рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социально-ипостасная сущность личности.

Социально-ипостасная сущность личности. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ Личность, Как Единство Ипостасного И Социального Начал Проявляет Себя В Двух ...

Личность, как единство ипостасного и социального начал проявляет себя в двух векторах. «Я» изначально стремится к себе, к самопознанию, но также изначально стремится и к обществу, к общению, к восприятию социальных норм и социального опыта. Социальное начало личности проявляется в ее стремление к общению. Данное свойство является одной из основ человеческого духа. Общество – это первое условие реализации человека как личности . Данный тезис обоснован в следующих аргументах:

1. Человек не только духовно, но и психологические не выдерживает изоляции от общества, общения. Такая изоляция ведет или к депрессии или к деградации личности. Личность вне общества так и остается в своем потенциальном состоянии, т.е. духовное начало ее природы не раскрывается, актуализируется же только психобиологическое, животное начало (в качестве примера можно привести феномен Маугли). Поэтому личность в полноте своей природы (духовно-психобиологической) формируется только в обществе, общении.

2. Непреходящее значение имеют такие духовно-социальные явления, как коллективизм, дружба, любовь, семья. Всякая личность ищет в общении, дружбе, любви того, чтобы вместе с другим впервые увидеть всю уникальность друг друга как соборную целостность («единое тело») и тем самым взаимно и навеки утвердить совместное бытие.

Ипостасное начало личности раскрывается в четырех аспектах:

1. В самосознании, как отражении духовного центра личности.

2. В стремлении к самопознанию – осознанию своей личности, как интегральной характеристики своего духовно-душевно-телесного бытия, отдельного от бытия других личностей. Самопознание – второе условие актуализации личности, перехода ее из возможного в действительное состояние. Как можно стать личностью? – Только осознав, чего на самом деле хочет твоя глубина, чего просит твой дух, душа и тело в их единстве, т.е. твоя личность. Только так можно себя реализовать. Если в вопросе о своем призвании будешь слушать других, а не себя, то станешь реализовывать в своей жизни кого угодно, только не самого себя.

3. В индивидуальности.

4. В свободе. Свобода личности - это духовно–психологический феномен, выражающий относительно-автономное начало индивида, как главное условие реализации его личности.

Характеристики свободы:

1. Свобода ограничена необходимостью – законосообразностью человеческой природы. Свобода ограничена телесной природой человека: мы свободны творить двумя руками, но эта свобода ограничена необходимостью - фактом нашей «двурукости». Свобода ограничена душевной природой: мы хотели бы познать всё во вселенной, но наше мышление и восприятие ограничено. Свобода ограничена духовной природой: человек свободен выбирать между добром и злом, но эта свобода в конце концов вынуждена избрать или добро или зло. Человек не в состоянии сотворить свой «моральный космос».

2. Свобода парадоксальна. Свобода есть источник зла, но без свободы принципиально невозможно и добро. Свобода может наполняться каким угодно нравственным содержанием).

3. Свобода не существует без ответственности (по отношению к себе, своим близким, обществу). Свобода без ответственности – это произвол. Свобода действительно предполагает высочайшую ответственность. Это «опасная игрушка», которой можно пользоваться только ответственно. Одним из аргументов отвержения Бога является обвинение Его в том, что Он дал человеку свободу выбора, ответственность за который является невыносимым бременем для него. Человек хочет, чтобы нравственный выбор его миновал. Эта мысль с особенной силой выражена Ф.М. Достоевским в поэме о Великом Инквизиторе, где первосвященник обращается ко Христу со словами: зачем Ты дал людям свободу? Им свобода (ответственная свобода!) не нужна, они нуждаются только в сытости и спокойствии.

4. Свобода проявляется в двух видах – внешняя (деликтоспособность) и внутренняя (духовная автономия личности). Они могут не совпадать друг с другом.

Контрольные вопросы и задания:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ

Сибирский государственный аэрокосмический университет... имени академика М Ф Решетнева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социально-ипостасная сущность личности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейная история диалектики.
В любой современной науке есть своя главная «стержневая» идея, определяющая собой глубинный смысл всей данной научной дисциплины. Так, для физики это идея материального строения мира, подчиненного

Идейная история метафизики.
Почти одновременно с диалектикой, как учением о всеобщей связи, в философии возникает противоположное направление, которое Аристотель назвал метафизика (от греч.: «мета» – «над», «

МСТ, ее основные принципы.
Метафизическая система теоретизирования, в свою очередь, определяется спецификой модели мира, сформировавшейся в условиях индивидуалистической социальности (мир как Универсум). Как

Принцип линейного развития.
Принцип развития признается метафизикой, но трактуется с принципиально антидиалектических позиций. Поскольку метафизика не признает диалектическую противоречивость мира, постольку источник развития

Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом на основе сравнения неореалистского и неономиналистского сущностных исследовательских подходов метафизики (выраженных в идеализме и материал

Бытие и небытие.
Бытие – основная категория диалектики, отражающая причастность объектов и явлений к существованию (в его различных степенях и проявлениях). Бытие устроено иерархически. Оно восходит по век

Абсолютное и относительное.
Абсолютное – ни от чего не зависящее (духовная сфера бытия). Абсолютное имеет всеобъемлющий характер. Относительное – зависимое (материальная сфера бытия). Абсолютное и относительное – еди

Сущность и существование, Сущность и явление.
Сущность – в самом общем смысле это – главное, основное в объекте. В диалектике в качестве сущности выступает духовная сфера бытия, представленная оформлениями совершенства. Данная

Необходимость и свобода (случайность).
Необходимость -единство причины и следствия. Этоединство является содержанием принципа законосообразности, как основы бытия. Необходимость – это отражение законосообразности бытия.

