Основные принципы креационизма, как диалектической теории в натурфилософии.

Согласно принципу единства бытия, материальный мир в своей мере един с Богом и отделен от Него (см. материал по диалектическому сущностному подходу). Мир, как символический образ явлений Бога – это совершенство, космос. В данной связи, основой креационной диалектики является космическая модель мира.

Совершенство природного бытия проявляется в следующих определениях. Согласно креационной диалектике, родовые представители всех основных видов (барамины) были созданы совершенными. Их организмы изначально имели все необходимые для жизни и взаимодействия со средой приспособления. Это означает, что мир был изначально создан совершенным (животные - со всеми приспособлениями для жизни, природа – по принципам гармонии и эстетики).

Совершенство природного мира отражено в антропном принципе.Его суть заключена в идее о том, что вселенная является точнейшим образом настроенной средой, все параметры которой подобраны совершенным образом, - чтобы в ней могла существовать жизнь человека и вообще всего живого. Малейшее изменение данных параметров привело бы к невозможности существования не только жизни и разума, но и вещества как такового, т.е. атомов, более сложных чем водород. Это свидетельствует о существовании Разума, устроившего жизнь в соответствии с антропным принципом.

Физическое проявление антропного принципа: соотношение параметров основных микрочастиц оптимально для жизни на Земле. Разность масс покоя протона и нейтрона является точнейшей величиной и составляет одну десятую долю процента от массы каждой из этих частиц. При этом, изменение этой разности в сотые доли в сторону уменьшения или увеличения сделает жизнь во Вселенной невозможной. Уменьшение этой разницы приведет к невозможности стабильного существования атомарного водорода в природе. Все звезды в такой Вселенной прекратят свое существования и жизнь будет невозможна. Если же эта разница в массах протона и нейтрона будет увеличена, то невозможным будет образование тяжелого водорода – дейтерия. При этом в природе не сможет возникнуть ни один химический элемент, начиная с гелия и дальше.

Химическое проявление антропного принципа: химическое строение основных земных стихий оптимально для жизни на планете.

Наличие в природе воды, как уникального вещества, обеспечивающего жизнь (вода создана специально «под жизнь). Вода является уникальным растворителем благодаря ярко выраженному дипольному характеру строения ее молекулы. Это свойство, во-первых, позволяет воде переносить множество солей на уровне ионов, что обеспечивает органический обмен в природе. Во-вторых, благодаря своей электрической поляризации молекулы воды образуют т.н. водородные связи. Эти связи помогают сложным органическим молекулам сохранять структуру (спиральная закрученность полимерной цепи). Эта структура позволяет белку выполнять свою функцию. Вода является действительно первичной стихией биологической жизни на земле (эту идею впервые выдвинул Фалес). Только на водной основе может строиться жизнь.

Плотность и состав земной атмосферы подобран оптимально «под жизнь». При том, что земная атмосфера могла бы быть какой угодно по этим показателям, а гравитационное поле земли по своей силе могло бы удерживать и такую атмосферу, жизнь в которой невозможна.

Астрономическое проявление антропного принципа: параметры Земли как небесного тела создают оптимальные условия для жизни на планете.

- Орбита Земли эллипсоидная, что не допускает резких годовых перепадов температуры. Этому же способствует точно рассчитанный период обращения Земли вокруг своей оси. Если бы земные сутки были длиннее, то резче были бы перепады температуры. Если были бы короче – то изменилось бы действие центробежных сил и магнитных полей.

- Сильный источник света (Солнце) удален от нас на необходимое расстояние. Это обеспечивает восприятие солнечного света на земле в виде параллельных лучей оптимальной яркости. Солнечная активность именного такого уровня тепла и света позволяет биосфере развиваться в благоприятном режиме (средняя температура +15 гр.).

- Угол наклона земной оси точно рассчитан. Если бы ось Земли была перпендикулярна плоскости земной орбиты, то на всей планете было бы постоянное равноденствие (0 градусов по Цельсию круглый год). Был бы всегдашний рассвето-закат, Солнце было бы видно всегда только на горизонте. Если бы земная ось, напротив, была параллельна плоскости орбиты (как на Уране), то день и ночь длились бы по пол-года. Условия для какой-либо жизни были бы возможны только на экваторе.

Таким образом, параметры Вселенной подобраны точнейшим образом, что математически исключает возможность случайного их установления. И именно такие параметры делают жизнь во Вселенной возможной – на планете Земля. Известный современный астрофизик Хью Росс вычислил вероятность случайного совпадения нужных размеров параметров в случае их самопроизвольного складывания. Он выяснил, что такая вероятность равна примерно 10 в - 53 степени.

Принципы единства мира и всеобщей связи явлений. Согласно креационной диалектике, в мире все объекты и явления представляют собой единство – они теснейшим образом взаимосвязаны, что определяется общностью субстанции, лежащей в основе всех вещей. Это логосная субстанция – энергии, логосы (законы и идеи), определяющие собой существование материи. Логосы не являются «продуктами материи» (не из нее произошли), а стоят над материей и организуют ее, образуя собой духовный уровень бытия.

Мир создан на основе идей и законов различного порядка общности, которые связывают все материальные явления воедино. Существуют самые общие идеи и законы устроения физико-химического уровня бытия. Так, закон всемирного тяготения и закон электрического взаимодействия отражаются в совершенно аналогичных формулах (в основе этих законов - общая идея): сила пропорциональна соответствующим характеристикам тела – массе и заряду соответственно и обратно пропорциональна квадрату расстояний между ними. И это при том, что природы гравитационного и электрического взаимодействия различны! Следовательно, какая то общая идея стоит над этими различными по своей природе сферами физической реальности и, тем самым, связывает их. Далее эта общая идея конкретизируется в идеях устроения каждой из этих сфер (гравитационного и электрического взаимодействия). Идеи подчиняются иерархическому принципу – от общих к частным.

Вся биосистематика основана на конкретизации этих общих идей в идеях частных. Так, существует общая идея устроения млекопитиающих: шерсть, плацента, молочные железы и т.д., а конкретных вариаций-идей – множество. Идеи «записаны» у каждого живого существа в хромосомах, и определяют их уникальный вид. Иерархия идей (от общих до частных) существует в духовной сфере бытия и воплощается в биосфере, в ее представителях.

К общим идеям восходит не только физическая и биологическая, но и этическая реальность. Моральные убеждения большинства народов и обществ строятся на общих идеях - добра, милосердия, правдивости, храбрости, справедливости, всюду осуждается воровство и вероломство, посягательство на чужих жен и имущество, неблагодарность. В каждом народе и обществе наблюдается конкретизация данных общих этических идей. народе и обществе - конкретизация ельство на чужих жен, неблагодарность.милосердия, правдивости, справедливости, всюду о

Таким образом, в основе мира лежат некие общие идеи и законы –логосы, связывающие всё в материальном космосе. Идеи структурируются в духовной сфере, а не в самом процессе их материального воплощения. Каждая из идей воплощается отдельно от других. В данной связи, с точки зрения креационной диалектики, у природы нет никакой необходимости уничтожать одни виды для создания других.

Одно из важнейших проявлений всеобщей связи выражено в принципе детерминизма, который раскрывается в двух аспектах:

- Принцип детерминизма в широком применении: Бог (Сущность) – Причина всего в мире и самого мира (существования). Мир, как следствие своей Причины – Бога, связан с Ним посредством логосов.

- Принцип детерминизма в узком применении: в основе каждого явления лежит определенный логос, являющийся его причиной и определяющий связь данного явления с другими. Логос и явление связаны друг с другом как причина со следствием.

Принцип развития. Согласно креационной теории, диалектическое противоречие между Сущностью и существованием находится «в сердцевине бытия». На каждом объекте и явлении «лежит печать» этого первичного противоречия. Диалектическое противоречие понимается как источник развития. Поэтому всё в сфере существования развивается. Развитие природы противоречиво и предполагает единство своих противоположных аспектов: прогресс-регресс, изменчивость-устойчивость, качество-количество[16].

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте основы креационной теория и ее диалектические основания.

2. В чём состоят основные принципы креационизма, как диалектической теории в натурфилософии.

3. Какие мировоззренческие основы определяют сущность креационизма?

4. Покажите действие принципа иерархии идей в рамках креационизма.

5. Какое понимание процессов развития характерно для креационной диалектики?

6. На основе каких научных данных формулируется принцип совершенства в креационной диалектике?

 

 

Темы для рефератов по натурфилософии:

1. Эволюционизм и креационизм, как натурфилософские теории.

2. Данные современной науки и креационная теория.

3. Концептуальные основы эволюционизма и креационизма.

4. Антропный принцип в науке и философии.

5. Наука и религия.

 

3. Философская антропология.

Философская антропология — это фило­софское учение о человеке. Антропология изучает проблему личности в ее различных аспектах, в число которых входит проблематика осознания смысла жизни человека, взаимоотношений человека с природой и обществом, соотношения души и тела, природы сознания (его сущности и происхождения) и т.д.