рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 13. Философия бытия и познания

Тема 13. Философия бытия и познания - раздел Философия, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ «Бытие» Как Философская Категория: Ее Смысл И Специфика. ...

«Бытие» как философская категория: ее смысл и специфика. Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления - т.е. того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духов­ным миром.

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории суще­го, называется онтологией(от греческого on [ontos] – су­щее и logos – учение, понятие, слово). Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления (сознания), а также объективного и субъективного, среди которых особое место за­нимает категория бытия (поэтому онтологию еще опреде­ляют как учение о бытии).

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологичес­кие, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разно­видность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является небытие (ничто).

Формы бытия и соответствующие им способы существо­вании детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего? выделяют материальное бытие (на­пример, Солнечная система) и идеальное бытие (идея воз­никновения Солнечной системы), которые являются самы­ми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которо­го выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т. е. внутри и благодаря со­знанию человека. Любой вид материального бытия обла­дает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звез­ды, планеты, горы и т. д.), природные органические (био­логические виды), социальные формы бытия (обществен­ное бытие, индивидуальное бытие человека и т. д.), искус­ственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).

Категории субстанции и материи.Дальнейшее развертывание проблемы сущего, порож­дает категорию субстанции. Бытие предполагает не толь­ко существование, но и его причину. Другими словами, бытие есть единство существования и сущности. В понятии субстанции как раз и выражается сущностная сторо­на бытия. Термин «субстанция» происходит от латинско­го substantia – сущность, то, что лежит в основе. Субстан­ция есть самодостаточное, самодетерминированное суще­ствование. Другими словами, субстанция – это объек­тивная реальность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства. Различают так же метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое – как изменчивой, само­развивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количествен­ная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм – из двух начал (Декарт), плю­рализм – из множества начал (Демокрит, Лейбниц).

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объеди­няет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Поэтому «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин).

Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную мате­рию как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод во­обще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отноше­ниях. Не существует «безликой» материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным от­носительно отличным от материи свойством является лишь созна­ние, дух.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывис­тое строение. Она состоит из частей различной величины, качест­венной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, ра­дикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 раз­личных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100. От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей — гравитационные, электромагнит­ные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им вза­имодействовать и тем самым существовать. Так, без полей тяготения ничто не объединяло бы звезды в галактики, а само вещество — в звезды. Не было бы ни Солнечной системы, ни самого Солнца, ни планет. Вообще все тела перестали бы существовать: без электри­ческих и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра — в атомы.

Один из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчи­вости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент мате­рии, современная физика открыла всеобщую превращаемость эле­ментарных частиц. В непрерывном процессе взаимных превраще­ний материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изме­нений. Превращение механического движения вследствие трения приводит к накоплению внутренней энергии тела, к усилению теп­лового движения его молекул. Тепловое движение в свою очередь может превратиться в излучение. Закон сохранения и превращения энер­гии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука от­крыла такие фундаментальные законы, как законы сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочных воззрений.

Теория познания - есть общая теория, уясняющая саму природу познава­тельной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания разви­валась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной ис­тории.

Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis - познавание, узнавание; познание, знание и episteme - знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добы­тый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в пер­вом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее иссле­дование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология - это знание о знании. В последние деся­тилетия ученых все больше интересует процесс получения знания, его приращения, развития, а это предполагает изучение и использование достижений истории наук, данных когнитивной психоло­гии, учет личностного фактора в познавательной деятельности. Познание в различных формах есть процесс обогащения человека новым знанием, которое может быть определено как совокупность идей о мире, теоретическое овладение его предметами, их идеальная форма.

Виды познания:

1) обыденное или индивидуальное познание: формируется в процессе повседневной деятельно­сти, на основе личного опыта и обобщения, усвоения об­щественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, свя­зано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно об­разным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Оно представляет собой информацион­но самую емкую форму знания. Установлено, что объем информации, которую накапливает человек к двадцати годам своей жизни, во много раз превышает объем инфор­мации, накопленный всеми науками.

2) научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего, своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необхо­димое, поскольку основным предметом научного позна­ния является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т. е. в науке доми­нирует логическое, понятийное знание и, более того, сис­темное понятийное знание.

3) философское познание: является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т. е. суще­ственная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не со­держать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемо­го — это обязательный элемент данного вида познания.

4) художественное познание: в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному знанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т. е. типическое и этим сближается с наукой, ограничиваясь при этом сферой своего предмета - чело­веком и человеческими отношениями.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Понятия «субъект» и «объект» соотносительны. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, состав­ляет объект познания, становится в определенном смысле «собст­венностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отноше­ние. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отноше­ние. В современной гносеологии принято различать объект и пред­мет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, меди­цина - его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка иссле­дователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Проблема истины. С теорией познания тесно связана проблема истины. Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высо­кий нравственно-эстетический смысл. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредст­вом его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким об­разом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими сло­вами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное со­держание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность как базе прогностического измерения. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только ра­зумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения. Итак, истина «не сидит в вещах» и лишь отчасти (субъективная истина) создается нами; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальнос­ти, но принимаемое за истинное. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к ре­ализации замыслов в ситуации неполной информации. Каждая ступень научного познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества, уровнем практи­ки, а также познавательными способностями данного ученого, раз­витие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоя­тельствами, и в определенной степени природными факторами. На­учные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающа образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть про­дукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимос­ти — достаточно вспомнить классическую механику Ньютона или. Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знания. Вероятностные явления (и соответствующие законы) общественных наук относительны по определению.

Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной ис­тине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть на­ращивание моментов абсолютного.

Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразум­но увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо по­мнить о безмерности еще непознанного, об относительности нашего знания.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ

Казахский агротехнический университет имени С Сейфуллина... АБДИНА А К...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 13. Философия бытия и познания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Астана 2010
    Аннотация УМКД:Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» включает в себя основные понятия, проблемы, концепции и персоналии истории и теор

Перечень лекционных занятий
Наименование темы Объем, час Литература Текущий контроль, балл 1. Предмет философии: понятие и специфика Многообразие

Перечень практических занятий
Наименование темы Объем, час Литература Текущий контроль, балл 1. Предмет философии: понятие и специфика Смысл и назн

График выполнения и сдачи заданий (СРС) по дисциплине
№ Тема занятий Задания СРС Цель и содержание занятий Рекомендуемая литература Формы контроля Срок сдач

Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает «любовь к мудрости». Данное понятие ввел в

Тема 2. Философия Древней Индии
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принес

Система категорий в древнеиндийской философии
Брахман – высшая реальность, абсолютное духовное начало из которого возникает все сущее, все что существует в мире рождается в брахмане, а разрушаясь снова растворяется в нем,

Тема 4. Античная философия
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народ

Тема 5. Философия западноевропейского и арабомусульманского средневековья
Философия западно-европейского средневековья. Западно-европейское средневековье охватывает период с V по XIII века. Философия в данную эпоху – «служанка богословия».

Тема 6. Философия Ренессанса
Философия Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по XVI века. Ренессанс ставит на место средневекового теоцентризма принцип антропоцентризма

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового Времени. Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрож­дения страницу в истории развития философской мысл

Просветительская философия в Европе ХVIII в.
Эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение – эпоха гносеолог

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
Западно-европейскую философию XIX века называют неклассической философией, поскольку она начинается с критики систем немецкого идеализма, и прежде всего – спекулятивной сист

Тема 10. Русская философия
Русская философия - собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины XIX - начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию "Философичес

Тема 11. Казахская философия
Отличительные особенности казахской философии заключаются в том, что основными проблемами бытия и мышления выдвигаются проблемы человека, морали, эстетики, образования, свободы слова и свободы духа

Тема 12. Западная философия в контексте культуры ХХ–начала ХХI вв.
Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современн

Тема 14. Философия человека и общества
Антропология - наука о человеке. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой сто

Тема 15. Современные проблемы философского знания
Понятие цивилизация – одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмыс

Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
1. Смысл, предмет и предназначение философии; 2. Основные функции и методы философии, и ее роль в современном мире; 3. Соотношение понятий философия и наука, философия и религия;

Тема 2. Древнеиндийская философия
  1. Специфика древнеиндийской философии; 2. Философские сутры как ключевые положения индийской философии; 3. Понятие, сущность и учение ортодоксальных школ;

Тема 3. Философия Древнего Китая
  1. Основное содержание китайской предфилософии; 2. Роль конфуцианства в китайской культуре и обществе; 3. Моизм и легизм как альтернативные доктрины; 4. Ф

Тема 4. Античная философия
  1. Онтологические и эпистемологические основания философии досократовского периода; 2. Этические учения софистов и Сократа; 3. Объективный идеализм Платона и филос

Тема 5. Философия западноевропейского и арабомусульманского средневековья
  1. Основные направления и предпосылки средневековой философии; 2. Религиозное учение Августина и схоластика Фомы Аквинского; 3. Спор о природе универсалий: реализм

Тема 6. Философия Ренессанса
1. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения; 2. Реформация в Европе: представители и сущность; 3. Философские идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно; 4. Представите

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
  1. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии нового времени; 2. Социально-политические учения Дж. Локка и Т. Гоббса; 3. Субъективный идеализм Дж. Бер

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
1. Иррационализм и волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 2. Экзистенциальные идеи С. Кьеркегора. Философия жизни А. Бергсона и культурологический подход О. Шпенглера; 3. Психоана

Тема 10. Русская философия
1. Особенности становления и развития русской философии; 2. Проблема исторического пути России: славянофильство и западничество; 3. Религиозная философия В. Соловьева, С. Булгаков

Тема 11. Казахская философия
1. Мифологические и социокультурные основания казахской философии; 2. Гуманистические воззрения: Ш. Валиханова, А. Кунанбаева, Ш. Кудаберлиева, И. Алтынсарина; 3. Философ

Тема 12. Западная философия в контексте культуры ХХ – начала ХХ I века
1. Этапы развития позитивизма в европейской философии (позитивизм, махизм, аналитическая философия, постпозитивизм) 2. Новые идеи неокантианства и прагматизма; 3. Проблема сущетво

Тема 13. Философия бытия и познания
1. Понятие, сущность и формы бытия; 2. Определение материи, движения, пространства и времени. Проблема субстанции. 3. Соотношение гносеологии и эпистемологии. Объект и субъект поз

Тема 14. Философия человека и общества
1. Понятие и основные принципы социальной философии; 2. Исторические типы общества и пути развития казахстанского общества; 3. Философская антропология и образы человека в истории

Тема 15. Современные проблемы философского знания
1. Развитие культуры в условиях глобализации; 2. Сциентизм и антисциентизм как тенденции развития общества; 3. Экологические и глобальные кризисы современного общества: пути их пр

Тема 1: Предмет философии: понятие и специфика
1. Используя рекомендуемую литературу и другие источники, выпишите несколько определений философии. Проанализируйте в чем их сходство и различие. На основе полученной информации попытайтесь

Тема 2. Древнеиндийская философия
1. Заполните таблицу название школы период возникновения основатель письменные источники содержание учения

Тема 3: Философия Древнего Китая.
  1. Заполните таблицу: название школы период возникновения основатель письменные источники содержан

Тема 4. Античная философия
  1. Заполните таблицу «Досократовские школы»: Название Представители Характеристика Милетская школа

Тема 5. Средневековая философия
  1. Заполните таблицу «Периодизация средневековой западной философии»   апологетика патристика

Тема 6. Философия Ренессанса
  1. Заполните таблицу Название направлений гуманизм реформация натур-философия социально-политическ

Тема 7. Философия Нового Времени и Просвещения
  1. Заполните таблицу «Направления философии Нового Времени» направление сенсуализм эмпиризм рационализм

Тема 9. Западноевропейская философия XIX века
1. Заполните таблицу: «Направления философии XIX века» иррационализм волюнтаризм фрейдизм философия жизни диалекти

Тема 10. Русская философия
1. Заполните таблицу «Западники и славянофилы» Направление Западники Славянофилы Представители  

Тема 11. Казахская философия
1. Заполните таблицу «Видные представители Казахской философии»     Ш. Валиханов А. Кунанбаев Ш. Кудабердиев

XX – начала XXI века
1. Заполните таблицу «Этапы развития позитивизма» Направление I этап позитивизм II этап эмпириокритицизм III этап неопозитиви

Тема 13. Философия бытия и познания
1. Заполните таблицу «Основные формы бытия» Формы бытия Общая характеристика Материальное бытие  

Тема 14. Философия человека и общества
  1. Заполните таблицу «исторические виды обществ» Вид Общая характеристика доиндустриальное общество  

Тема 15. Современные проблемы философского знания
1. Заполните таблицу «Соотношение процессов глобализма и антиглобализма» тенденция глобализм антиглобализм

Основоположник даосизма
А) Конфуций В) Лао-Цзы С) Шан-Ди D) Мен-Цзы Е) Хуан-Ди 14. Цзюн-цзы – в философии Конфуция это: А) Благородный человек

Что лежит в основании философии Й. Фихте?
А) Природа В) Абсолютная идея С) Я D) Оно Е) Вещь 44. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту: А) Теолог

Какое из определений наиболее полно отражает статус категории?
А) Абстрактные понятия В) Фундаментальные понятия С) Формы чувственного познания D) Формы рационального познания Е) Научные термины 65. Укажите

Какое название получила концепция Н.И. Вернадского?
A) Теория «общественного договора» B) Концепция биосферы C) Теория относительности D) Концепция сознания Е) Концепция ноосферы 78. Философ, кото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги