рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное - раздел Философия, Философия. Лекции     Определение Бессознательное – Это Пс...

 

 

Определение

Бессознательное – это психическое состояние, процессы, операции, их совокупность, которые не осознаются субъектом, но в то же время оказывают действие на его поведение.

 

Смысловая трудность

в определении бессознательного

Бессознательное сохраняет свою сущность до тех пор, пока оно не осознано, в противном случае оно теряет свое качество бессознательного. Поэтому о его существовании, характерных особенностях можно лишь догадываться по результатам деятельности людей, поведение которых регулируется скрытыми неосознаваемыми мотивами.

 

Основные подходы к пониманию природы и статуса бессознательного

1. Бессознательное не является самостоятельным слоем психики; последняя полностью сознательна. Внутри самого сознания сушествуют два рода явлений: во-первых, явления, сознанием и волей контролируемые и развертываемые, и, во-вторых, явления и связи, хотя и действующие в самом сознании, но неявные по отношению к нему и им не контролируемые, своего рода зашифрованные сообщения

(В.П. Зинченко (1931-наст.время),

М.К. Мамардашвили (1931-1990).

 

2. Игнорировать бессознательное недопустимо, но рассматривать его надо как автоматизм (выполнение действия без его осознавания)

(П.Я. Гальперин (1902-1989).

3. Бессознательное является вспомогательным средством для памяти (Д.Н. Узнадзе (1886-1950).

Теория установки. Установка – это возникающая на основе прошлого опыта готовность субъекта к определенной деятельности в соответствии с конкретными потребностями. Будучи результатом предшествующей сознательной деятельности, установка выступает как форма неосознанного отражения и создает у субъекта определенную направленность сознания.

 

Виды установок

Моторная установка – готовность субъекта к действию;

умственная установка – готовность к определенным стереотипам мышления;

социальная установка – готовность к восприятию и к действию в определенном ключе, например, «свой-чужой».

 

4. Абсолютизация бессознательного.

Фрейд З. (1856-1939) – (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, постулирующей теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

 

Структура психики с позиции З.Фрейда

В психике человека три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный.

Сознательное содержит в себе представления, находящиеся в фокусе внимания. Эти представления могут затрагивать и прошлые события, однако, принципиально отличающим их моментом является возможность ими оперировать по воле индивида.

Уровень предсознательного: представления, мгновение назад бывшие в фокусе внимания, но затем отступившие на второй план. Могут быть с тем или иным усилием снова возвращены в сознание, то есть припомнены.

Представления, которые не могут быть осознаны по желанию человека, расположены в бессознательном. Это либо полностью неосознаваемые процессы, либо вытесненные аффективно окрашенные переживания, связанные с травмирующими событиями.

З. Фрейд связывает свою систему, состоящую из сознательного, предсознательного и бессознательного со специфическими образованиями:

id (оно), Ego (я), Super-ego (Сверх-я). Изначально существует лишь id, являющееся вместилищем для libido (психонервной энергии). Libido – это то, что отличает живое от неживого. Оно нематериально, хотя и реализуется в процессах, происходящих в живой материи.

Помимо libido id является вместилищем влечений, заряженных либидозной энергией. Влечения соответствуют инстинктам, накопленным за время существования вида и восходят к совокупительным стремлениям древних одноклеточных. Это, прежде всего, влечения, связанные с сексуальностью. Впоследствии З.Фрейд объединяет сексуальные влечения с другими естественными влечениями, давая им название – Eros (влечение к жизни). Таким образом, по Фрейду, из id идут импульсы, побуждающие организм к жизни и требующие удовлетворения желаний.

Ego или Я является “верхней” (меньшей) частью id. В процессе онтогенеза, то есть в течение индивидуального развития индивида, Ego вычленяется из id, однако, постоянно связано с ним. З.Фрейд сравнивает Ego со всадником, который пытается обуздать дикую лошадь id, но не очень успешно.

Ego – место для сознания, вычленяется из id с помощью системы восприятия. Благодаря принципу реальности восприятие совершает попытки обуздать влечения, идущие из id, путем канализации бьющей оттуда энергии. Либидозная энергия впоследствии частично перемещается в Ego, заряжая его энергией и давая ему силы. В качестве примера акта восприятия, дающего представление о строении собственного тела, что в итоге и приводит к формированию Ego, Фрейд приводит боль.

Сформировавшееся Ego защищено цензурой (преградой), которая не дает возможность вытесненным переживаниям вернуться в сознание. Эффективность цензуры снижается в гипнотическом состоянии и при обычном сне.

Super-Ego – Сверх-Я – возникает позднее, чем Ego, и формируется под влиянием пережитого Эдипова комплекса. Super-Ego включает в себя родительские предписания или запреты, которые в дальнейшем сдерживают поведение человека и держат под контролем Ego.

Важным элементом, необходимым для усвоения общественных правил, является id, которое помимо libido вмещает в себя остатки Ego предыдущих поколений. Фрейд утверждал, что материал для своего Super-ego Ego частично черпает из этих архаичных Я, восстанавливая их таким образом в своем Super-ego.

 

Защитные механизмы психики

Ego находится под давлением с двух сторон: с одной стороны, влечения, идущие из id, а, с другой стороны, предписания и запреты из Super-Ego. Для своей защиты Ego использует различные эффективные защитные механизмы, такие как регрессия, вытеснение, рационализация и сублимация.

Регрессия - это самый примитивный защитный механизм; связан со своеобразным соскальзыванием на более примитивный уровень мышления и поведения.

Вытеснение – механизм, с помощью которого Ego способно избавиться от травмирующих переживаний, переводя их в бессознательное состояние. Но это не означает окончательного избавления от них, так как вытесненные переживания продолжают тем или иным образом влиять на человека и его поведение.

Рационализация связана с проявлением поведенческих актов, обусловленных вытесненным содержанием. В качестве подобных актов выступают оговорки, описки, ошибочные действия и т.д.

Наивысшей формой защиты и наиболее желательной является сублимация как переключение libido на более высокие уровни деятельности, связанные с творчеством. Как говорил З. Фрейд: «Искусство – это обнажение самых тайных желаний». В дальнейшем при помощи механизма сублимации Фрейд объяснял все человеческое творчество и культуру в целом.

 

Определение комплекса

Комплексы – это подавленные эмоции и воспоминания, которые могут вызывать постоянные психические расстройства и невротические синдромы. Присущие каждой личности, комплексы представляют собой наиболее уязвимые места психики, моментально реагирующие на внешние раздражители.

 

Эдипов комплекс

Ребенок идентифицирует себя с родителями, вкладывая в себя их образы – материнский и отцовский. Отождествление с матерью идет по опорному типу, то есть мать воспринимается как часть того, что дает ему опору. Отождествление с отцом, если ребенок мужского пола, идет непосредственно. Ребенок восхищается отцом, его мужеством и силой.

Однако прямая идентификация имеет и оборотную сторону: мальчик, интроецировав отцовский образ, хочет быть на месте отца и обладать своей матерью. Когда он понимает, что это невозможно, то он проникается двойственным чувством к родителю. Он по прежнему восхищается его силой, но одновременно настроен враждебно по отношению к нему, как к человеку, владеющему его матерью. Возникает Эдипов комплекс, уходящий корнями в мифологию.

У девочки идентификация происходит подобным же образом, но возникающий в результате комплекс носит название – комплекс Электры. Исходя из содержания античной трагедии, можно заметить, что подобие все же нарушается.

Эдипов комплекс изживается, путем вытеснения. При этом формируется Super-ego, как структура, вмещающая в себя характер отца и его запреты на реализацию инцеста в дальнейшей жизни. При развитии ребенка его Super-ego постоянно пополняется и укрепляется за счет предписаний и запретов, исходящих от авторитетов, с которыми встречается ребенок на своем жизненном пути. Запреты и предписания имеют специфику, характерную для определенной культуры. Таким образом национальная, религиозная и т.п. культура оказывает огромное влияние на формирование индивида.

 

Критика Эдипова комплекса

психологический редукционизм;

мифологичность;

не имеет универсального характера (отсутствие Эдипова комплекса можно обнаружить в период матриархата).

 

Психонализ как метод исследования культуры

Важные проблемы, поставленные З.Фрейдом:

Что такое психология толпы?

Что происходит с человеком, помещенным в толпу?

Каковы личностные характеристики лидера в толпе?

Механизм возникновения общества?

 

Психонализ как метод исследования культуры

Фрейд делил человеческие массы на две категории:

1 категория – это устойчивые образования, имеющие довольно жесткие внутренние структуры и эффективные средства самозащиты. Для таких образований характерны определенные и устоявшиеся общественные институты;

2 категория – стихийные образования, которые можно назвать массой или толпой. Здесь тоже есть определенная структура, но она примитивна.

Характерные черты толпы: внушаемость, стирание человеческой индивидуальности, стремление к немедленному осуществлению внушенных желаний. Человек, попадая в толпу, регрессирует, опускается на несколько ступенек по лестнице цивилизации. В таком состоянии человек может совершать поступки (варварские или благородные), о которых он не мог и подумать вне толпы.

Толпа предполагает наличие лидера, для которого характерна большая уверенность в себе, огромная сила Я. Ему позволено все. Лидер – это старший брат, замена отца. Индивиды, входящие в толпу, помещают своего вождя в собственном Super-ego и становятся идентичными между собой в отношениях своих различных Ego к единому идеальному Я.

Либидозные связи между людьми в толпе не первичны, они порождены отношением массы к вождю. Первоначально возникает чувство соперничества, так как каждый стремится быть ближе к лидеру, пытаясь приблизиться к собственному Super-ego. Впоследствии соперничество сменяется корпоративным духом, то есть стремлением к равенству перед лицом вождя.

Роль вождя может выполнять не только реальный человек, но и абстрактная идея, которая имеет существенные преимущества. Так как идея абстрактна, то каждый человек из толпы реально равен перед ее лицом. Хорошим примером является церковь, где бог заменен идеей бога, что обеспечивает устойчивость церковной структуры.

С исчезновением лидера (абстрактной идеи) либидозные связи ослабевают. И если в тот период существует опасность, реальная или мнимая, превышающая допустимые пределы, то начинается паника.

Масса может переживать и моменты высшего наслаждения, когда происходит выключение Super-ego, избавление от социального контроля. Примером такого выключения Super-ego являются карнавалы, древние праздники в честь бога Диониса. В эти моменты Ego и Super-ego снова воссоединяются, и исчезает разделяющая их грань. В этот период возможны оргии и аморальные действия, не допустимые в обыденной ситуации. В жизни отдельного индивидуума такое слияние происходит во время сна или гипнотического состояния.

 

Психоаналитический метод объяснения возникновения человеческого общества

Первое человеческое сообщество представляло собой первобытную орду, во главе которой стоял отец и вождь. Сыновья, подавляемые отцом, совершают его убийство, однако, не могут решить, кто станет единственным правителем, и результатом такой неопределенности является тотемическое братство, где все обладают одинаковыми правами, и одновременно связаны тотемическими табу, которые являются отголосками памяти об отцеубийстве и призваны хоть как-то искупить вину, так же как и не допустить подобных процессов в будущем.

Отец в данном случае выступает в виде тотема, которого убивает герой, как правило, младший сын. Поскольку данный сюжет повторяется во многих мифах, то это приводит к мысли, что миф является порождением тотемического сообщества и призван вытеснить комплекс вины, возникший из-за отцеубийства. Тотемическое общество – время безотцовщины, и верховную власть держат в своих руках женщины. Возрождение же патриархата ознаменовалось принятием женских образов в божественный пантеон в качестве компенсации за отнятую власть.

 

Поздний период творчества З.Фрейда

Наряду с эросом появляется новый комплекс влечений – танатос – влечения к смерти. Танатос заключает в себе всю совокупность агрессивных и разрушительных сил, которые присущи не только человеческому роду, но и всему живому на земле. З.Фрейд пересматривает структурные схемы своей концепции личности. Если раньше Ego наполнялось либидозной энергией из id, то теперь оно получает самостоятельное наполнение – танатос , влечение к смерти. Отныне Super-ego выполняет не только репрессивную функцию, подвергая Ego контролю и делая его несчастным, но и позитивную, поскольку подавляет разрушительные порывы человека.

Свою новую конструкцию З.Фрейд перенес на макросоциальный уровень, т.е. на уровень культуры в целом. Активность Id – влечение к жизни, и активность Ego – влечение к смерти, оказываются одинаково несовместимыми с существующей культурой. Как эрос, так и танатос с одинаковой силой могут привести в ее разрушению. Поэтому культура, стремясь защититься, должна выступать как репрессивный механизм, подавляя своими запретами силу человеческих влечений.

Одним из наиболее эффективных защитных механизмов является религия. Бог выступает в качестве замены отца, старшего брата, а остальные, наиболее общие религиозные представления, сведенные в систему, представляют собой проекцию во внешний мир неудовлетворенных человеческих влечений.

Религия дает великолепную защиту для культуры, являясь тем самым одним из наиболее ценных приобретений цивилизации. Но для отдельного человека религия выступает как категория массового безумия. Она насильственно закрепляет в человеке инфантилизм, лишает его самостоятельности, отнимает у него чувство реальности и требует подчинения богу. Такая культура является невротической, так как противоречит стремлениям человека, и поэтому кризис и борьба между человеком и культурой, так же как их совместное существование и развитие продолжаются бесконечно.

Принцип удовольствия, которым пользуется человек в повседневной жизни не может быть выполнен в полной мере.

Единственное средство, которым может воспользоваться разумный человек – это упорядочение личностных структур, признание принципа реальности как основополагающего и трезвый взгляд на жизнь. Три названных принципа Фрейд считает универсальными, способными излечить человека в рамках невротической культуры.

 

Итоговые размышления о З.Фрейде

Ведущую, определяющую роль З. Фрейд отводил бессознательному, считая, что сознание является вспомогательным орудием бессознательного. При этом главными мотивами деятельности человека З.Фрейд считает сексуальные потребности, которые в последующем его творчестве рассматриваются в качестве витальной силы. Преувеличение роли биологической стороны не позволяет ему дать объяснение реального поведения и деятельности людей. З. Фрейд не раскрыл решающей роли социального фактора в формировании и развитии сознания и психики человека вообще.

Как способ излечения, путем осознания того, что вызвало невротическую реакцию, теория бессознательного З.Фрейда имела определенный успех, но в философском плане оказалась несостоятельной, поскольку упрощала взаимоотношения сознания и бессознательного, жестко их противопоставляя и абсолютизируя роль бессознательного. К тому же психическая деятельность в концепции Фрейда отрывается от объективной реальности и мистифицируется.

Изучать с помощью психоанализа можно не только отдельного человека, но и общество в целом. Так, многое, что раньше объяснялось чисто экономическими или политическими процессами, отчасти может быть отнесено и к психическим проявлениям отдельной личности или масс.

Большинство последователей З.Фрейда (А.Адлер, Г.Маркузе, В.Райх, Э.Фромм, К.Юнг и др.) подвергли критике его учение за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в определении поведения людей. В противовес Фрейду они больше внимания уделяли социальным факторам.

 

Теория коллективного бессознательного

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (Jung, Carl Gustav) (1875-1961), швейцарский психолог, основатель аналитической психологии, ученик З.Фрейда, создатель теории коллективного бессознательного.

 

Структура личности у К.Юнга

Структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное (так же как и сознание) является чисто личностным, прижизненным приобретением, элементы которого одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забвения или подавления, то коллективное бессознательное есть своего рода “память поколений”, психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет.

Переживаемый человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется в структурах мозга отдельного человека и потом проявляется на инстинктивном уровне в виде, так называемых, архетипов коллективного бессознательного, которые становятся языком бессознательного и мотивируют поведение человека. Архетипы – это некие мифические образы, символы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватное выражение всеобщих человеческих нужд, инстинктов и потенций.

Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов, которые представляют собой непосредственную психическую данность и являются формами, организующими и канализирующими психологический опыт индивида. То есть архетипы – это не имена, и даже не философские понятия. Это частицы самой жизни, образы, которые неразрывно соединены эмоциями с живыми людьми.

Юнг называл архетипы “первичными образами”, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию, например, лежат в основе мифологии и религии народа, оказывая огромное влияние на его психологию и самосознание.

У Юнга можно обнаружить три аспекта понимания архетипов: во-первых, как психологический коррелят инстинктов, во-вторых, как результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга, в-третьих, как чистый, формообразующий элемент восприятия, обусловливающий саму его возможность. Характерным для всех трех аспектов является то, что все базовые образы-символы не поддаются дискурсивному осмыслению и адекватному выражению в языке.

 

Классификация архетипов

Архетипы можно определенным образом толковать и типизировать. Так, Юнг выделяет следующие основные архетипы: эго, персона, тень, анима или анимус, самость.

Классификация архетипов

Эго является центральным элементом личного сознания, поскольку собирает разрозненные данные опыта и формирует целостное восприятие собственной личности. Персона включает в себя привычные для нас роли, стиль поведения,- это та часть нашей личности, которую мы показываем миру. Ей противостоит Тень - центр личного бессознательного, которая систематизирует впечатления, вытесненные из сознания. При этом, чем больше доминирует персона в структуре личности, тем больше содержание тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное большое количество желаний.

Анима (у мужчины) и Анимус ( у женщины) - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Этот архетип оказывает большое влияние как на поведение, так и на творчество человека, поскольку является источником новых образов в душе человека.

Самость является центральным архетипом всей личности, это архетип “порядка и целостности личности”. Его назначение - так соединять различные части души, чтобы они дополняли друг друга.

 

Архетипы коллективного бессознательного

Нельзя давать произвольное или универсальное толкование архетипов. Только изучив жизнь конкретного человека можно объяснить архетип, встретившийся ему. Так, символ креста для христианина можно истолковать только в его христианском контексте, если, конечно, нет серьезных оснований для другого истолкования. Но и тогда, следует помнить о его специфически христианском значении. Однако нельзя сказать, что символ креста везде и во все времена имеет одно и тоже значение. Потому что, если бы это было так, то он бы лишился своей таинственности и стал бы обычным словом.

Архетип воздействует на наши ощущения через неразрывно связанные между собой образ и эмоции. Если один из этих элементов отсутствует, нет и архетипа. Один только образ сам по себе – это лишь слово-изображение, мало что значащее. Будучи же заряжен эмоциями, образ приобретает психическую энергию, динамизм, значимость. Образ архетипа предшествует человеческой истории, и является вневременным. Дело в том, что подсознание сохранило в себе первобытные черты, характерные для изначального разума, утраченного в процессе эволюции.

Много веков назад этот изначальный разум составлял всю индивидуальность человека. Но по мере развития сознания разум утрачивал контакт с этими первоначальными пластами психической энергии. Сознающий разум не мог знать об этом первобытном разуме, отброшенном в тот самый момент, когда в процессе эволюции появилось сознание более высокого порядка, которое смогло его заменить.

Реликтовое содержание подсознания вовсе не нейтрально. Наоборот, оно имеет такой мощный заряд, что очень часто вызывает не беспокойство, а просто ужас. Чем более подавлено это содержание, тем сильнее оно охватывает всю личность в форме невроза.

 

Будущее теории коллективного бессознательного

В отличии от большинства психоаналитиков К. Юнг построил свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не разрушаясь.

 

 

Тема 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Лекции

Тема Предмет философии Общее... Бытие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сознание и бессознательное

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
План •Общее понимание философии •Возникновение и особенности развития философии •Определение философии •Специфика философского знания •Структура философ

Материя
  Определение материи Материя – одна из чрезвычайно широких философских категорий. В отечественной философии сложилось ее понимание как объективной реальности, данной нам в о

Понимание сознания у неоплатоников
Соединив положения Аристотеля об уме и теорию идей Платона, представители неоплатонизма рассматривают Ум как само себя мыслящее мышление. Ум имеет две стороны: та, которая обращена к Единому – един

Сознание в древнеиндийской философии
В состоянии бодрствования познается внешний мир и происходит взаимодействие с ним. Атман наиболее далек от истины о том, что он есть Брахман, так как наименее свободен от грубой материи. Это состоя

Иррационализм о сознании
В иррационализме, характерном для многих философских концепций второй половины ХIХ и начала ХХ веков, сознание часто отождествляется с волей, интуицией, воображением, аффектами. Так, философия жизн

Марксизм о сознании
Для марксизма характерно выделение, прежде всего, предметной стороны сознания. Поэтому он оперирует такими понятиями как идеологическое сознание, общественная психология, надстройка и массой других

Отечественная философия советского периода о сознании
Для классификации историко-философского материала по проблеме сознания использовался так называемый основной вопрос философии. Позиция, занимаемая философами по вопросу о взаимоотношениях материи и

Русская дореволюционная философия о сознании
Для русской философии присуща размытость границ между сознанием и бессознательным, поскольку последнее лежит ближе к поверхности сознания, не так проработано сознанием, как в западной мысли. Поэтом

Заключительные предположения о сознании
На начальных этапах развития философии в период философского синкретизма многоаспектность рассмотрения сознания обогащала его содержание и способствовала продвижению вперед. В настоящее время сущес

Самосознание и самопознание
Понятие «самосознание» шире понятия «самопознание», поскольку помимо познания себя, самосознание предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно регулятивное отношение к себе. &

Механизмы формирования самосознание в истории философии
У Р.Декарта самосознание опирается на принцип непосредственной данности психического, согласно которому внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какой она является на самом

Познание
  Что такое познание? Познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации полученной информации.   Что интересует философию

Социальная структура общества
  Определение общества Общество, в широком смысле слова, представляет собой результат взаимодействия людей в целом, комплекс сложных отношений человека с природой, всю совоку

Смысл Жизни
Актуальность проблемы Современная кризисная ситуация и беспомощность экономического, философского и любого другого знания в плане влияния на нее в благоприятном направлении вновь заставляю

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги