рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теории возникновения жизни

Теории возникновения жизни - Конспект Лекций, раздел Философия, Конспекты лекций ФИЛОСОФИЯ Согласно Наиболее Ранней Теории Самопроизвольного (Спонтанного) За...

Согласно наиболее ранней теории самопроизвольного (спонтанного) зарождения, жизнь возникает спонтанно, т.к. определенные "частицы" вещества содержат некое "активное начало", которое при подходящих условиях может создать живой организм (Древний Китай, Вавилон, Египт, Эмпедокл, Аристотель, Парацельс). В основе этой теории лежит учение гилозоизма (греч. hyle – материя и zoe – жизнь), признающее одушевленность всех тел в природе.

Согласно теории стационарного состояния,жизньЗемля никогда не возникала, а существовала вечно, она всегда способна поддерживать жизнь.

Согласно теории панспермии,жизнь была принесена на Землю с других планет, т.е. могла возникнуть в разное время в разных частях Вселенной.

Согласно теории биохимической эволюции, жизнь на Земле возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (А.И. Опарин, С. Миллер).

Изменения воззрений человека на природу.

В первобытном обществе доминировало мифологическое мировоззрение, в котором природа олицетворялась и обожествлялась.

В Античности природа понималась как совершенный космос, идеал гармонии, а человек как микрокосм, подобный макрокосму.

В Средневековье природа трактуется как творение Бога, который управляет всем, что происходит в материальном мире и в жизни человека и общества.

В Новое время природа понимается как бездушный механизм, существующий по неизменным законам; возникает идея господства человека над природой ("человек – господин природы"), которая понимается как поле приложения физических и интеллектуальных сил человека, как "кладовая" для удовлетворения потребностей человечества. Так, согласно марксизму, решающую роль в возникновении и развитии человечества играет труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

В Новейшее время в науку проникает идея эволюции природы (высказанная в учениях Ж. Ламарка и Ч. Дарвина); природа рассматривается как живая система, способная к самоорганизации, саморазвитию, творчеству (синергетика).

Эксплуататорское отношение к природе привело к возникновению экологического кризиса. Термином"экологический кризис" обозначают тяжелое переходное и, в принципе, не всегда обратимое состояния экологических систем и биосферы в целом. В XX-XXI вв. экологический кризис приобретает глобальный характер, связанный с производственной деятельностью человека (загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного покрова, животного мира, вовлечение больших территорий в хозяйственный оборот). Чтобы преодолеть глобальный экологический кризис необходимо в первую очередь изменить потребительское отношение человечества к природе.

В сознании человечества происходит переосмысление отношения к природе под влиянием антропного принципа, идей ноосферы и коэволюции.

Согласно антропному принципу, устанавливается связь между свойствами Вселенной и существованием человека. Два варианта: 1) слабый антропный принцип: "мы видим Вселенную такой, потому что только в такой вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек"; 2) сильный антропный принцип: "Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей". Иными словами, наш мир оказался "устроенным" так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться, т.е. человек – это не случайная мутация, а закономерный этап творческой эволюции природы ("человек – дитя природы").

Осознание необходимости разумного управления природными процессами на основе осмысления законов природы отражается в идее ноосферы.

Ноосфера (греч. nous – разум и sphaira – шар; буквально: "сфера разума") – это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами "антропосфера", "социосфера", "биотехносфера"). Согласно Э. Леруа (автор термина), ноосфера – это "мыслящая" оболочка Земли, формирующаяся человеческим сознанием. По В.И. Вернадскому, ноосфера – это новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. При этом разумная чело­веческая деятельность становится определяющим фактором развития общества и природы. Концепция ноосферы служит методологической ориентацией коэволюции человека и природы, открывает возможность согласования человеческой деятельности и природных ритмов.

Коэволюция (лат. со – вместе) – принцип совместного, гармоничного, взаимосогласованного развития природы (биосферы) и общества (человека), являющийся необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества в условиях современного экологического кризиса. Согласно принципу коэволюции, человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, двум требованиям: экологическому (запрет на виды человеческой деятельности (особенно – производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества) и нравственному (ориентация на общечеловеческие ценности, отказ от потребительского отношения к природе). Коэволюционный переход системы "человек – биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности будет означать превращение биосферы в ноосферу.

 

Тема 19. Человек и общество

"Проблема человека есть основная проблема философии" (Н.А. Бердяев).

Человек – это субъект культурно-социально-исторической деятельности. С позиций марксизма, человек есть существо биосоциальное. Общественное поведение человека отличается от коллективного поведения животных тем, что люди способны организовывать социальные объединения. Сущностью деятельности человека является творчество.

В процесс антропогенеза (происхождения и развития человека) первоначально важную роль играли биологические факторы, сегодня определяющее значение имеют социальные факторы. Современная наука полагает, что прародиной человека является Африка.

Трактовки человека в философии:"Человек есть свобода" (экзистенциализм); "Человек есть уникальная личность, высшая ценность" (персонализм); "Человек есть воля к власти" (Ф.Ницше); "Человек есть существо символическое" (Э.Кассирер); "Человек есть существо играющее" (Й. Хейзинга); "Сущность человека есть совокупность общественных отношений" (марксизма).

Концепции сущности человека:

Согласно натурализаторской концепции, человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам.

Согласно биологизаторской концепции, человек трактуется по аналогии с другими сложными организмами.

Согласно социологизаторской концепции, человек рассматривается в контексте общественных связей, продуктом которых он выступает.

Согласно рационалистической концепции, сущностной особенностью человека является наличие у него разума, сознания.

Согласно антропоцентрической концепции, человек является творцом самого себя, поэтому он должен быть объяснен из самого себя и рассматриваться не как объект, а как субъект действия.

Согласно экзистенциально-персоналистской концепции, существование человека в мире – это всегда уникальный опыт свободы, творчества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспекты лекций ФИЛОСОФИЯ

На сайте allrefs.net читайте: Конспекты лекций.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теории возникновения жизни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Конспекты лекций
Философия: конспекты лекций. Учебное пособие / Е.В. Дегтярёв, Д.А. Теплых, М.С. Теплых. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2010.   СОДЕРЖАНИЕ  

Формы научного знания
Факт– эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание. Проблема – форма зна

Человек как индивид, личность, индивидуальность
Индивид – человека как единичный представитель биологического вида или социальной группы, как совокупность неповторимых природных качеств. Биологическое начало у человека сущес

Феномены бытия человека в обществе
Свобода– способность человека к активной деятельности в соответствии со своими интересами и желаниями. Выделяют негативную и позитивную свободу ("свободу от…" и "

Типология культур
Субкультура – система норм и ценностей, отличающих некую социальную группу от большинства общества; культура отдельных групп, отличающихся особенностями речи, манерой поведения

Феномены культурной жизни
Ценность – положительная значимость тех или иных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности по отношению к вещам (материальные ценности),

Смысложизненные феномены
Экзистенция (лат. existentia – существование) – внутреннее бытие человека; человеческое "Я" как конкретная неповторимая личность. Благо–

Теории общественного развития
Социальный детерминизм – теории общественного развития, в которых развитие общества объясняется действием каких-либо социальных причин. Согласно географическому дет

Подходы к исследованию истории общества
Формационный подход– концепция общественного развития в марксизме, согласно которой общество развивается как единое целое и в своем прогрессивном развитии проходит определенные

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги