Сущность и существование, Сущность и явление.

Сущность – в самом общем смысле это – главное, основное в объекте. В диалектике в качестве сущности выступает духовная сфера бытия, представленная оформлениями совершенства. Данная категория понимается в двух аспектах:

А) Сущность как Источник мира в его целом (существования). В таком понимании Сущность – это Первобытие (Первореальность), которая проявляется и входит в соприкосновение с материальным миром исключительно в Своих явлениях-энергиях (логосах). Вне Своих явлений Она абсолютно закрыта для мира. Никакая земная категория не может Её выразить, поскольку Она иноприродна миру.

Сутьюкаждого из объектов и процессов материального мира выступает тот или иной логос (закон или идея), как явление Сущности. Именно такое понимание Сущности раскрывается во втором аспекте.

Б) Сущность как частный логос – явление Сущности в первом аспекте. В таком понимании Сущность предстает в качестве идеи того или иного объекта или же закона, на основании которого происходит его самореализация. В данном случае, Сущность выступает в качестве источника уникальности, принципа жизнедеятельности и нормы бытия объектов и явлений материального мира. У каждого объекта бытия есть своя сущность - индивидуальный логос (идея). Так, биологической сущностью живого организма является присущий ему закон (логос) обмена веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела. Логосы в своей полноте составляют единую систему замыслов о мире, которая в русской религиозной философии получила название «София» (Божественная Премудрость)

Сущность в обоих своих аспектах едина (как едино Солнце и исходящий от него свет).

Существование:

А) Это отражение (воплощение) явлений Сущности (логосов) – материальная сфера бытия. Существование в своей мере отдельно и в своей мере едино с явлениями Сущности (логосами). Явления Сущности (логосы) и явления существования (вещи) представляют собой единство противоположностей. На другом уровне данное единство противоположностей раскрываются в диалектике логоса и вещи каксущности и явления (субстанции и акциденции).

Б) Материальное явление (проявление) того или иного частного логоса. В русской религиозной философии развивалась концепция о том, что сущность человека заключена в его индивидуальной идей, замысле Бога о данном человеке, воплощение которого является главной целью человеческой жизни. Явлением этой сущности становится сам человек. Далеко не всегда человек реализует в своей жизни идею о себе. Какие то таланты, потенциалы личности так и остаются не раскрытыми. И тогда перед нами предстаёт лишь видимость того совершенного человека, который мог бы быть. Сущность этого человека не полностью раскрылась в его явлении. Эта неполнота явления называется видимостью.

Видимость – одностороннее проявление сущности, не полностью выраженной в своем явлении.

В сфере существования всё глубочайшим образом взаимосвязано. Первопричиной всеобщей связи является онтологическая связь между явлениями Сущности и существованием. В материальном же мире связи обусловлены логосами.

Всеобщая связь явлений. Диалектика исходит из всеобщей связи вещей и явлений в мире В мире все объекты и явления теснейшим образом взаимосвязаны, что определяется общностью субстанции, лежащей в основе всех вещей (это логосная субстанция).

Связи представлены в следующих видах:

По функциональной структуре:

-Причинно-следственные (связь между причиной и следствием).

- Системные (связи между элементами системы).

По степени связанности:

- Прямые.

- Косвенные (опосредованные).

Важным проявлением всеобщей связи является связь причины и следствия. Эта связь имеет наиболее общий характер.

Причина и следствие.

Всё в мире имеет свою причину – явление, вызывающее изменения в развитии другого явления или объекта. Итог этого изменения в развитии называется следствие. Причина и следствие – это единство противоположностей, поскольку не существует беспричинных следствий, а всякая причина завершается в следствии. Причиной полета и падения камня, запущенного из точки А является мускульная сила человека. Полет и падение камня в точке В – необходимое следствие данной причины. Запущенный вверх камень непременно полетит и упадет – это факт необходимости. Но камень может лететь не обязательно по одной траектории. Если запустить его с меньшей силой, то траектория будет иной. Камень может лететь свободно, по какой угодно траектории. В рамках необходимости существует определенная свобода.