Принципы индивидуалистической социальности

Основные принципы индивидуалистической социальности: индивидуализм (отрицание всеобщей связи социальных явлений), свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм, сознательность, ограничение индивидуализма, холизм. Данные принципы характеризуют различные полюса социальности индивидуалистического типа (либерально-неономиналистский и консервативно-неореалистский), но едины в своей сущности (свобода, индивидуализм).

Принципы свободы и индивидуализма. Характеризуют социальность индивидуалистического типа. Современное либеральное теоретизирование исследует принципы индивидуализма и свободы в качестве первичной «клетки», на которой строится жизнь общества. Теория либерализма помещает принцип свободы в основание не только общественно-политической, но и частной жизни. Дж. Уолдрон в данной связи пишет: «…В политике либералы выступают за свободу мысли, слова, ассоциаций и за гражданские свободы вообще. В сфере частной жизни они ратуют за свободу вероисповедания, свободу образа жизни, свободу секса, брака, употребления наркотиков» [24].

Принцип плюрализма. Каждый индивид и каждая социальная группа общества свободны избирать какой угодно социально-экономический, политический или личностный идеал. Принцип плюрализма характеризует метафизическую идею отрицания объективной истины. Существуют только частные, субъективные истины, которые необходимо согласовывать в рамках правовой сферы.

Принцип стихийности. Имеет обоснование в логике неономинализма: первичны индивиды, а не схемы, поэтому общество должно развиваться стихийно, из «самого себя», а не по какой-либо схеме. Поэтому либерализм проводит идею необходимости усиления стихийности в жизни общества и,
в частности, в процессах формирования социальных институтов.

Принцип социального атомизма.Тесно связан с принципами индивидуализма, свободы и стихийности. Предполагает обоснование атомистической модели общества, в рамках которой личность находится вне органической связи с обществом. Один из западных теоретиков Поль

 

Гольбах обосновывал положение, согласно которому личность заинтересована в обществе лишь постольку, поскольку последнее может предоставить ей определенные блага. Социальный индивид должен руководствоваться
в своей жизни «разумным эгоизмом», предполагая, что его связь с обществом обусловлена сугубо утилитаристскими мотивами.

Принцип равенства.Тесно связан с принципами индивидуализма
и свободы. Источник равенства в классическом либерализма полагается в факте причастности всех людей к разуму, что определяет свободную и индивидуалистическую сущность личности. Равенство предстает как равенство разума, свободы и индивидуализма, что характеризует, согласно теории либерализма, любого человека. Либеральный принцип равенства в данной связи предстает как равенство всех перед законом. Источником равенства в более поздних вариантах либерализма является равное стремление и право всех на удовлетворение своих потребностей, прежде всего, потребности в счастье (наиболее отчетливо такое понимание принципа равенства выражено в конституции США, разработанной Т. Джефферсоном). Указанные потребности, в свою очередь, раскрывают значение утилитаристских мотивов в жизни западных обществ.

Принцип холизма. Раскрывается в консервативной теории холистского социально-политического устройства общественной жизни. Холизм (от греч. «holos» - «целый») – минимально необходимая степень сплоченности общества. Холизм и коллективизм различны. Принцип холизма предполагает сплочение общества на основе различных ситуативных моментов, например, организации материальной жизни общества (построение так называемого «государства благосостояния», способствование его материальному прогрессу), воссоздание национально-культурной идентичности общества и т. д. Коллективизм же представляет собой исторически сформировавшийся основной принцип жизни общества коллективистского типа.

Принципы сознательности и ограничения индивидуализма.
Являются идейным противовесом принципам свободы и индивидуализма, поскольку абсолютизация последних ведет общество индивидуалистического типа к состоянию вырождения. В данных обстоятельствах общество в своем функциональном значении (общность, существование которой обусловлено объективными факторами сплоченности) более существовать не может. При этом консервативные принципы сознательности и ограничения индивидуализма не предполагают нивелирование практически-политических достижений либерализма. Напротив, консерватизм видит в либеральных принципах свободы, правового государства, законности высочайшее достижение политической культуры. Некоторое ограничение свободы и индивидуализма необходимо для ее же наиболее полной реализации.