рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идейная история метафизики.

Идейная история метафизики. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ Почти Одновременно С Диалектикой, Как Учением О Всеобщей Связи, В Философии В...

Почти одновременно с диалектикой, как учением о всеобщей связи, в философии возникает противоположное направление, которое Аристотель назвал метафизика (от греч.: «мета» – «над», «фюсис» – «природа, космос» – учение о «надприродной» - духовной реальности). Античные метафизики стремились решить проблему о соотношении духовно-разумной и материальной сфер бытия. Глубоко осознав их изначальную разноприродность, древние метафизики посчитали необходимым «оторвать» дух и материю друг от друга. Возникло метафизическое удвоение бытия или дуализм, (от лат. «дуалис» – «двойственный»), основанный на удвоении действительности (духовная и материальная сферы). Дуализм утверждает, что между духовной и материальной сферами бытия нет никакой связи. Дух и материя – это две абсолютно самостоятельные и не связанные друг с другом стороны бытия.

Но равнозначных сторон бытия не может быть по определению. Согласно принципу иерархии, одна из сторон должна быть главнейшей, определяющей (сущностью), а другая - второстепенной, определяемой (существованием). А поскольку сфера существование оторвана от сущности, постольку бытие первой становится призрачным, абсолютно вторичным, практически не существующим. Поэтому в подлинном смысле есть только сущность (духовная или материальная). Таким образом, дуализм закономерно пришел к монизму(от греч. «монос» – единственный). Монизм утверждает, что подлинно существует только одна субстанция, материальная или же духовная. Дуализм и монизм – это по сути «две стороны одной медали».Дуализм – это лишь момент на пути к монизму.Метафизика становится дуалистической по форме и монистической по сути, поэтому для обозначения ее сути можно использовать понятиедуалистический монизм.

Метафизика отрицает единство противоположностей духовного и материального, поэтому она предстала как антидиалектика, выступающая против диалектического учения об единстве бытия и всеобщей связи явлений. Такая дуалистическая позиция метафизики имеет свой аналог в сфере жизненно-практического бытия западной культуры и цивилизации. Именно на основе дуализма строится традиция парадоксального «разорванного мышления», характерная для западных индивидуалистических обществ, в которых люди разобщены между собой в своем индивидуализме (основанном на принципе «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»). В западных странах политика и экономика, как виды материальной деятельности оторваны от морали, как своей духовной основы (отсюда – пришедшая «с Запада» пословица: «политика – грязное дело»). Духовная власть разобщена с властью светской (демократический принцип отделения церкви от государства). Наука отделена от религии, положения которой объявлены «антинаучными». Наконец, красота оторвана от истины (красота понимается как самостоятельная ценность, вне связи с её этическим содержанием, в результате чего существуют и развиваются безнравственные массовые «культы» – «культ тела», «культ свободной любви» и т.д.).

В рамках метафизики был сформирован метафизический (антидиалектический) сущностный исследовательский подход, основанный на особой трактовке соотношения сущности и существования. Согласно данному подходу, сущность не связана с существованием (так же как и с явлением), они представляют собой две отдельные реальности. Причем, в качестве сущности, как подлинной и первичной сферы, можно избрать (по принципу антропоцентризма) как духовное, так и материальное. Метафизика стала основой метафизической системы теоретизирования (МСТ),в которую входят все научные теории, исследующие мир с точки зрения принципа дуализма (отделения сущности от существования). Метафизическая система теоретизирования была, в основном, принята за основу в западной философии.

С момента окончательного формирования диалектики и метафизики в философии и науке начинается процесс идейного противостояния двух систем теоретизирования – диалектической и метафизической (ДСТ и МСТ). Данный процесс определяет собой сущность развития философской мысли на протяжении веков. Все философские и научные теории можно различать на основе выявления их теоретико-методологических позиций. Диалектические теории формулируются на базе главного принципа диалектики – единство бытия (единство мира). Метафизические основаны на дуализме (дуалистическом монизме). Эклектические теории представляют собой «соединение несоединимого» – принципов диалектики и метафизики.

3. Основные принципы диалектики и метафизики.

ДСТ, её основные принципы.

 

Диалектика основывается на принципе единства мира, предполагающем диалектическое соотношение явлений Сущности и существования. Материальный мир как существование – это символический образ (воплощение, отражение) явлений Сущности (логосов). Явления Сущности и существования в своей мере едины и отдельны друг от друга. Единство Сущности и существования предстаёт как полнота, из которой невозможно что-либо изъять или что-либо поместить извне. Полнота же выступает как оформление совершенства. В данной связи, основой ДСТ является космическая модель мира, согласно которой мир предстаёт как Космос – совокупность встраивающихся друг в друга оформлений совершенства.Как пишет Н. М. Чуринов, космическая модель мира и соответствующий ей диалектический проект науки «…раскрывает мир как Космос, как определённую совокупность совершенств, в которую общество обязано встраиваться»[4]. В данном положении актуализируется принципиально иная, нежели на Западе, модель мира, в русской методологии именуемая Ладом. Совершенство мира, космоса (существования) обусловлено совершенством Сущности мира (существование – это отражение явлений Сущности). Совершенство – одна из главных категорий диалектики. Совершенство мира многообразно и проявляется в следующих формах:

- Совершенство духовно-нравственное.

- Совершенство эстетическое.

- Совершенство природное.

- Совершенство социальное.

- Совершенство человека.

Бытие организовано в определенном порядке, иерархии (иерархия – подчиненность нижестоящего вышестоящему). Каждый уровень бытия – это, во-первых, движение от менее совершенного состояния – к более совершенному, т.е. «шаг» к совершенству; во-вторых, сложность сама по себе (в данном случае, речь идет об иерархической сложности бытия) – это оформление совершенства. Поэтому иерархическая организация бытия – это оформление (характеристика) совершенства.

Космос – это живая, совершенствующаяся реальность, раскрывающаяся в процессе совершенствования отношений между людьми и отношений между природой и обществом. Мир, согласно концепциям византийских философов, является прекрасным домом-дворцом, в котором человеку подобает жить, осуществляя своё высокое призвание. В онтологическом аспекте космическая модель мира предполагает указанные совершенствующиеся отношения, а в качестве элементов полноты данной модели мира в гносеологическом плане выступают оформления совершенства как сущности: диалектическое противоречие, системность, организация, упорядоченность и т.п. Основными принципами космической модели мира (русской модели мира Лад) являются принципы единства мира, всеобщей связи явлений, развития и теория познания как теория отражения.

Отношение к миру как к совокупности совершенств предполагает, что мир сам по себе заслуживает самого пристального внимания человека. Для исследователя-диалектика мир, как объект познания, стоит в центре познавательной деятельности и определят тем самым специфику теории познания. Это теория отражения действительности. Согласно данной теории, мир в реальности и мир в теории – это две взаимосвязанные реальности, единые на основе отражения, как особого вида связи. Теория отражает объект познания, поэтому в ней не может быть ничего привнесённого, внебытийного, «примышленного». Таким образом, в гносеологической сфере реализуется принцип единства мира: теория и мир едины, представляя собой единство объективной и субъективной действительности. В онтологическом плане принцип единства бытия предполагает выявление двух взаимосвязанных реальностей – духовной сущности (Софии, как системы логосов) и материального существования (мира). Модель мира задаёт тип культуры общества и, следовательно, – специфику его научной традиции, раскрывающейся в определённой системе теоретизирования.

Единство сущности и существования раскрывается в единстве сущности и явления, субстанции и акциденции. В данном случае, можно утверждать что, согласно принципу единства мира, в «сердцевине мира» лежит диалектическое противоречие духовного и материального – логосов и материи (сущности и явления, субстанции и акциденции). Это фундаментальное положение обосновывал выдающийся русский философ А. Ф. Лосев, который утверждал, что диалектика является «последней сущностью античного космоса» [5]. Субстанция (сущность, основа) и акциденция мира диалектически противоречивы, представляют собой единство (двуединство) противоположных сторон (сфер) – духовной и материальной, которое и образует единство мира.

Диалектический подход к проблеме диалектического двуединства субстанции и акциденции (сущности и явления) представлен в трудах выдающихся русских философов начала XX века. Среди них следует особо выделить Е. Н. и С. Н. Трубецких. Согласно их концепции всеединства (единства мира), целостность бытия обусловлена двуединством (диалектикой) его духовно-материальной субстанции и акциденции, представленной в единстве противоположностей логоса (идеи) и вещи (материи). Необходимо отметить, что двуединство субстанции и акциденции (сущности и явления) не должно пониматься в смысле их со-вечности, и равнозначности. Ещё со времён Анаксагора проблема со-вечности духа и материи составляла одну из важных задач философии. Самому Анаксагору так и не удалось выстроить стройной концепции в данном отношении. В его учении материя, представленная в «гомеометриях» фактически «уравнивается в правах» с духом (Абсолютным Умом, Нусом). Решить эту проблему на основе подлинной диалектики удалось указанным русским философам. Первичной основой, субстанцией бытия они признают Бога. Данное положение восходит к учению византийских философов, где Бог именуется природой всех вещей (не в пантеистическом понимании). Согласно византийской диалектике, в Боге усматривается Его непостижимая Сущность и несотворённые явления (энергии) – логосы. Логосы – это законы и идеи устроения тварного мира. В своём единстве они составляют Софию-Премудрость Божию, в которой от века заключены замыслы о материальном мире, выступающие как его субстанциональные основы.

Итак, в рамках диалектического (византийского) сущностного исследовательского подхода, София – это субстанция бытия. Согласно диалектике единого и многого, эта единая субстанция проявляется в своей собственной множественности – в наличии своей сотворённой противоположности – материи (акциденции-явлении). София содержит в себе материю в замыслах-логосах, которые в акте сотворения становятся вещами. Материя заключена в логосе, но представляет собой не его «своё иное» (т.е., по сути, то же самое), а его сотворённую противоположность – такова основа диалектического понимания субстанции. Материя – это другое, иноприродное по отношению к логосу, что и определяет подлинную диалектику логоса и материи, как основу единства субстанции и акциденции.

Мир, как явление своей сущности-субстанции, в полной мере проявляет в себе это её диалектическое двуединство, раскрывающееся в единстве противоположных определений логоса и материи (бытие-небытие, абсолютное-относительное, совершённое-становящееся и др.). Как пишет Е. Н. Трубецкой, «эта реальность мира несовершенного, неполного, становящегося и, стало быть, находящегося в состоянии перехода от небытия к бытию всецело отлична от абсолютной реальности Бога, которая пребывает вне времени, вне всякой возможности изменения и определяется как безусловная полнота бытия. Никакого слияния между Богом и миром в христианстве не происходит: неслиянность Творца и твари – одно из самых категорических его утверждений… Прежде всего мир, в христианском его понимании, не имеет своего особого, самостоятельного начала. Сам по себе и сам в себе он – Ничто: он становится чем-нибудь лишь через акт творения…Как неслиянность Бога и твари составляет черту отличия христианства от чистого монизма, так и их нераздельность составляет грань между христианством и чистым дуализмом» [6]. В данных тезисах Е. Н. Трубецкого подчёркивается идея о том, что материя не может быть уравнена в правах с духом, она имеет принципиально подчинённое значение, она не

со-вечна духу. Но, с другой стороны, идея-логос осуществляется именно в своём материальном воплощении. Следовательно, здесь вступает в силу диалектика духа и материи, логоса и вещи. Эта диалектика раскрывается во взаимном переходе различных оформлений-полюсов вещи и логоса, которые (оформления) отражены в соответствующих парах диалектических противоречий: бытие-небытие, своё-другое, отрицание-утверждение, возможность-действительность и т.д.

В рамках диалектического материализма проблема субстанции решалась на основе монистического подхода (единство мира определяется его материальностью). Необходимо отметить, что монизм в любой из своих версий (неономиналисткой-материалистической или же неореалистской-идеалистической) в своей сути не может быть диалектическим учением, поскольку в нём изначально отрицается единство противоположностей в рамках субстанции, её диалектическая противоречивость, комплексный, системный подход к её природе. Как пишет В. Г. Афанасьев, «Систематик-диалектик, материалист (понятие «материалист» в данном контексте неуместно – Д. Г.) нетерпим к многообразию, «плюрализму» в смысле уступок идеализму и метафизике. В то же время он нетерпим и к однообразию, «монизму» в смысле уступок догматизму, вульгаризации, стандартизации. Мир, объективная действительность, общество многообразны, «многолики». Они системны, целостны, но далеко не однозначны, не «безлики»[7]. В данном тезисе с особой силой подчёркивается системность, комплексность диалектического взгляда на мир, следовательно, и на основу, субстанцию мира. В материалистическом же понимании субстанции такой подход отрицается. Сознание понимается в рамках материализма как «своё иное» материи, её «продукт», единоприродный с материей. Такой подход не может быть признан диалектическим. Основой диалектики является учение о противоположностях, о неразрывном единстве различных природ. В диалектическом противоречии духа и материи, как в единстве противоположных сторон нет ничего среднего, промежуточного. Это единство двух противоположных природ. Нельзя согласиться с авторами «Философской энциклопедии», которые утверждают, что «Диалектическое противоречие есть прежде всего противоречие не между разными сущностями, а внутри одной сущности, имманентное ей. Нет действительных противоположностей без их внутреннего единства, без их конкретного тождества»[8]. Если применить данной положение к вопросу о соотношении духа и материи, то выясняется, что тождественность духа и материи означает их фактическую бытийную «слитность», холизм. Дух превращается в инобытие, своё иное материи, т.е. в её момент. И в таком случае о диалектике противоположностей не может быть и речи. Авторы, по видимому, сами себе противоречат, когда определяют диалектическое противоречие, как «…сущностное отношение противоположных моментов внутри системы, в котором осуществляется конкретное тождество этих моментов и которое делает систему самодвижущимся органическим целым; взаимоопределение этих моментов друг через друга и одновременно через строгое их взаимоотрицание»[9]. Сущностное отношение противоположных моментов, в данном случае, означает, что речь идёт о взаимоотношении противоположных сущностей (точнее, сущности и явления) в рамках единого, единства субстанции и акциденции. Это и есть выход на идею о двуединой диалектической природе субстанции и акциденции, характеризующейся единством противоположностей логоса и материи. Как отмечается в «Философском словаре», «… для всех процессов, вещей, явлений характерно наличие крайностей или полюсов, которые взаимно предполагают и одновременно исключают друг-друга. Однако диалектика не исчерпывается раскрытием этих внешних проявлений и усматривает за ними отношение противоположности в сущности вещей, в глубинных характеристиках бытия»[10].

В данной связи, необходимо признать, что согласно подлинному диалектическому подходу к проблеме субстанции её основой должно быть такое единство противоположностей, диалектика. Как пишет Н. М. Чуринов, «… согласно космическому проекту науки, у материального и идеального, у физического и психического одна и та же «последняя сущность» – диалектика…»[11]. В этом же отношении примечательна мысль В. Г. Афанасьева: «Поскольку основным отношением объективной действительности является отношение материи и сознания, объекта и субъекта, это отношение является основным содержанием философии, её основным вопросом… практика утверждает единство материального и идеального…»[12]. Если учитывать, что со времён Аристотеля философия понимается как сущностное знание, то становится понятно, что в данных тезисах, по сути, выявляется духовно-материальная диалектика сущности

(субстанции) мира, на познание которой направлен философский дискурс. Диалектика предполагает изучение мира как целого, представленного в своих различных космических оформлениях – системность, организация, сложность. Именно реальное, неслиянное и нераздельное бытие двух полюсов (субстанции и акциденции) является основой единства мира. Это означает, что «последней сущностью» (субстанцией) космоса действительно является диалектика – диалектическое противоречие духовного и материального. Диалектическое противоречие – это важнейшее оформление совершенства. В данной связи, диалектика субстанции и акциденции раскрывает мир как совокупность, единство совершенств, встраивающихся друг в друга.

На каждом уровне движения материи единство (двуединство) субстанции и акциденции проявляется особым образом. Так, на физико-химическом уровне бытия оно предстаёт как единство противоположностей идеальной структуры молекулы и микрочастиц. На биологическом – как единство закона (идеи) развития живой клетки и её органического субстрата. На психическом – как единство идеального содержания психики (чувств, мыслей, эмоций) и её материального носителя – центральной нервной системы.

На социальном уровне движения материи единство мира определяется двуединством социальной субстанции и акциденции. Оно раскрывается в единстве стандартов естественности (социально-нравственных императивов, указывающих, как должно жить) – субъективных факторов и природных предпосылок – географических, геоклиматических, геополитических факторов, выступающих в качестве объективных условий развития общества. Это двуединство социальной субстанции и акциденции предстаёт, как диалектический комплекс двух природ – духовной (стандарты естественности) и материальной (природные факторы). Восточные (коллективистские) общества, в которых зародилась диалектика, испокон веков жили на основе коллективистских стандартов естественности, раскрывающихся в таких императивах, как любовь к ближнему, добродетель, задающих совершенство общественных отношений. В соединении с природными факторами (сложные геоклиматические, географические, геополитические условия), данные стандарты естественности образуют особый тип социальности (социальность – условия жизнеспособности общества) – коллективистский тип, являющий собой субстанциональные основы бытия коллективистского общества. Социальность коллективистского общества раскрывается в принципах коллективизма и совершенства общественных отношений.

Формирующаяся на основе субъективных факторов и объективных условий социальная субстанция (принципы социальности общества) выступает в качестве сущности. Данная сущность раскрывается в своём явлении – системе определений общественной жизни. Важнейшим определением социальности является общественное сознание. Общественное сознание, определяемое принципами коллективистской социальности раскрывается в стандартах единства духовного и материального, всеобщей связи явлений, духовной императивности, естественного иерархизма и т.д. В рамках общественного сознания данного типа формируется особая (диалектическая) модель мира, выступающая как система мировидения, основанная на принципах коллективизма и совершенства общественных отношений.

Принцип всеобщей связи явленийпредстаёт как важнейшее определение принципа единства мира. В мире все объекты и явления теснейшим образом взаимосвязаны, что определяется общностью субстанции, лежащей в основе всех вещей – это логосная субстанция. Выдающийся византийский диалектик св. Иоанн Дамаскин писал в данном отношении: «Субстанция созерцается одинаково во всех ипостасях: в неодушевленных и одушевленных, разумных и неразумных, смертных и бессмертных»[13]. Логосы (законы и идеи) объединяют всё в материальном мире, определяя его единство. На каждом из уровней бытия действуют особые логосы, обусловливающие всеобщую связь элементов данного уровня.

Всеобщая связь явлений имеет следующие основные проявления:

А) Единство (связь) сознания и объективной действительности.На основе данного принципа была разработана диалектическая теория познания – теория отражения действительности. Отражение действительности– способ познания, в соответствии с которым в процессе познания создается точная теоретическая «копия» (образ) объекта. Данные образ (отражение) представляет собой существование сущности (объекта). Теория отражения предполагает следующие гносеологические стандарты: 1. мир познаваем 2. объективизм 3. единомыслие.

Б) Связь между явлениями действительности, как элементами единой системы. Это проявление всеобщей связи отражено в принципе системности.Мир предстает как гигантская система (точнее, иерархия систем), в которой все элементы сущностно связаны друг с другом.Каждый элемент – это также система, но меньшего порядка сложности; элемент выполняет определенную функцию, что позволяет объекту в целом сохранять свою определенность.

В)Связь между причиной и следствием, отраженная в принципе детерминизма (причинности). Принцип детерминизма указывает на всеобщую причинную обусловленность, действующую в материальном мире. В рамках этой обусловленности Сущность понимается как Причина всего в мире и самого мира (существования). В материальном бытии причиной (сущностью) каждого конкретного объекта или явления является частный логос (закон или идея).

Принцип развитияопределяется единством субстанции и акциденции (как диалектического противоречия – источника развития), т.е. исходит из принципа единства мира. Всё в мире развивается. Источник развития находится в самих объектах или явлениях, в их диалектической противоречивости, которая является отражением первичного противоречия Сущности и существования. Развитие как процесс и само противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя, прогресса и регресса, качественных и количественных изменений. Основные аспекты процесса развития отражены в законах диалектики.

– Закон взаимодействия противоположностей, отражающий источник развития. Данный закон отражает источник процесса развития: всякое развитие детерминировано взаимодействием противоположных сторон одного объекта (его внутренней диалектической противоречивостью), которые в одном отношении друг друга предполагают, а в другом – исключают. В организме каждого человека присутствуют и борются две противоположные силы – вирусы и антитела. Именно это единство противоположностей является источником развития организма – или к заболеванию (если в борьбе преобладают вирусы), или же к выздоровлению (если преобладают антитела).

– Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Количественные или качественные изменения в каждом объекте и явлении нарастают и, достигая определенной меры, переходят в свою противоположность. Данный закон отражает противоречивый и многомерный характер процесса развития. Изменение температуры воды в сторону нагревания достигает количественной меры в 100 ºС и обусловливает качественные изменения – вода превращается в пар. Изменение качества производства (например, в случае его переоснащения новейшим оборудованием) отражается на повышении его количественных показателей (увеличивается сбыт, прибыль, разнообразие продукции).

– Закон двойного отрицания. Данный закон отражает стадиальность процесса развития и его направленность на образование нового качества бытия объекта или явления. Всякий объект проходит в своем развитии три стадии. Тезис – это определенность какого-либо состояния объекта и первая стадия его развития. Антитезис (первое отрицание) – отрицание определенности объекта в его первой стадии и вторая стадия его развития объекта. Синтез (двойное отрицание)-третья стадия развития объекта, в рамках которой происходит снятие противоречие тезиса и антитезиса. Объект, обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах его развития, как бы возвращается к исходному положению. Но это не простое возвращение, не замкнутый «круг», а скорее «спираль»: синтез включает в себя лучшие аспекты первой и второй стадий. Синтез всегда связан с появлением нового качества бытия объекта или явления. Первобытная система хозяйствования основывалась на принципе коллективной собственности (тезис), которая продолжала преобладать в экономике человечества в течении ряда последующих эпох. В эпоху Нового времени экономика стран западной цивилизации характеризовалась преобладанием частной собственности (антитезис). Наконец, в рамках современной экономической системы произошло «снятие» этого первичного противоречия между общественной и частной собственностью. Современная экономика приобрела принципиально новый синтетический характер, включающий в себя как принципы общественной, так и частной собственности (синтез).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ

Сибирский государственный аэрокосмический университет... имени академика М Ф Решетнева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идейная история метафизики.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейная история диалектики.
В любой современной науке есть своя главная «стержневая» идея, определяющая собой глубинный смысл всей данной научной дисциплины. Так, для физики это идея материального строения мира, подчиненного

МСТ, ее основные принципы.
Метафизическая система теоретизирования, в свою очередь, определяется спецификой модели мира, сформировавшейся в условиях индивидуалистической социальности (мир как Универсум). Как

Принцип линейного развития.
Принцип развития признается метафизикой, но трактуется с принципиально антидиалектических позиций. Поскольку метафизика не признает диалектическую противоречивость мира, постольку источник развития

Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом на основе сравнения неореалистского и неономиналистского сущностных исследовательских подходов метафизики (выраженных в идеализме и материал

Бытие и небытие.
Бытие – основная категория диалектики, отражающая причастность объектов и явлений к существованию (в его различных степенях и проявлениях). Бытие устроено иерархически. Оно восходит по век

Абсолютное и относительное.
Абсолютное – ни от чего не зависящее (духовная сфера бытия). Абсолютное имеет всеобъемлющий характер. Относительное – зависимое (материальная сфера бытия). Абсолютное и относительное – еди

Сущность и существование, Сущность и явление.
Сущность – в самом общем смысле это – главное, основное в объекте. В диалектике в качестве сущности выступает духовная сфера бытия, представленная оформлениями совершенства. Данная

Необходимость и свобода (случайность).
Необходимость -единство причины и следствия. Этоединство является содержанием принципа законосообразности, как основы бытия. Необходимость – это отражение законосообразности бытия.

Категории развития.
Источником всякого развития является борьба противоположностей, предстающих как диалектическое противоречие. Все материальные объекты и явления несут на себе «печать» первичного диалектического про

Прогресс и регресс.
Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего в высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс характеризует как систему в ее целом, так и

Революция и эволюция.
Революция - глубокое, качественное изменение в развитии какой-либо вещи или явления. Революция означает разрыв постепенности в развитии, качественный скачек в развитии.

Целесообразность и стихийность.
Целесообразность – установка развития, основанная на стремлении объекта к определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Возможность и действительность
Возможность – это предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Так, эмбрион обладает возможностью развития, потенциалом превращения во взросл

Космос и хаос.
Космос – оформление совершенства материальной сферы бытия. Мир понимается в диалектике как космос – совокупность совершенств (оформлений совершенства), встраивающихся друг в друга.

Пространство и время.
Пространство: А) Координация материальных объектов по отношению друг к другу (впереди, сзади, далеко, близко). Б)Одна из количественных характеристик объектов (дл

Движение и покой.
Движение– это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности: - движение существует только относительно какой-либ

Единичное и общее.
Единичное – характеристика уникальности (индивидуальности) объекта. При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единич

Натурфилософия
  Философия природы, или натурфилософия (от лат. «натура» — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы, которые исс

Эволюционная теория и ее метафизические основания.
Эволюционизм является научно-философской теорией, развивающейся в рамках неономиналистской версии МСТ. Неономиналистский характер теории эволюции проявляется в идеях первичности материального начал

Основные принципы эволюционизма, как неономиналистской теории в натурфилософии.
Неономиналистская определенность теории эволюции представлена в соответствующей версии метафизического дуализма, основанного на универсалистской модели мира. Мир как Универсум не является и не може

Проблема отсутствия реальных переходных форм.
Эволюция видов предполагает стихийное постепенное изменение органов животных, предполагающее сосуществование в «переходных» органах как «старых», так и «новых» признаков (например, эволюционный пер

Проблема взаимоисключающих критериев естественного отбора.
Чаще всего такие критерии признаки, как яркий окрас, сложность, наличие особых технических приспособлений (все это – признаки, предназначенные для отпугивания врагов) не совмещаются у представителе

Принцип развития.
Эволюционизм утверждает метафизическую идею линейности развития. Из развития изымается его противоречивость, согласно чему в формировании видов абсолютизируется их изменчивость (без учета устойчиво

Креационная теория и ее диалектические основания.
Креационизм – это научная теория, основанная на религиозной идее сотворения мира Богом. Долгое время креационизм отвергался научным сообществом, что было обусловлено, во-первых, господством в научн

Основные принципы креационизма, как диалектической теории в натурфилософии.
Согласно принципу единства бытия, материальный мир в своей мере един с Богом и отделен от Него (см. материал по диалектическому сущностному подходу). Мир, как символический образ явлений Бога – это

Социально-ипостасная сущность личности.
1. Человек – это родовая категория, указывающая на один из родов живых существ, обитающих на Земле. Этот род в научной терминологии именуется "homo sapiens" - «человек ра

Социально-ипостасная сущность личности.
Личность, как единство ипостасного и социального начал проявляет себя в двух векторах. «Я» изначально стремится к себе, к самопознанию, но также изначально стремится и к обществу, к общению, к восп

Структура личности.
4. Основные принципы отечественной философской антропологии. Свобода личности является важнейшим условием реализации ее духовного потенциала. Но само понятие свободы является по сути пробл

Структура личности.
Существует несколько теорий, раскрывающих структуру личности. В византийской диалектике за основу была взята идея трехчастного строения личности, согласно которой последняя предстает как единство т

Основные принципы отечественной философской антропологии.
Отечественная философская антропология ориентирована на идею совершенной личности, которая разрабатывалась в русской философии еще с древних времен. Изложению данной идеи можно посвятить не одну ле

Расскажите о структуре личности.
4.Каковы основные принципы отечественной философской антропологии? 5. Покажите проявления свободы в рамках мировоззрения представителей западной культуры. 6. В чём состоит принцип

Основные сферы жизни общества
В обществе осуществляются различные по своему характеру виды деятельности. В результате складываются соответствующие сферы жизни общества – духовная, социальная, экономическая, политическая.

Роль природной среды в жизни общества
Природная среда – естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества – это две главы одного романа», писал А. И. Герцен. Общество в своей мере является частью более обш

Типы общества
Дискуссия о различении типов общества имеет многовековую историю. Так, уже в социально-философских трудах Аристотеля была обоснована основная идея коллективистского общества. Суть этой идеи заключа

Принципы индивидуалистической социальности
Основные принципы индивидуалистической социальности: индивидуализм (отрицание всеобщей связи социальных явлений), свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм, сознательность, огр

Основные определения жизни общества индивидуалистического типа
Принципы социальности индивидуалистического типа формируют основные определения жизни общества индивидуалистического типа– (конкретные проявления в обществе принципов его социальности) (см. с. 7).

Принципы коллективистской социальности
Таковыми являются принципы: коллективизма (всеобщей связи социальных явлений) и совершенствования общественных отношений. Принцип коллективизма. Теоретизация принципа колл

Основные определения жизни общества коллективистского типа
Принципы социальности коллективистского типа формируют основные определения жизни общества коллективистского типа (конкретные проявления в обществе принципов его социальности). Тип

Библиографический список
Основной 1. Мананникова, Е.Н. Философия: учебное пособие / Е.Н. Мананникова. М.: Дашков и Кº, 2008, – 302 с. 2. Медова, А.А. Философия. Введение в философию / А.А. Мед

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги