рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новая Атлантида

Новая Атлантида - раздел Философия, ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ …рано Поутру Явился К Нам Тот Самый Человек С Жезлом, Который Посети...

…Рано поутру явился к нам тот самый человек с жезлом, который

посетил нас первым, и сказал, что прислан доставить нас в Дом

чужестранцев, а прибыл рано затем, чтобы мы имели в нашем распоряжении

весь день… Мы поблагодарили его, сказав, что бог вознаградит его за заботу

о бесприютных чужестранцах. Итак, шестеро из нас сошли с ним на берег;

причем он, идя впереди, обернулся и сказал, чтобы мы считали его нашим

проводником и слугой. Он провел нас тремя прекрасными улицами; на всем

нашем пути по обеим сторонам улицы собрался народ; но все выстроились

правильными рядами и вели себя так вежливо, словно собрались не дивиться

па нас, а приветствовать; некоторые при нашем приближении несколько

выставляли вперед руку, что является у них знаком приветствия…

На следующий день часов около десяти управитель явился к нам

снова; после приветствий сказал дружески, что пришел навестить нас, велел

подать себе стул и сел; сели и мы, человек десять (остальные были низкого

звания, а некоторые отсутствовали). Когда мы уселись, он начал следующим

образом: «Мы, жители острова Бенсалем (ибо так он именуется на их языке),

благодаря нашему отдаленному расположению, тайне, к которой обязываем

мы наших путешественников, и редкому допущению к себе чужестранцев,

хорошо осведомлены о большей части обитаемых земель, сами же остаемся

неизвестны… Вам надлежит знать (хотя вы и можете счесть это

невероятным), что три тысячи, и более, лет назад мореплавание (особенно в

отдаленные страны) было развито более, нежели сейчас. Не думайте, что мне

неизвестно, какие успехи оно сделало за последние сто двадцать лет. Я знаю

это отлично и, тем не менее, повторяю: более, нежели сейчас. Потому ли, что

пример ковчега, спасшего остатки рода человеческого от всемирного потопа,

поощрял людей вверяться волнам, или по другой причине, но так оно было.

Большой флот был у финикийцев, особенно у жителей Тира, а также у их

колонии, Карфагена, лежавшего еще дальше к западу. На востоке много

кораблей было у Египта и Палестины. Китай и великая Атлантида (именуемая

у вас Америкой), сейчас имеющие лишь джонки и пироги, в ту пору также в

изобилии имели большие суда. Наш остров (как видно из достоверных

летописей того времени) имел полторы тысячи прочных кораблей большого

водоизмещения. Об этом у вас сохранилось мало сведений, или же вовсе

никаких, нам же все это хорошо ведомо.

В то время страна наша была известна и посещалась кораблями всех

названных мною стран. И нередко случалось, что с ними прибывали также

люди других стран, не имевших своего флота, как-то: персы, халдеи, арабы;

так что у нас побывали почти все могучие и слабые народы, от которых здесь

и по сей день сохранилось несколько родов и небольших племен. Что

касается собственных наших кораблей, то они, плавая повсюду, достигали и

вашего пролива, называемого Геркулесовыми столбами, и других частей

Атлантики и Средиземного моря, и Пекина (иначе называемого Камбалу), и

Кинсаи на Восточных морях, и даже самих рубежей Восточной Татарии.

В это же время, и еще столетие спустя, процветала и великая

Атлантида. И хотя повесть о ней, написанная одним из ваших великих

людей, − который назвал ее поселением потомков Нептуна и описал ее

великолепный храм, дворец, город и холм, ее многочисленные судоходные

реки, опоясывавшие город точно кольцами, и величавые ступени, по которым

туда восходили, − хотя все это поэтический вымысел, одно, во всяком случае,

верно: эта Атлантида, так же как и Перу (в то время называвшаяся Койя) и

Мексика (носившая название Тирамбель), были мощными и гордыми

державами, которые славились войском, флотом и богатствами, столь

мощными, что жители последних одновременно (или на протяжении десяти

лет) совершили два больших плавания…

Менее чем сто лет спустя великая Атлантида была разрушена до

основания − не землетрясением, как утверждает ваш источник (ибо вся та

часть света мало им подвержена), но частичным потопом и наводнением…

Вот из-за этого-то бедствия и прекратились наши сношения с Америкой, с

которой, вследствие более близкого соседства, они были наиболее тесными.

Что касается других частей света, то в последующие века (вследствие

ли войн или просто превратностей времени) мореплавание всюду пришло в

крайний упадок; а дальние плавания прекратились вовсе (чему

способствовало также распространение галер и других подобных судов,

непригодных в открытом море). Итак, тот способ сношений, который состоял

в посещении нас чужестранцами, уже издавна, как видите, стал невозможен,

не считая редких случаев, вроде того, что привел сюда вас. Что же касается

второго способа, а именно, наших плаваний в чужие земли, то для этого

должен я привести другую причину, ибо не могу (не греша против истины)

сказать, что флот наш по части численности и прочности судов, искусства

моряков и лоцманов и всего, относящегося до мореплавания, стал

сколько-нибудь хуже, чем прежде. Отчего сделались мы домоседами, о том

надлежит рассказать особо; а тем самым отвечу я и на главный ваш вопрос.

Около тысячи девятисот лет назад правил у нас король, память

которого мы чтим более всех других − не как-либо суеверно, но потому, что в

нем, хотя и смертном человеке, видим орудие божественного промысла. Имя

его было Соломон, и он считается законодателем нашей страны. Государь

этот обладал сердцем неистощимой доброты; и цель своей жизни полагал

единственно в том, чтобы сделать страну и народ счастливыми. Видя, сколь

богата наша земля и способна прокормиться без помощи чужеземцев, ибо

имеет в окружности пять тысяч шестьсот миль и на редкость плодородную

почву почти повсеместно; и сколько найдется дела нашим кораблям, как на

рыбных промыслах, так и на перевозках из порта в порт или на небольшие

острова, расположенные неподалеку от нас и принадлежащие нашему

королевству; и сколь страна наша счастлива и благополучна; и сколько есть

способов ухудшить это положение, тогда как едва ли найдется хоть один

способ улучшить его, − решил он, что для осуществления его благородной

цели (насколько это доступно человеческому предвидению) требуется лишь

увековечить столь счастливое состояние. Поэтому в число изданных им

основных законов нашего королевства включил он запреты, касающиеся

посещения нас чужеземцами, что в те времена (хотя это было уже после

бедствия, постигшего Америку) случалось часто; ибо опасался новшеств и

влияния чужих нравов… Что касается наших путешествий в чужие края, то

наш законодатель счел нужным запретить их совершенно…

Знайте же, дорогие друзья, что в числе превосходных законов,

введенных этим государем, особо выделяется один. Это было основание

некоего Ордена, или Общества, называемого нами «Дом

Соломона» − благороднейшего (по нашему мнению) учреждения на земле,

служащего стране нашей путеводным светочем. Оно посвящено изучению

творений господних. Некоторые считают, что в его названии имя основателя

подверглось искажению и что правильней было бы называть его «Дом

Соломона». Но именно так оно значится в летописях. И я полагаю, что оно

названо в честь царя иудеев, прославленного у вас и нам также

небезызвестного. Ибо у нас имеются некоторые его сочинения, считающиеся

у вас утерянными, а именно его Естественная история, трактующая обо всех

растениях, от кедра ливанского до иссопа, растущего из стены, и обо всем,

чему присуща жизнь и движение. Это заставляет меня думать, что государь

наш, видя, что деятельность его во многом совпадает с деяниями иудейского

царя (жившего за много лет до него), почтил его память этим названием. В

этом мнении меня еще более утверждают древние летописи, иногда

называющие Дом Соломона Коллегией шести дней творения; откуда

очевидно, что достойный государь наш знал от иудеев о сотворении мира и

всего в нем сущего в шесть дней и поэтому, учреждая Общество для познания

истинной природы всех вещей (дабы прославить бога, создавшего их, а людей

научить плодотворному пользованию ими), дал ему также и это второе

название.

Но обратимся к главному предмету нашей беседы. Запретив своим

подданным плавания во все края, не подвластные его короне, государь,

однако ж, постановил, чтобы каждые двенадцать лет из королевства нашего

отплывало в разных направлениях два корабля; чтобы на каждом из них

отправлялось по три члена Соломонова дома для ознакомления с делами тех

стран, куда они направляются, в особенности с науками, искусствами,

производствами и изобретениями всего мира, и для доставки нам

всевозможных книг, инструментов и образцов; и чтобы привезшие их

корабли возвращались, сами же они оставались в чужой земле до следующей

такой поездки. Корабли эти грузятся провиантом и запасом золота, который

остается у членов Соломонова дома для закупок и оплаты различных услуг по их усмотрению. Сообщать вам, каким образом наши матросы остаются

неузнанными; и как те, кто высаживается на берег, выдают себя за

представителей других наций; и куда именно ходили наши корабли; и какие

порты определены им для дальнейших поездок − я не могу; да и вы навряд ли

этого хотите. Но, как видите, мы ведем торговлю не ради золота, серебра или

драгоценностей; не ради шелков, пряностей пли иных материальных

ценностей; но единственно ради того, что создано господом раньше всех

других вещей, т. е. света − чтобы обрести свет, в каком бы конце земли он ни

забрезжил»…

Однажды двое из нас были приглашены на так называемый Праздник

семьи − обычай весьма почтенный, благочестивый я согласный с природою и

выказывающий эту нацию с самой лучшей стороны. Вот как он празднуется.

Праздновать его может всякий, кто породит не менее тридцати живых детей и

внуков, как только младший из них достигнет трехлетнего возраста; расходы

же по устройству праздника берет на себя государство. За два дня до

празднества отец семейства, называемый здесь тирсаном, приглашает к себе

троих друзей по своему, выбору; в приготовлениях ему помогает также

правитель города или местности, где происходит празднество; и собираются

все члены семьи обоего пола. Эти два дня тирсан проводит в совещаниях о

благополучии семьи. Если оказываются между ее членами раздоры или

тяжбы, их разбирают и улаживают. Если кто-либо из семьи впал в нищету

или находится в тяжелом положении, изыскиваются способы помочь ему и

обеспечить средства к существованию. Если кто предался пороку или

повинен в дурных поступках, ему выносится порицание и осуждение. Здесь

же даются указания относительно браков, выбора подходящего занятия и

другие подобные советы. При этом присутствует правитель, дабы своей

властью подкреплять распоряжения тирсана, если кто-либо вздумает их

ослушаться; однако надобность в этом бывает редко: настолько велико у них

уважение к законам природы. Здесь же тирсан выбирает из числа своих

сыновей одного, которому предстоит жить в его доме и носить звание Сына

виноградной лозы. А откуда такое название, будет видно из дальнейшего…

Тирсан выходит со всем своим потомством, причем мужчины идут

впереди его, а женщины позади; а если жива мать, породившая их всех, то

справа от кресла, на хорах, отгораживают для нее особое помещение с дверью

и застекленным окном с резной рамою, украшенной лазурью и золотом; там

она сидит, невидимая присутствующим. Тирсан садится в кресло, а все

семейство становится вдоль стены, позади его и по сторонам возвышения, по

старшинству, но без различия пола; комната при этом всегда полна народа, но

без всякой суматохи и шума; спустя минуту с противоположного конца

появляется таратан (а по нашему вестник) и с ним два мальчика, из которых

один несет свиток тамошнего желтого и блестящего пергамента, а

другой − золотую виноградную гроздь на длинном стебле… Свиток этот

содержит королевскую грамоту с перечислением пенсий, льгот, почестей и

привилегий, даруемых отцу семейства, которого король в обращении всегда

именует «своим любезным другом и заимодавцем»; и это звание ни в каких

других случаях не употребляется. Ибо здесь считают, что король не может ни

перед кем быть в долгу, кроме человека, приумножающего число его

подданных… Эту грамоту вестник читает вслух, а тирсан выслушивает стоя,

поддерживаемый двумя из своих сыновей. После этого вестник подымается

на возвышение и вручает ему грамоту, а все присутствующие приветствуют

это восклицаниями на их языке, означающими: «счастлив народ Бенсалема!»

Затем вестник берет из рук второго мальчика виноградную гроздь, которая

сделана целиком из золота − как стебель, так и ягоды… Число ягод в грозди

соответствует числу потомства. Эту гроздь вестник также вручает тирсану,

который тут же передает ее тому из сыновей, кого избрал он жить при себе, и

тот всегда потом, в торжественных случаях, носит ее впереди отца, почему и

называется Сыном виноградной лозы. По окончании этой церемонии тирсан

удаляется, а спустя некоторое время выходит к обеду, в продолжение

которого он, как и ранее, сидит один под балдахином, и никто из потомков

его не садится с ним, каково бы ни было его звание и положение, если только

это не член Соломонова дома. За столом прислуживают отцу только дети

мужского пола, которые каждый раз преклоняют перед ним колено; а

женщины стоят вдоль стены. Пониже возвышения накрыты столы для

приглашенных, где все подается с большой торжественностью; а в конце

обеда (пиршества у них никогда не длятся более полутора часов) исполняется

гимн, который бывает различным, смотря по искусности сочинителя (поэты

здесь превосходные), но темой своей неизменно имеет восхваление Адама,

Ноя и Авраама, из коих первые два населили мир, а третий был отцом

верующих; а в заключение всегда поется хвала рождеству Спасителя,

рождением своим искупившего грехи всех рожденных.

По окончании трапезы тирсан вновь удаляется и после некоторого

времени, проводимого в уединении и молитве, появляется в третий раз, чтобы

благословить свое потомство, которое, как и вначале, стоит вокруг него. Он

вызывает их одного за другим поименно, в любом угодном ему порядке, но

обычно по старшинству. Названный преклоняет колено перед креслом (стол к

тому времени убирается), а глава семьи возлагает ему руку на голову,

произнося следующее благословение: «Сын Бенсалема (или дочь Бенсалема),

так говорит отец твой, даровавший тебе дыхание жизни: да будет на тебе

благословение вечного отца, князя мира и святого духа, а дни странствия

твоего да будут долгими и счастливыми». Так говорит он каждому яз них. А

после того, если окажутся среди его сыновей люди выдающихся заслуг и

достоинств (но не более двух), он призывает их вновь и, обняв за плечи,

произносит: «Дети, благо, что вы родились; восхвалите господа и не сходите

с доброго пути». С этими словами вручает он каждому из них драгоценное

украшение в виде пшеничного колоса, которое они всегда потом носят на

своей чалме или шляпе. Затем начинаются музыка, танцы и иные принятые у

них развлечения, и так проходит весь день. Таков порядок этого

празднества…

«Имеется у них множество мудрых и превосходных законов,

касающихся брака. Многоженство не допускается. Есть также закон, не

дозволяющий вступать в брак или обручаться ранее, чем через месяц после

первой встречи брачующихся. Брак без согласия родителей хотя и

признается, но карается особым законом о наследстве. Ибо дети от таких

браков не могут наследовать более трети родительского имущества. Читал я в

одной вашей книге, описывающей некое воображаемое государство, что там

вступающим в брак разрешается предварительно видеть друг друга нагими.

Этого здешние жители не одобряют, ибо считают оскорбительным отвергнуть

кого-либо после столь близкого общения. Но из-за наличия у мужчин и

женщин многих тайных телесных изъянов прибегают они к более учтивому

способу, устраивая вблизи каждого города по два водоема, называемых

водоемами Адама и Евы − где одному из друзей жениха, а также одной из

подруг невесты дозволено видеть их, порознь, нагими во время купания»…

Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех

вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для

него возможным. Для этого располагаем мы следующими сооружениями:

есть у нас обширные и глубокие рудники различной глубины. Ибо мы

полагаем, что внутренность горы, считая до поверхности земли, и глубина

рудника, считая также от земной поверхности, в сущности одно и то же; ибо

они равно лишены солнечных лучей и доступа воздуха. Эти рудники

называются у нас нижнею сферой и применяются для всякого рода сгущения,

замораживания и сохранения тел. Мы пользуемся ими также для воссоздания

природных рудников и для получения новых, искусственных металлов из

составов, которые закладываем туда на многие годы. Иногда мы пользуемся

ими для лечения некоторых болезней и для продления жизни отшельников,

которые соглашаются поселиться там, снабженные всем необходимым, и

живут, действительно, очень долго; так что мы многому от них научились.

Применяем мы также захоронение в различных почвах всякого рода

составов, как это делают китайцы со своим фарфором. Только у нас составы

эти более разнообразны, а некоторые сорта их более тонки. Нам известны

также различные способы изготовлять перегной и сложные удобрения,

делающие почву более плодородной.

Есть у нас высокие башни. Они служат нам, сообразно с их высотой и

расположением, для прокаливания на солнце, для охлаждения или для

сохранения тел, равно как и для наблюдений над явлениями природы, как-то:

над ветрами, дождем, снегом, градом, а также некоторыми огненными

метеорами. В некоторых из этих башен обитают отшельники, которых мы по

временам навещаем, чтобы поручить то или иное наблюдение.

Есть у нас обширные озера, как соленые, так и пресные, служащие для

разведения рыбы и водяной птицы, а также для погружения некоторых тел;

ибо мы обнаружили, что тела сохраняются различно, смотря по тому,

погребены ли они в земле, хранятся в подземелье, или же погружены в воду.

Есть у нас также водоемы, где мы получаем пресную воду из соленой или,

наоборот, соленую из пресной. Есть скалы посреди моря и заливы,

вдающиеся в сушу, предназначенные для некоторых работ, требующих

морского воздуха и испарений. Есть также бурные потоки и водопады,

служащие для получения многих видов движения, и всякого рода двигатели

для увеличения силы ветра, также обращаемой нами в различного рода

движение.

Немало у нас искусственных колодцев и источников, подражающих

природным и содержащих примеси купороса, серы, железа, меди, свинца,

селитры и других веществ. Есть также особые небольшие водоемы для

получения настоев, где вода приобретает желаемые свойства быстрее, чем в

сосудах. И среди них один, называемый райским источником; ибо мы

придали ему могучие свойства, способствующие сохранению здоровья и

продлению жизни.

Есть у нас обширные помещения, где мы искусственно вызываем и

показываем различные явления природы, как-то: снег, дождь, искусственный

дождь из различных твердых тел, гром, молнию, а также зарождение из

воздуха живых существ: лягушек, мух и некоторых других.

Есть у нас особые комнаты, называемые комнатами здоровья, где мы

наделяем воздух теми свойствами, которые считаем целебными при

различных болезнях и для сохранения здоровья. Есть у нас просторные

купели, наполненные различными лекарственными составами для излечения

болезней и предохранения человеческого тела от высыхания, и еще другие

составы для укрепления мускулов, важнейших органов и самой жизненной

субстанции.

Есть у нас обширные и разнообразные сады и огороды, в которых мы

стремимся не столько к красоте, сколько к разнообразию почв,

благоприятных для различных деревьев и трав. В некоторых из садов,

наиболее обширных, мы сажаем разные деревья и ягодные кусты, служащие

для приготовления напитков, и это не считая виноградников. Там производим

мы также опыты различных прививок как над дикими, так и над фруктовыми

деревьями, дающие разнообразные результаты. Там заставляем мы деревья

цвести раньше или позднее положенного времени, вырастать и плодоносить

скорее, нежели это наблюдается в природных условиях. С помощью науки мы

достигаем того, что они становятся много пышней, чем были от природы, а

плоды их − крупнее и слаще, иного вкуса, аромата, цвета и формы. А многим

из них мы придаем целебные свойства.

Нам известны способы выращивать различные растения без семян,

одним только смешением почв, а также способы выводить новые виды

растений, отличные от существующих, и превращать одно дерево или

растение в другое.

Есть у нас всевозможные парки и заповедники для животных и птиц,

которые нужны нам не ради одной лишь красоты или редкости, но также для

вскрытий и опытов; дабы знать, что можно проделать над телом человека.

При этом нами сделано множество необычайных открытий, как, например,

сохранение жизнеспособности после того, как погибли и были удалены

органы, которые вы считаете жизненно важными; оживление животных после

того, как, по всем признакам, наступила смерть, и тому подобное. На них

испытываем мы яды и иные средства, хирургические и лечебные. С помощью

науки делаем мы некоторые виды животных крупнее, чем положено их

породе, или, напротив, превращаем в карликов, задерживая их рост; делаем

их плодовитее, чем свойственно им от природы, или, напротив, бесплодными;

а также всячески разнообразим их природный цвет, нрав и строение тела. Нам

известны способы случать различные виды, отчего получилось много новых

пород, и притом не бесплодных, как принято думать. Из гнили выводим мы

различные породы змей, мух и рыб, а из них некоторые преобразуем затем в

более высокие виды живых существ, каковы звери и птицы; они различаются

по полу и производят потомство. И это получается у нас не случайно, ибо мы

знаем заранее, из каких веществ и соединений какое создание зародится.

Есть у нас особые водоемы, где подобные же опыты производятся над

рыбами. Есть у нас особые места для разведения червей и бабочек, имеющих

какие-либо полезные свойства, вроде ваших пчел или шелковичных червей.

Вино выделываем мы из винограда, а напитки из фруктовых соков,

зерна и кореньев; а также из смесей и настоек мода, сахара, манны и сухих

фруктов, или из древесных соков и сердцевины тростника. Напитки эти

выдерживаются − иные до сорока лет. Есть у нас также целебные напитки из

трав, кореньев и пряностей, куда добавляют иной раз белого мяса, причем

некоторые из них могут служить одновременно и питьем и пищею; так что

немало людей, особенно в преклонных летах, питаются ими, почти или вовсе

не употребляя мяса и хлеба. Особенно стараемся мы изготовлять напитки из

мельчайших частиц, которые проникали бы в тело, но при этом не были бы на

вкус едкими и раздражающими, и уже получаем такие, что, будучи вылиты на

тыльную сторону руки, вскоре просачиваются до ладони, вкус же имеют

приятный. Есть у нас воды, которым мы умеем придавать питательные

свойства и превращать в отличные напитки; так что многие предпочитают их

всем прочим. Хлеб печем мы из различного зерна, кореньев и орехов, а

иногда из сушеного мяса или рыбы, с большим разнообразием заквасок и

приправ; так что некоторые сорта его служат для возбуждения аппетита, а

другие настолько питательны, что многие ничего кроме них не употребляют и

живут, однако же, очень долго. Также и мясо подвергается у нас такой

обработке, измельчению и разжижению − без всякого, однако, ущерба для его

свежести − что даже слабый жар больного желудка превращает их в

полноценный млечный сок с такой же легкостью, с какой обычно мясо

переваривается здоровым желудком. Есть у нас сорта мяса и другой пищи,

прием которой позволяет затем человеку вынести длительное голодание, и.

есть другие, от которых мышцы становятся заметно плотнее и тверже и силы

прибывают необычайно.

Есть у нас аптеки. И коль скоро имеется у нас такое разнообразие

растений и животных, большее, нежели у вас, европейцев (ибо все ваши

породы нам известны), то и лекарственных трав и других веществ должно

быть соответственно больше. Некоторые из них мы выдерживаем и

подвергаем длительному брожению. Что касается приготовляемых из них

лекарств, то нам известны не только многие совершенные способы перегонки

и выделения − чаще всего посредством равномерного нагревания и

процеживания сквозь различные фильтры, иногда весьма плотные − но также

и точные формулы соединений, благодаря которым из множества составных

частей получаем как бы природное вещество.

Есть у нас различные производства, неизвестные вам, и немало

изделий, как-то: бумага различных сортов; льняные, шелковые и другие

ткани; нежные ткани из пуха с удивительными переливами; отличные краски

и многое другое. И есть мастерские как для изделий, вошедших в общее

употребление, так и для редкостных. Ибо из перечисленного мною многое

распространилось уже по всей стране, но если что было изобретено нами, то

остается у нас в качестве образца.

Есть у нас различного устройства печи, дающие и сохраняющие самую

различную температуру: с быстрым нагревом; с сильным и постоянным

жаром; со слабым и равномерным нагревом; раздуваемые мехами; с сухим

или влажным жаром и тому подобное. Но важнее всего то, что мы

воспроизводим жар солнца и других небесных светил, который подвергаем

различным изменениям, проводя через циклы, усиливая или уменьшая и тем

достигая удивительных результатов. Мы воспроизводим также теплоту

навоза, чрева животных и их пасти; теплоту их крови и тела; теплоту сена и

трав, когда их сгребли влажными; теплоту негашеной извести и другие. Есть

у нас также приборы, порождающие теплоту одним лишь своим движением.

Есть особые места для сильного прокаливания на солнце, а также подземные

помещения, где поддерживается естественное или искусственное тепло.

Этими различными видами тепла мы пользуемся смотря по тому, какую

производим работу.

Есть у нас дома света, где производятся опыты со всякого рода светом и

излучением и со всевозможными цветами и где из тел бесцветных и

прозрачных мы извлекаем различные цвета (не в виде радуги, как мы это

видим в драгоценных камнях и призмах), но по отдельности. Мы умеем также

усиливать свет, который передаем на большие расстояния и можем делать

столь ярким, что при нем различимы мельчайшие точки и линии. Здесь же

производим мы опыты с окрашиванием света, со всевозможными обманами

зрения в отношении формы, величины, движения и цвета, со всякого рода

теневыми изображениями.

Мы открыли также различные, еще не известные вам, способы получать

свет из различных тел. Мы нашли способы видеть предметы на большом

расстоянии, как, например, на небе и в отдаленных местах; близкие предметы

мы умеем представить отдаленными, а отдаленные − близкими и можем

искусственно создавать впечатление любого расстояния. Есть у нас

зрительные приборы, значительно превосходящие ваши очки и подзорные

трубы. Есть стекла и приборы, позволяющие отчетливо рассмотреть

мельчайшие предметы, как, например, форму и окраску мошек, червей, зерен

или изъяны в драгоценных камнях, которые иначе не удалось бы обнаружить

и найти в крови и моче вещества, также невидимые иным способом.

Мы искусственно получаем радугу, сияния и ореолы вокруг источников

света. А также воспроизводим явления отражения, преломления и усиления

видимых лучей.

Есть у нас всевозможные драгоценные камни, из коих многие

отличаются дивной красотой и вам неизвестны; а также хрусталь и разного

рода стекло, которое мы получаем не только из известных вам веществ, но

также из металлов, приведенных в стеклообразное состояние. Есть немало

неизвестных вам ископаемых и низших минералов, магниты огромной мощи

и другие редкие камни, как природные, так и искусственные.

Есть у нас дома звука для опытов со всевозможными звуками и

получения их. Нам известны неведомые вам гармонии, создаваемые

четвертями тонов и еще меньшими интервалами, и различные музыкальные

инструменты, также вам неизвестные и зачастую звучащие более приятно,

чем любой из ваших. Есть у нас колокола и колокольчики с самым приятным

звуком. Слабый звук мы умеем делать сильным и густым, а густой звук

ослабленным или пронзительным. И можем заставить дрожать и

тремолировать звук, который зарождается цельным. Мы воспроизводим все

звуки речи и голоса всех птиц и зверей. Есть у нас приборы, которые, будучи

приложены к уху, весьма улучшают слух. Есть также различные диковинные

искусственные эхо, которые повторяют звук многократно и как бы

отбрасывают его, или же повторяют его громче, чем он был издан, выше или

ниже тоном; а то еще заменяющие один звук другим. Нам известны также

способы передавать звуки по трубам различных форм и на разные расстояния.

Есть у нас дома ароматов, где производятся опыты также и над

вкусовыми ощущениями. Мы умеем, как это ни странно, усиливать запахи,

умеем искусственно их создавать и заставлять все вещества издавать иной

запах, чем свойственно им от природы. Мы умеем также подражать вкусу

различных веществ, так что эти подделки способны обмануть кого угодно.

Тут же имеется у нас кондитерская, где изготовляются всевозможные свежие

и сухие сладости, а также различные сладкие вина, молочные напитки,

бульоны и салаты, куда более разнообразные, чем у вас.

Есть у нас дома механики, где изготовляются машины и приборы для

всех видов движения. Там получаем мы более быстрое движение, чем,

например, полет мушкетной пули или что-либо другое, известное вам; а

также учимся получать движение с большей легкостью и с меньшей затратой

энергии, усиливая его при помощи колес и других способов — и получать его

более мощным, чем это умеете вы, даже с помощью самых больших ваших

пушек и василисков. Мы производим артиллерийские орудия и всевозможные

военные машины; новые сорта пороха; греческий огонь, горящий в воде и

неугасимый; а также фейерверки всех видов, как для развлечения, так и для

других целей. Мы подражаем также полету птиц и знаем несколько

принципов полета. Есть у нас суда и лодки для плавания под водой и такие,

которые выдерживают бурю; есть плавательные пояса и другие

приспособления, помогающие держаться на воде. Есть различные сложные

механизмы, часовые и иные, а также приборы, основанные на вечном

движении. Мы подражаем движениям живых существ, изготовляя для этого

модели людей, животных, птиц, рыб и змей. Кроме того, нам известны и

другие виды движения, удивительные по равномерности и точности.

Есть у нас математическая палата, где собраны всевозможные

инструменты, как геометрические, так и астрономические, изготовленные с

большим совершенством.

Есть у нас особые дома, где исследуются обманы органов чувств. Здесь

показываем мы всякого рода фокусы, обманы зрения и иллюзии и тут же

разъясняем их обманчивость. Ибо вам должно быть очевидно, что, открыв

столько естественных явлений, вызывающих изумление, мы могли бы также

бесчисленными способами обманывать органы чувств − стоит лишь облечь

эти явления тайной и представить в виде чудес. Но нам настолько ненавистны

всякий обман и надувательство, что всем членам нашего Общества под

угрозой штрафа и бесчестья запрещено показывать какое-либо природное

явление приукрашенным или преувеличенным; а только в чистом виде, без

всякой таинственности.

Таковы, сын мой, богатства Соломонова дома. Что касается различных

обязанностей и занятий членов нашего Дома, то они распределяются

следующим образом: двенадцать из нас отправляются в чужие земли, выдавая

себя за представителей других наций (ибо существование нашей страны мы

храним в тайне), и отовсюду привозят нам книги, материалы и описания

опытов. Их называем мы торговцами светом.

Трое из нас извлекают материал для опытов, содержащийся в книгах.

Их называем мы похитителями.

Трое других собирают опыт всех механических наук, равно как и всех

свободных искусств и тех практических знаний, которые не вошли в науку.

Их мы называем охотниками за секретами.

Еще трое производят новые опыты, по собственному усмотрению. Их

называем мы пионерами, или изыскателями.

Еще трое заносят результаты опытов всех названных четырех категорий

в таблицы и сводки для более удобного извлечения из них общих наблюдений

и законов. Их называем мы компиляторами.

Еще трое занимаются изучением опытов своих товарищей ради

изобретений, которые могут быть полезны в обиходе, а также всего

пригодного для дальнейших работ или для учебного объяснения причин

явлений и наиболее легкого усвоения состава в свойств различных тел. Их

называем мы дарителями, или благодетелями.

А после того как указанные работы подвергнутся обсуждению на

общих совещаниях членов нашего Дома, трое других составляют на их основе

указания для новых опытов, более высокого порядка и глубже проникающих

в природу, нежели предыдущие. Их называем мы светочами.

Еще трое осуществляют эти новые опыты и дают о них отчет. Их

называем мы прививателями.

И, наконец, еще трое возводят все добытые опытом открытия в общие

наблюдения, законы и принципы. Их называем мы истолкователями природы.

Есть у нас новопосвященные и ученики, дабы не прекращалась

преемственность в работе, не считая многочисленных слуг и подручных

обоего пола. И вот что еще мы делаем: на наших совещаниях мы решаем,

какие из наших изобретений и открытий должны быть обнародованы, а какие

нет. И все мы даем клятвенное обязательство хранить в тайне те, которые

решено не обнародовать; хотя из этих последних вы некоторые сообщаем

государству, а некоторые − нет.

Обратимся теперь к нашим обычаям и обрядам. Есть у нас две

просторные и красивые галереи; в одной из них выставлены образцы всех

наиболее ценных и замечательных изобретений; в другой − скульптурные

изображения всех великих изобретателей. Среди них находится статуя вашего

Колумба, открывшего Вест-Индию; а также первого кораблестроителя;

монаха, изобретшего огнестрельное оружие и порох; изобретателя музыки;

изобретателя письменности; изобретателя книгопечатания; изобретателя

астрономических наблюдений; изобретателя обработки металлов;

изобретателя стекла; изобретателя культуры шелка; первого винодела;

первого хлебопашца и первого, кто начал добывать сахар. Все они известны

нам более достоверно, нежели вам. Кроме того, у нас немало и своих

отличных изобретателей. Но поскольку ты не видел этих изобретений,

описывать их было бы чересчур долго; к тому же по описанию ты можешь

составить о них ошибочное суждение. За каждое ценное изобретение мы

воздвигаем автору статую и присуждаем щедрое и почетное вознаграждение.

Статуи делаются иногда из меди, из мрамора и яшмы, из кедрового или

другого ценного дерева, позолоченного и изукрашенного, из железа, серебра

или золота[5].


Декарт Рене(лат. Картезий) (1596 − 1650) − французский ученый и

философ, представитель классического рационализма. Родился в семье

дворянина, учился в привилегированной школе (иезуитском колледже).

Двадцать с лишним лет жил в Нидерландах, где занимался активной

научной деятельностью. Главная черта философского мировоззрения

Декарта − дуализм души и тела, «мыслящей субстанции» и материальной

(«протяженной») субстанции. Один из родоначальников механицизма и в

то же время − провозвестник эволюционных идей (картезианский

парадокс).

Основные работы: «Рассуждение о методе» (1637), «Начала

философии» (1644).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

На сайте allrefs.net читайте: ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новая Атлантида

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Бэкон Френсис(1561 − 1626) − английский философ, основатель английского материализма и методологии экспериментирующей, опытной науки Нового времени. П

Онтология: учение о материи и формах
…История естественных явлений складывается из пяти взаимосвязанных частей. Первая из них − это история небесных явлений, которая охватывает только сами эти явления как таков

И основные пути познания
Как науки, которые теперь имеются, бесполезны для новых открытий, так и логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний… Логика, которой теперь пользуются, скорее с

Наука и ее методология. Индуктивный метод
Но наиболее серьезная из всех ошибок состоит в отклонении от конечной цели науки. Ведь одни люди стремятся к знанию в силу врожденного и беспредельного любопытства, другие −

Элементы диалектики
Общепринятая диалектика, будучи вполне применима в гражданских делах и в тех искусствах, которые основаны на речи и мнении, все же далеко не достигает тонкости природы; и, пытавши

Смысл философии и ее предмет
И заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу

Рационалистическая теория познания и методология
…Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других. …Все они связаны между собой и друг от друга зависимы.Но пусть тот, к

Элементы диалектики
Я же признаю, что покой есть также качество, которое должно приписать материи в то время, когда она остается в одном месте, подобно тому, как движение есть одно из качеств, которы

Об основах человеческого познания
1. О том, что для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение. Так как мы были детьми, раньше чем стать взрослыми, и

Назначение и смысл философии
О философии, основы которой я здесь собираюсь изложить, ты, любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно раздобыть философский камень, или как о искусст

Онтология
…Вещь может быть принята в расчет в качестве материи, или тела, как живая, чувствующая, разумная, горячая, холодная, движущаяся, находящаяся в покое, п

Теория познания и методология
Для уразумения того, что я понимаю под способностью познания, необходимо вспомнить и признать, что в нашем уме всегда имеются известные образы, или идеи вещей, существующих вне на

Учение о государстве и праве
Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако, если ра

Онтология: Общий взгляд на материальный мир
Мы не можем не замечать, что в большинстве вещей их чувственные качества, даже самые их субстанции, подвержены непрерывным изменениям, потому мы не без основания считаем их и дале

Учение об опыте: Критика теории врожденных идей
На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действ

Концепция первичных и вторичных качеств
Идеи в уме, качества в телах. Чтобы лучше раскрыть природу наших идей и толковать о них понятно, будет удобно провести в них различие, поскольку они являются идеями, или во

Учение о познании, идеях и истине
…В наших умах не остается ничего иного, как признать светочем природы разум и чувственные ощущения. Только эти две способности, по-видимому, формируют и образовывают ум человека и

Социальные взгляды
Политическая власть − это право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранение собственн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги