Структура личности.

4. Основные принципы отечественной философской антропологии.

Свобода личности является важнейшим условием реализации ее духовного потенциала. Но само понятие свободы является по сути проблемным. Свободу можно понимать в качестве проявления стихийности, и в таком случает она не может быть условием личностной актуализации. Из хаоса стихийности не может произойти космос личности. С другой стороны, свободу можно понимать и в качестве целесообразного устремления воли к познанию необходимости – законосообразности личностного бытия, основой которой является индивидуальный логос – призвание человека. И в таком случае, свобода есть главное условие реализации личности. В любом случае, свобода человека – это факт, а факты нельзя игнорировать: их необходимо исследовать.

Два полюса свободы (стихийность и целесообразность) представляют собой ее диалектически противоречивую природу. В процессе духовного развития личности они предстают в качестве трех единых последовательных уровней. Первый уровень представляет собой отрицательную свободу, которая присуща всем без исключения людям. Она заключается в изначальной способности человека к любому духовно-нравственному выбору. Духовно-автономное начало человека минимально проявляет себя именно на первой ступени свободы – свободы отрицательной. Способность духовного выбора, как такового, есть низшая ступень свободы. Это форма без содержания.

Второй уровеньположительная свобода. Она раскрывается в способности осознания предназначения своей личности и свободного следования ему.Здесь возможны два оформления свободы.Первое было глубоко осмыслено в западной философии и раскрывается в идее отрицания какого бы то ни было сверхличностного идеала. Человек должен следовать себе, своим потребностям, интересам. Такое понимание личностной свободы было принято за основу общественным сознанием индивидуалистических обществ. Не случайно для западной демократии характерно стремление нейтрализовать в жизни общества всякий сверхличностный идеал (нормы морали, религии, единую идеологию, общенациональную партию, церковь и т.д.), кроме единственного идеала - личных прав индивидов.

Второе оформление свободы состоит в идее следования совершенству. Эта идея является основой общественного сознания коллективистских обществ. Для обществ данного типа характерен институт совершенных личностей, представленный в таких явлениях, как советы лучших людей, мудрецы, учителя, наставники. Если личность избирает данное оформление свободы, то это предполагает ее следование своей идее, логосу (совершенному состоянию данной личности). Каждая личность от рождения имеет свою индивидуальную идею, которая выражается в таком понятии, как призвание. По словам Е.Н. Трубецкого, «идея – это тот образ грядущей, новой твари, который должен быть осуществлен в свободе. Это первообраз твари, какою ее хотел и какою ее замыслил Бог; но осуществление этого первообраза в мире, становящемся во времени, не является односторонним действием Божества: оно совершается при деятельном участии твари, призванной к свободному сотрудничеству, к свободному содействию воле Божией»[17].

Влияния извне уже не могут существенно повлиять на личностный выбор человека, находящегося на пути положительно-свободного следования своей идее. В то же время, этот путь характеризуется постоянной духовной борьбой за эту идею со всевозможными противоречащими ей обстоятельствами – внутренними и внешними. И.А. Ильин раскрыл сущность этой положительно-свободной деятельности: «Освободить себя значит прежде всего обратить свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха. Это есть извлечение себя из потока обыденной пошлости – противопоставление ее себе и себя ей, усиление себя до победы над ней. Таков отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап: он состоит в добровольном и любовном заполнении себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями…»[18].

Аскетическая практика православного христианства за века своего развития накопила богатейший опыт борьбы с этими влияниями, именуемыми «страстями». В этой борьбе проявляется именно личностный аспект человека, поскольку в ней определяется сущность личности по вектору ее воли. По словам И.А. Ильина, «жить на свете – значит выбирать и стремиться; кто выбирает и стремится, тот служит некоторой ценности, в которую он верит»[19].

Третий уровень духовной свободы характеризует собой состояние достижения и воплощения в жизни своей личностной идеи. Это состояние можно именовать как совершенство.Его достигают очень немногие, главным образом, из-за того, что большинство людей не может целенаправленно и долговременно нести бремя своей положительной свободы. Н.А. Бердяев, излагая позицию Ф.М. Достоевского по проблеме свободы, писал: «…огромная масса людей не в силах вынести бремени свободы, раскрытой Христом. Путь свободы трудный, страдальческий, трагический путь» [20].

Между тем, состояние совершенства реально достижимо – об этом свидетельствуют многочисленные повествования о жизни святых, - людей, достигших совершенного состояния в личностном исповедании своего духовного идеала. И.А. Ильин так определяет его: «И так как он (человек,

достигший совершенства – Д.Г.), как всегда все люди, движимые любовью, искренне и сосредоточенно живет любимым предметом, вживаясь в него…, то его внутреннее существо начинает приобретать живой оттенок совершенства…»[21]. На третьем уровне свобода достигает своего максимального развития. По словам Н.А. Бердяева, «Свобода человеческая достигает своего окончательного выражения в свободе высшей, свободе в Истине» [22].² Идея личности полностью реализована на пути борьбы и страданий. Теперь человек уже достиг реализации своей идеи и поэтому он уже ни с кем и ни с чем не ведет борьбу, он прошел ее и поднялся над ней.

Триединство свободы – это необходимая ее черта. Отрицательная свобода есть необходимое условие, свободы положительной, которая предстает, как главное условие достижения совершенства (третьего уровня свободы). Как содержание нуждается в форме, (например, жидкость не может содержаться вне той или иной емкости) так и существование отрицательной свободы есть абсолютно необходимый фактор для оформления положительной свободы и достижения состояния совершенства.