рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические типы общества. Формации и цивилизации.

Исторические типы общества. Формации и цивилизации. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ В Современной Социологии Получило Распространение Понятие – “Типология Общест...

В современной социологии получило распространение понятие – “типология общества“. Тип – это идеальная рациональная модель, заключающая в себе существенные признаки некоторой группы исследуемых объектов, а типология – это учение о типах. Тип – это абстракция, которая отражает сущность в чистом виде, поэтому теория и реальная история часто не совпадают. Но постижение сущности позволяет выделить основные типологии в изучении общества. Это, прежде всего, теория общественно- экономических формаций и теория цивилизаций.

Формационная теория общественного развития была разработана К.Марксом, который впервые из хаоса социальных отношений выделил экономические как первичные и определяющие. Они являются базисом, фундаментом всех общественно- экономических отношений и общества в целом. При этом выяснилось, что производственные отношения в истории человечества существовали в нескольких основных типах – первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, причем каждый последующий развивался из предыдущего. Все множество социальных систем было сведено Марксом к некоторым основным типам, получившим название общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, взятого в единстве всех его сторон, со свойственной ему экономическим базисом и соответствующей политической и духовной надстройкой. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящий под влиянием прогресса производительных сил. История общества рассматривается как закономерный процесс развития и смены формаций. Победа социалистической революции в России и образование мировой системы социализма, казалось бы, полностью и неопровержимо подтверждали истинность формационной концепции. У нас она была возведена в ранг государственной идеологии, согласно которой все страны мира идут в направлении коммунистической формации. Но формационный подход сталкивался с серьезными трудностями, связанными с эффектом “перевернутой перспективы”. Из него вытекало, что социалистические Монголия, Вьетнам и Куба на целую эпоху опередили США и другие развитые страны Запада, сохранившие отживший капиталистический строй. Анализируя сущность формационного подхода, исследователи справедливо отмечают такие его недостатки, как: схематизм, навязывание единого линейного пути развития, утопичность понимания коммунистической формации. Не случайно уже с начала 60-х годов XX века среди философов, историков и социологов идут дискуссии о правомерности формационного подхода к истории, о возможности или даже необходимости перехода к цивилизационному подходу к развитию общества.

Теория цивилизаций радикально отличается от формационной теории по способу подхода к всемирной истории, по взгляду на соотношение истории человечества и истории отдельных регионов и стран. Согласно теории цивилизаций нет единой истории человечества, а есть лишь история возникновения, развития и упадка отдельных локальных цивилизаций. Эта идея получила наиболее выпуклое выражение в книге О.Шпенглера “Закат Европы”, а затем в работах А.Тойнби и П.Сорокина. Цивилизация есть социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. В фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис, в связи с чем можно говорить о трех ступенях в развитии цивилизации – земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной. Но наряду с этим в фундаменте социума присутствуют природные, этнические, демографические и другие конкретно-исторические условия жизни. Цивилизации различаются по своей истории, языку, культуре, традициям и религии. Эти различия складывались столетиями, они более фундаментальны, чем различия между идеологическими и политическими режимами. Таким образом, цивилизационный подход позволяет сделать наше видение истории более многогранным. Но он не может объяснить причины и механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Эта проблема вполне объяснима с позиций формационного подхода. Отсюда напрашивается вывод, что формационный анализ общества надо дополнить цивилизационным. Ось времени (этапы, формации) надо дополнить осью пространства (культуры, цивилизации, особые пути развития). Эти два подхода нельзя противопоставлять, как нельзя противопоставлять длину ширине.

 

4.4. Общественное сознание и его структура.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, эмоций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Это духовная жизнь общества, включающаяя в себя политические и правовые взгляды, нравственные, художественные, философские, религиозные и другие воззрения, а также социальные чувства, настроения, общественное мнение. Общественное сознание отличается от индивидуального, это сознание общества, социальных групп, классов, исторической эпохи, а индивидуальное сознание – это духовный мир отдельной личности. Общественное сознание не есть сумма “сознаний” отдельных личностей, оно представляет собой качественно особую духовную систему, которая, будучи порождена и обусловлена в конечном счете общественным бытием, живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает мощное влияние на каждого человека. Но общественное сознание не существует помимо индивидуального и наряду с ним, оно может существовать только в индивидуальном. Вне сознания индивидов может существовать лишь материализованный результат их духовной деятельности.

В структуре общественного сознания выделяют два уровня: общественную психологию и идеологию. Общественная психология это массовое сознание людей, формирующееся в процессе их повседневной жизни. Это область социальных чувств, эмоций, настроений, эмпирических выводов и оценок. Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Идеология – это уже теоретический уровень сознания, система идей и теорий, стремящихся постичь более глубокую сущность вещей. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер.

Формами общественного сознания являются политическое и правовое сознание, нравственное, эстетическое, религиозное и другие. Многообразие форм общественного сознания определяется многообразием и богатством самого объективного мира – природы и общества. Каждая форма общественного сознания имеет свой предмет отражения и выполняет свою, специфическую роль в жизни общества. Некоторые авторы полагают, что и наука является формой общественного сознания. Но наука не форма, а теоретический слой всех форм общественного сознания за исключением религии. В современной философской литературе в качестве самостоятельных форм общественного сознания выделяют также экономическое сознаниеиприродознание.

Центральное место среди других форм общественного сознания занимает политическое сознание. Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика – это концентрированное выражение экономики. Тот класс, который представляет господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. “Господствующие мысли есть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений” - писали К.Маркс и Ф.Энгельс. Коренные экономические интересы классов находят в политике непосредственное выражение в отличие от нравственности, искусства, философии и религии, в которых эти интересы выражаются опосредованно.

Политика тесно связана с правом. Право это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Если политика – это концентрированное выражение экономики, то право вполне можно назвать концентрированным выражением политики. Правосознание это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным и неправомерным.

Правосознание тесно связано не только с политической, но и с нравственной формой сознания. Многие правовые нормы в то же время являются нравственными, но в отличие от права, за которым стоит сила государства, способного принуждать к соблюдению норм права, мораль основывается на личном убеждении, на авторитете, на силе общественного мнения. Мораль – это система социальных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственное сознание, отражающее отношения, существующие между людьми и обязанности, вытекающие из этих отношений, выражается прежде всего в знании человеком соответствующих норм поведения. Система этих знаний на идеологическом уровне находит свое выражение в этике и в кодексах морали. Но свое отношение к тем или иным действиям, явлениям человек не только осознает в этических понятиях, но и глубоко переживает, выражая чувства удовлетворения или неудовлетворения, восхищения или негодования. Эти моральные чувства вместе с обыденной моралью составляют психологический уровень общественного сознания.

Мораль выполняет регулятивную, ценностно-ориентирующую и воспитательную функции. Понятие добра и зла, справедливости, счастья, нравственного идеала помогают индивиду ориентироваться в жизни, лучше понимать ее, определять свое место в обществе и строить отношения с другими людьми. Мораль формирует нравственную культуру человека, которая имеет важное значение для его облика в целом. Нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, тактичность и т.д.

Эстетическое сознание является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивая его целостность и мобильность. Оно имеет место в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление или чувственное созерцание, производственная деятельность или сфера быта. Человек оценивает с эстетических позиций все, что вовлечено в сферу его опыта.

Природа эстетического сознания определяется как субъектом, так и объектом эстетического созерцания. Эстетическое чувство невозможно без внешнего стимула – будь то пейзаж, человеческое лицо или произведение искусства, всегда имеющие материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы есть, таким образом, необходимый источник эстетического наслаждения. Но эстетическое чувство зависит и от субъекта созерцания, от его общей культуры и способности к эстетическому восприятию действительности.

Высшей формой эстетического сознания является искусство. Искусство – это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по своему трансформируя и изменяя их. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, да и любое социально значимое событие находит свое выражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Предметом искусства является как отношение человека к миру, так и сам человек во всех его измерениях и целостности. Специфика языка искусства со времен Гегеля, определившего искусство как “мышление в образах”, чаще всего описывается через художественный образ, метафору, символ и другие аналогичные художественные приемы.

Искусство реализует познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Оно оказывает неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование. Но познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, мы пропускаем это содержание через свои эмоции, даем чуственно-конкретным образам эстетическую оценку, получая при этом эстетическое наслаждение.

Одной из наиболее массовидных форм общественного сознания является религия. Религия –это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существовании сверхестественного. Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят или найдут свое идеальное разрешение все проблемы земного бытия. Ф.Энгельс говорил, что религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые противопоставлены им в их повседневной жизни, причем таким отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Научных доказательств существования Бога не существует, поэтому атрибутом религиозного сознания выступает вера.

Однако только научно-рациональное опровержение религиозных воззрений не может полностью разрешить проблемы религиозного сознания. Дело в том, что религия способна удовлетворять очень важные социально-психологические потребности человека. Если бы религия была просто временным заблуждением человеческого ума, она не смогла бы в течении двух тысячелетий занимать центральное место в структуре общественного сознания и исчезла бы сразу, как только наука и философия противопоставили ей свои решения основных вопросов бытия. Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно исполнения предписываемых религией установлений. Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

Религиозное сознание соответствует объективным потребностям человеческого духа, и поэтому до тех пор, пока эти потребности полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания, религия будет оставаться для некоторых слоев общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восторжествующей в будущем справедливости. Вместе с тем, религия дает иллюзорное удовлетворение этих потребностей и, по существу, снимает с человека бремя сознательной ответственности за окружающую реальность, способствуя в принципе пассивно-созерцательному отношению к жизни.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Федеральное агентство по образованию... Государственное образовательное учреждение высшего...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические типы общества. Формации и цивилизации.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Для самостоятельной работы студентов
    Иваново 2005     Философия: Метод. материалы для самостоятельной работы студе

Тема 4. Социальная философия
4.1. Предмет и функции социальной философии 51 4.2. Природа и общество. Глобальные проблемы современности 52 4.3. Исторические типы общества. Формации и цивилизации 55 4.

Философия и мировоззрение
Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, она стоит у истоков научного знания и духовной культуры человечества. Возникла она в середине 1-го ты

Предмет и структура философского знания.
Философия возникает в период формирования классового общества, она приходит на смену мифологическому сознанию, присущему первобытному обществу. Мифология явилась исторически пер

Основной вопрос философии и две его стороны.
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от е

Диалектика и ее альтернативы
(метафизика, софистика, эклектика ) В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод находиться в тесной связи с теорией. Теория определяет мето

Философия в системе научного знания.
Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя безоговорочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук. Предметом философии является всеобщее, поэтому

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
2.1. Античная философия. Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае, но наибольшего развития она получила в Древней Грец

Средневековая западная философия.
Средневековая философия в Западной Европе – это христианская философия, которая начала складываться во II в. н.э. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из

Русская философия.
Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Эта истина убедительно подтверждается историей формирования и развития русской философии. Русская философия имеет бо

Материя и её атрибуты.
Онтология – это учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом любой достаточно развитой фил

Философское учение о развитии.
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Развитие не следует понимать как разв

Возможность – это определённость материи, характеризующая её со стороны потенций существования и развития.
Возможность и действительность, таким образом, не сама материя, не само сущее, а способ бытия сущего. В качестве противоположностей возможность и действительность существуют как иное друг друга, он

Философское учение о сознании.
Мир един и единство его состоит в материальности. Если мы будем рассматривать мир как целое, то в него войдет и мыслящая материя с её свойствами. Сознание и является свойством высокоорганизованной

Проблема познания в философии.
Теория познания – часть философии, исследующая процесс взаимодействия субъекта и объекта, учение о сущности, путях и возможностях познания. В решении вопроса о познаваемости мира,

Предмет и функции социальной философии.
Социальная философия – это система теоретического знания о сущности человека и общества, о наиболее общих законах и движущих силах его развития.Судьба человечества во многом зависи

Экзаменационные вопросы по философии.
1. Философия и мировоззрение, их соотношение. 2. Мифология, религия и философия. 3. Предмет и специфика философского знания. 4. Основной вопрос философии и две его сторон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги