Структура личности.

Существует несколько теорий, раскрывающих структуру личности. В византийской диалектике за основу была взята идея трехчастного строения личности, согласно которой последняя предстает как единство трех элементов – духа, души (психики) и тела. Их полнота предстает в качестве главного оформления личностного совершенства. Согласно данной теории, центром личности является ее духовное начало, проявляющееся в самосознании («Я»). «Я» имеет четыре основные «энергии»- силы, которые можно обозначить в образных понятиях «разум», «сердце», «воля», «дар».

«Разум» – изначальная духовная способность личности к логическому осмыслению мира во всей его сложности, многомерности, противоречивости и гармонии (совершенстве). Разум актуализируется через познавательный психический процесс мышления, а также в волевых процессах. Принцип разума лежит в основании диалектики. Но разум не всегда удерживается на высоте своего призвания. Он имеет свою «теневую сторону» - «рацио», рассудок. «Рацио» – одномерное видение мира исключительно в аспекте его потребительских свойств. В основе рационального мышления – сам человек, поставленный в центр мироздания. «Рацио», так же как и «разум», проявляется в процессах мышления и воли. Принцип рассудочности лежит в основании метафизической системы теоретизирования. «Сердце»– изначальное духовное стремление личности к чувственному восприятию действительности, к добру, красоте и совершенству во всех их проявлениях. «Сердце» проявляет себя через эмоциональные и волевые процессы психики. ескую природу его сложности, многомерности, противоречивости и гармонии (совершенстве).

«Сердце» также имеет свою «теневую сторону», выраженную в понятии «иррациональное» (в теории З. Фрейда – «оно»). «Иррациональное» - этодуховно-психологическое стремление личности к злу, не выраженное логически.

«Разум и «сердце» являются основой таких психических свойств личности, как характер и направленность.

«Воля» раскрывается в изначальной духовной способности выбора, свойственной всякому человеку. «Воля» проявляет себя в волевых процессах психики.

«Дар» предстаёт как изначальная способность всякого человека к какому-либо виду творческой активности, направленной на преобразование мира. «Дар» проявляет себя в таких психических свойствах личности, как способности.

Духовное начало личности проявляется вовне посредством психологической сферы личности – через познавательные, эмоциональные и волевые процессы, психические свойства личности, а также в её деятельности и общении. В свою очередь, психическое начало личности реализуется посредством тела, телесных процессов – деятельности центральной нервной системы и ее главного органа – головного мозга. Таким образом, личность предстает как духовно-душевно-телесное единство (полнота), основой и интегральным центром которого является духовное начало человека.