеи С. Кьеркегора. Философия жизни А. Бергсона и культурологический подход О. Шпенглера; 3. Психоаналитическая теория З. Фрейда и его последователей; 4. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса;

Тема 10. Русская философия

2. Проблема исторического пути России: славянофильство и западничество; 3. Религиозная философия В. Соловьева, С. Булгакова и П. Флоренского.… 4. Определение и сущность русского космизма;

Тема 11. Казахская философия

2. Гуманистические воззрения: Ш. Валиханова, А. Кунанбаева, Ш. Кудаберлиева, И. Алтынсарина; 3. Философские аспекты в трудах казахской интеллигенции конца XIX – начала XX веков;

Тема 12. Западная философия в контексте культуры ХХ – начала ХХ I века

2. Новые идеи неокантианства и прагматизма; 3. Проблема сущетвования человека в философии экзистенциализма; 4. Постмодернизм как духовное состояние современного общества;

Тема 13. Философия бытия и познания

2. Определение материи, движения, пространства и времени. Проблема субстанции. 3. Соотношение гносеологии и эпистемологии. Объект и субъект познания. Виды… 4. Проблема истины;

Тема 14. Философия человека и общества

2. Исторические типы общества и пути развития казахстанского общества; 3. Философская антропология и образы человека в истории философии; 4. Свобода как ценность и ответственность;

Тема 15. Современные проблемы философского знания

2. Сциентизм и антисциентизм как тенденции развития общества; 3. Экологические и глобальные кризисы современного общества: пути их… 4. Перспективы развития культуры в Казахстане;

Тема 1: Предмет философии: понятие и специфика

2. Заполните таблицу № Функции философии Определение …  

Тема 2. Древнеиндийская философия

2. На ваш выбор кратко охарактеризуйте нравственно-этические принципы «Упанишад» или опишите содержание эпической поэмы «Махабхарата».   3. Используя дополнительную литературу прочитайте какую-нибудь буддийскую притчу, выпишите название и попытайтесь…

Тема 3: Философия Древнего Китая.

1. Заполните таблицу: название школы период возникновения основатель письменные источники содержание…   2. Опишите, как вы понимаете следующие высказывания Лао-цзы:

Тема 4. Античная философия

1. Заполните таблицу «Досократовские школы»: Название Представители Характеристика Милетская школа   …   2. Заполните таблицу «Классический период»: Сократ Платон Аристотель   …

Тема 5. Средневековая философия

1. Заполните таблицу «Периодизация средневековой западной философии» апологетика …  

Тема 6. Философия Ренессанса

1. Заполните таблицу Название направлений гуманизм реформация натур-философия социально-политические …   2. Опишите: в чем состоит открытие Н. Коперника и какова его роль в развитии философской мысли?

Тема 7. Философия Нового Времени и Просвещения

1. Заполните таблицу «Направления философии Нового Времени» направление сенсуализм эмпиризм рационализм …   2. Заполните таблицу «Представители философии Нового Времени» Представитель Произведения …

Тема 8. Немецкая классическая философия

 

1. Заполните таблицу

«Представители Немецкой классической философии»

  И. Кант И.Г. Фихте В.Ф.Й. Шеллинг Г.В.Ф. Гегель Л. А. Фейербах
Произведения            
Биографическая справка          
Основные положения учения          

 

2. Опишите, в чем состоял "коперниканский поворот" в философии, совершенный И. Кантом?

 

3. Объясните смысл знаменитой гегелевской метафоры: «...Сова Миневры начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».

 

4. Выпишите формулировку основных законов диалектического мышления и развития, обоснованных Гегелем.

 

5. Работа по глоссарий:

Используя философский словарь и материалы к лекции, выпишите и выучите наизусть краткие определения следующих терминов: субъект, объект, рассудок, разум, самосознание, агностицизм, «коперниканский поворот», априорный, апостериорный, трасцендетное, трасцендентальное, «вещь в себе», антиномия, наукоучение, диалектика, тезис, антитезис, синтезис, снятие, Абсолютный Дух, объективный идеализм, антропологический материализм.


Тема 9. Западноевропейская философия XIX века

  2. Заполните таблицу: «Представители иррационализма»   …  

Тема 10. Русская философия

  2. Заполните таблицу «Видные представители Русской философии» …  

Тема 11. Казахская философия

2. Используя дополнительную литературу, попытайтесь проанализировать, каким было миропонимание казахов в устном народном творчестве жырау и…   3. Составьте кроссворд на тему:

Тема 12. Западная философия в контексте культуры

XX – начала XXI века

2. Заполните таблицу «Философия экзистенциализма» М. Хайдеггер К. Ясперс А. Камю Ж-П. Сартр … 3. Выпишите ведущих представителей структурализма и постструктурализма, опишите философские идеи данных направлений,…

Тема 13. Философия бытия и познания

1. Заполните таблицу «Основные формы бытия» Формы бытия Общая характеристика Материальное бытие   …   2. Определите соотношение понятий «субстанция» и «материя».

Тема 14. Философия человека и общества

1. Заполните таблицу «исторические виды обществ» Вид Общая характеристика доиндустриальное общество   …   2. Заполните таблицу «Основные сферы жизни общества» Название сферы Общая характеристика …

Тема 15. Современные проблемы философского знания

«Соотношение процессов глобализма и антиглобализма» тенденция глобализм антиглобализм определение и… 2. Определите соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Как вы считаете,…  

Основоположник даосизма

В) Лао-Цзы С) Шан-Ди D) Мен-Цзы

Что лежит в основании философии Й. Фихте?

В) Абсолютная идея С) Я D) Оно

Какое из определений наиболее полно отражает статус категории?

В) Фундаментальные понятия С) Формы чувственного познания D) Формы рационального познания

Какое название получила концепция Н.И. Вернадского?

B) Концепция биосферы C) Теория относительности D) Концепция сознания

ЯН И ИНЬ - в китайской философии два начала: - ян - светлое, активное, мужское, духовное начало; - инь - темное, пассивное, женское, вещественное начало. Ян и инь, достигая предела превращаются друг в друга и выражают противоположные, сменяющие друг друга явления: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т.д.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 2004;

2. Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для вузов. М., 2004;

3. Введение философию. Учебник для вузов в 2-х частях под ред. Фролов И.Т. М., 1989;

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.пособие.-М.. 2000;

5. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003;

6. Губин А.Н. Философия. Учебник. М., 2005;

7. Сегизбаев Б. История казахской философии - А., 2004;

8. Гриненко В.Г. История Философии. Учебник. М., 2005;

9. Основы современной философии. / под ред. М. Н. Росенко. СПб. 1999;

10. Канке В.А. Философия. Учебник. М., 2001;

11. Митрошникова О.Ф. Философия. Учебник. М., 2002;

12. Дж. Тейчман, К. Эванс. Философия. Кембриджский учебник. М., 2007;

13. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. М., 2003

14. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. М., 2004;

15. История философии в кратком изложении под ред. И.И. Богута. М., 1995;

16. Философия: Конспект лекций авт.-сост. Якушев А.В.- М.,2002;

17. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов М., 1999;

18. История философии: Учебное пособие для вузов под ред. А.Н. Волкова М., 2001;

19. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие – М., 2003;

20. Зорин В.И. Введение в евразийскую философию: Учебно-методическое пособие. Астана, 2001;

21. Лучшие рефераты по философии: Для студентов вузов сост. Д.Н. Киричук. Ростов-н-Дону 2002;

22. Философия в 2-х частях под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. – М.,2002;

23. Николаева Л.С. Философия: экзаменационные ответы Ростов на Дону,2002;

24. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1991;

25. Чанышев А.Г. Курс лекций по древней философии. М., 2001;

26. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001;

27. Соколов В.Н. Средневековая философия. М., 2000;

28. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. М., 2000;

29. Современная западная философия. Словарь. М.,1993;

30. 106 философов: жизнь, судьба, учение в 2 томах. М., 1994;

31. История философии: Запад-Восток Россия. М., 1995;

32. Хрестоматия по истории философии. М., 1998.

 

– Конец работы –

Используемые теги: Учебно-методический, Комплекс, дисциплины, Философия0.069

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ по дисциплине EUR 1106 - Экология и устойчивое развитие ООД 1 Учебно-методическое пособие по дисциплине Экология и устойчивое развитие / – Астана: Изд-во ЕНУ
Евразийский национальный университет им Л Н Гумилева... Кафедра Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Наименование дисциплины: Философия
Утверждено на заседании Ученого совета факультета Финансы протокол от апреля г Декан факультета Финансы... Тематика курсовых работ не... Тестовые задания...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина Информатика
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сервиса ПВГУС...

Учебно-методический комплекс по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Российская академия народного хозяйства... И государственной службы...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ... ТЮМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ...

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Учебно-методический комплекс По дисциплине: гистология, эмбриология и цитология
ГОУ ВПО Ижевская государственная медицинская академия... УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор Бутолин Е Г...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
Федеральное государственное бюджетное образовательное... Высшего профессионального образования...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Кубанский государственный университет...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО: ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам