Просветительская философия в Европе ХVIII в. - раздел Философия, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ Эпоха Просвещения Входит В Культуру Как Торжество Рационализма, Завершение Ид...
Эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение – эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение высшего расцвета достигло во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философия эпохи Просвещения приняла форму материализма и атеизма и подготовила почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей "совершеннолетними", научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.
Франсуа Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер (1694–1778 гг.) – французский писатель, публицист и философ, виднейший представитель французского Просвещения. Представитель деизма – направления в философии, согласно которому Бог единожды сотворив мир, больше не принимает участия в его развитии.
Основные труды:«Философские письма», «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона», «Опыт всеобщей истории о нравах и духе народов: В 7 т.», «Трактат о веротерпимости», «Философский словарь», «Философия истории», философские повести: «Видение Бабука», «Задиг», «Кандид, или Оптимизм», и др.
Признавая существование Бога – Творца мира, Вольтер считает, что мы не в состоянии судить о Деятельности Бога и о его вмешательстве в дела мира. Полагая, что человеческая история – это дело рук самих людей, он утверждал, что источником зла являются сами люди. Лучшей формой государственного правления Вольтер считал конституционную монархию; он полагал неизбежным и соответствующим природе людей расслоение общества на бедных и темных, с одной стороны, и на богатых и образованных – с другой. Вольтер неоднократно выступал как против атеизма, так и религиозного фанатизма. Считая необходимой веру в Бога («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать!»), Вольтер обрушивается на религию, которую называл на три четверти выдуманной, и на церковь, повинную во множестве преступлений; и его лозунгом стало: «Раздавить гадину!»
Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.) – французский писатель, историк и философ; видный деятель французского Просвещения, один из основоположников географического детерминизма – направления, согласно которому климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества.
Основные труды:«Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «Размышления о всемирной монархии», «О духе законов».
Одной из центральных идей Монтескье стал тезис о том, что характер внутренних законов (политическое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации, в свою очередь, определяется географической средой:т.е. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями и т.д. Поэтому «только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и Для другого».
В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляющее воздействие, поэтому там люди изнежены, организмы у них слабые и чувствительные, люди там робкие. В северных странах за счет холодного климата организм у человека здоровый, крепко сложенный. Северяне обладают большей силой, а значит, мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства. Соответственно, в жарких странах Азии царит дух рабства, и для них наиболее подходящими являются деспотические формы правления. В странах умеренного климата более подходящей является монархическая или республиканская форма правления.
Разделение властей. Внутри каждого государства существует законодательная, исполнительная и судебная власть. Чтобы не возникало злоупотреблений, необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга.
Жан Жак Руссо (1712—1778 гг.) - французский писатель, поэт и философ, один из виднейших представителей французского Просвещения.
Основные труды:«Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Политическая экономия», «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании».
Руссо был деистом,признавая реальное существование материального мира и сотворение его Богом. Основное внимание Руссо уделял социально-политической проблематике и особенно проблеме неравенства. Он различал два вида неравенства: Естественное (физическое) и нравственное (политическое, социальное). Руссо неоднократно подчеркивал, что в «естественном состоянии» (т.е. до возникновения государства) социального неравенства не существовало, неравенство там было исключительно физическим; человек вел «спокойную и невинную жизнь» в соответствии со своей природой и находясь в гармонии с внешним миром. Именно поэтому главным его призывом был «назад к природе», к своим корням.
Государство возникает в результате общественного договорамежду всеми членами общества. Общественный договор устанавливает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми же правами. Целью законодательства является достижение свободы и равенства граждан.
Дени Дидро (1713 –1784 гг.) - французский писатель и философ, один из виднейших деятелей Просвещения, организатор и редактор «Энциклопедии».
Основные труды:«Философские мысли», «Аллеи, или Прогулка скептика», «Письмо о слепых в назидании зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Сон Д'Аламбера», «Философские принципы материи идвижения».
В своих произведениях Дидро становится на позиции материализма и атеизма, выступает с критикой христианских догм и религиозных суеверий. Он ставил под сомнение различные чудеса, а также божественный характер Библии. Сотворенной Богом и после этого статичной и неизменной природе деистов Дидро противопоставляет материалистическую картину мира, находящегося в вечном движении и развитии. Согласно деизму Бог выносится за рамки природы, так как после сотворения мира Он более не вмешивается в ее существование, у Дидро же Бог вообще оказывается ненужным.
Казахский агротехнический университет имени С Сейфуллина... АБДИНА А К...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Просветительская философия в Европе ХVIII в.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Астана 2010
Аннотация УМКД:Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» включает в себя основные понятия, проблемы, концепции и персоналии истории и теор
Перечень лекционных занятий
Наименование темы
Объем, час
Литература
Текущий контроль, балл
1. Предмет философии: понятие и специфика
Многообразие
Перечень практических занятий
Наименование темы
Объем, час
Литература
Текущий контроль, балл
1. Предмет философии: понятие и специфика
Смысл и назн
Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает «любовь к мудрости». Данное понятие ввел в
Тема 2. Философия Древней Индии
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принес
Система категорий в древнеиндийской философии
Брахман – высшая реальность, абсолютное духовное начало из которого возникает все сущее, все что существует в мире рождается в брахмане, а разрушаясь снова растворяется в нем,
Тема 4. Античная философия
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народ
Тема 6. Философия Ренессанса
Философия Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по XVI века. Ренессанс ставит на место средневекового теоцентризма принцип антропоцентризма
Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового Времени. Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысл
Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
Западно-европейскую философию XIX века называют неклассической философией, поскольку она начинается с критики систем немецкого идеализма, и прежде всего – спекулятивной сист
Тема 10. Русская философия
Русская философия - собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины XIX - начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию "Философичес
Тема 11. Казахская философия
Отличительные особенности казахской философии заключаются в том, что основными проблемами бытия и мышления выдвигаются проблемы человека, морали, эстетики, образования, свободы слова и свободы духа
Тема 13. Философия бытия и познания
«Бытие» как философская категория: ее смысл и специфика. Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начиналис
Тема 14. Философия человека и общества
Антропология - наука о человеке.
С одной стороны, человек - существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой сто
Тема 15. Современные проблемы философского знания
Понятие цивилизация – одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмыс
Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
1. Смысл, предмет и предназначение философии;
2. Основные функции и методы философии, и ее роль в современном мире;
3. Соотношение понятий философия и наука, философия и религия;
Тема 2. Древнеиндийская философия
1. Специфика древнеиндийской философии;
2. Философские сутры как ключевые положения индийской философии;
3. Понятие, сущность и учение ортодоксальных школ;
Тема 3. Философия Древнего Китая
1. Основное содержание китайской предфилософии;
2. Роль конфуцианства в китайской культуре и обществе;
3. Моизм и легизм как альтернативные доктрины;
4. Ф
Тема 4. Античная философия
1. Онтологические и эпистемологические основания философии досократовского периода;
2. Этические учения софистов и Сократа;
3. Объективный идеализм Платона и филос
Тема 6. Философия Ренессанса
1. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения;
2. Реформация в Европе: представители и сущность;
3. Философские идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно;
4. Представите
Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
1. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии нового времени;
2. Социально-политические учения Дж. Локка и Т. Гоббса;
3. Субъективный идеализм Дж. Бер
Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
1. Иррационализм и волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
2. Экзистенциальные идеи С. Кьеркегора. Философия жизни А. Бергсона и культурологический подход О. Шпенглера;
3. Психоана
Тема 10. Русская философия
1. Особенности становления и развития русской философии;
2. Проблема исторического пути России: славянофильство и западничество;
3. Религиозная философия В. Соловьева, С. Булгаков
Тема 11. Казахская философия
1. Мифологические и социокультурные основания казахской философии;
2. Гуманистические воззрения: Ш. Валиханова, А. Кунанбаева,
Ш. Кудаберлиева, И. Алтынсарина;
3. Философ
Тема 13. Философия бытия и познания
1. Понятие, сущность и формы бытия;
2. Определение материи, движения, пространства и времени. Проблема субстанции.
3. Соотношение гносеологии и эпистемологии. Объект и субъект поз
Тема 14. Философия человека и общества
1. Понятие и основные принципы социальной философии;
2. Исторические типы общества и пути развития казахстанского общества;
3. Философская антропология и образы человека в истории
Тема 15. Современные проблемы философского знания
1. Развитие культуры в условиях глобализации;
2. Сциентизм и антисциентизм как тенденции развития общества;
3. Экологические и глобальные кризисы современного общества: пути их пр
Тема 1: Предмет философии: понятие и специфика
1. Используя рекомендуемую литературу и другие источники, выпишите несколько определений философии. Проанализируйте в чем их сходство и различие. На основе полученной информации попытайтесь
Тема 2. Древнеиндийская философия
1. Заполните таблицу
название школы
период возникновения
основатель
письменные источники
содержание учения
Тема 3: Философия Древнего Китая.
1. Заполните таблицу:
название школы
период возникновения
основатель
письменные источники
содержан
Тема 4. Античная философия
1. Заполните таблицу «Досократовские школы»:
Название
Представители
Характеристика
Милетская школа
Основоположник даосизма
А) Конфуций
В) Лао-Цзы
С) Шан-Ди
D) Мен-Цзы
Е) Хуан-Ди
14. Цзюн-цзы – в философии Конфуция это:
А) Благородный человек
Что лежит в основании философии Й. Фихте?
А) Природа
В) Абсолютная идея
С) Я
D) Оно
Е) Вещь
44. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту:
А) Теолог
Новости и инфо для студентов