Социально-ипостасная сущность личности.

1. Человек – это родовая категория, указывающая на один из родов живых существ, обитающих на Земле. Этот род в научной терминологии именуется "homo sapiens" - «человек разумный». В своей родовой принадлежности все люди едины, поскольку обладают общей природой, проявляющейся в целостности духа, души и тела. Понимание категории «дух», «духовное» в антропологическом контексте принципиально отличается от её общеонтологического прочтения. В последнем случае оно предстаёт, как сфера несотворённых явлений (энергий) Сущности – логосов, составляющих в своей полноте сферу Сознания (Софию). В нынешнем же контексте духовное понимается в качестве сотворённого духовно-психического начала в человеке, составляющего человеческое сознание.

Природа человека представляет собой единство психобиологического (душевно-телесного) и духовного начал. Психобиологическое начало объединяет человека со всем живым космосом (всё в природе живет по психобиологическим законам). Этот факт указывает на существенное единство человека в одном из своих природных начал со всем живым космосом.

Духовное начало нашей природы представлено в наличии самосознания, проявляющегося в совершенстве нравственности и разума. Интересно, что русское слово «человек» имеет в своей основе славянский корень «словек» - «словесное, мысленное существо». Так наши далекие предки понимали принципиальное отличие человека от животных. Данные оформления свойственны исключительно представителям "homo sapiens". Духовная суть человека отражается в самом характере его психики: психика человека формируется вокруг его самосознания («Я»), т.е. имеет личностный характер. Этим она кардинально отличается от психики животных.

Индивид (от латинского – «individuum» - «неделимый») – это единичный человек, представитель рода "homo sapiens", обладающий общей с другими индивидами природой. В своей природе индивиды едины, но они различаются как личности («я – не ты; ты – не я»).

Личность:

Категория личности относится к числу понятий, отражающих первичную реальность. Определение такого рода реальностей («Бог», «мысль», «свобода», «личность») крайне затруднено. Во-первых, они «не имеют предела», следовательно, их невозможно «определить». Во-вторых, всякое понятие, отражающее объект или явление материальной сферы бытия определяется по принципу «одно через другое» (например: «гитара – это музыкальный инструмент, относящийся к классу струнных…» и т.д.). Но первичную реальность невозможно определить по этому принципу, поскольку она первична! Поэтому, все определения категории личности имеют приблизительный характер. В формулировке данной категории отражается, скорее, не сущность личности, а ее наиболее существенные проявления.

В истории философской антропологии было разработано несколько определений категории «личность». Наиболее известные из них сформулированы в рамках теорий марксизма, психоанализа, гуманистической философии. Во всех этих теориях личность определяется на основе какого-либо отдельного фактора – социального, биологического, духовного. Диалектическое же понимание данной категории отличается комплексным подходом, в рамках которого личность понимается как целостная реальность, полнота духа, души и тела. Исходя из данного подхода, можно сформулировать три взаимосвязанных определения:

1) Личность - это социально-ипостасная сущность индивида. Что отличает человека от животных? Он участник общества и осознает себя в нём, как уникальное, отдельное от других существо. В этом случае индивид становится личностью. Ипостасное начало личности проявляется в самобытности, уникальности ее духа, души и тела.

2) Личность – это изначально данное, абсолютно уникальное «Я» человека. Такое определение личности основывается на христианском понятии «ипостась» – «бытие в самом себе».

3) Личность – это субъект сознательной и социальной деятельности.

Личность вырастает в свою полноту из потенциального состояния в актуальное (из возможности – в действительность). В момент рождения человек уже является личностью в ее потенциальном состоянии, которое в дальнейшем должно быть развернуто в личностное совершенство взрослого человека. Многие религиозные доктрины утверждают, что личность появляется в момент зачатия, на чем основывается религиозная норма, связанная с запретом на проведение абортов.

Индивидуальность - уникальный психобиологический (душевно-телесный) облик личности.