Идейная история метафизики.

Почти одновременно с диалектикой, как учением о всеобщей связи, в философии возникает противоположное направление, которое Аристотель назвал метафизика (от греч.: «мета» – «над», «фюсис» – «природа, космос» – учение о «надприродной» - духовной реальности). Античные метафизики стремились решить проблему о соотношении духовно-разумной и материальной сфер бытия. Глубоко осознав их изначальную разноприродность, древние метафизики посчитали необходимым «оторвать» дух и материю друг от друга. Возникло метафизическое удвоение бытия или дуализм, (от лат. «дуалис» – «двойственный»), основанный на удвоении действительности (духовная и материальная сферы). Дуализм утверждает, что между духовной и материальной сферами бытия нет никакой связи. Дух и материя – это две абсолютно самостоятельные и не связанные друг с другом стороны бытия.

Но равнозначных сторон бытия не может быть по определению. Согласно принципу иерархии, одна из сторон должна быть главнейшей, определяющей (сущностью), а другая - второстепенной, определяемой (существованием). А поскольку сфера существование оторвана от сущности, постольку бытие первой становится призрачным, абсолютно вторичным, практически не существующим. Поэтому в подлинном смысле есть только сущность (духовная или материальная). Таким образом, дуализм закономерно пришел к монизму(от греч. «монос» – единственный). Монизм утверждает, что подлинно существует только одна субстанция, материальная или же духовная. Дуализм и монизм – это по сути «две стороны одной медали».Дуализм – это лишь момент на пути к монизму.Метафизика становится дуалистической по форме и монистической по сути, поэтому для обозначения ее сути можно использовать понятиедуалистический монизм.

Метафизика отрицает единство противоположностей духовного и материального, поэтому она предстала как антидиалектика, выступающая против диалектического учения об единстве бытия и всеобщей связи явлений. Такая дуалистическая позиция метафизики имеет свой аналог в сфере жизненно-практического бытия западной культуры и цивилизации. Именно на основе дуализма строится традиция парадоксального «разорванного мышления», характерная для западных индивидуалистических обществ, в которых люди разобщены между собой в своем индивидуализме (основанном на принципе «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»). В западных странах политика и экономика, как виды материальной деятельности оторваны от морали, как своей духовной основы (отсюда – пришедшая «с Запада» пословица: «политика – грязное дело»). Духовная власть разобщена с властью светской (демократический принцип отделения церкви от государства). Наука отделена от религии, положения которой объявлены «антинаучными». Наконец, красота оторвана от истины (красота понимается как самостоятельная ценность, вне связи с её этическим содержанием, в результате чего существуют и развиваются безнравственные массовые «культы» – «культ тела», «культ свободной любви» и т.д.).

В рамках метафизики был сформирован метафизический (антидиалектический) сущностный исследовательский подход, основанный на особой трактовке соотношения сущности и существования. Согласно данному подходу, сущность не связана с существованием (так же как и с явлением), они представляют собой две отдельные реальности. Причем, в качестве сущности, как подлинной и первичной сферы, можно избрать (по принципу антропоцентризма) как духовное, так и материальное. Метафизика стала основой метафизической системы теоретизирования (МСТ),в которую входят все научные теории, исследующие мир с точки зрения принципа дуализма (отделения сущности от существования). Метафизическая система теоретизирования была, в основном, принята за основу в западной философии.

С момента окончательного формирования диалектики и метафизики в философии и науке начинается процесс идейного противостояния двух систем теоретизирования – диалектической и метафизической (ДСТ и МСТ). Данный процесс определяет собой сущность развития философской мысли на протяжении веков. Все философские и научные теории можно различать на основе выявления их теоретико-методологических позиций. Диалектические теории формулируются на базе главного принципа диалектики – единство бытия (единство мира). Метафизические основаны на дуализме (дуалистическом монизме). Эклектические теории представляют собой «соединение несоединимого» – принципов диалектики и метафизики.

3. Основные принципы диалектики и метафизики.

ДСТ, её основные принципы.

 

Диалектика основывается на принципе единства мира, предполагающем диалектическое соотношение явлений Сущности и существования. Материальный мир как существование – это символический образ (воплощение, отражение) явлений Сущности (логосов). Явления Сущности и существования в своей мере едины и отдельны друг от друга. Единство Сущности и существования предстаёт как полнота, из которой невозможно что-либо изъять или что-либо поместить извне. Полнота же выступает как оформление совершенства. В данной связи, основой ДСТ является космическая модель мира, согласно которой мир предстаёт как Космос – совокупность встраивающихся друг в друга оформлений совершенства.Как пишет Н. М. Чуринов, космическая модель мира и соответствующий ей диалектический проект науки «…раскрывает мир как Космос, как определённую совокупность совершенств, в которую общество обязано встраиваться»[4]. В данном положении актуализируется принципиально иная, нежели на Западе, модель мира, в русской методологии именуемая Ладом. Совершенство мира, космоса (существования) обусловлено совершенством Сущности мира (существование – это отражение явлений Сущности). Совершенство – одна из главных категорий диалектики. Совершенство мира многообразно и проявляется в следующих формах:

- Совершенство духовно-нравственное.

- Совершенство эстетическое.

- Совершенство природное.

- Совершенство социальное.

- Совершенство человека.

Бытие организовано в определенном порядке, иерархии (иерархия – подчиненность нижестоящего вышестоящему). Каждый уровень бытия – это, во-первых, движение от менее совершенного состояния – к более совершенному, т.е. «шаг» к совершенству; во-вторых, сложность сама по себе (в данном случае, речь идет об иерархической сложности бытия) – это оформление совершенства. Поэтому иерархическая организация бытия – это оформление (характеристика) совершенства.

Космос – это живая, совершенствующаяся реальность, раскрывающаяся в процессе совершенствования отношений между людьми и отношений между природой и обществом. Мир, согласно концепциям византийских философов, является прекрасным домом-дворцом, в котором человеку подобает жить, осуществляя своё высокое призвание. В онтологическом аспекте космическая модель мира предполагает указанные совершенствующиеся отношения, а в качестве элементов полноты данной модели мира в гносеологическом плане выступают оформления совершенства как сущности: диалектическое противоречие, системность, организация, упорядоченность и т.п. Основными принципами космической модели мира (русской модели мира Лад) являются принципы единства мира, всеобщей связи явлений, развития и теория познания как теория отражения.

Отношение к миру как к совокупности совершенств предполагает, что мир сам по себе заслуживает самого пристального внимания человека. Для исследователя-диалектика мир, как объект познания, стоит в центре познавательной деятельности и определят тем самым специфику теории познания. Это теория отражения действительности. Согласно данной теории, мир в реальности и мир в теории – это две взаимосвязанные реальности, единые на основе отражения, как особого вида связи. Теория отражает объект познания, поэтому в ней не может быть ничего привнесённого, внебытийного, «примышленного». Таким образом, в гносеологической сфере реализуется принцип единства мира: теория и мир едины, представляя собой единство объективной и субъективной действительности. В онтологическом плане принцип единства бытия предполагает выявление двух взаимосвязанных реальностей – духовной сущности (Софии, как системы логосов) и материального существования (мира). Модель мира задаёт тип культуры общества и, следовательно, – специфику его научной традиции, раскрывающейся в определённой системе теоретизирования.

Единство сущности и существования раскрывается в единстве сущности и явления, субстанции и акциденции. В данном случае, можно утверждать что, согласно принципу единства мира, в «сердцевине мира» лежит диалектическое противоречие духовного и материального – логосов и материи (сущности и явления, субстанции и акциденции). Это фундаментальное положение обосновывал выдающийся русский философ А. Ф. Лосев, который утверждал, что диалектика является «последней сущностью античного космоса» [5]. Субстанция (сущность, основа) и акциденция мира диалектически противоречивы, представляют собой единство (двуединство) противоположных сторон (сфер) – духовной и материальной, которое и образует единство мира.

Диалектический подход к проблеме диалектического двуединства субстанции и акциденции (сущности и явления) представлен в трудах выдающихся русских философов начала XX века. Среди них следует особо выделить Е. Н. и С. Н. Трубецких. Согласно их концепции всеединства (единства мира), целостность бытия обусловлена двуединством (диалектикой) его духовно-материальной субстанции и акциденции, представленной в единстве противоположностей логоса (идеи) и вещи (материи). Необходимо отметить, что двуединство субстанции и акциденции (сущности и явления) не должно пониматься в смысле их со-вечности, и равнозначности. Ещё со времён Анаксагора проблема со-вечности духа и материи составляла одну из важных задач философии. Самому Анаксагору так и не удалось выстроить стройной концепции в данном отношении. В его учении материя, представленная в «гомеометриях» фактически «уравнивается в правах» с духом (Абсолютным Умом, Нусом). Решить эту проблему на основе подлинной диалектики удалось указанным русским философам. Первичной основой, субстанцией бытия они признают Бога. Данное положение восходит к учению византийских философов, где Бог именуется природой всех вещей (не в пантеистическом понимании). Согласно византийской диалектике, в Боге усматривается Его непостижимая Сущность и несотворённые явления (энергии) – логосы. Логосы – это законы и идеи устроения тварного мира. В своём единстве они составляют Софию-Премудрость Божию, в которой от века заключены замыслы о материальном мире, выступающие как его субстанциональные основы.

Итак, в рамках диалектического (византийского) сущностного исследовательского подхода, София – это субстанция бытия. Согласно диалектике единого и многого, эта единая субстанция проявляется в своей собственной множественности – в наличии своей сотворённой противоположности – материи (акциденции-явлении). София содержит в себе материю в замыслах-логосах, которые в акте сотворения становятся вещами. Материя заключена в логосе, но представляет собой не его «своё иное» (т.е., по сути, то же самое), а его сотворённую противоположность – такова основа диалектического понимания субстанции. Материя – это другое, иноприродное по отношению к логосу, что и определяет подлинную диалектику логоса и материи, как основу единства субстанции и акциденции.

Мир, как явление своей сущности-субстанции, в полной мере проявляет в себе это её диалектическое двуединство, раскрывающееся в единстве противоположных определений логоса и материи (бытие-небытие, абсолютное-относительное, совершённое-становящееся и др.). Как пишет Е. Н. Трубецкой, «эта реальность мира несовершенного, неполного, становящегося и, стало быть, находящегося в состоянии перехода от небытия к бытию всецело отлична от абсолютной реальности Бога, которая пребывает вне времени, вне всякой возможности изменения и определяется как безусловная полнота бытия. Никакого слияния между Богом и миром в христианстве не происходит: неслиянность Творца и твари – одно из самых категорических его утверждений… Прежде всего мир, в христианском его понимании, не имеет своего особого, самостоятельного начала. Сам по себе и сам в себе он – Ничто: он становится чем-нибудь лишь через акт творения…Как неслиянность Бога и твари составляет черту отличия христианства от чистого монизма, так и их нераздельность составляет грань между христианством и чистым дуализмом» [6]. В данных тезисах Е. Н. Трубецкого подчёркивается идея о том, что материя не может быть уравнена в правах с духом, она имеет принципиально подчинённое значение, она не

со-вечна духу. Но, с другой стороны, идея-логос осуществляется именно в своём материальном воплощении. Следовательно, здесь вступает в силу диалектика духа и материи, логоса и вещи. Эта диалектика раскрывается во взаимном переходе различных оформлений-полюсов вещи и логоса, которые (оформления) отражены в соответствующих парах диалектических противоречий: бытие-небытие, своё-другое, отрицание-утверждение, возможность-действительность и т.д.

В рамках диалектического материализма проблема субстанции решалась на основе монистического подхода (единство мира определяется его материальностью). Необходимо отметить, что монизм в любой из своих версий (неономиналисткой-материалистической или же неореалистской-идеалистической) в своей сути не может быть диалектическим учением, поскольку в нём изначально отрицается единство противоположностей в рамках субстанции, её диалектическая противоречивость, комплексный, системный подход к её природе. Как пишет В. Г. Афанасьев, «Систематик-диалектик, материалист (понятие «материалист» в данном контексте неуместно – Д. Г.) нетерпим к многообразию, «плюрализму» в смысле уступок идеализму и метафизике. В то же время он нетерпим и к однообразию, «монизму» в смысле уступок догматизму, вульгаризации, стандартизации. Мир, объективная действительность, общество многообразны, «многолики». Они системны, целостны, но далеко не однозначны, не «безлики»[7]. В данном тезисе с особой силой подчёркивается системность, комплексность диалектического взгляда на мир, следовательно, и на основу, субстанцию мира. В материалистическом же понимании субстанции такой подход отрицается. Сознание понимается в рамках материализма как «своё иное» материи, её «продукт», единоприродный с материей. Такой подход не может быть признан диалектическим. Основой диалектики является учение о противоположностях, о неразрывном единстве различных природ. В диалектическом противоречии духа и материи, как в единстве противоположных сторон нет ничего среднего, промежуточного. Это единство двух противоположных природ. Нельзя согласиться с авторами «Философской энциклопедии», которые утверждают, что «Диалектическое противоречие есть прежде всего противоречие не между разными сущностями, а внутри одной сущности, имманентное ей. Нет действительных противоположностей без их внутреннего единства, без их конкретного тождества»[8]. Если применить данной положение к вопросу о соотношении духа и материи, то выясняется, что тождественность духа и материи означает их фактическую бытийную «слитность», холизм. Дух превращается в инобытие, своё иное материи, т.е. в её момент. И в таком случае о диалектике противоположностей не может быть и речи. Авторы, по видимому, сами себе противоречат, когда определяют диалектическое противоречие, как «…сущностное отношение противоположных моментов внутри системы, в котором осуществляется конкретное тождество этих моментов и которое делает систему самодвижущимся органическим целым; взаимоопределение этих моментов друг через друга и одновременно через строгое их взаимоотрицание»[9]. Сущностное отношение противоположных моментов, в данном случае, означает, что речь идёт о взаимоотношении противоположных сущностей (точнее, сущности и явления) в рамках единого, единства субстанции и акциденции. Это и есть выход на идею о двуединой диалектической природе субстанции и акциденции, характеризующейся единством противоположностей логоса и материи. Как отмечается в «Философском словаре», «… для всех процессов, вещей, явлений характерно наличие крайностей или полюсов, которые взаимно предполагают и одновременно исключают друг-друга. Однако диалектика не исчерпывается раскрытием этих внешних проявлений и усматривает за ними отношение противоположности в сущности вещей, в глубинных характеристиках бытия»[10].

В данной связи, необходимо признать, что согласно подлинному диалектическому подходу к проблеме субстанции её основой должно быть такое единство противоположностей, диалектика. Как пишет Н. М. Чуринов, «… согласно космическому проекту науки, у материального и идеального, у физического и психического одна и та же «последняя сущность» – диалектика…»[11]. В этом же отношении примечательна мысль В. Г. Афанасьева: «Поскольку основным отношением объективной действительности является отношение материи и сознания, объекта и субъекта, это отношение является основным содержанием философии, её основным вопросом… практика утверждает единство материального и идеального…»[12]. Если учитывать, что со времён Аристотеля философия понимается как сущностное знание, то становится понятно, что в данных тезисах, по сути, выявляется духовно-материальная диалектика сущности

(субстанции) мира, на познание которой направлен философский дискурс. Диалектика предполагает изучение мира как целого, представленного в своих различных космических оформлениях – системность, организация, сложность. Именно реальное, неслиянное и нераздельное бытие двух полюсов (субстанции и акциденции) является основой единства мира. Это означает, что «последней сущностью» (субстанцией) космоса действительно является диалектика – диалектическое противоречие духовного и материального. Диалектическое противоречие – это важнейшее оформление совершенства. В данной связи, диалектика субстанции и акциденции раскрывает мир как совокупность, единство совершенств, встраивающихся друг в друга.

На каждом уровне движения материи единство (двуединство) субстанции и акциденции проявляется особым образом. Так, на физико-химическом уровне бытия оно предстаёт как единство противоположностей идеальной структуры молекулы и микрочастиц. На биологическом – как единство закона (идеи) развития живой клетки и её органического субстрата. На психическом – как единство идеального содержания психики (чувств, мыслей, эмоций) и её материального носителя – центральной нервной системы.

На социальном уровне движения материи единство мира определяется двуединством социальной субстанции и акциденции. Оно раскрывается в единстве стандартов естественности (социально-нравственных императивов, указывающих, как должно жить) – субъективных факторов и природных предпосылок – географических, геоклиматических, геополитических факторов, выступающих в качестве объективных условий развития общества. Это двуединство социальной субстанции и акциденции предстаёт, как диалектический комплекс двух природ – духовной (стандарты естественности) и материальной (природные факторы). Восточные (коллективистские) общества, в которых зародилась диалектика, испокон веков жили на основе коллективистских стандартов естественности, раскрывающихся в таких императивах, как любовь к ближнему, добродетель, задающих совершенство общественных отношений. В соединении с природными факторами (сложные геоклиматические, географические, геополитические условия), данные стандарты естественности образуют особый тип социальности (социальность – условия жизнеспособности общества) – коллективистский тип, являющий собой субстанциональные основы бытия коллективистского общества. Социальность коллективистского общества раскрывается в принципах коллективизма и совершенства общественных отношений.

Формирующаяся на основе субъективных факторов и объективных условий социальная субстанция (принципы социальности общества) выступает в качестве сущности. Данная сущность раскрывается в своём явлении – системе определений общественной жизни. Важнейшим определением социальности является общественное сознание. Общественное сознание, определяемое принципами коллективистской социальности раскрывается в стандартах единства духовного и материального, всеобщей связи явлений, духовной императивности, естественного иерархизма и т.д. В рамках общественного сознания данного типа формируется особая (диалектическая) модель мира, выступающая как система мировидения, основанная на принципах коллективизма и совершенства общественных отношений.

Принцип всеобщей связи явленийпредстаёт как важнейшее определение принципа единства мира. В мире все объекты и явления теснейшим образом взаимосвязаны, что определяется общностью субстанции, лежащей в основе всех вещей – это логосная субстанция. Выдающийся византийский диалектик св. Иоанн Дамаскин писал в данном отношении: «Субстанция созерцается одинаково во всех ипостасях: в неодушевленных и одушевленных, разумных и неразумных, смертных и бессмертных»[13]. Логосы (законы и идеи) объединяют всё в материальном мире, определяя его единство. На каждом из уровней бытия действуют особые логосы, обусловливающие всеобщую связь элементов данного уровня.

Всеобщая связь явлений имеет следующие основные проявления:

А) Единство (связь) сознания и объективной действительности.На основе данного принципа была разработана диалектическая теория познания – теория отражения действительности. Отражение действительности– способ познания, в соответствии с которым в процессе познания создается точная теоретическая «копия» (образ) объекта. Данные образ (отражение) представляет собой существование сущности (объекта). Теория отражения предполагает следующие гносеологические стандарты: 1. мир познаваем 2. объективизм 3. единомыслие.

Б) Связь между явлениями действительности, как элементами единой системы. Это проявление всеобщей связи отражено в принципе системности.Мир предстает как гигантская система (точнее, иерархия систем), в которой все элементы сущностно связаны друг с другом.Каждый элемент – это также система, но меньшего порядка сложности; элемент выполняет определенную функцию, что позволяет объекту в целом сохранять свою определенность.

В)Связь между причиной и следствием, отраженная в принципе детерминизма (причинности). Принцип детерминизма указывает на всеобщую причинную обусловленность, действующую в материальном мире. В рамках этой обусловленности Сущность понимается как Причина всего в мире и самого мира (существования). В материальном бытии причиной (сущностью) каждого конкретного объекта или явления является частный логос (закон или идея).

Принцип развитияопределяется единством субстанции и акциденции (как диалектического противоречия – источника развития), т.е. исходит из принципа единства мира. Всё в мире развивается. Источник развития находится в самих объектах или явлениях, в их диалектической противоречивости, которая является отражением первичного противоречия Сущности и существования. Развитие как процесс и само противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя, прогресса и регресса, качественных и количественных изменений. Основные аспекты процесса развития отражены в законах диалектики.

– Закон взаимодействия противоположностей, отражающий источник развития. Данный закон отражает источник процесса развития: всякое развитие детерминировано взаимодействием противоположных сторон одного объекта (его внутренней диалектической противоречивостью), которые в одном отношении друг друга предполагают, а в другом – исключают. В организме каждого человека присутствуют и борются две противоположные силы – вирусы и антитела. Именно это единство противоположностей является источником развития организма – или к заболеванию (если в борьбе преобладают вирусы), или же к выздоровлению (если преобладают антитела).

– Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Количественные или качественные изменения в каждом объекте и явлении нарастают и, достигая определенной меры, переходят в свою противоположность. Данный закон отражает противоречивый и многомерный характер процесса развития. Изменение температуры воды в сторону нагревания достигает количественной меры в 100 ºС и обусловливает качественные изменения – вода превращается в пар. Изменение качества производства (например, в случае его переоснащения новейшим оборудованием) отражается на повышении его количественных показателей (увеличивается сбыт, прибыль, разнообразие продукции).

– Закон двойного отрицания. Данный закон отражает стадиальность процесса развития и его направленность на образование нового качества бытия объекта или явления. Всякий объект проходит в своем развитии три стадии. Тезис – это определенность какого-либо состояния объекта и первая стадия его развития. Антитезис (первое отрицание) – отрицание определенности объекта в его первой стадии и вторая стадия его развития объекта. Синтез (двойное отрицание)-третья стадия развития объекта, в рамках которой происходит снятие противоречие тезиса и антитезиса. Объект, обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах его развития, как бы возвращается к исходному положению. Но это не простое возвращение, не замкнутый «круг», а скорее «спираль»: синтез включает в себя лучшие аспекты первой и второй стадий. Синтез всегда связан с появлением нового качества бытия объекта или явления. Первобытная система хозяйствования основывалась на принципе коллективной собственности (тезис), которая продолжала преобладать в экономике человечества в течении ряда последующих эпох. В эпоху Нового времени экономика стран западной цивилизации характеризовалась преобладанием частной собственности (антитезис). Наконец, в рамках современной экономической системы произошло «снятие» этого первичного противоречия между общественной и частной собственностью. Современная экономика приобрела принципиально новый синтетический характер, включающий в себя как принципы общественной, так и частной собственности (синтез).