Анатомия общества

«Анатомия общества»

Человеческое общество относится к высшему типу органических систем. Части таких систем не просто взаимосвязаны, но еще и взаимоположены, т.е. могут существовать лишь в рамках целого, лишь связи друг с другом. Более того, части органических целостных систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроникновение.

Указанные обстоятельства чрезвычайно осложняют анализ структурного членения общества. Правила этого анализа: 1) общество обладает собственными, объективно выделенными в нем частями, которые должны «регистрироваться ученым» и не могут быть объектом произвольного конструирования в соответствии с его личными предпочтениями. Иными словами, общество следует членить по «принципу апельсина», учитывая собственные дольки, которая создала в нем природа, а не « по принципу краюхи хлеба», разрезаемой на любые произвольные куски. 2). Согласно второму правилу, структурный анализ общества, как и любой другой сложноорганизованной системы, предполагает анализ частей, а вовсе не свойств или состояний, присущих этим частям. 3). Необходимо учитывать в нем наличие частей «разного калибра», занимающих в его структуре далеко неодинаковое место, т.е. исходить из наличия в социальной системе различных структурных уровней, находящихся в отношении иерархического соподчинения: подсистемы, компоненты, элементы. 4). Необходимость взаимодополнительности социологического и философского подходов к пониманию общества.

На выделение социальной структуры огромное влияние оказывают понимание учеными природы социума, природы общества как организационной формы воспроизводства социального. Очевидно, что «субъектная», «институциональная» или «деятельностная» парадигмы такого понимания ведут к весьма различным взглядам на число и характер подсистем общественной организации. Так, теоретики, полагающие, что общество проявляет себя в качестве коллективного группового субъекта общественной жизни, делят его соответственно, на социальные группы, рассматривая самые большие из них в качестве искомых подсистем общества. Сторонники институциональной парадигмы полагают, что основное членение общества связано с выделением исходных типов общественных отношений, носителем которых являются группы. Такова точка зрения многих сторонников К. Маркса.

Направление, исходящее из деятельностной парадигмы, полагает, что подсистемы общества как организационной формы самодостаточной групповой активности образуются основными типами деятельности, необходимыми для существования людей. Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые присутствуют уже в простейшем индивидуальном социальном действии. Каковы же основные элементы социального целого, из взаимодействия которых складывается даже самое простое социальное действие?

Первым элементом является человек. Без него невозможна социальная деятельность. Он - активная сторона этой деятельности, ее субъект. Вторым элементом социального действия является объект деятельности. Чаще всего в этом качестве выступают вещи (но могут быть и люди, как это имеет место в деятельности врача). Объекты деятельности делятся на 2 группы, Первая - это все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим потребностям. Вторая группа - это символы и знаки. Воздействуя на наше сознание, они обеспечивают целенаправленность индивидуальной деятельности, а при коллективной – ее согласованность.

Кроме названных, элементом социального целого являются также отношения и связи между указанными основными факторами социального действия. Они могут быть субъект-объектными, либо субъект-субъектными.

Таким образом, существуют 4 элемента всякой человеческой деятельности: люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства рождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру общества.

Социально-философский взгляд на общество как на организационную форму деятельностного воспроизводства социального, позволяют нам выделить 4 типа совместной активности людей, необходимые для самодостаточного существования общественного коллектива. Именно эти типы, воспроизводимые в любом из известных истории обществ, определяют его подсистемы или сферы общественной жизни: 1) Совместное производство вещей образует материально-производственную сферу, 2) производство и воспроизводство непосредственной человеческой жизни - социальную сферу, 3) производство определенной информации образует духовную среду, 4) создание и оптимизация общественных отношений – организационную сферу.

Основаниями групповой дифференциации общества служат:

1) общественное разделение труда,

2) экономическое распределение собственности,

3) культурная дифференциация.

Выделяют в этой связи этнические группы: род, племя, народы, нации. Социальные классы, сословия, слои касты, социальные группы, полифункциональные и. монофункциональные, профессиональные и статусные, формальные и неформальные, микро - и макрогруппы.

Внутренняя характеристика сфер, отражающая статусные соотношения субъектов деятельности, называется укладом общественной жизни. Соответственно основным сферам общественной жизни, или подсистемам общества выделяют 4 уклада: экономический, выражающий статусные зависимости в системе производства непосредственной жизни, политический -фиксирующий статусные связи в системе отношений властвования, духовный - характеризующий реальную дифференциацию людей по принадлежности к сложившемуся системам ментальности, символическим программам поведения.

Уклады являются компонентами социальной структуры наряду с различными типами социальных групп.