рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 15. Современные проблемы философского знания

Тема 15. Современные проблемы философского знания - раздел Философия, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ Понятие Цивилизация – Одно Из Са...

Понятие цивилизация – одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

· культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

· смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

· взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер).

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

Возрождение - культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества.

Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

В настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

Для техногенной цивилизации характерно:

· Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);

· Человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;

· Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

· Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

Для традиционной:

· Невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;

· Направленность человека на самосовершенствование;

· Направленность развития техники и технологии на автономию личности и т.д.

Таким образом современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах. Но не нужно полагать, что глобализация – это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов. Глобализация - это объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом.

Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т. е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи зашли в этом настолько далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие идеологии) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств.

Одни возлагают на глобализацию огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики. А другие - антиглобалисты - люто ненавидят и всячески ругают все, что связано с ней. Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что такое глобализация, когда она началась: существуют различные точки зрения и на то, является ли глобализация феноменом нескольких последних десятилетий, или же о глобализации можно было говорить уже тогда, когда один народ мог устанавливать контакты с другими народами, находящимися на противоположной стороне земного шара. Как глобализация соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. И что же можно назвать глобализацией, а что нет. Обилие мнений, подходов, оценок само по себе, не гарантирует основательной проработки темы. Глобализация оказалась трудным вопросом не только для массового сознания, но и для научного анализа.

Глобализация имеет объективные источники и, следовательно, является естественным историческим процессом. В ее основе — прогресс науки и техники, революционизирующие факторы функционирования и развития материального производства. Глобализация является объективной закономерностью развития современного мира. Она несет в себе как пози тивные, так и негативные последствия для всех включенных в нее народов, стран и регионов. В частности, современные информационные технологии прорывают национальные границы и превращают современный мир в «глобальную информационную деревню». Движение капиталов, финансовых потоков, миграция людей и их социальная мобильность, массовая культура влечет за собой интенсивную интернационализацию общественной жизни поверх национальных границ и требует растущей экономической, социальной и политической интеграции. По существу, дискуссия по проблемам глобализации в настоящее время переходит в практическую плоскость поиска адекватных линий поведения в условиях глобализации.


МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ

Казахский агротехнический университет имени С Сейфуллина... АБДИНА А К...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 15. Современные проблемы философского знания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Астана 2010
    Аннотация УМКД:Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» включает в себя основные понятия, проблемы, концепции и персоналии истории и теор

Перечень лекционных занятий
Наименование темы Объем, час Литература Текущий контроль, балл 1. Предмет философии: понятие и специфика Многообразие

Перечень практических занятий
Наименование темы Объем, час Литература Текущий контроль, балл 1. Предмет философии: понятие и специфика Смысл и назн

График выполнения и сдачи заданий (СРС) по дисциплине
№ Тема занятий Задания СРС Цель и содержание занятий Рекомендуемая литература Формы контроля Срок сдач

Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает «любовь к мудрости». Данное понятие ввел в

Тема 2. Философия Древней Индии
В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принес

Система категорий в древнеиндийской философии
Брахман – высшая реальность, абсолютное духовное начало из которого возникает все сущее, все что существует в мире рождается в брахмане, а разрушаясь снова растворяется в нем,

Тема 4. Античная философия
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народ

Тема 5. Философия западноевропейского и арабомусульманского средневековья
Философия западно-европейского средневековья. Западно-европейское средневековье охватывает период с V по XIII века. Философия в данную эпоху – «служанка богословия».

Тема 6. Философия Ренессанса
Философия Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по XVI века. Ренессанс ставит на место средневекового теоцентризма принцип антропоцентризма

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового Времени. Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрож­дения страницу в истории развития философской мысл

Просветительская философия в Европе ХVIII в.
Эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение – эпоха гносеолог

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
Западно-европейскую философию XIX века называют неклассической философией, поскольку она начинается с критики систем немецкого идеализма, и прежде всего – спекулятивной сист

Тема 10. Русская философия
Русская философия - собирательное название философских концепций русских мыслителей второй половины XIX - начала XX веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию "Философичес

Тема 11. Казахская философия
Отличительные особенности казахской философии заключаются в том, что основными проблемами бытия и мышления выдвигаются проблемы человека, морали, эстетики, образования, свободы слова и свободы духа

Тема 12. Западная философия в контексте культуры ХХ–начала ХХI вв.
Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современн

Тема 13. Философия бытия и познания
«Бытие» как философская категория: ее смысл и специфика. Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начиналис

Тема 14. Философия человека и общества
Антропология - наука о человеке. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой сто

Тема 1. Предмет философии: понятие и специфика
1. Смысл, предмет и предназначение философии; 2. Основные функции и методы философии, и ее роль в современном мире; 3. Соотношение понятий философия и наука, философия и религия;

Тема 2. Древнеиндийская философия
  1. Специфика древнеиндийской философии; 2. Философские сутры как ключевые положения индийской философии; 3. Понятие, сущность и учение ортодоксальных школ;

Тема 3. Философия Древнего Китая
  1. Основное содержание китайской предфилософии; 2. Роль конфуцианства в китайской культуре и обществе; 3. Моизм и легизм как альтернативные доктрины; 4. Ф

Тема 4. Античная философия
  1. Онтологические и эпистемологические основания философии досократовского периода; 2. Этические учения софистов и Сократа; 3. Объективный идеализм Платона и филос

Тема 5. Философия западноевропейского и арабомусульманского средневековья
  1. Основные направления и предпосылки средневековой философии; 2. Религиозное учение Августина и схоластика Фомы Аквинского; 3. Спор о природе универсалий: реализм

Тема 6. Философия Ренессанса
1. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения; 2. Реформация в Европе: представители и сущность; 3. Философские идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно; 4. Представите

Тема 7. Философия Нового времени и Просвещения
  1. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии нового времени; 2. Социально-политические учения Дж. Локка и Т. Гоббса; 3. Субъективный идеализм Дж. Бер

Тема 9. Западноевропейская философия ХIХ вв.
1. Иррационализм и волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 2. Экзистенциальные идеи С. Кьеркегора. Философия жизни А. Бергсона и культурологический подход О. Шпенглера; 3. Психоана

Тема 10. Русская философия
1. Особенности становления и развития русской философии; 2. Проблема исторического пути России: славянофильство и западничество; 3. Религиозная философия В. Соловьева, С. Булгаков

Тема 11. Казахская философия
1. Мифологические и социокультурные основания казахской философии; 2. Гуманистические воззрения: Ш. Валиханова, А. Кунанбаева, Ш. Кудаберлиева, И. Алтынсарина; 3. Философ

Тема 12. Западная философия в контексте культуры ХХ – начала ХХ I века
1. Этапы развития позитивизма в европейской философии (позитивизм, махизм, аналитическая философия, постпозитивизм) 2. Новые идеи неокантианства и прагматизма; 3. Проблема сущетво

Тема 13. Философия бытия и познания
1. Понятие, сущность и формы бытия; 2. Определение материи, движения, пространства и времени. Проблема субстанции. 3. Соотношение гносеологии и эпистемологии. Объект и субъект поз

Тема 14. Философия человека и общества
1. Понятие и основные принципы социальной философии; 2. Исторические типы общества и пути развития казахстанского общества; 3. Философская антропология и образы человека в истории

Тема 15. Современные проблемы философского знания
1. Развитие культуры в условиях глобализации; 2. Сциентизм и антисциентизм как тенденции развития общества; 3. Экологические и глобальные кризисы современного общества: пути их пр

Тема 1: Предмет философии: понятие и специфика
1. Используя рекомендуемую литературу и другие источники, выпишите несколько определений философии. Проанализируйте в чем их сходство и различие. На основе полученной информации попытайтесь

Тема 2. Древнеиндийская философия
1. Заполните таблицу название школы период возникновения основатель письменные источники содержание учения

Тема 3: Философия Древнего Китая.
  1. Заполните таблицу: название школы период возникновения основатель письменные источники содержан

Тема 4. Античная философия
  1. Заполните таблицу «Досократовские школы»: Название Представители Характеристика Милетская школа

Тема 5. Средневековая философия
  1. Заполните таблицу «Периодизация средневековой западной философии»   апологетика патристика

Тема 6. Философия Ренессанса
  1. Заполните таблицу Название направлений гуманизм реформация натур-философия социально-политическ

Тема 7. Философия Нового Времени и Просвещения
  1. Заполните таблицу «Направления философии Нового Времени» направление сенсуализм эмпиризм рационализм

Тема 9. Западноевропейская философия XIX века
1. Заполните таблицу: «Направления философии XIX века» иррационализм волюнтаризм фрейдизм философия жизни диалекти

Тема 10. Русская философия
1. Заполните таблицу «Западники и славянофилы» Направление Западники Славянофилы Представители  

Тема 11. Казахская философия
1. Заполните таблицу «Видные представители Казахской философии»     Ш. Валиханов А. Кунанбаев Ш. Кудабердиев

XX – начала XXI века
1. Заполните таблицу «Этапы развития позитивизма» Направление I этап позитивизм II этап эмпириокритицизм III этап неопозитиви

Тема 13. Философия бытия и познания
1. Заполните таблицу «Основные формы бытия» Формы бытия Общая характеристика Материальное бытие  

Тема 14. Философия человека и общества
  1. Заполните таблицу «исторические виды обществ» Вид Общая характеристика доиндустриальное общество  

Тема 15. Современные проблемы философского знания
1. Заполните таблицу «Соотношение процессов глобализма и антиглобализма» тенденция глобализм антиглобализм

Основоположник даосизма
А) Конфуций В) Лао-Цзы С) Шан-Ди D) Мен-Цзы Е) Хуан-Ди 14. Цзюн-цзы – в философии Конфуция это: А) Благородный человек

Что лежит в основании философии Й. Фихте?
А) Природа В) Абсолютная идея С) Я D) Оно Е) Вещь 44. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту: А) Теолог

Какое из определений наиболее полно отражает статус категории?
А) Абстрактные понятия В) Фундаментальные понятия С) Формы чувственного познания D) Формы рационального познания Е) Научные термины 65. Укажите

Какое название получила концепция Н.И. Вернадского?
A) Теория «общественного договора» B) Концепция биосферы C) Теория относительности D) Концепция сознания Е) Концепция ноосферы 78. Философ, кото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги