Единичное и общее.

Единичное – характеристика уникальности (индивидуальности) объекта. При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Но каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами.

Общее– характеристика общности объекта с другими объектами его рода. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов.

Единичное и общее представляют собой единство противоположностей, поскольку всякий единичный объект имеет черты общности с другими. Общее же всегда проявляется в единичном.

Диалектика утверждает глубокую взаимосвязанность всех категорий. Категории суть формы мышления, а мышление и бытие, с точки зрения диалектики, едины. Поскольку в бытии действует закон всеобщей связи явлений, постольку категории связаны друг с другом. Связь категорий настолько тесна, что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие – причиной, необходимость становится случайностью, а случайность – необходимостью.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Раскройте содержание общих категорий диалектики.

2. Расскажите о категориях развития.

3. В каких категориях оформлений диалектика отражает явления объективной действительности?

4. Покажите связь между различными группами категорий диалектики.

5. Как можно применить категории развития при изучении жизни общества?

6. Покажите соотношение между категориями «сознание» и «материя» в плане строения бытия.

Темы рефератов по общетеоретической онтологии:

1. Философское понятие бытия: от античности до наших дней.

2. Диалектические и метафизические концепции бытия.

3. Философские концепции пространства и времени.

4. Концепции метафизического дуализма в истории философии.

5. Философские концепции развития.

6. Детерминизм и индетерминизм. Философское понятие причинности.

7. Проблема сознания в онтологии.