Категории развития.
Источником всякого развития является борьба противоположностей, предстающих как диалектическое противоречие. Все материальные объекты и явления несут на себе «печать» первичного диалектического про

Прогресс и регресс.
Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего в высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс характеризует как систему в ее целом, так и

Революция и эволюция.
Революция - глубокое, качественное изменение в развитии какой-либо вещи или явления. Революция означает разрыв постепенности в развитии, качественный скачек в развитии.

Целесообразность и стихийность.
Целесообразность – установка развития, основанная на стремлении объекта к определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Возможность и действительность
Возможность – это предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Так, эмбрион обладает возможностью развития, потенциалом превращения во взросл

Космос и хаос.
Космос – оформление совершенства материальной сферы бытия. Мир понимается в диалектике как космос – совокупность совершенств (оформлений совершенства), встраивающихся друг в друга.

Пространство и время.
Пространство: А) Координация материальных объектов по отношению друг к другу (впереди, сзади, далеко, близко). Б)Одна из количественных характеристик объектов (дл

Движение и покой.
Движение– это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности: - движение существует только относительно какой-либ

Единичное и общее.
Единичное – характеристика уникальности (индивидуальности) объекта. При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единич

Натурфилософия
  Философия природы, или натурфилософия (от лат. «натура» — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы, которые исс

Эволюционная теория и ее метафизические основания.
Эволюционизм является научно-философской теорией, развивающейся в рамках неономиналистской версии МСТ. Неономиналистский характер теории эволюции проявляется в идеях первичности материального начал

Основные принципы эволюционизма, как неономиналистской теории в натурфилософии.
Неономиналистская определенность теории эволюции представлена в соответствующей версии метафизического дуализма, основанного на универсалистской модели мира. Мир как Универсум не является и не може

Проблема отсутствия реальных переходных форм.
Эволюция видов предполагает стихийное постепенное изменение органов животных, предполагающее сосуществование в «переходных» органах как «старых», так и «новых» признаков (например, эволюционный пер

Проблема взаимоисключающих критериев естественного отбора.
Чаще всего такие критерии признаки, как яркий окрас, сложность, наличие особых технических приспособлений (все это – признаки, предназначенные для отпугивания врагов) не совмещаются у представителе

Принцип развития.
Эволюционизм утверждает метафизическую идею линейности развития. Из развития изымается его противоречивость, согласно чему в формировании видов абсолютизируется их изменчивость (без учета устойчиво

Креационная теория и ее диалектические основания.
Креационизм – это научная теория, основанная на религиозной идее сотворения мира Богом. Долгое время креационизм отвергался научным сообществом, что было обусловлено, во-первых, господством в научн

Основные принципы креационизма, как диалектической теории в натурфилософии.
Согласно принципу единства бытия, материальный мир в своей мере един с Богом и отделен от Него (см. материал по диалектическому сущностному подходу). Мир, как символический образ явлений Бога – это

Социально-ипостасная сущность личности.
1. Человек – это родовая категория, указывающая на один из родов живых существ, обитающих на Земле. Этот род в научной терминологии именуется "homo sapiens" - «человек ра

Структура личности.
4. Основные принципы отечественной философской антропологии. Свобода личности является важнейшим условием реализации ее духовного потенциала. Но само понятие свободы является по сути пробл

Структура личности.
Существует несколько теорий, раскрывающих структуру личности. В византийской диалектике за основу была взята идея трехчастного строения личности, согласно которой последняя предстает как единство т

Основные принципы отечественной философской антропологии.
Отечественная философская антропология ориентирована на идею совершенной личности, которая разрабатывалась в русской философии еще с древних времен. Изложению данной идеи можно посвятить не одну ле

Расскажите о структуре личности.
4.Каковы основные принципы отечественной философской антропологии? 5. Покажите проявления свободы в рамках мировоззрения представителей западной культуры. 6. В чём состоит принцип

Основные сферы жизни общества
В обществе осуществляются различные по своему характеру виды деятельности. В результате складываются соответствующие сферы жизни общества – духовная, социальная, экономическая, политическая.

Роль природной среды в жизни общества
Природная среда – естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества – это две главы одного романа», писал А. И. Герцен. Общество в своей мере является частью более обш

Типы общества
Дискуссия о различении типов общества имеет многовековую историю. Так, уже в социально-философских трудах Аристотеля была обоснована основная идея коллективистского общества. Суть этой идеи заключа

Принципы индивидуалистической социальности
Основные принципы индивидуалистической социальности: индивидуализм (отрицание всеобщей связи социальных явлений), свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм, сознательность, огр

Основные определения жизни общества индивидуалистического типа
Принципы социальности индивидуалистического типа формируют основные определения жизни общества индивидуалистического типа– (конкретные проявления в обществе принципов его социальности) (см. с. 7).

Принципы коллективистской социальности
Таковыми являются принципы: коллективизма (всеобщей связи социальных явлений) и совершенствования общественных отношений. Принцип коллективизма. Теоретизация принципа колл

Основные определения жизни общества коллективистского типа
Принципы социальности коллективистского типа формируют основные определения жизни общества коллективистского типа (конкретные проявления в обществе принципов его социальности). Тип

Библиографический список
Основной 1. Мананникова, Е.Н. Философия: учебное пособие / Е.Н. Мананникова. М.: Дашков и Кº, 2008, – 302 с. 2. Медова, А.А. Философия. Введение в философию / А.А. Мед

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги