Основные определения жизни общества коллективистского типа

Принципы социальности коллективистского типа формируют основные определения жизни общества коллективистского типа (конкретные проявления в обществе принципов его социальности).

Тип общественного сознания. Стандарты естественности, характерные для социальности коллективистского типа, выражены в понятиях совершенства, единства многомыслия и единомыслия, совершенной добродетели и любви к ближнему (проявление принципа коллективизма как всеобщей связи социальных явлений).

Данные стандарты естественности находят свое проявление в диалектическом типе общественного сознания, характерном для общества коллективистского типа. Жизнь людей, их убеждения основаны на принципе всеобщей связи. Общество стремится к коллективистскому единению. Научные убеждения находят свое завершение в религиозных. Политика и экономика не существуют сами по себе, вне моральных принципов, имеющих место в рамках духовной сферы. В силу этого политическая
и экономическая деятельность в России воспринималась как сфера служения обществу, а не достижения личных выгод.

Важнейшими характеристиками диалектического типа общественного сознанияявляютсяединомыслие, естественный иерархизм и духовная императивность.

Единомыслие раскрывается в качестве диалектики единого и многого, когда единое предполагает многое, а многое – единое. Единомыслие
в таковом значении представляет собой не «единообразие», предполагающее подчинение всех людей одной воле. Диалектический смысл данных понятий заключается в приведению к единству многих воль посредством согласования их между собой, т. е. в стремлении найти в процессе всенародного обсуждения общее решение, приемлемое для всего общества. Русская политическая система исторически сложилась как система народоправства (вечевого правления, советов лучших людей), основанная на единстве многомыслия и единомыслия. Суть данной формы правления состояла не в конкуренции групповых интересов, а в стремлении к согласованию, т. е. гармонизации интересов всего общества.

Естественный иерархизм(проявление принципа совершенствования общественных отношений) – следование во всех сферах жизни естественному космическому порядку вещей. Согласно православному мировоззрению, мир был создан совершенным, потом в это совершенство была привнесена стихия хаоса. Совершенство мира и общества только относительно, оно сочетается с его несовершенством, с явлениями беспорядка, хаотического движения различный сил и течений. И всякая противоположность естественному совершенному порядку вещей – это проявление хаоса как «антисовершенства». Естественный космический порядок вещей проявляется во всем мире: в обществе – это первенство старших и лучших, в семье – главенство мужа, в человеке – первенство духовного начала,
в природе – существование естественных законов, с которыми общество должно согласовывать свою деятельность.

Духовная императивность(проявление принципа совершенствования общественных отношений)выражается в понятиях «жить по-людски», «жить по правде», «жить не по лжи». Суть данных императивов – в отрицании эгоизма во имя другого человека или общества, а также в приоритете духовной жизни над материальной (в условиях их гармоничного соразвития). В России до революции было огромное число храмов, их внешний вид свидетельствовал об актуальности для русских духовного начала, при этом развивалась и материальная цивилизация, активно строились заводы, фабрики, Россия готовила одних из лучших специалистов в мире – инженеров, медиков, строителей. В СССР был самый высокий уровень культуры в мире, это была самая читающая и посещающая театры страна, но
и материальная цивилизация активно развивалась (строительство агрокомплексов, мощная промышленность, ВПК).

Способ воспроизводства общественной жизни. Наличные объективные условия становления общества (природные предпосылки) общества формируют коллективистские способы воспроизводства общественной жизни. Коллективистское общество, как саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система, из поколения в поколение воспроизводит коллективистские формы общественных отношений, основанные на объективных условиях жизни (совокупности географических, геоклиматических и геополитических факторов, предполагающих воспроизводство коллективистских форм общественных отношений) .

Социальные нормы и социальные институты. В обществе коллективистского типа так же, как и в обществе индивидуалистического типа исторически сложились специфические социальные нормыи необходимые для их реализации социальные институты. Для жизни общества коллективистского типа актуальна идея гармоничного единения в процессе управления обществом всех актуальных социальных институтов (не только института государства, но и религиозных, семейных, культурных, образовательных, экономических, политических, военных, медицинских и др.), реализующих необходимое сочетание актуальных для жизни общества социальных норм.

Концепция управления обществом, адекватная социальности коллективистского типа.Социальности коллективистского типа адекватны национальные модели социализма (китайский социализм, вьетнамский социализм, кубинский социализм, русский социализм). Социализм отражает коллективистскую (соборную) сущность общества коллективистского типа (совершенствование общественных отношений).

В современной России идея социализма вызывает к себе повышенный интерес, она переживает своего рода «второе рождение». Появились влиятельные политические силы, которые заявляют о своей социалистической ориентации. Очевидно, что идея социализма не потеряла своей привлекательности для российского общества, поскольку она отражает многовековые чаяния русского народа о справедливом и нравственном устройстве государственно-общественной жизни. В России потерпела поражение не сама идея социализма, а лишь ее марксистский вариант. Это произошло в силу его неадекватности исторически сложившимся принципам социальности и стандартам естественности российского общества. Марксистские идеи классовой вражды, борьбы государства и науки с религией, преобладания экономики над всеми другими сферами жизни - всё это, во-первых, чуждо «русскому сердцу» (общественному сознанию российского общества), во-вторых – не соответствует исторически сложившимся определениям жизни общества России. Концепция русского социализма, напротив, предполагает адекватность ее принципов стандартам естественности и принципам социальности российского общества. Она является образом действительности жизни России.

Данная концепция, как утверждал один из ее разработчиков Ф.М. Достоевский, направлена на реализацию духовно-нравственного потенциала общества. Нравственность же в первую очередь проявляется в любви к ближнему, в соборном единении людей, которое является оформлением совершенства социальной жизни. Поэтому концепция русского социализма предполагает такое социальное управление, в процессе которого реализуются оптимальные условия для совершенствования личности и общества. Осуществление цели преображения личной и исторической жизни (т.е. ее совершенствования) происходит в процессе решения следующих задач: создание мощной государственности и национальной независимости, реализация коллективистской сплоченности и социальной справедливости внутри общества, гармоничное развитие всех сфер его жизни, охранение и развитие национальных традиций и культуры в целом. Данные задачи материальны по своей сути; принципы, на которых они основаны, имеют принципиально подчиненное значение по отношению к указанной цели. Но, согласно диалектике духовного и материального, нравственное совершенствование человека и общества неотделимо от материальных условий данного процесса.

Возможность построения совершенного общественно-государственного устройства определяется во многом личной нравственностью представителей светской власти. Светская же власть в своей отделенности от власти духовной (от ее духовно-нравственного влияния) склонна к моральному вырождению. Поэтому методологической основой концепции русского социализма является принцип гармонии духовной и светской властей. Только в условиях нравственного влияния духовной власти на управленческую деятельность представителей власти светской возможна реализация оптимальных условий для совершенствования личности и общества. Светская власть становится властью лучших только в рамках ее гармонии с духовными институтами. С другой стороны, и Церковь, как основное оформление духовной институциональности, нуждается в гармоничном взаимодействии с государством в целях наилучшей реализации своей духовной миссии.

В течении XIX века выдающиеся русские философы А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Ф.М. Достоевский и другие разрабатывали теоретические основы концепции русского социализма. В разработке данной концепции они основывались на принципах теорий общинности и соборности, которые раскрывают объективное содержание коллективистских форм жизни российского общества. Будучи концепцией-образом действительности, русский социализм основывается на идее гибкого встраивания управленческой стратегии и тактики в коллективистские традиции жизни российского общества. В процессе разработки теоретического содержания концепции русского социализма наибольшее развитие получило осмысление четырех принципов, в рамках которых концептуализируются наиболее актуальные аспекты теорий общинности, соборности и коллективизма.

1. Принцип гармонии двух видов власти – духовной и светской. Принцип гармонии светской и духовной власти раскрыт в «Славянской Кормчей» – древнейшем памятнике русско-славянской религиозно-политической мысли. Идея гармонии властей имеет своим истоком православную догматику, согласно которой Богочеловек Иисус Христос является воплощением гармонии духовного и человеческого начал. Основой принципа гармонии духовной и светской власти является осмысление функций каждой из ветвей власти, согласно которому духовная власть является духовно-нравственным светочем для власти светской. Так, св. Кирилл Туровский, обосновывая идею гармонии властей, пишет, что монастырь являет­ся «горой», т. е. духовным институтом, откуда изливается «светлая сияющая заря», освящающая, облагораживающая светскую власть. Мирская власть в большей мере причтена ко греху. Институты духовной власти призваны гармонировать с институтами светской власти и подвигать светскую власть к самосовершенствованию. Церковью накоплен огромный социальный опыт в сфере служения обществу, который представители светской власти должны тщательно исследовать и использовать в своей управленческой деятельности.

2. Принцип развития и раскрытия всех коллективистских (соборных) форм жизни общества России. Данный принцип раскрывается, прежде всего, в идее социальной справедливости. Смысл идеи социальной справедливости раскрывается в принципе гибкого встраивания управленческой стратегии и тактики в традиции жизни общества. Власть в соборном государстве в своей политике должна следовать жизни общества в его коллективистской целостности и развивать коллективистские стандарты жизни общества. По мысли выдающегося теоретика русского социализма Н. Г. Чернышевского, «для успокоения общества необходимо наискорейшее возможное улучшение материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса» [27]. Н.Г. Чернышевский указывает на фундаментальную характеристику адекватной концепции управления обществом коллективистского типа: политика власти должна быть социальной, т. е. основанной на учете объективного содержания жизни общества, его коллективистской социальности.

3. Принцип гармонии всех необходимых для управления обществом социальных институтов, актуализирующих гармоничное сочетание различных социальных норм. Данный принцип отражает процесс гармонизации (совершенствования) жизни общества в одном из его аспектов.

4. Принцип власти лучших людей – духовной и светской аристократии, выступающей в качестве социального авангарда общества. Социальный авангард осуществляет властвование согласно принципу соборности. Древнейшей формой соборного управления в России было народное самоуправление, имевшее характер Советов – собрания лучших людей света (светская ветвь социального авангарда). Необходимо отметить, что светская власть становится властью лучших только в ее гармонии с властью духовной.

Тип социального прогресса. Для жизни общества коллективистского типа характерен антиэнтропийный тип социального прогресса, направленный на устранение социальной энтропии в обществе (т. е. на совершенствование общественных отношений), выражающейся в негативных процессах, которые происходят во всех сферах жизни общества. Люди, занимаясь различной деятельностью, осуществляют свой посильный отрицательный вклад в социальную энтропию (т. е. положительный вклад в процесс социального совершенствования).

Антиэнтропийный характер социального прогресса также предполагает гармоничное развитие всех сфер жизни общества, а не одной сферы – например, сферы потребления.

 

Соотношение культуры и цивилизации, адекватное социальности коллективистского типа.Для общества коллективистского типа характерно диалектическое соотношение культуры и цивилизации.Культура зависит от содержания цивилизации, которая определяет жизнеутверждающие установки культуры, направляет развитие культуры по пути совершенствования («цивилизация культурна»); в свою очередь, совершенствование цивилизация определяется развитостью культуры («культура цивилизованна»). В данной связи, культура и цивилизация предстают как диалектическое единство.

Таким образом,всякое общество имеет свои культурные и цивилизационные традиции, сформировавшиеся в условиях социальности индивидуалистического или коллективистского типов. Игнорирование данных традиций в процессе управления гибельно для общества. При этом необходимо отметить, что всякая норма социальности предполагает определенные отклонения от нормы. Отклонения от нормы бывают такие, когда общество способно свои­ми силами возвратиться к своей социальности и когда оно не способно воз­вратиться к ней и угасает. При этом общество одного типа не может по чьей-либо инициативе превратиться в общество другого типа.

Противопоставление типов общества контрпродуктивно, поскольку влечет за собой пренебрежение специ­фикой другого, идеализацию одной стороны и осуждение другой со всеми вытекающими отсюда послед-ствиями.