Социально-ипостасная сущность личности.

Личность, как единство ипостасного и социального начал проявляет себя в двух векторах. «Я» изначально стремится к себе, к самопознанию, но также изначально стремится и к обществу, к общению, к восприятию социальных норм и социального опыта. Социальное начало личности проявляется в ее стремление к общению. Данное свойство является одной из основ человеческого духа. Общество – это первое условие реализации человека как личности . Данный тезис обоснован в следующих аргументах:

1. Человек не только духовно, но и психологические не выдерживает изоляции от общества, общения. Такая изоляция ведет или к депрессии или к деградации личности. Личность вне общества так и остается в своем потенциальном состоянии, т.е. духовное начало ее природы не раскрывается, актуализируется же только психобиологическое, животное начало (в качестве примера можно привести феномен Маугли). Поэтому личность в полноте своей природы (духовно-психобиологической) формируется только в обществе, общении.

2. Непреходящее значение имеют такие духовно-социальные явления, как коллективизм, дружба, любовь, семья. Всякая личность ищет в общении, дружбе, любви того, чтобы вместе с другим впервые увидеть всю уникальность друг друга как соборную целостность («единое тело») и тем самым взаимно и навеки утвердить совместное бытие.

Ипостасное начало личности раскрывается в четырех аспектах:

1. В самосознании, как отражении духовного центра личности.

2. В стремлении к самопознанию – осознанию своей личности, как интегральной характеристики своего духовно-душевно-телесного бытия, отдельного от бытия других личностей. Самопознание – второе условие актуализации личности, перехода ее из возможного в действительное состояние. Как можно стать личностью? – Только осознав, чего на самом деле хочет твоя глубина, чего просит твой дух, душа и тело в их единстве, т.е. твоя личность. Только так можно себя реализовать. Если в вопросе о своем призвании будешь слушать других, а не себя, то станешь реализовывать в своей жизни кого угодно, только не самого себя.

3. В индивидуальности.

4. В свободе. Свобода личности - это духовно–психологический феномен, выражающий относительно-автономное начало индивида, как главное условие реализации его личности.

Характеристики свободы:

1. Свобода ограничена необходимостью – законосообразностью человеческой природы. Свобода ограничена телесной природой человека: мы свободны творить двумя руками, но эта свобода ограничена необходимостью - фактом нашей «двурукости». Свобода ограничена душевной природой: мы хотели бы познать всё во вселенной, но наше мышление и восприятие ограничено. Свобода ограничена духовной природой: человек свободен выбирать между добром и злом, но эта свобода в конце концов вынуждена избрать или добро или зло. Человек не в состоянии сотворить свой «моральный космос».

2. Свобода парадоксальна. Свобода есть источник зла, но без свободы принципиально невозможно и добро. Свобода может наполняться каким угодно нравственным содержанием).

3. Свобода не существует без ответственности (по отношению к себе, своим близким, обществу). Свобода без ответственности – это произвол. Свобода действительно предполагает высочайшую ответственность. Это «опасная игрушка», которой можно пользоваться только ответственно. Одним из аргументов отвержения Бога является обвинение Его в том, что Он дал человеку свободу выбора, ответственность за который является невыносимым бременем для него. Человек хочет, чтобы нравственный выбор его миновал. Эта мысль с особенной силой выражена Ф.М. Достоевским в поэме о Великом Инквизиторе, где первосвященник обращается ко Христу со словами: зачем Ты дал людям свободу? Им свобода (ответственная свобода!) не нужна, они нуждаются только в сытости и спокойствии.

4. Свобода проявляется в двух видах – внешняя (деликтоспособность) и внутренняя (духовная автономия личности). Они могут не совпадать друг с другом.

Контрольные вопросы и задания: