рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура личности.

Структура личности. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ 4. Основные Принципы Отечественной Философской Антропологии. Свобода...

4. Основные принципы отечественной философской антропологии.

Свобода личности является важнейшим условием реализации ее духовного потенциала. Но само понятие свободы является по сути проблемным. Свободу можно понимать в качестве проявления стихийности, и в таком случает она не может быть условием личностной актуализации. Из хаоса стихийности не может произойти космос личности. С другой стороны, свободу можно понимать и в качестве целесообразного устремления воли к познанию необходимости – законосообразности личностного бытия, основой которой является индивидуальный логос – призвание человека. И в таком случае, свобода есть главное условие реализации личности. В любом случае, свобода человека – это факт, а факты нельзя игнорировать: их необходимо исследовать.

Два полюса свободы (стихийность и целесообразность) представляют собой ее диалектически противоречивую природу. В процессе духовного развития личности они предстают в качестве трех единых последовательных уровней. Первый уровень представляет собой отрицательную свободу, которая присуща всем без исключения людям. Она заключается в изначальной способности человека к любому духовно-нравственному выбору. Духовно-автономное начало человека минимально проявляет себя именно на первой ступени свободы – свободы отрицательной. Способность духовного выбора, как такового, есть низшая ступень свободы. Это форма без содержания.

Второй уровеньположительная свобода. Она раскрывается в способности осознания предназначения своей личности и свободного следования ему.Здесь возможны два оформления свободы.Первое было глубоко осмыслено в западной философии и раскрывается в идее отрицания какого бы то ни было сверхличностного идеала. Человек должен следовать себе, своим потребностям, интересам. Такое понимание личностной свободы было принято за основу общественным сознанием индивидуалистических обществ. Не случайно для западной демократии характерно стремление нейтрализовать в жизни общества всякий сверхличностный идеал (нормы морали, религии, единую идеологию, общенациональную партию, церковь и т.д.), кроме единственного идеала - личных прав индивидов.

Второе оформление свободы состоит в идее следования совершенству. Эта идея является основой общественного сознания коллективистских обществ. Для обществ данного типа характерен институт совершенных личностей, представленный в таких явлениях, как советы лучших людей, мудрецы, учителя, наставники. Если личность избирает данное оформление свободы, то это предполагает ее следование своей идее, логосу (совершенному состоянию данной личности). Каждая личность от рождения имеет свою индивидуальную идею, которая выражается в таком понятии, как призвание. По словам Е.Н. Трубецкого, «идея – это тот образ грядущей, новой твари, который должен быть осуществлен в свободе. Это первообраз твари, какою ее хотел и какою ее замыслил Бог; но осуществление этого первообраза в мире, становящемся во времени, не является односторонним действием Божества: оно совершается при деятельном участии твари, призванной к свободному сотрудничеству, к свободному содействию воле Божией»[17].

Влияния извне уже не могут существенно повлиять на личностный выбор человека, находящегося на пути положительно-свободного следования своей идее. В то же время, этот путь характеризуется постоянной духовной борьбой за эту идею со всевозможными противоречащими ей обстоятельствами – внутренними и внешними. И.А. Ильин раскрыл сущность этой положительно-свободной деятельности: «Освободить себя значит прежде всего обратить свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха. Это есть извлечение себя из потока обыденной пошлости – противопоставление ее себе и себя ей, усиление себя до победы над ней. Таков отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап: он состоит в добровольном и любовном заполнении себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями…»[18].

Аскетическая практика православного христианства за века своего развития накопила богатейший опыт борьбы с этими влияниями, именуемыми «страстями». В этой борьбе проявляется именно личностный аспект человека, поскольку в ней определяется сущность личности по вектору ее воли. По словам И.А. Ильина, «жить на свете – значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит»[19].

Третий уровень духовной свободы характеризует собой состояние достижения и воплощения в жизни своей личностной идеи. Это состояние можно именовать как совершенство.Его достигают очень немногие, главным образом, из-за того, что большинство людей не может целенаправленно и долговременно нести бремя своей положительной свободы. Н.А. Бердяев, излагая позицию Ф.М. Достоевского по проблеме свободы, писал: «…огромная масса людей не в силах вынести бремени свободы, раскрытой Христом. Путь свободы трудный, страдальческий, трагический путь» [20].

Между тем, состояние совершенства реально достижимо – об этом свидетельствуют многочисленные повествования о жизни святых, - людей, достигших совершенного состояния в личностном исповедании своего духовного идеала. И.А. Ильин так определяет его: «И так как он (человек,

достигший совершенства – Д.Г.), как всегда все люди, движимые любовью, искренне и сосредоточенно живет любимым предметом, вживаясь в него…, то его внутреннее существо начинает приобретать живой оттенок совершенства…»[21]. На третьем уровне свобода достигает своего максимального развития. По словам Н.А. Бердяева, «Свобода человеческая достигает своего окончательного выражения в свободе высшей, свободе в Истине» [22].² Идея личности полностью реализована на пути борьбы и страданий. Теперь человек уже достиг реализации своей идеи и поэтому он уже ни с кем и ни с чем не ведет борьбу, он прошел ее и поднялся над ней.

Триединство свободы – это необходимая ее черта. Отрицательная свобода есть необходимое условие, свободы положительной, которая предстает, как главное условие достижения совершенства (третьего уровня свободы). Как содержание нуждается в форме, (например, жидкость не может содержаться вне той или иной емкости) так и существование отрицательной свободы есть абсолютно необходимый фактор для оформления положительной свободы и достижения состояния совершенства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ

Сибирский государственный аэрокосмический университет... имени академика М Ф Решетнева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура личности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейная история диалектики.
В любой современной науке есть своя главная «стержневая» идея, определяющая собой глубинный смысл всей данной научной дисциплины. Так, для физики это идея материального строения мира, подчиненного

Идейная история метафизики.
Почти одновременно с диалектикой, как учением о всеобщей связи, в философии возникает противоположное направление, которое Аристотель назвал метафизика (от греч.: «мета» – «над», «

МСТ, ее основные принципы.
Метафизическая система теоретизирования, в свою очередь, определяется спецификой модели мира, сформировавшейся в условиях индивидуалистической социальности (мир как Универсум). Как

Принцип линейного развития.
Принцип развития признается метафизикой, но трактуется с принципиально антидиалектических позиций. Поскольку метафизика не признает диалектическую противоречивость мира, постольку источник развития

Основной вопрос философии.
Основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом на основе сравнения неореалистского и неономиналистского сущностных исследовательских подходов метафизики (выраженных в идеализме и материал

Бытие и небытие.
Бытие – основная категория диалектики, отражающая причастность объектов и явлений к существованию (в его различных степенях и проявлениях). Бытие устроено иерархически. Оно восходит по век

Абсолютное и относительное.
Абсолютное – ни от чего не зависящее (духовная сфера бытия). Абсолютное имеет всеобъемлющий характер. Относительное – зависимое (материальная сфера бытия). Абсолютное и относительное – еди

Сущность и существование, Сущность и явление.
Сущность – в самом общем смысле это – главное, основное в объекте. В диалектике в качестве сущности выступает духовная сфера бытия, представленная оформлениями совершенства. Данная

Необходимость и свобода (случайность).
Необходимость -единство причины и следствия. Этоединство является содержанием принципа законосообразности, как основы бытия. Необходимость – это отражение законосообразности бытия.

Категории развития.
Источником всякого развития является борьба противоположностей, предстающих как диалектическое противоречие. Все материальные объекты и явления несут на себе «печать» первичного диалектического про

Прогресс и регресс.
Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего в высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс характеризует как систему в ее целом, так и

Революция и эволюция.
Революция - глубокое, качественное изменение в развитии какой-либо вещи или явления. Революция означает разрыв постепенности в развитии, качественный скачек в развитии.

Целесообразность и стихийность.
Целесообразность – установка развития, основанная на стремлении объекта к определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Возможность и действительность
Возможность – это предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Так, эмбрион обладает возможностью развития, потенциалом превращения во взросл

Космос и хаос.
Космос – оформление совершенства материальной сферы бытия. Мир понимается в диалектике как космос – совокупность совершенств (оформлений совершенства), встраивающихся друг в друга.

Пространство и время.
Пространство: А) Координация материальных объектов по отношению друг к другу (впереди, сзади, далеко, близко). Б)Одна из количественных характеристик объектов (дл

Движение и покой.
Движение– это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности: - движение существует только относительно какой-либ

Единичное и общее.
Единичное – характеристика уникальности (индивидуальности) объекта. При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единич

Натурфилософия
  Философия природы, или натурфилософия (от лат. «натура» — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы, которые исс

Эволюционная теория и ее метафизические основания.
Эволюционизм является научно-философской теорией, развивающейся в рамках неономиналистской версии МСТ. Неономиналистский характер теории эволюции проявляется в идеях первичности материального начал

Основные принципы эволюционизма, как неономиналистской теории в натурфилософии.
Неономиналистская определенность теории эволюции представлена в соответствующей версии метафизического дуализма, основанного на универсалистской модели мира. Мир как Универсум не является и не може

Проблема отсутствия реальных переходных форм.
Эволюция видов предполагает стихийное постепенное изменение органов животных, предполагающее сосуществование в «переходных» органах как «старых», так и «новых» признаков (например, эволюционный пер

Проблема взаимоисключающих критериев естественного отбора.
Чаще всего такие критерии признаки, как яркий окрас, сложность, наличие особых технических приспособлений (все это – признаки, предназначенные для отпугивания врагов) не совмещаются у представителе

Принцип развития.
Эволюционизм утверждает метафизическую идею линейности развития. Из развития изымается его противоречивость, согласно чему в формировании видов абсолютизируется их изменчивость (без учета устойчиво

Креационная теория и ее диалектические основания.
Креационизм – это научная теория, основанная на религиозной идее сотворения мира Богом. Долгое время креационизм отвергался научным сообществом, что было обусловлено, во-первых, господством в научн

Основные принципы креационизма, как диалектической теории в натурфилософии.
Согласно принципу единства бытия, материальный мир в своей мере един с Богом и отделен от Него (см. материал по диалектическому сущностному подходу). Мир, как символический образ явлений Бога – это

Социально-ипостасная сущность личности.
1. Человек – это родовая категория, указывающая на один из родов живых существ, обитающих на Земле. Этот род в научной терминологии именуется "homo sapiens" - «человек ра

Социально-ипостасная сущность личности.
Личность, как единство ипостасного и социального начал проявляет себя в двух векторах. «Я» изначально стремится к себе, к самопознанию, но также изначально стремится и к обществу, к общению, к восп

Структура личности.
Существует несколько теорий, раскрывающих структуру личности. В византийской диалектике за основу была взята идея трехчастного строения личности, согласно которой последняя предстает как единство т

Основные принципы отечественной философской антропологии.
Отечественная философская антропология ориентирована на идею совершенной личности, которая разрабатывалась в русской философии еще с древних времен. Изложению данной идеи можно посвятить не одну ле

Расскажите о структуре личности.
4.Каковы основные принципы отечественной философской антропологии? 5. Покажите проявления свободы в рамках мировоззрения представителей западной культуры. 6. В чём состоит принцип

Основные сферы жизни общества
В обществе осуществляются различные по своему характеру виды деятельности. В результате складываются соответствующие сферы жизни общества – духовная, социальная, экономическая, политическая.

Роль природной среды в жизни общества
Природная среда – естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества – это две главы одного романа», писал А. И. Герцен. Общество в своей мере является частью более обш

Типы общества
Дискуссия о различении типов общества имеет многовековую историю. Так, уже в социально-философских трудах Аристотеля была обоснована основная идея коллективистского общества. Суть этой идеи заключа

Принципы индивидуалистической социальности
Основные принципы индивидуалистической социальности: индивидуализм (отрицание всеобщей связи социальных явлений), свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм, сознательность, огр

Основные определения жизни общества индивидуалистического типа
Принципы социальности индивидуалистического типа формируют основные определения жизни общества индивидуалистического типа– (конкретные проявления в обществе принципов его социальности) (см. с. 7).

Принципы коллективистской социальности
Таковыми являются принципы: коллективизма (всеобщей связи социальных явлений) и совершенствования общественных отношений. Принцип коллективизма. Теоретизация принципа колл

Основные определения жизни общества коллективистского типа
Принципы социальности коллективистского типа формируют основные определения жизни общества коллективистского типа (конкретные проявления в обществе принципов его социальности). Тип

Библиографический список
Основной 1. Мананникова, Е.Н. Философия: учебное пособие / Е.Н. Мананникова. М.: Дашков и Кº, 2008, – 302 с. 2. Медова, А.А. Философия. Введение в философию / А.А. Мед

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги