рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия. Лекции

Философия. Лекции - раздел Философия, Философия. Лекции.   Тема 1. ...

Философия. Лекции.

 

Тема 1.

Предмет философии

•Общее понимание философии •Возникновение и особенности развития философии •Определение философии

Бытие

Эпиграф

Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв.

 

Сложности в определении бытия

Определить бытие в соответствии с общелогическими критериями очень сложно, поскольку бытие – первое, наиболее общее определение реальности и неопределимо посредством чего-то иного. Все имеет свою причину в бытии, но где причина самого бытия?

 

Бытие ЕСТЬ для всех, а для себя его НЕТ. Едва ли бытие определимо и через свои продукты, ибо здесь речь идет об основе, на которой покоится и само бытие и его плоды. Поэтому ФИЛОСОФИЯ определяет бытие через его соотношения с небытием и абсолютом. ПОЧЕМУ? Небытие окружает бытие, предшествуя ему как более фундаментальное начало. Исчезновение бытия можно вообразить, а вот исчезновение небытия оказывается вне возможности даже воображения.

 

Этимология

Бытие (от греч. оntos – сущее) – означает бытие в отвлеченности от наполняющих его многообразий;

единица, с которой начинается отсчет реальности.

 

Бытие (от лат. еssentia – сущность) – означает конкретную полноту, целостность реальности, тождественной с истиной

 

Бытие (от позднелат. еxistentia – существование) – означает оформленность бытия в единичную, индивидуальную реальность.

 

Бытие, есть, сущее, истина – в русском языке пересекаются в одном смысловом поле и связаны с мудростью.

 

 

Теоретическое признание

Ввел в философский оборот термин «Бытие» в работе «Философский лексикон» нидерландский мыслитель Р.Гоклениус в 1613 году.

 

Философские истоки

В понимании бытия философия прошла длительный путь. Философское понимание бытия началось с поиска ПЕРВОНАЧАЛ (вода, воздух, огонь, апейрон и др.), из которых все возникает и в которые все возвращается по законам космических циклов.

 

Однако для философского понимания бытия этого недостаточно. Нужно найти такие характеристики бытия, которые бы сохраняли свою актуальность на любом этапе человеческой мысли.

Бытие самопричинно и самодостаточно. Наиболее полно эти характеристики оформляются через категорию «субстанция».

 

Самопричинность и самодостаточность бытия

Субстанция (от лат. substantia – сущность, существо, суть) – означает нечто устойчивое, самодостаточное, существенное; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

 

Акциденция (от лат. аccidentia – случай, случайность) – обозначает вторичные свойства предмета.

 

Бытие проявляет свою субстанциальность в процессе самодифференциации на многообразные формы мира. В субстанции бытие определено таким образом, что оно способно определять все другое, не растворяясь в нем и не отчуждаясь от него. Посредством субстанции бытие обретает независимость от времени и пространства, являясь их неподвижным центром. Бытие всегда есть, оно никогда не становится, не изменяется, а, наоборот, делает возможным любые изменения. Время и пространство затрагивают не бытие, а его порождения. Поэтому можно сказать, что бытие есть субъект изменений, оставаясь внутри изменяемого.

 

Важное свойство субстанции состоит в том, что через нее бытие замыкает в целостность причины всех вещей. Для подчеркивания данных характеристик приходит на помощь понятие «сущность».

Сущность – совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

 

Структура бытия

Посредством субстанции бытие само структурирует себя изнутри. Качественная природа бытия в субстанции утверждается через атрибуты, количественная – через модусы.

 

Атрибуты (от лат. attributio – свойство) – необходимые, существенные свойства субстанции.

 

Модусы (от лат. мodus – мера, способ, образ, вид) – случайные свойства.

 

Наиболее общими атрибутами субстанции является мышление (сознание) и протяженность (материя). Но субстанция не исчерпывается этими атрибутами, сохраняя в себе бесконечный потенциал бытия. Поэтому рассуждения о монизме, дуализме, плюрализме субстанции абсурдны, так как субстанция бытия всегда одна, а число атрибутом и модусов её бесконечно.

 

Наука о бытии

В науке проблематика бытия сужается до признания лишь его одной, материальной формы. Бытием обладают лишь материя и законы её движения, а мир идеального оправдан лишь постольку, поскольку он может быть сведен к интересам и функциям материи. Наука всегда материалистична и этим качеством она породила материалистическую линию в философии. Начиная с эпохи Возрождения, утвердился культ бытия как материального, объективного мира, который нужно познать и заставить служить нашим целям.

 

Наука о бытии и небытии

Но если науке удалось редуцировать бытие к материи, то с небытием дело оказалось значительно сложнее. Так, попытки физики свести небытие к вакууму, пустоте завершилось признанием их особой материальной природы. И тогда должность небытия в науке была возложена на идеальное, которое ведь по определению не материально, т.е. не существует. Поэтому в науке противоположность бытия и небытия предстала в особой форме – как соотношение материи и сознания.

 

Соотношение материи и сознания - это основной вопрос не философии, а науки. Материя существует независимо и вне сознания, а сознание находится внутри материи и в этом смысле лишено бытия. Поэтому наука отчаянно пытается свести сознание к материи, вместо того, чтобы изучать его самостоятельное бытие.

 

Наука и смерть

Не объяснима с точки зрения науки и смерть, которой ведь не должно быть, так как материя не возникает и не исчезает, а лишь видоизменяет свои формы. Еще Эпикур говорил, что мы не можем встретиться со смертью, ибо когда она есть, нас нет; когда, мы есть – её нет. Смерть присуща лишь существу с духовной сущностью, так как в смерти оно теряет не свою материю, а свой дух. Таким образом, наука разбила исходную целостность бытия и заменила противоположность бытия и небытия враждой двух форм самого же бытия, враждой материи и сознания.

 

Бытие как существование

Экзистенция (существование) непосредственно связана с эмпирическим миром, но её нельзя изучать через понятия науки. Её можно лишь соотносить с чем-то другим.

 

У М. Хайдеггера (1889-1976) экзистенция соотносится с ничто, у К. Ясперса (1883-1969) - с трансценденцией, понимаемой как абсолютный предел. Человек существует, приобщаясь к ничто (смерти). Неслучайно М. Хайдеггер писал, что существование есть «бытие к смерти».

 

Существование, как наличное бытие, имеет несколько планов проявления:

В гносеологическом плане существование выражается как факт. Бытие говорит фактами.

Социологический аспект существования выражает бытие в плане события, совместной жизни множества индивидов в виде диалога, дружбы, солидарности, соборности. Бытие говорит языком диалога.

 

Антропологический аспект существования выражает тайну личностного становления человека.

 

Бытие как сущее

Сущее:

1. Онтологический абсолют.

2. Совокупность многообразных проявлений бытия.

3. Любая вещь в аспекте её причастности к бытию.

 

Бытие и небытие

Вопрос «быть или не быть» в ситуации переходности, нестабильности современного мира, приобретает особое экзистенциальное значение. Человек ощущает с удвоенной силой конечность, апокалиптичность существующего бытия. У него нет уверенности, что удастся сохранить этот мир, а тем более найти пути его дальнейшего развития.

 

В мифологии традиционно бытие отождествляется с Космосом, упорядоченностью, светом, а небытие – с хаосом, загробной жизнью, мраком. Бытие и небытие находятся в постоянной борьбе. Победа бытия, как правило, связана с героическими поступками легендарных личностей или богов.

 

В религии главное действующее лицо – Бог, который своей волей небытие актуализирует и переводит в бытие. До творения бытие находилось в мире всевозможностей Бога. Главное творение Бога – человек, которой наделен свободой воли и возможностью творить. Человек оправдывает свое существование, лишь отвечая на творческий вызов Бога. Однако человек не в состоянии подняться до уровня творца и преодолеть свою смертную природу, оставаясь вечным пленником небытия.

 

В мистике, отрицающей рациональный подход к миру, небытие является абсолютом, из которого самозарождается бог, творящий мир.

 

Небытие (от нем. Ungrund – бездна, пустота, безосновность,

бескачественность)

 

Якоб Бёме (1575-1624) – немецкий философ – пантеист, мистик.

Основное произведение: «Аврора, или утренняя заря в восхождении».

Беме сравнивает небытие с тишиной без сущности, в которой нет ничего, что, могло бы быть.

 

Небытию - ничто присуща бесконечная свобода и воля, которые тоскуют по противоположному, по нечто. И тогда в бездне зажигается свет, из энергий которого самовозникает бог, и энергии которого застывают, объективируются в природе. При таком космогоническом подходе, мир понимается как угасший, объективированный огонь ничто.

 

Философия имеет богатую традицию решения проблемы взаимоотношений бытия и небытия.

 

Позиция западной рационалистической философии по проблеме бытия и небытия была теоретически оформлена в Древней Греции Парменидом Элейским, который абсолютизировал одну из сторон. Есть только бытие, а небытие невозможно даже в качестве мысли, ибо последняя сразу же превращает его в бытие. Бытие вечно, едино, однородно, шарообразно, всегда самотождественно. Небытие - неопределимо, непознаваемо.

 

•У Платона небытие, отождествляемое с материей, получает самостоятельный статус, однако, все же является вторичным по отношению к бытию - миру идей.

•У Аристотеля первично небытие - первоматерия, потенциально содержащая в себе бытие, и которая развертывает из себя все многообразие форм бытия, благодаря активности Ума- "перводвигателя".

 

В основе системы Гегеля лежит тождество бытия (чистого бытия) и небытия (ничто). Взаимодействуя, бытие и небытие отрицают друг друга, и тем самым, приводят мир в движение и дают жизнь всем остальным категориям. В процессе своего существования каждая вещь, каждое существо, каждая мысль должны обрести опыт своего небытия, опыт его отрицания, чтобы иметь полноценное бытие.

 

В истории философии существует традиция абсолютизации небытия. Примером является философия А. Шопенгауэра, который негативно относился к жизни, где невозможно счастье, торжествует зло и бессмысленность, обусловленные господством воли. Выход может быть найден лишь путем самоотречения, аскезы, состояния, близкого буддийской нирване. Да и в самой древнеиндийской философии предпочтение отдается небытию, бытие же рассматривается как становление, подготовка к переходу к небытию. Поэтому бытие – призрачно, иллюзорно. Основная задача состоит не в том, чтобы быть, а в том, чтобы избавиться от бытия, посредством достижения единства атмана и брахмана.

 

В наше время постмодернизм (Ж. Деррида, Р. Рорти и др.) продолжил традиции абсолютизации небытия, сформулировав идею деконструкции присутствия (личность, затерявшаяся в различных потоках коммуникации, не обладает определенной системой ценностей, представлениями о правах, обязанностях и ответственности за поступки, а потому теряет всякий смысл).

 

Символизм бытия

Эрнст Кассирер (1874-1945) – немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства - провозгласил: Человек есть «животное символическое».

 

Под символом понимают нечто, обладающее помимо общепринятого еще и особым дополнительным значением, несущим неопределенное содержание. Или СИМВОЛ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не такой, как она существует, а в более широком и общем смысле. В то же время символ нельзя свести ни к метафорам, ни к схемам, ни к знакам, ни к эмблемам, ни к абстракциям. Его содержание выходит за пределы дискурсивного мышления. Все вещи природы и продукты социо-культурной среды являются символами невыразимого в понятиях и образах, содержания.

 

Символ как онтологическое основание мира

Символ в скрытой форме содержит в себе алгоритм, матрицу предметов, благодаря которой они сохраняются в различных ситуациях и состояниях. Поэтому подлинные символы имеют объективную природу и выявляются человеком из глубин бытия в процессе деятельности, понимаемой как изобретение.

 

Мир символов как методология познания

Мир символов представляет собой целостную методологию познания, позволяющую преодолеть субъективизм чувств, объективизм понятий, умозрительность аксиом, мистицизм интуиции, догматизм веры. Это возможно благодаря тому, что символ предоставляет максимум свободы познанию, поскольку он не скован правилами логики, языка, несовершенством чувств, существующими предрассудками. В то же время он является источником порядка из Хаоса.

 

Культурно-историческая функция символов

Символы выполняют культурно-социальные функции, выступая как орудия созидания и организации общественного бытия. Так, созидание новой жизни всегда начинается с введения новых символов. Наша страна – яркий пример тому: серп и молот, красное знамя, звезда и т.п.

 

 

Классификация символов:

•Числовая символика бытия наиболее распространена (например, троица или «священный Тетраксис»). Во многих философских системах число характеризует сущность вещей.

•Свето - цветовая символика бытия: небытие - черный цвет; бытие - белый цвет; синий – бесконечность, сверхбытие. Бытие - свет; небытие - мрак; ослепляющий свет - абсолют.

•Существует также религиозная, нравственная, историческая, политическая, календарная, буквенная и т.п. символика. Для философии есть свой высший символ - “философский камень”, содержащий в себе мировую мудрость и всеведение.

 

 

Послесловие

«Я бунтую, следовательно, мы существуем»

А.Камю

 

Бунт против рабства, против неравенства имеет своим истоком не мстительную злобу отверженного, но стремление к утверждению всеобщей ценности свободы.

 

Абсолют и субстанция

Абсолют (от лат. absolutus - безусловный).

Безотносительное, безусловное, взятое вне связи, вне сравнения с чем-либо. Совершенное, полное. Противопоставляется относительному, условному, зависящему от тех или иных условий, преходящему, временному. Свободное от материальных условий, невыразимое, не способное быть предметом мысли.

 

Субстанция (от лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе).

То, что лежит в основе всего, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому.

Предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Материальный субстрат и первооснова изменений вещей.

 

 

Тема 3.

Материя

Определение материи Материя – одна из чрезвычайно широких философских категорий. В отечественной…  

Сознание

Определение сознания

Сознание – удивительная способность человека, позволяющая ему «эксклюзивно» раскрывать секреты окружающего мира.

 

Что означает выражение «обладать сознанием»?

Это означает, что его носитель имеет возможность испытывать те состояния, которые естественным образом, в качестве продукта физиологического механизма получить нельзя.

 

Дисциплины, изучающие сознание:

философия,

психология,

логика,

лингвистика,

семиотика,

кибернетика и т.д.

 

Что интересует философию?

Сущность сознания;

отношение сознания к окружающему миру;

связь сознания с деятельностью человека;

взаимоотношения сознания и самосознания, сознания и бессознательного, индивидуального и общественного сознания и т.д.

 

Трудности исследования сознания

Сознание не выступает в виде особой реальности, в виде вещи или любого другого материального явления. Понятие «сознание» с трудом поддается объективированию. Термин «сознание» означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью. Поэтому о сознании можно говорить, лишь используя опосредованный язык описания.

 

Понимание сознания у Платона

У Платона (428-348 г.д.н.э) отношение человека к миру выступает, с одной стороны, в виде предмета, как он независимо дан в опыте, а, с другой стороны, в виде «идеи», связанной с рефлексивным дублированием мира. Между первым и вторым миром возникают сложные отношения, которые и составляют содержание сознания.

 

Понимание сознания у Аристотеля

У Аристотеля (384-322 г.д.н.э.) проблема сознания находит свое разрешение в учении об уме, как специфической особенности человека. Ум является началом всецело духовным, неизменным, бессмертным и божественным. Он – форма, к которой тяготеет вся жизнь. Два направления в деятельности ума: во-первых, теоретическое – созерцание высших начал знания и бытия, и, во-вторых, практическое – ум руководит желанием и превращает его в волю. Последний более ценен.

 

Понимание сознания у неоплатоников

 

Сознание в древнеиндийской философии

Духовную сущность каждого индивида характеризует понятие «атман». Атман переводится как дыхание, душа, сам, себя. Обозначает личностное, всепроницающее духовное начало, духовное Я человека.

Атман может существовать в четырех состояниях:

Первое состояние – бодрствование - осуществляется при помощи четырех видов сознания.

 

Виды сознаний в древнеиндийской философии

Первый вид сознания – боддхи: разум, тождественный воле, который способен принимать разумные решения.

Второй вид – манас: сердечный, интуитивистский ум.

Третий вид – читта: материя мысли, сознание, центр постоянного мыслительного процесса (своеобразная попытка онтологизации сознания).

Четвертый вид – ахамкара, т.е. самосознание.

 

Сознание в древнеиндийской философии

Второе и третье состояние: сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений, когда атман получает тонкую психическую энергию тайджаса и энергию…   Четвертое состояние, максимально приближенное к истине, называется турия. Его выразить невозможно. Именно оно есть…

Средневековая философия о сознании

Учение неоплатонизма об уме получило дальнейшее продолжение, с одной стороны, в форме божественного ума, в котором пребывают вечные и неизменные идеи, обуславливающие существующий в мире порядок, а, с другой, в виде представлений об уме, как совокупности разумно-познавательных способностей и воли. Человеческий ум, как правило, играл вспомогательную роль. Приоритет отдавался воле, с помощью которой постигаются божественные откровения.

 

Новый взгляд на сознание

У Р. Декарта (1596-1650) наличие сознание является основным доказательством существования человека. Он обращался к проблеме операционного сознания, которое предполагает обработку и репродукцию данных сознания на основе сопоставления с «врожденными идеями» (идея бога, числа, общеизвестных теорем). Любые теоретические утверждения должны быть сопоставимы или разрешимы на этих образованиях сознания, представляющихся ясно и отчетливо.

 

Немецкая классическая философия о сознании

И. Кант (1724-1804) сформулировал положение о трансцендентальном (выходящим за пределы опыта) единстве апперцепции (ясное восприятие), лежащим в основании всех наших знаний, которое предполагает, что форма сознания предшествует всем другим знаниям. То есть до тезиса «я мыслю», это «я мыслю» уже существует и функционирует в самом научном познании.

 

У Гегеля (1770-1831) сознание личности определяется историческими формами общественного сознания (принцип историзма). Последние им трактовались как воплощение объективного духа, а абсолютное самосознание мыслилось как надличностное, всеобщее начало, движущееся по имманентным ему законам. Ни сознание, ни материя не могут рассматриваться как первичное, поскольку сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального начала.

 

Понятие «сознание» часто используется Гегелем, как тождественное понятию «мышление», под которым он понимает не только субъективную человеческую деятельность, но и независимую от человека объективную сущность, первоисточник всего существующего. С другой стороны, термин «сознание» используется в качестве самостоятельного для характеристики субъективного духа в его системе (раздел «Феноменология»).

 

Структура сознания у Гегеля: сознание, самосознание, разум. На первой ступени сознание направлено на лежащий вне его предмет; есть чувственная достоверность ощущения. На следующей ступени сознание переходит к мысли, первым носителем которой является рассудок. Сфера рассудка – опытное естествознание – мир законов, своеобразный сверхчувственный мир. Далее следует второй сверхчувственный мир, являющийся противоположностью первого и раскрывающий ограниченность рассудочного мышления. Это есть мир разума. Разум предстает в трех ипостасях: наблюдающий, действующий и достигший высшего воплощения в индивидуальности и постигающий истину во всей её противоречивости.

 

Иррационализм о сознании

  Феноменологический подход абсолютизировал сознание в качестве основного…  

Марксизм о сознании

 

Отечественная философия советского периода о сознании

  Например, у античных атомистов душа состоит из особых атомов, которые со… Французские материалисты 18 века (Ж.Ламетри -1709-1751; П.Гольбах -1723-1789; Д.Дидро (1713-1784) считали сознание,…

Русская дореволюционная философия о сознании

  Н.А. Бердяев (1874-1948) различает первичное и вторичное сознание.…  

Заключительные предположения о сознании

  Сознание – это способ, которым существует знание; это область идеального,… Сознание переполнено смыслами и значениями, которые имеют конкретно-исторический характер, и зависят от существующих…

Сознание и самосознание

Если сознание направлено, прежде всего, на осмысление внешнего мира, то самосознание предполагает, что субъект делает объектом свое собственное сознание.

 

Самосознание

Самосознание - это познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и действующего субъекта.

Его формирование невозможно без учета социального фактора, без коммуникации, поэтому самосознание индивида тесно связано с групповым, классовым, общественным самосознанием. То есть самосознание - это, с одной стороны, отграничение себя от людей, но, с другой стороны, и соотнесение себя с ними, с их жизненной позицией и оценкой.

 

Самосознание и самопознание

  Самосознание является неотъемлемой стороной сознания в целом, выражает…  

Механизмы формирования самосознания

Обращение умственного взора внутрь себя, то есть рефлексия;

исследование себя через продукты собственной деятельности;

обнаружения образа своего “Я” в отражениях других сознаний.

Три способа формирования присутствуют одновременно, однако, роль каждого из них неодинакова для разных людей в различные периоды их жизни.

 

 

Механизмы формирования самосознание в истории философии

  Однако концепция неподвижного и одновременно деятельного субъекта недолго…  

Познание

Что такое познание? Познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и…  

Сознание и бессознательное

  Определение Бессознательное – это психическое состояние, процессы, операции, их совокупность, которые не осознаются субъектом, но…

Социальная структура общества

Определение общества Общество, в широком смысле слова, представляет собой результат взаимодействия…  

Смысл Жизни

Современная кризисная ситуация и беспомощность экономического, философского и любого другого знания в плане влияния на нее в благоприятном…   Вопрос о смысле жизни вставал и раньше, но поскольку жизнь была более благополучной, то он не звучал так актуально.…

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, Лекции0.053

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия. Лекции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Лекции 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ. 2 ЛЕКЦИИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. 12 ЛЕКЦИЯ 3. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. 20 ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ.. 49 Широко распространён также англоязычный вар
gl ОГЛАВЛЕНИЕ... Лекции ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ... ЛЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

ЛЕКЦИЯ № 1. Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ № 2. Обеспечение водой ЛЕКЦИЯ № 3. Обеспечение питанием ЛЕКЦИИ по ОБЖ
КЛАСС Содержание Стр I четверть ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ... ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной... ЛЕКЦИЯ Обеспечение питанием...

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

ЛЕКЦИИ Лекция первая.ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Библиотека
Библиотека... Учебной и научной литературы...

Философия лекции. Лекция №110.02.05. Предмет, структура и функции философии. Вопрос 1: Мировоззрение, его структура и исторические типы. Особенности мифологии
Лектор Котельников Михаил Евгеньевич... Лекция Предмет структура и функции философии...

Лекция №1. Философия как форма духовной жизни человека
Складывается стихийно базируется на здравом смысле на повседневном опыте Жизненная философия Присущ большинству людей На его формирование... Лекция Античная философия...

ЛЕКЦИЯ 15 Тема лекции Геоинформационные системы
ЛЕКЦИЯ... Тема лекции... Геоинформационные системы План лекции Общие сведения...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам