Русское возрождение

Второй период русской философии – Возрождение:

М.В. ЛОМОНОСОВ – сторонник деизма и теории двойственной истины: мир веры и мир знаний имеют собственные сферы, но не противоречат и не мешают друг другу. С Ломоносова началась секуляризация российской науки. Ломоносов предложил свое определение материи: «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». При этом ему удалось избежать отождествления материи и вещества, однако механицизма избежать не удалось. Кроме того, Ломоносов известен своим атомистически-корпускулярным подходом, гелиоцентрической картиной мира и законом сохранения энергии.

А.Н. РАДИЩЕВ – антимонархизм и приоритет прав народа над правами монархов. Радищев противопоставлял Закон и власть, предлагает свою программу преобразования российской государственности на республиканских началах. Он сформулировал положение о повторимости революции, о вечности радикализма. Именно Радищев создал русскую философскую антропологию – в своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии». Довольно последовательно применяя материалистическую методологию к анализу психики, человеческой духовности, Радищев не нашел способа материалистически же решить вопрос о форме существования души. Душа у него обречена на вечное существование и реинкарнацию (ср. Платон). Отсюда сомнения Радищева в собственной теории, духовный кризис и самоубийство.

Третий этап – русское Просвещение:

П.Я. ЧААДАЕВ первый русский профессиональный философ, выдвинул концепцию «русского пути». Отказав России в самобытности социальной и экономической (причина – византийское православие), Чаадаев, тем не менее, глубоко верил в ее духовный мессианизм, высокое назначение в будущем. Призвание России – осуществить окончательный религиозный синтез.

А.И. ГЕРЦЕН пытался принципиально дистанцироваться как от материализма (упрекал за отрицание объективности разума, сведение мышления к отдельной, частной способности одного типического человека), так и от идеализма. В философии он предпочитал среднюю линию – рационалистического реализма, который принимал установку философского реализма на объективацию разума, но делал это в интересах антропологизации и гуманизации природы. По существу это предтеча русского космизма. При этом Герцен пытался соединить диалектику с элементами материализма. Примечательно его философия истории. Общий закон развития вполне допускает и даже предполагает бесконечное число (непредвиденных) вариаций, возможностей. Одномерность и предзаданность развития существует лишь в воображении. Он разделял (с оговорками) теорию пути к социализму на основе крестьянской общины.

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ считал возможным для России, минуя капитализм, перейти непосредственно к социализму. Общинное владение – единственное разумное и полное средство соединить частную выгоду земледельца с улучшением земли , а его методы производства с добросовестным исполнением работы. А это и есть социализм. Таким образом его социалистическая теория оказалась в плену консервативного идеала.